Методическая разработка по обучению грамоте на тему: «Путешествие в королевство гласных звуков и букв».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
· активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;
· закрепление знаний детей о гласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках;
· закрепление умения выделять гласные звуки в начале слова, в середине и в конце;
· формирование навыка слогового чтения;
· совершенствование слогового и звукового анализа и синтеза;
· совершенствование умения отвечать на вопросы полным ответом;
· ознакомление с графическим изображением звуков- буквами;
· закрепление навыка выделения звука на фоне слова;
Коррекционно- развивающие:
· развитие фонематического слуха, восприятия, представления;
- развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие мышления, внимания, памяти;
- развитие координации речи с движением;
- развитие мелкой моторики;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности;
- воспитание умения выслушивать до конца ответы других детей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_na_temu_glasnye_zvuki_i_bukvy.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в королевство гласных звуков и букв" с использованием ИКТ.
Учитель-логопед: Новаторова Дарья Олеговна
Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;
- закрепление знаний детей о гласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках;
- закрепление умения выделять гласные звуки в начале слова, в середине и в конце;
- формирование навыка слогового чтения;
- совершенствование слогового и звукового анализа и синтеза;
- совершенствование умения отвечать на вопросы полным ответом;
- ознакомление с графическим изображением звуков- буквами;
- закрепление навыка выделения звука на фоне слова;
Коррекционно- развивающие:
- развитие фонематического слуха, восприятия, представления;
- развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие мышления, внимания, памяти;
- развитие координации речи с движением;
- развитие мелкой моторики;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности;
- воспитание умения выслушивать до конца ответы других детей;
Оборудование: проектор с презентацией, кружки разного цвета на каждого ребенка, предметные картинки, фланелеграф, буквы, конструктор букв.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сейчас присядут те из вас, кто назовет 1 звук вашего имени и фамилии.
Дети называют первые звуки.
- Введение в тему.
Сегодня у нас с вами необычное занятие. Утром мне доставили в кабинет ларец, а в нём письмо. В этом письме просят о помощи гласные звуки. В их королевстве произошла беда, злая волшебница забрала у гласных звуков голос. Они теперь не могут петь. Чтобы вернуть им голос, нужно выполнить все задания злой волшебницы. Поможем звукам?
Дети: Конечно поможем!
- Повторение изученного материала.
Отправляемся на прогулку по Королевству звуков. Закройте глазки и представьте, что нас закружил ласковый ветерок и перенес в сказочное королевство.
Звучит музыка.
Логопед берет волшебную палочку, одевает накидку.
Логопед: Ребята, как вы думаете, кто я?
Дети: Фея. Мы с вами превратились в волшебников. Перед вами волшебное королевство. (слайд 1)
Логопед: Чтобы нам с вами быть очень внимательными, посмотрите на волшебные картинки и следите глазками за движениями бабочек. (слайд 2-5).
Логопед: Ребята, а что больше всего любят делать гласные звуки?
Дети: Петь.
Логопед: Каким цветом мы их обозначаем?
Дети : Красным!
Логопед: А сколько всего гласных звуков?
Дети: Их шесть. (слайд 6).
Логопед:
Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно.
Ребята, а почему мы не можем увидеть гласные звуки?
Дети: Потому что мы их можем только слышать и говорить.
Логопед: А что мы тогда пишем?
Дети: Мы пишем буквы.
Логопед: Сколько гласных букв в русском языке?
Дети: 10 (а я о ё ы и э е у ю).
Логопед: Какая гласная буква никогда не бывает большой?
Дети: ы.
Логопед: Прежде, чем мы будем спасать наши звуки от злой волшебницы, давайте вспомним их.
Широко откроет рот,
Песню первую споет – АААА
Как откроет рот колечком,
Встанет солнце за крылечком – ООООО
Сдвинет губы трубочкой,
Пропоет он дудочкой - УУУУ
Губки улыбаются,
Зубки появляются - ИИИИИ
Если вдруг ворчать начнет,
Тут уж каждый запоет – ЫЫЫЫ
Любит голосок резвиться,
Любит голосок дразнится.
Он тогда кричит тебе:
“Ну – ка спой мне песню – Э”
- Игра: “Повтори-не ошибись”
Учитель-логопед проговаривает ряд звуков, а ребёнок повторяет:
АО, УАЭ, УАЭЫ, ОУЭЫ, АУИО, УЫИИО, ЭОУА, ААООУЭ, ИЭЫУО и т.д.
Логопед: А вот и первое задание слой волшебницы.
- Игра «Угадай какой звук».
Это фотографии мальчика, он нам говорит звуки, но мы их не слышим. Давайте по губам определим, какой звук он произносит. (Слайды 7-12).
Дети определяют звуки по артикуляции.
Логопед: Как мы уже говорили, звуки мы обозначаем…
Дети: Буквами.
Логопед: Ребята, а вот и второе задание коварной волшебницы.
- Игра “Разведчики”.
