Разработка занятия по речевому развитию на тему: «Путешествие в сказочную страну звуков и букв»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Цель: Создать воображаемую игровую ситуацию для решения образовательных задач по подготовке детей к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_skazochnuyu_stranu.docx | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 59 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему: «Путешествие в сказочную страну звуков и букв»
с детьми старшей группы
Старший воспитатель:
Знак Мария Борисовна
Воспитатель:
Логинова Галина Николаевна
Санкт-Петербург
2017
Тема: «Путешествие в сказочную страну звуков и букв»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Создать воображаемую игровую ситуацию для решения образовательных задач по подготовке детей к обучению грамоте.
Образовательные:
- Учить детей определять маршрут и направление пути по графической карте.
- Закрепить у детей значение терминов «звук», «буква», «слово», «гласный звук», «согласный звук».
- Закрепить умение детей интонационно выделять звуки в словах и подбирать к ним соответствующую букву.
- Стимулировать развитие самостоятельности детей в применении способа звукослияния при прочитывании несложных слов.
Развивающие:
- Развивать умение планировать от начала до конца ход игры-фантазии по знакомой сказке и отражать его в планирующей речи ("Сначала пойдем по этой дорожке, попадём в город, выполним задания, потом пойдем...»).
- Развивать воображение у детей.
- Развивать логическое мышление детей.
Воспитательные:
- Воспитать добрые чувства к знакомому литературному персонажу.
Использование современных педагогических технологий:
- технология развития игры-фантазирования;
- технология моделирования звукового состава слова;
- технология развития планирования у детей.
Предварительная работа:
Рассматривание Букваря, беседа о том, что Букварь – это учебник, по которому школьники первого класса учатся читать. На музыкальных занятиях знакомятся со скрипичным ключом. Просмотр мультфильма «Золушка». Чтение сказки Ш.Перро «Золушка».
Оборудование: магнитная доска, раскраски для подарков детям, карта с маршрутом, указка для педагога, записка от Золушки, 2 изображения Золушки (печальное и веселое), карточки с буквами «Б», «А», «Л», карточка с изображением скрипичного ключа, поднос с камешками (по одному для каждого ребенка), карточки для упражнения «Лишний звук», чудесный мешочек с карточками, на которых написаны слова (мак, мука, муха, мышка, мел, мяч, машина, море, мыло), соответствующие этим словам картинки, карточки-схемы «Место звука в слове» (в начале, в середине, в конце), наборное полотно для упражнения «Волшебный ребус» с карточками-изображениями предметов и карточками-буквами («Ц», «В», «Е», «Т», «О», «К»), цветок-модель красивого цветка, небольшое полотно голубой ткани для реки, музыкальное сопровождение (магнитофон).
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Организация детей перед занятием | Дети занимаются свободной совместной деятельностью. Заходят гости, здороваются, дети здороваются с гостями. |
Мотивация | |
Воспитатель делает вид, что занят своими делами, к чему-то готовится. «Неожиданно» находит карту. Очень удивляется. - Ребята, а это что такое? Чьё это? - Что вы видите на этом листе? - А почему ты думаешь, что это карта? Что в этом рисунке есть такое, что напоминает карту? - Знаете, ребята, я, скорее соглашусь с ... (называет ребенка), что это карта. | Дети заинтересовываются, подходят к воспитателю. Рассматривают карту. Говорят, что не знают, чьё это. |
Целеполагание | |
- Ребята, что же нам нужно делать? - Да, ребята, это очень доброе дело, помочь кому-нибудь. | - Нужно помочь Золушке дойти до Волшебной Страны Звуков и Букв. Дети предлагают свои варианты. |
Планирование будущей деятельности | |
