Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи "Животные Севера" (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие по развитию речи для старшей группы
«Животные Севера»
Программное содержание:
- расширить представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных холодных стран;
- учить составлять рассказ-описание о животном по плану (внешний вид, где живет, чем питается);
- развивать диалогическую речь детей, закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в речевых высказываниях;
- воспитывать любознательность, интерес к разнообразию природного мира.
Оборудование:
Картинки с изображением животных, шапочки или маски белого и бурого медведей, волшебный цветок, угощение, волшебная шкатулка, мяч, фигурки животных.
Словарь: активизация словаря по теме.
Ход занятия:
I Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках, возле экрана.
Воспитатель: Ребята сегодня я пришла в группу и увидела вот этот цветок, а называется он «цветик- Семицветик». На всех лепестках написаны задания, давайте посмотрим «1 лепесток» . Мы с вами должны отправиться в увлекательное путешествие, но для этого нам надо произнести слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Вели чтобы мы оказались в увлекательном путешествии.
Воспитатель: А теперь закрыли глазки.
(зазвучала мелодия полета, накрыть пол белой тряпочкой и положить вырезанные льдинки, выставить картинки животных севера)
Воспитатель: Ребята, для того чтобы угадать где мы с вами оказались надо отгадать загадку:
Там очень – очень холодно,
Там всегда зима.
Там лежат холодные
Вечные снега.
Там медведи белые
Бродят круглый год.
Морж усатый медленно
В полынье плывет.
Отгадайте-ка ребятки,
О чем эта загадка? (о Севере)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну, вот мы и на месте. На севере долгая и холодная зима, а лето короткое и тоже холодное.
Воспитатель: Давайте посмотрим какие животные изображены у нас на картинках. (дети называют: тюлень, северный олень, белый медведь, морж, тюлень, полярный волк, полярный заяц, песец)
Воспитатель: А теперь внимание на экран, сейчас мы с вами посмотрим видео- ролик о животных Севера.
https://www.youtube.com/watch?v=REk4PCgcmls#action=share
II. Основная часть
Воспитатель: Нам пора посмотреть «2лепесток». Готовы узнать, что еще нам предстоит?
Игра «Узнай животного по описанию»
Воспитатель вызывает ребенка, он достает из волшебной шкатулки картинку и рассказывает о животном по мнемотаблице, а дети по характерным признакам его узнают и называют, ребенок показывает картинку.
- (белый медведь).
- (морж)
- (тюлень)
- (северный олень)
- (песец)
Воспитатель: Молодцы ребята, угадали всех животных. «3 лепесток». А нам пора отправится на ковер встать в круг, сесть. И следующая наша игра с мячом.
Игра «Подбери признак»
Морж - какой? (большой, скользкий, мокрый, гладкий, страшный, злой, усатый, огромный, клыкастый, неуклюжий)
Северный олень – какой? (большой, рогатый, сильный, отважный)
Белый медведь – какой? (большой, белый, пушистый, голодный, сильный, смелый, умный)
Песец – какой? (красивый, белый, пушистый, хитрый, юркий, быстрый, чистый)
Тюлень – какой? (большой, мокрый, холодный, умный, голодный)
Игра «Назови правильно»
У оленя есть рога. Значит, какой он? (рогатый)
У медведя толстые лапы. (толстолапый)
У песца острые зубы. (острозубый)
У тюленя короткая шерсть. (короткошерстный)
У оленя быстрые ноги. (быстроногий)
У моржа толстая кожа. (толстокожий)
У песца длинная шерсть. (длиношерстный)
У моржа длинные усы. (длинноусый)
Воспитатель: Молодцы ребята! «4 лепесток». Теперь посмотрите, я буду показывать картинки, а вам надо назвать семью.
Игра «Назови семью»
Морж – моржиха – моржонок (моржата);
Белый медведь – белая медведица – белый медвежонок (белые медвежата);
Белый волк – белая волчица – белый волчонок (белые волчата);
Северный олень – северная олениха – северные оленята;
Тюлень – тюлениха – белёк.
Песец – полярная лиса – щенок.
Игра «4ый лишний»
Песец, зебра, белый волк, тюлень
Морж, тюлень, снег, белый медведь.
Северный медведь, песец, снегирь, морж.
Тюлень, олень, пень, белый волк.
Морж, моржиха, морс, белёк.
Тюмень, тюлень, тюлениха, белёк.
Медведь, Север, песец, белый волк.
Воспитатель: Молодцы ребята! «5 лепесток». Нам пора подвигаться.
Физминутка «Кто на севере живет»
По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)
Медведица идет.
За нею медвежата (убыстряют шаг)
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полынье холодной
За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени. (руки скрестно над головой – «рога»,бегут)
Им виден путь едва высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.
Воспитатель: Молодцы ребята! «6 лепесток». Нам пора садиться на стульчики, внимательно посмотрите на картину. Я буду говорить о белом медведе, а вам надо дополнить мое предложение и сказать о буром.
Составление рассказа-описания «Белый и бурый медведи» по картинкам и вопросам воспитателя.