Логопед: Я буду называть вам слова, а вы мне должны показать ту гласную букву, которая есть в этом слове: ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, НОС.
Что вы называли?
Дети: Звуки.
Логопед: Что показывали?
Дети: Буквы!
Логопед: Теперь задание усложним. Я показываю вам картинку, а вы кладете перед собой ту гласную букву, которая есть в названии этой картинки.
Детям показываются картинки: ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН. Они выкладывают перед собой гласные буквы.
Затем, логопед на доске вывешивается правильный образец: О И О Ы О. Дети проверяют выполненное задание.
Логопед: Ребята, вспомните и назовите по порядку названия картинок, которые я вам показывала. А помогут вам гласные буквы, которые вы выкладывали.
Дети называют названия животных, а учитель-логопед вывешивает эти картинки. - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на этих картинках? (Животные)
Логопед: Молодцы!
Логопед: Нужно продолжать, а то злая волшебница не отдаст голос гласным звукам!
- Игра «Найди звуки».
Логопед: Перед вами картинки, найдите среди них те, в которых есть звук «А», затем «О», «У», «И», «Э», «Ы»? (слайды 13 -18).
Дети по очереди называют картинки.
Логопед: Ребята, вы наверно очень устали, давайте станем в кружок и немножко отдохнем.
Дети выполняют задание в соответствии с текстом.
Гром гремит, грозит, грохочет
Напугать гроза нас хочет. (Топают ногами в такт.)
Небо было голубое —
Стало грозное, стальное. (Качают руками над головой.)
Град горошинами бьёт,
Град гулять нам не даёт! (Приседают, закрывая руками голову)
Но гроза всё дальше, тише,
Глуше гром и небо чище ... (Стучат кулаками по коленям в такт.)
Загорелась полукругом
Радуга-дуга над лугом! (Приседают, рисуют рукам над головой дугу — разводя руки в стороны.)
Л. Гадасина, О. Ивановская.
Логопед: А теперь давайте продолжим.
Логопед: Ребята, посмотрите на картинки, где находятся наши звуки (в начале, в середине или в конце).
Дети определяют положение звука в слове. На каждый звук по 3 картинки.
Логопед: молодцы! Ребята, а сколько слогов в слове слон? Почему? И т.д
Дети: В слоне Слон – 1 слог, потому что 1 гласная О.
Логопед: Это знает каждый из учеников – Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Игра “Ребусы”.
На фланелеграф логопед прикрепляет картинки, нужно назвать что изображено на них и составить из первых звуков каждой картинки слово.
Логопед: Назовите слово, которое спряталось в названии этих картинок.
Нужно составить слово из первых звуков следующих предметов:
- эскимо, хомяк, обруч. (ЭХО)
- очки, санки, аист (ОСА)
- ириска, гусь, луна, арбуз (ИГЛА)
Логопед: Какие вы молодцы!
- Игра «Какая гласная спряталась?».
На доску вывешиваются картинки, внизу напечатано название картинки с закрытой гласной буквой
Логопед: Какие буквы потерялись в словах? ЛУК – Л _ К, КОТ – К _ Т, СЫР – С _ Р, КИТ – К _Т, РАК – Р _ К, СЛОН – СЛ _Н.
Каждый ребенок выходит к доске и пишет нужную букву.
- Игра “Почини букву”
Двигаясь под музыку, подходят к подносу с “поломанными буквами”
Логопед: Какие буквы странные,
Совсем как иностранные!
Ребята! Я догадалась, эти буквы “поломались” и их надо “отремонтировать”.
Дети “ремонтируют” буквы, и прикрепляют их на доску.
Логопед: Ребята, вы это слышите? (аудиозапись «гласные поют»). Голоса гласных звуков вернулись, а это значит, мы спасли их! Молодцы! Злая волшебница быстро убежала из королевства! А нам нужно возвращаться к группу. Давайте закроем глаза (звучит спокойная музыка). Вот мы и в группе.
4. Итог занятия.
Логопед: Вам понравилось наше волшебное путешествие? Что понравилось больше всего?
Дети рассказывают логопеду , что им понравилось больше всего.
До-свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте"Путешествие в страну Гласных звуков и букв"
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подгот.группы с нарушениями речи...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.
Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....
Методическая разработка по обучению грамоте на тему: Звук [Ф], буква Ф
Звук [ Ф ] и буква Ф...
Методическая разработка по обучению грамоте на тему: Звук [С], буква С
Звук [C] буква С...
Методическая разработка по обучению грамоте на тему: Звук [П], буква П
Звук [П] буква П...
Методическая разработка по обучению грамоте в средней группе ДОУ "Знакомство с буквами и гласными звуками А, О, У, И"
Данная разработка предназначена для работы с детьми среднего возраста по обучению грамоте. Материал основан на программе обучения грамоте детей Н.В.Нищевой. На первом этапе проходит ознакомление ...
Открытое занятие по развитию речи в средней группе Тема: «Путешествие в страну гласных звуков и букв»
Образовательная деятельностьЭтапы деятельностиСодержаниеI.Организационный этап....