Конспект непосредственно-организованной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки Н-Нь. Буква Н"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Голубничая  Оксана Сергеевна     (Каргина)

Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на закрепление навыков звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх с использованием инновационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №27 «Искорка»  города Белово»

Конспект непосредственно-организованной

 деятельности по обучению грамоте  в подготовительной группе

 «На дне рождения у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа

 и  Ниф-Нифа»

                                                                                    Составитель:

                                                                                            Голубничая О.С.

                                                                                           учитель-логопед

Беловский городской округ Кемеровской области-Кузбасса, 2019

Конспект непосредственно-организованной

 деятельности по обучению грамоте  в подготовительной группе «На дне рождения у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и  Ниф-Нифа».

Цель: закрепление навыков звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх с использованием инновационных технологий.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить детей различать звуки [н] и [н'] по артикуляционным и акустическим  признакам;
  • Закрепить понятия «согласный», «твёрдый», «мягкий»;
  • Развивать навыки чтения прямых и обратных слогов;
  • Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
  • Упражнять в умении проводить звуковой и звукобуквенный анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие);
  • Закреплять умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
  • Закрепить графический образ букв.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
  • Развивать слуховое внимание;
  • Развивать фонематическое внимание и восприятие;
  • Развивать умение слышать вопрос и отвечать на него;
  • Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, память;

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога, друг друга.
  • Формировать положительное отношение и интерес к занятиям.

Методы и приемы:

- наглядный (пособия, картинки);

- словесный (совместная речевая деятельность);

- игровой (сюрпризный момент, речевые игры и упражнения, игра с мячом, динамическая пауза);

- практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

Материал и оборудование:  ноутбук, телевизор Ж\К, видеопрезентация, презентация с гостями (конь, кабан, слон, носорог, Нина) картинки «три поросенка»,  три шапочки (красная, синяя, зеленая), магнитно-маркерная доска, столы, тарелочки с раздаточным материалом для звукового анализа, книга со сказками, предметные картинки  со  звуком  Н(Нь), цветные карандаши, магниты.

Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, звуковой анализ слов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Оргмомент: 

Л: - Сегодня Книга сказок приготовила для вас  загадку, отгадав ее, вы узнаете, с героями какой сказки мы сегодня будем играть.

Носик круглый, пятачком, 
Им в земле удобно рыться, 
Хвостик маленький крючком, 
Вместо туфелек — копытца. 
Трое их — и до чего же 
Братья дружные похожи. 
Отгадайте без подсказки, 
Кто герои? Что за сказка?
 (Три поросенка и серый волк») Л. открывает книгу (муз. волш.)

- Действительно, это 3 веселых братца, 3 поросенка. И клички у них похожие! Как зовут поросят?(Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.) (на слайде картинка)

2. Сообщение темы занятия. Поросята любят играть, резвиться. Вот и сегодня они приготовили для вас игру «Добавлялки» (сл.)

  • На! На! На! Ночью светит нам … (луна).
  • На! На! На! У гитары лопнула … (струна).
  • На! На! На! Россия – любимая …(страна).
  • Но! Но! Но! Наверху у шляпы … (дно).
  • Но! Но! Но! Распилили мы … (бревно).
  • Но! Но! Но! На стене висит … (панно)
  • Но! Но! Но! Мяч попал опять в … (окно).
  • Ну! Ну! Ну! Поднырнул ты под … (волну)

Слова: луна, струна, страна, дно, бревно, панно, окно, волна. Какой общий звук во всех этих словах? – Н.

(Звук Н) Одинаково ли звучит первый звук у Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа?(разные, звук Нь – мягкий согласный).Сегодня мы с вами поиграем со звуками Н и Нь.

3. Характеристика звуков Н, Нь. Работа с буквой Н.

- Сначала давайте расскажем про звук Н. Какой он? (согласный, зв, тв, обозн. на схеме син цв) Есть ли у него мягкая пара? (Есть, звук НЬ.) Какой звук НЬ? (согл, зв, мягк, обозн. зел цв) Какой буквой обозначаются звуки Н и Нь? (буквой Н) (дети находят среди карточек разрезной азбуки букву Н и выставляют ее на магнитную доску) На что похожа буква Н? (на кроватку, на лесенку и т.д.) Из каких элементов состоит буква Н? (из трех палочек) Как они расположены? Покажите эту букву с помощью товарища или своего тела. (Стоя дети выстраивают пальцами, руками и т.д. букву Н) «Напишите» букву Н рукой в воздухе.

Чтение слогов на слайде. Какие гласные стоят рядом со звуком Н? (а, о, у, э, ы), а со звуком Нь? (е, ё, я, ю, и ) а что скажут друзья поросят? Просмотр видеоролика.

