План-конспект непосредственно организованной деятельности по развитию лексико-грамматических процессов с использованием су-джок массажеров для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности «Лес. Грибы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Коррекционно-образовательные цели:
Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, прятаться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласование имен существительных с числительными, упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением осенних примет, корзинка с плоскостными изображениями грибов, плоскостные изображения корзинок, картинки с изображением грибов, ежика, семейства белок, тетради, цветные карандаши, Су - Джок шарики - массажеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно организованной деятельности по развитию лексико-грамматических процессов с использованием су-джок массажеров для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности «Лес. Грибы»
Коррекционно-образовательные цели:
Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, прятаться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласование имен существительных с числительными, упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением осенних примет, корзинка с плоскостными изображениями грибов, плоскостные изображения корзинок, картинки с изображением грибов, ежика, семейства белок, тетради, цветные карандаши, Су - Джок шарики - массажеры.
I. Организационный момент
1. Логопед раздает детям по одной картинке с изображением осени.
- Сядет тот, кто назовет осеннюю примету. (Дети составляют предложения по картинке).
II. Основная часть. 2. Чтение стихотворения (координация речи с движением)
Логопед: Дети, сегодня мы с вами отправимся в осенний лес. Вставайте за мной и вперед, в путь! Дети идут друг за другом, выполняют движения по тексту.
По дорожке в лес осенний мы тропинкою пойдем, (шагают)
Нам придется наклониться, (наклоняются)
И на горку взгромоздиться, (поднимают руки, тянутся вверх)
Поскакать по кочкам, (скачут из стороны в сторону)
И пролезть под кусточком, («пролезают»)
Отряхнулись, поднялись (движения по тексту)
Наконец мы добрались.
Присядем на пенечки (стулья) и рассмотрим все вокруг.
На доске – картинка с изображением осеннего леса.
3. Дидактическая игра «Сбор грибов»
Логопед: В какой лес мы пришли? (осенний)
Логопед: Какая погода? (солнечная)
Логопед: Сколько много грибов в лесу, давайте их соберем.
Дети собирают грибы (по очереди снимают грибы с магнитной доски и кладут в корзинку).
4. Упражнения с шариком массажером Су – Джок
Логопед: ребята, посмотрите, кто это под кустом спрятался?
Дети: ежик.
Логопед: он вышел на прогулку. (Берем в руки шарики и выполняем движения вместе с ёжиком)
Сказка «Ежик на прогулке»
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке .
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика) .
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики) .
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много, как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)
5. Рассказ логопеда о грибах.
Логопед: ну вот, собрал ежик грибы и нам с вами нужно немного поговорить о грибах. Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?
Далее логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке с изображением гриба и рассказывает о нем.
БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.
В глухом бору стоять привык
На толстой крепкой ножке я.
Найти попробуйте меня.
ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
Подберезовик хорош.
На опавший лист похож.
ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.
В красной шляпке, словно гном,
Я под осиной выбрал дом.
ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.
Лисички рассыпались
Желтою стайкой,
Как будто погнались
За солнечным зайкой.
ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».
Опята букетом
Стоят на пеньке.
Найдется им место
В твоем кузовке.
СЫРОЕЖКИ — шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.
В шляпках модных, симпатичных,
Яркий праздничный наряд…
Сыроежками нас кличут,
Но сырыми не едят.
МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.
Шляпка красная, в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.
Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня — отравится.
6. Физкультминутка «За грибами»
Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут вприсядку,
Рыжики срывали. Срывают «грибы».
Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»
Искали опятки.
Медведь проходил, Идут вразвалку,
Мухомор раздавил. Топают правой ногой.
7. Упражнение «Что за гриб?» (употребление предлогов, составление предложений)
- Как называется этот гриб?
— Где он растет?
- Под каким деревом?
- Положим куда?
8. Игра с мячом «Большой – маленький»
Логопед: посмотрите – бельчиха с бельчонком вышли на полянку за грибами.(картинки на доске)
Для чего они их собирают?
Дети: запасают на зиму.
В лесу растут большие грибы и маленькие. Бельчиха будет собирать большие грибы, а бельчонок – маленькие.
Большой мухомор — маленький мухоморчик
белый гриб – беленький грибок сыроежка — сыроежечка
подберёзовик – подберезовичек поганка — поганочка
подосиновик — подосиновичек
9. Игра «Сколько грибов собрали?» (пополнение предикативного и атрибутивного словаря)
Логопед показывает картинку, на которой изображены грибники с полными корзинами грибов.
Логопед: посмотрите, ребята, сколько грибов насобирали дети.
- В лесу много…
- Мы собрали много … ? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т.д.)
- В корзинку не положили…?
10. Игра «Что сделаем с грибами»
Логопед опять показывает картинку с изображением ежика.
Логопед: помните ребята, вначале занятия ежик насобирал грибов и отнес их маме. Интересно, что же она с ними сделает? Что можно сделать с грибами, что из них приготовить, как их обработать?
Дети: грибы сушат, солят, жарят, тушат.
Логопед: суп из грибов какой? – дети: грибной
Игра из грибов какая? – дети: грибная.
11. Игра «Сосчитай-ка» (согласование имен существительных с числительными)
Логопед: посмотрите, ребята, сколько грибов насобирали белки. Решил бельчонок сосчитать грибы. Давайте ему поможем.
Один подосиновик, два подосиновика, три подосиновика, …пять подосиновиков.И т.д.
12. Упражнение «Четвертый лишний»(развитие психических процессов)
Логопед выставляет на наборное полотно три картинки с изображением грибов и одну картинку с изображением ягоды. Предлагает назвать детям что лишнее и почему и т.д.
13. Подведение итогов.
Логопед: ну что ж, ребята, понравилось вам в осеннем лесу? А теперь пришла пора возвращаться домой.
(координация речи с движением)
Лес осенний – за спиной – возвращаемся домой.
Мы грибов насобирали – много нового узнали
Логопед: а что же нового вы узнали?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с ОНР "В гостях у бабушки в деревне"
НОД для закрепления представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, уточнения, расширения и активизации словаря по теме «домашние животные». Совершенствование грамматическо...
Организованная образовательная деятельность для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности (ЗПР) по лексической теме «Осень. Деревья».
уточнить знания детей о деревьях осенью, выделять их характерные и отличительные признаки...
Учебно-методическое пособие комплексного планирования лексических тем "Домашние животные","Насекомые"для детей старшего возраста групп компенсирующей направленности для детей с ТНР
Разработка двух комплексно -тематических лексических тем: "Домашние животные", "Насекомые" для детей старшеко дошкольного возраста, посещающих группы компенсирующей направленности с тяжелыми нар...
Презентация "Занятие "Цветы" по развитию эмоциональной сферы детей старшего возраста группы компенсирующей направленности (ДЦП)"
Занятие "Цветы" по развитию эмоциональной сферы детей старшего возраста группы компенсирующйе направленнсти (ДЦП)...
План - конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. «Мир профессий».
План - конспектнепосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Подготовила воспитатель Семенова Г.П. Тема: «Мир...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ТНР по теме "Посуда"
Материал содержит конспект НОД по закреплению представлений о посуде, расширению и активизации словаря. Совершенствование грамматического строя речи....