Белый медведь живет на севере во льдах, а бурый медведь живет в нашем лесу.
У белого медведя шерсть белая, а у бурого – коричневая шерсть.
Белый медведь ест рыбу, тюленей, моржей, а бурый медведь ест малину, мед, коренья, рыбу.
Белый медведь спит в снегу, а бурый медведь спит в берлоге всю зиму.
Воспитатель: Молодцы ребята! Девочки подготовили для нас инсценировку, давайте посмотрим.
Игра инсценировка «Медведи»
Два ребенка одевают шапочки(маски) медведей и ведут диалог.
Воспитатель: - Встретились белый и бурый медведи
Бурый медведь: - Здравствуй! Ты кто?
Белый медведь: - Здравствуй! Я белый медведь. А ты кто?
Бурый медведь: - Я бурый медведь. Я живу в лесу. А ты где?
Белый медведь: - А я на Севере, на льдине. У тебя шерсть какого цвета?
Бурый медведь: - У меня шерсть коричневая. А у тебя какого цвета?
Белый медведь: - У меня шерсть белая. А что ты ешь?
Бурый медведь: - Я ем малину, мед, коренья. А ты что ешь?
Белый медведь: - А я ем рыбу, а еще моржей и тюленей. Что ты делаешь зимой?
Бурый медведь: - Сплю в берлоге. А где ты спишь?
Белый медведь: - А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.
III. Итог занятия
Воспитатель: Здорово! Давайте похлопаем!
А у нас с вами остался последний лепесток и конечно нам надо вернуться в детский садик «7 лепесток».
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Вели чтобы мы оказались в детском садике.
Понравилось вам путешествие на Север? Кого мы видели? Что узнали нового? На память о нашем путешествии мы с вами создадим картину. (Дети по очереди приклеивают на заготовленное панно контурные фигуры животных).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnye_kraynego_severa_1.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи для старшей группы
«Животные Севера»
Программное содержание:
- расширить представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных холодных стран;
- учить составлять рассказ-описание о животном по плану (внешний вид, где живет, чем питается);
- развивать диалогическую речь детей, закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в речевых высказываниях;
- воспитывать любознательность, интерес к разнообразию природного мира.
Оборудование:
Картинки с изображением животных, шапочки или маски белого и бурого медведей, волшебный цветок, угощение, волшебная шкатулка, мяч, фигурки животных.
Словарь: активизация словаря по теме.
Ход занятия:
I Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках, возле экрана.
Воспитатель: Ребята сегодня я пришла в группу и увидела вот этот цветок, а называется он «цветик- Семицветик». На всех лепестках написаны задания, давайте посмотрим «1 лепесток» . Мы с вами должны отправиться в увлекательное путешествие, но для этого нам надо произнести слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Вели чтобы мы оказались в увлекательном путешествии.
Воспитатель: А теперь закрыли глазки.
(зазвучала мелодия полета, накрыть пол белой тряпочкой и положить вырезанные льдинки, выставить картинки животных севера)
Воспитатель: Ребята, для того чтобы угадать где мы с вами оказались надо отгадать загадку:
Там очень – очень холодно,
Там всегда зима.
Там лежат холодные
Вечные снега.
Там медведи белые
Бродят круглый год.
Морж усатый медленно
В полынье плывет.
Отгадайте-ка ребятки,
О чем эта загадка? (о Севере)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну, вот мы и на месте. На севере долгая и холодная зима, а лето короткое и тоже холодное.
Воспитатель: Давайте посмотрим какие животные изображены у нас на картинках. (дети называют: тюлень, северный олень, белый медведь, морж, тюлень, полярный волк, полярный заяц, песец)
Воспитатель: А теперь внимание на экран, сейчас мы с вами посмотрим видео- ролик о животных Севера.
https://www.youtube.com/watch?v=REk4PCgcmls#action=share
II. Основная часть
Воспитатель: Нам пора посмотреть «2лепесток». Готовы узнать, что еще нам предстоит?
Игра «Узнай животного по описанию»
Воспитатель вызывает ребенка, он достает из волшебной шкатулки картинку и рассказывает о животном по мнемотаблице, а дети по характерным признакам его узнают и называют, ребенок показывает картинку.
- (белый медведь).
- (морж)
- (тюлень)
- (северный олень)
- (песец)
Воспитатель: Молодцы ребята, угадали всех животных. «3 лепесток». А нам пора отправится на ковер встать в круг, сесть. И следующая наша игра с мячом.
