Конспект непосредственной организованной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе "Пересказ русской народной сказки "Снегурочка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Пересказ русской народной сказки "Снегурочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx | 167.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Д/С «РЯБИНУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №2 «ПЧЁЛКИ»
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ПЕРЕСКАЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «СНЕГУРОЧКА»
Подготовила:
воспитатель
Галичина А. И.
Стрежевой
2019г.
Цель: Развивать умение детей пересказывать сказку последовательно, связно с помощью мнемотаблицы.
Задачи:
Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на совместно составленную мнемотаблицу.
Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.
Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные.
Развивать навыки устной связной монологической речи.
Развивать мышление и речь детей.
Развивать творчество, мышление, воображение, моторику.
Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, двигательная.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Методические приемы: практические: игровой, наглядный, словесный, практический.
Методы и приёмы: практические: игрового характера (словесные упражнения, указания, речевой образец),метод моделирования (схема), наглядный метод (использование макетов, пособий), словесный метод (вопросы, пересказ сказки, беседа).
Технологии: здоровьесберегающие, технология проектной деятельности, технология решения исследовательских задач.
Материалы, оборудование: текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, указка, листы бумаги А4 для игры «Обведи по точкам», карандаши, лист бумаги (таблица) А3для составления мнемотаблицы.
Словарная работа: люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы, не можется, души не чают, свечерело и т. д.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-этетическое развитие, чтение художественной литературы.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
В.: Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из русской сказки:
- Здравствуйте, люди добрые!
- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).
- Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).
В: Как вы думаете, ребята, почему я сегодня поздоровалась с вами словами из сказки (потому что мы будем читать сказку или другие ответы детей)
В: Да, дети сегодня мы с вами будем пересказывать сказку, потому что к нам в группу пришло письмо, а от кого вы узнаете, если выполните мое задание!
Посмотрите, на столах лежат карандаши и листы бумаги с заданием. Вам необходимо создать изображение, соединив между собой все точки! Задание понятно?
Д: Да!
В: Тогда занимайте места и приступайте к выполнению задания!
Д: Обводят карандашами все точки, и получается изображение Снегурочки.
В: Кто изображен на бумаге?
Д: Снегурочка! (Если дети затрудняются ответить, воспитатель читает загадку)
Вся из снега, изо льда
Но не мерзнет никогда.
Вместе с дедушкой придет
К ребятне на Новый год. (Снегурочка)
В: Правильно, письмо нам написала Снегурочка и вот, что она пишет:
Здравствуйте, ребята! Я узнала о том, что про меня русский народ сочинил сказку, а я ни разу её не слышала! Вы не могли бы мне помочь, рассказать мне эту сказку, очень хочется узнать, о чём она!
В: Ребята порадуем Снегурочку, расскажем ей сказку?
Д: Да!
В: Как вы думаете, в какое время года может появиться снегурочка? (Зимой).
- Какое сейчас время года (зима)
- Назовите признаки зимы.(холодно, снег, день короче, солнце светит мало)
- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
- Назовите в какие игры можно играть зимой (снежки, лепить снеговика, коньки, лыжи, хоккей, с горки кататься).
В: А мы с вами поиграем в игу «Придумай слово» (образование родственных слов)
Ребята, подумайте и подберите родственные слова к слову СНЕГ!
Д: снежок, снежочек, снежинка, снегурочка, снеговик, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник.
В: Молодцы! А теперь подберите родственные слова к слову ЗИМА!
Д: зимний, зимушка, зимуют, зимовать, зимовье, перезимовать.
В: Отлично, как много слов вы знаете!
Ребята, а вы знаете зимние сказки?
Д: Морозко, Снежная королева, Снегурочка, Двенадцать месяцев.
В: Как здорово, что вы знаете все эти сказки. А давайте мы вспомним и расскажем нашей снегурочке её сказку, ей очень будет приятно послушать. Чтение сказки.
В.: - Ребята, послушайте русскую народную сказку «Снегурочка», я вам её сейчас прочитаю. (чтение).
Беседа по содержанию:
- Понравилась ли вам сказка?
-Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)
- Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)
- Красивой получилась у стариков доченька?