- Зачем нам Золушка передала карту? - Это очень хорошее предложение: пойти по карте. - Но чтобы отправиться в путь по карте, нам нужно её рассмотреть. - Откуда мы отправимся и куда пойдём? - Я, ребята, догадалась! - Вот здесь на карте нарисованы круги и написаны их названия. Видите? Читает: «Лишний звук», «Назови слово», «В гостях у буквы «У», «Волшебный ребус». Это, наверное, волшебные города, через которые нам нужно пройти. Там мы будем делать остановки. - Какие остановки сделаем? Куда мы вначале пойдем? - Потом куда? Давайте еще раз назовем пункты нашего маршрута. Там вы будете выполнять задания. Звучит музыка Мы дружно все шагаем, Задание выполняем, Раз, два, три, раз, два, три, Веселее нам идти. | - Чтобы по карте дойти до Волшебной Страны. Дети рассматривают карту, отвечают на вопросы педагога. Рассматривают карту, соглашаются с предложением педагога. От места, где нарисована грустная Золушка, по дорожкам до Дворца. Дети проводят пальчиком или указкой по карте (по дорожкам). - В город «Лишний звук». - В город «Назови слово». - «В гости к букве «У». - В город «Волшебный ребус». - В замке. Дети хором вместе с воспитателем проговаривают пункты маршрута. Дети идут вместе с педагогом, проговаривая хором речёвку. |
Реализация плана | |
- Ребята, мы пришли в город «Лишний звук». В этом городе живут все звуки речи. - Какие бывают звуки речи? - Назовите гласные звуки. - Назовите несколько согласных звуков. - Почему они не поются? Что им мешает? - Чем отличается звук от буквы? Игровое упражнение «Лишний звук» Детям предлагаются две карточки с буквами, обозначающими гласные и согласные звуки. - В городе «Лишний звук» есть 2 дома, где живут некоторые звуки. Жители этих домов всегда ссорятся, так как считают, что какой-то звук неправильно поселился в их доме. Давайте поможем им помириться и определим, какие звуки оказались не в своих домах. 1 дом – А О И К У 2 дом – Б Т К Л А - Молодцы! Вы справились с этим заданием. - А раз вы справились с этим заданием, то Золушка даёт вам эту карточку. (Даёт детям карточку, на которой написана буква «Б»). - Что здесь написано? - Куда теперь идём? Звучит музыка Мы дружно все шагаем. Задание выполняем. Раз, два три, раз, два, три, Веселее нам идти. | - Гласные и согласные. - А, О, И, У, Ы, Э, Е, Ё, Я, Ю. - Потому что, когда они произносятся, им не губки, ни зубки, ни язычок не мешают вылетать из домика-ротика. Они могут петься. Дети называют согласные звуки. - Они не поются, потому что губки, зубки, язычок мешают им пропеть песенку. При их произнесении чувствуется какое-то препятствие. - Звуки мы слышим и говорим. А буквы видим и пишем. Дети называют лишний звук и объясняют свой выбор. - В этом доме звук «К» лишний, потому что он согласный, а все остальные – гласные звуки. - В этом доме звук «А» лишний, потому что он гласный, а все остальные – согласные звуки. Звуки «К» и «А» должны поменяться местами. - Буква «Б». Дети идут вместе с педагогом, проговаривая хором речёвку. |
Игровое упражнение «Назови слово по буквам» - В этом городе живут разные слова. Жители города, то есть разные слова, очень любят себя и разрешают посетить их город только тогда, когда их прочитают. Давайте поможем Золушке познакомиться с жителями города и прочитать слова. - Вам, ребята, нужно достать из чудесного мешочка карточку со словом, прочитать его, а потом найти карточку, на которой будет подходящая этому слову картинка, и прикрепить их парами вот здесь на магнитной доске. Воспитатель контролирует выполнение детьми задания. Вместе с детьми рассматривает получившиеся пары. - Давайте посмотрим на пары, которые у нас получились. Золушка считает, что у жителей этого города есть какой-то секрет. - Какой это секрет? - Давайте хором назовём слова, которые живут в этом городе. - Есть ли у этих слов какой-нибудь общий признак? - Правильно, ребята, это слова, начинающиеся на один и тот же звук «М». Звук «М» в этих словах стоит где? Вот в этом их секрет. - Золушка считает, что вы справились и с этим заданием и даёт