Игра «Подбери признак»
Морж - какой? (большой, скользкий, мокрый, гладкий, страшный, злой, усатый, огромный, клыкастый, неуклюжий)
Северный олень – какой? (большой, рогатый, сильный, отважный)
Белый медведь – какой? (большой, белый, пушистый, голодный, сильный, смелый, умный)
Песец – какой? (красивый, белый, пушистый, хитрый, юркий, быстрый, чистый)
Тюлень – какой? (большой, мокрый, холодный, умный, голодный)
Игра «Назови правильно»
У оленя есть рога. Значит, какой он? (рогатый)
У медведя толстые лапы. (толстолапый)
У песца острые зубы. (острозубый)
У тюленя короткая шерсть. (короткошерстный)
У оленя быстрые ноги. (быстроногий)
У моржа толстая кожа. (толстокожий)
У песца длинная шерсть. (длиношерстный)
У моржа длинные усы. (длинноусый)
Воспитатель: Молодцы ребята! «4 лепесток». Теперь посмотрите, я буду показывать картинки, а вам надо назвать семью.
Игра «Назови семью»
Морж – моржиха – моржонок (моржата);
Белый медведь – белая медведица – белый медвежонок (белые медвежата);
Белый волк – белая волчица – белый волчонок (белые волчата);
Северный олень – северная олениха – северные оленята;
Тюлень – тюлениха – белёк.
Песец – полярная лиса – щенок.
Игра «4ый лишний»
Песец, зебра, белый волк, тюлень
Морж, тюлень, снег, белый медведь.
Северный медведь, песец, снегирь, морж.
Тюлень, олень, пень, белый волк.
Морж, моржиха, морс, белёк.
Тюмень, тюлень, тюлениха, белёк.
Медведь, Север, песец, белый волк.
Воспитатель: Молодцы ребята! «5 лепесток». Нам пора подвигаться.
Физминутка «Кто на севере живет»
По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)
Медведица идет.
За нею медвежата (убыстряют шаг)
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полынье холодной
За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени. (руки скрестно над головой – «рога»,бегут)
Им виден путь едва высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.
Воспитатель: Молодцы ребята! «6 лепесток». Нам пора садиться на стульчики, внимательно посмотрите на картину. Я буду говорить о белом медведе, а вам надо дополнить мое предложение и сказать о буром.
Составление рассказа-описания «Белый и бурый медведи» по картинкам и вопросам воспитателя.
Белый медведь живет на севере во льдах, а бурый медведь живет в нашем лесу.
У белого медведя шерсть белая, а у бурого – коричневая шерсть.
Белый медведь ест рыбу, тюленей, моржей, а бурый медведь ест малину, мед, коренья, рыбу.
Белый медведь спит в снегу, а бурый медведь спит в берлоге всю зиму.
Воспитатель: Молодцы ребята! Девочки подготовили для нас инсценировку, давайте посмотрим.
Игра инсценировка «Медведи»
Два ребенка одевают шапочки(маски) медведей и ведут диалог.
Воспитатель: - Встретились белый и бурый медведи
Бурый медведь: - Здравствуй! Ты кто?
Белый медведь: - Здравствуй! Я белый медведь. А ты кто?
Бурый медведь: - Я бурый медведь. Я живу в лесу. А ты где?
Белый медведь: - А я на Севере, на льдине. У тебя шерсть какого цвета?
Бурый медведь: - У меня шерсть коричневая. А у тебя какого цвета?
Белый медведь: - У меня шерсть белая. А что ты ешь?
Бурый медведь: - Я ем малину, мед, коренья. А ты что ешь?
Белый медведь: - А я ем рыбу, а еще моржей и тюленей. Что ты делаешь зимой?
Бурый медведь: - Сплю в берлоге. А где ты спишь?
Белый медведь: - А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.
III. Итог занятия
Воспитатель: Здорово! Давайте похлопаем!
А у нас с вами остался последний лепесток и конечно нам надо вернуться в детский садик «7 лепесток».
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Вели чтобы мы оказались в детском садике.
Понравилось вам путешествие на Север? Кого мы видели? Что узнали нового? На память о нашем путешествии мы с вами создадим картину. (Дети по очереди приклеивают на заготовленное панно контурные фигуры животных).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи в старшей группе «Моя семья»
Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию речи в старшей группе «Моя семья» Тема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:• Р...
План-конспект непосредственно организованной деятельности по развитию лексико-грамматических процессов с использованием су-джок массажеров для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности «Лес. Грибы»
Коррекционно-образовательные цели:Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, ...
Конспект непосредственно организованной деятельности по рисованию в 1 младшей группе детского сада "Сказки зимнего леса"
«Сказки зимнего леса» Задачи н о д: Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к худ. деятельности; создавать условия необходимые для формирования умений и навык...
Конспект непосредственно-организованной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки Н-Нь. Буква Н"
Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на закрепление навыков звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх с исп...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй группе раннего возраста на тему : «По дороге колобка» Образовательная область: «Речевое развитие»
Данный конспект воспитывает у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения Формировать знания детей скатыванию теста в ша...
Конспект непосредственная организованная деятельность «Познавательное развитие» (ФЦКМ) для детей среднего возраста. Тема: «Мой город»
Цель: развитие любознательности и познавательного интереса детей в процессе обобщения знаний о своем городе.Программное содержание:Формировать первичные представления о малой Родине; способствовать ра...
Конспект непосредственной организованной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе "Пересказ русской народной сказки "Снегурочка"
Пересказ русской народной сказки "Снегурочка"...