- А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках? (девица – красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)
- Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)
- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
- Какая она была? (веселая)
- Какой стала Снегурочка с приходом лета? (грустной)
- А почему же Снегурочка становилась такой грустной?
- Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?
- Во что, превратилась Снегурочка?
- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).
В.: - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)
- А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).
Повторное чтение сказки
В: Ребята, сейчас я вам её еще раз прочту, будьте внимательны!
Физминутка
(выполняют действия по тексту)
В: Давайте, и мы слепим Снегурочку.
Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим на ладошке.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
В: Молодцы!
В: А сейчас, ребята, мы с вами попробуем эту сказку пересказать, но не просто, а с помощью специальной схемы. В каждом квадрате вы будете отображать важные события, произошедшие в сказке, рисуя их карандашами. Я отправлю эту схему Снегурочке, что бы она сказку не забыла и могла самостоятельно её рассказывать своим друзьям!
Изображают сюжет сказки с помощью мнемотаблицы.
Пересказ сказки «Снегурочка» с помощью мнемотаблиц.
В: А сейчас с помощью этой схемы сказку нам перескажет Катя! (Ксюша, Арина)
В: Ребята, вы очень хорошо справились с заданием, я думаю, Снегурочке очень понравится наша сказка! А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Переводчики».
Игра «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!
- Жили ладно – это как? (Когда в семье царят мир и спокойствие - у них все ладится)
- Приладили ручки и ножки – что сделали?
- Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
- Души старики в дочке не чают – это как? Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.
- Работа в руках спорится – все удается, все получается
- Не можется – нездоровится
- Свечерело – наступил вечер
- Стали кликать Снегурочку – звать
Рефлексия.
В: Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, какому сказочному персонажу оно было посвящено?
Д: Снегурочке!
В: Дети, а кто придумал эту сказку?
Д: Русский народ!
В: Правильно и поэтому эта сказка называется русская народная!
В: Ребята вы сегодня очень постарались и пересказали сказку, как думаете понравиться ей сказка?
Д: Да!
В: А что было самое сложное для вас сегодня?
Д: (ответы детей)
В: Да трудности бывают всегда, препятствия возникают на нашем пути не только в сказках, но и в жизни, поэтому нужно верить в свои силы и всё обязательно получится, все препятствия преодолеете, так же легко как сегодня!
А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями! До свидания!
Д: До свидания!
СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА» ТЕКСТ ДЛЯ МНЕМОТАБЛИЦЫ:
Жили – были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе – детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса. А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.
Давай, - говорит старуха.
Вышли она на огород и принялись себе дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили.
Глядь – а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись. Стряхнула она с себя снег и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старик со старухой , привели её в избу.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают.
Растет дочка умная, ласковая со всеми и работа у Снегурочки в руках спорится.
Пришла весна, пригрело солнышко, а Снегурочка вдруг запечалилась.
Что с тобой дочка иль не можется тебе? – спрашивает старик.
Ничего, батюшка, я здорова!
Только день ото дня Снегурочка всё печальнее, всё молчаливее становится. От солнца прячется.
Вот и лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, стали кликать Снегурочку: Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять песни петь, плясать. Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха её уговорила.
Пришли девушки в лес стали цветы собирать да хороводы водить, только Снегурочке не весело. А как свечерело, разложили они костер, и давай все друг за дружкой через него прыгать. Побежала Снегурочка в свой черед за подружками, прыгнула над огнём и вдруг растаяла. Обратилась в белое облачко, поднялось облачко высоко и пропало в небе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие по Африке»
занятие по теме "Животные жарких стран"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Тема: «Как дети в детском саду г...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Предложение и слово.»
Обучение грамоте в подготовительной к школе группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»
Конспект представлен о многообразии видов устного народного творчества с их различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками»
Задачи:*Учить детей составлять предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении;*Учить составлять коллективный рассказ-описание;*Дифференцировать на слух и в произношении звук...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе«Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»» Р...
Отзыв на непосредственную организованную деятельность по развитию речи в подготовительной к школе группе "Снегурочка"
Пересказ РНС "Снегурочка" с использованием мнемотаблиц...