вам еще одну карточку. Передаёт детям карточку с изображением скрипичного ключа. - Что изображено на этой карточке? - Наверное, не просто так Золушка нам дала эту карточку. Наверное, в пути нужно отдохнуть, сделать музыкальную паузу. | Дети берут карточки со словом из чудесного мешочка, читают по буквам, подбирают соответствующую картинку: мак, мука, муха, мышка, мел, мяч, машина, море, мыло. Прикрепляют карточки со словами и картинки парами на магнитной доске. Все вместе рассматривают их, произносят хором, определяют общий признак (все слова начинаются на букву «М»). - В начале слова. - Скрипичный ключ. |
Музыкальная пауза. Пальчиковый массаж. Давайте посидим на полянке, на траве, вспомним ручейки, через которые мы проходили. Послушаем удивительную музыку и поиграем камушками (на подносе камушки, дети берут по камушку). Камушек сильно я сжимаю И ладошку поменяю. Камушек мой не отдыхает Между пальцами гуляет. По песку круги катаю, Из-под рук не выпускаю. Назад, вперед его качу, Вправо, влево, как хочу. Танцевать умеют танец На камушке мой каждый палец. - С камушками поиграли, теперь опять пора отправляться в путь. Куда мы идём? Звучит музыка Мы дружно все шагаем. Задание выполняем. Раз, два, три, раз, два, три, Веселее нам идти. | Дети выполняют под тихую музыку массаж ладоней и пальчиков при помощи камушка. Произносят слова логоритмической игры. Смотрят на карту и называют следующий город: «В гости к букве «У». Дети идут вместе с педагогом, проговаривая хором речёвку. |
Игровое упражнение «В гостях у буквы «У» - Ребята, мы с вами побывали в городе, где живут разные слова, а сейчас мы пришли в гости, в город, где живёт буква «У». Эта буква тоже себя очень любит. Ей нравится слышать, когда произносят слова, где есть звук «У». Причём, ей нравятся любые слова со звуком «У»: когда «У» (показывает на схему) где?, когда «У» - где? и когда «У» - где? Давайте порадуем хозяйку этого города букву «У» и придумаем слова со звуком «У» в начале слова. - Как вы думаете, букве «У» понравились ваши слова? - Почему вы так думаете? - А давайте, ещё порадуем букву «У». Подберем нужную схему к тем словам, которые начинаются на звук «У». - Почему вы так считаете? - Как вы думаете, буква «У» довольна вашими ответами? - Давайте её еще порадуем? - Давайте придумаем теперь слова со звуком «У» в середине слова. Подберём следующую схему тех слов, когда нужный звук находится в середине слова. - Почему эта схема подходит? - А теперь, чтобы буква «У» была совсем довольна придумайте слова со звуком «У» в конце слова. Подберём следующую схему тех слов, когда нужный звук находится в конце слова. Почему эта схема подходит? - Золушка считает, что вы очень помогли ей с заданиями буквы «У» и даёт вам еще одну карточку. Воспитатель показывает карточку, на которой буква «А». - Куда теперь мы должны идти? - А рядом с городом буквы «У» протекает река. Как нам её перейти? - Верно, ребята! Давайте возьмём вот эти дощечки (схемы), построим мост и перейдем речку. Звучит музыка Мы дружно все шагаем. Задание выполняем. Раз, два, три, раз два, три, Веселее нам идти. | - В начале слова, в середине слова, в конце слова. Дети без наглядной опоры предлагают свои слова. Например, утка, улей, умка, Уля, уши. - Да, понравилось. - Потому что они все начинаются на звук «У». - Хорошо. Дети находят схему слов, когда нужный звук находится в начале слова. Дети доказывают, что схему они подобрали правильно. - Довольна. - Давайте. Дети без наглядной опоры предлагают свои слова. Например, рука, зуб, обруч. Дети кладут следующий «кирпичик». Дети доказывают, что схему они подобрали правильно. Дети по картинкам: «вверху», «внизу». Дети доказывают, что схему они подобрали правильно. Дети рассматривают карточку, называют букву. - В город «Волшебный ребус». - Построить мост! Дети строят мост через реку. Проходят осторожно по нему. Дети идут вместе с педагогом, проговаривая речёвку хором. |
Игровое упраженение «Волшебный ребус» - Вот, ребята, мы и пришли в город, где есть Волшебный ребус. - Что нам нужно сделать с этим ребусом? - Давайте его разгадаем? - Молодцы, ребята! - Мы разгадали ребус? - Золушка вам снова даёт карточку. Что здесь написано? - Ребята, куда нам теперь нужно идти? Давайте посмотрим на карту. - Ребята, а зачем после выполнения каждого задания Золушка нам давала эти карточки с буквами? (Выставляет карточки так, чтобы дети могли прочитать получившееся слово). - Какая буква первая? Какая вторая? Третья? - Какое слово получилось? - Что же это значит? | - Нужно его разгадать. Дети рассматривают картинки ребуса. Определяют первый звук в названии каждой картинки. Подбирают соответствующую букву и помещают её в кармашек под картинкой. Потом называют звуки получившегося слова и произносят: Ц-В-Е-Т-О-К. - Да. - Буква «Л». Дети рассматривают карту и видят, что все пункты плана они прошли. - Теперь можно идти в замок к королю Букварю и королове Букварии. - Б - А - Л - Бал. - Это значит, что Золушка приглашена в замок на бал. |
Рефлексия | |
- Правильно, король и королева пригласили Золушку на бал. - А мы помогли ей добраться? - Ой, ребята, посмотрите: Золушка раньше была печальной, а теперь стала весёлой и счастливой! (Показывает на картинку Золушки). - Что мы сегодня делали? - Хорошее дело мы сделали? - Вы все задания выполнили правильно? - Какое задание вам больше всего понравилось? - Какое было самым трудным? - Золушка сейчас отправится на бал в замок. Вы, ребята, можете вечером дома или в детском саду после полдника можете пофантазировать и представить, как будет проходить этот праздник в замке, что может случится с золушкой на балу у короля Букваря и королевы Букварии. Мы потом с вами об этом поговорим. И вы расскажете свои истории про Золушку на балу. - А Золушка за то, что вы так хорошо ей помогали, хочет подарить вам подарки. Педагог раздает детям раскраски. | - Помогали Золушке выполнить задания со звуками и буквами. Путешествовали по Волшебной Стране Звуков и Букв. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по обучению грамоте на тему: «Путешествие в королевство гласных звуков и букв».
Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.Задачи:Коррекционно-образовательные:· активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;·...
ОО Речевое развитие. Основы чтения и подготовка к письму. Тема. Путешествие в сказочную страну звуков (повторение).
ОО Речевое развитие. Основы чтения и подготовка к письму. Тема. Путешествие в сказочную страну звуков (повторение)....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами театрализации. Образовательная область"Речевое развитие" Тема: "Путешествие по сказочной стране"(театрализация русской народной сказки "Теремок") (средняя группа)
Цель: активизировать умственные и развивать творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.1) Закреплять знания детей по прочитанным сказкам;2) Учить детей драматизировать знак...
КОНСПЕКТ НОД по ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Тема: «Путешествие в сказочную страну»
Тема: «Путешествие в сказочную страну» Цель: Развитие речевой деятельности дошкольников посредством художественной литературыЗадачиИнтеграция образовательных областейПредпосылки УУД1.Обучающие 1....
Конспект занятия в старшей группе Речевое развитие Тема: «Путешествие в сказочную страну»
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....
Интегрированное итоговое занятие в старшей группе. Тема: «Путешествие в сказочную страну».
Детский сад «Колосок» с. Родино, филиал МБДОУ – детского сада «Березка» с. Шипуново Шипуновского района Алтайского края...
Конспект открытого занятия в старшей группе Речевое развитие Тема: «Путешествие в сказочную страну»
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Задачи: Обучающие: Формировать умение отвечать на вопрос полным ответом. Развивающие: Развивать свя...