 4. Развитие фонематического слуха. «Будь внимателен»

- Одна из любимых игр поросят «А ну-ка, повтори!». Дети  на Нь изображают, что спят (руки под щеку) на Н  стучат кулачком по ладони:

- А, О, Н, М, П, Н, НЬ, И, Т, НЬ, Л, Й, Нь, Н

- НА, ЛА, ОН, ТА, ПА, НО, НИ, ТУ, АНЬ, ОНЬ, ИЛ, ИН

- СОЛЬ, НОЛЬ, ЛОПАТА, СОН, СОМ, МАЛИНА, НЕЗНАЙКА, НИТКА, МЕЛ, КОНЬКИ

игра Живые слоги (с шапочками):

встаньте, чтобы получился слог

На, Ня, АН…Инь…НИ…НЭ

 5.  Определение места звуков Н-Нь в словах.

- Сегодня у поросят особенный день - День рождения. Какие события происходят обычно в этот день? (поздравляют с Днем рождения, дарят подарки, приходят гости, делают чаепитие…)

Д/и «Подарки для поросят» - подобрать слова со звуком Н (НЬ) к данной схеме места звука (САНКИ, НОСКИ,  ЧАЙНИК, БАНАН, АПЕЛЬСИН, КОНЬКИ, )

Подарки со зв Н подарим Наф-Нафу и Нуф-Нуфу; подарки со зв Нь дарим Ниф-Нифу.

Муз. пауза. Пяточка-носочек.

7. Звуковой анализ слов. (работа за столами). А кто пришел на день рождение к поросятам?  Как зовут гостя вы узнаете, если выполните следующее задание: П Н И М П Н А М

- На листочке зачеркните все буквы М

- Обведите все буквы П

-Соедините  оставшиеся буквы  и прочитайте их  - НИНА)

Нина принесла подарок, шары, но они бесцветные. Давайте украсим их, чтобы они стали яркие. Сделайте звуковой анализ слова Нина (на заготовках дети раскрашивают схему).

Сколько звуков в этом слове? (5) Сколько гласных звуков? (2) Сколько слогов? (2) (дети прохлопывают слово по слогам, уточняется правило: сколько гласных в слове, столько и слогов)

8.  Итог: выходят к доске

Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Праздник подходит к концу. Пора провожать гостей. Рассадите гостей по вагончикам. Логопед включает презентацию (на слайде: носорог, конь, слон, гусеница, кабан, Нина).

В 1ый вагон – слон, конь, во 2й в – кабан, в 3й в – носорог.

- С какими звуками мы сегодня играли на Дне рождения у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа?(звуки Н и НЬ) Я желаю, чтобы у каждого из вас День рождения тоже проходил весело и поучительно!

«Звуки Н - (Нь) и буква Н»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Оргмомент: 

Л: - Сегодня Книга сказок приготовила для вас  загадку, отгадав ее, вы узнаете, с героями какой сказки мы сегодня будем играть.

Носик круглый, пятачком, 
Им в земле удобно рыться, 
Хвостик маленький крючком, 
Вместо туфелек — копытца. 
Трое их — и до чего же 
Братья дружные похожи. 
Отгадайте без подсказки, 
Кто герои? Что за сказка?
 (Три поросенка и серый волк») Л. открывает книгу (муз. волш.)

- Действительно, это 3 веселых братца, 3 поросенка. И клички у них похожие! Как зовут поросят?(Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.) (на слайде картинка)

2. Сообщение темы занятия. Поросята любят играть, резвиться. Вот и сегодня они приготовили для вас игру «Добавлялки» (сл.)

  • На! На! На! Ночью светит нам … (луна).
  • На! На! На! У гитары лопнула … (струна).
  • На! На! На! Россия – любимая …(страна).
  • Но! Но! Но! Наверху у шляпы … (дно).
  • Но! Но! Но! Распилили мы … (бревно).
  • Но! Но! Но! На стене висит … (панно)
  • Но! Но! Но! Мяч попал опять в … (окно).
  • Ну! Ну! Ну! Поднырнул ты под … (волну)

Слова: луна, струна, страна, дно, бревно, панно, окно, волна. Какой общий звук во всех этих словах? – Н.

(Звук Н) Одинаково ли звучит первый звук у Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа?(разные, звук Нь – мягкий согласный).Сегодня мы с вами поиграем со звуками Н и Нь.

3. Характеристика звуков Н, Нь. Работа с буквой Н.

- Сначала давайте расскажем про звук Н. Какой он? (согласный, зв, тв, обозн. на схеме син цв) Есть ли у него мягкая пара? (Есть, звук НЬ.) Какой звук НЬ? (согл, зв, мягк, обозн. зел цв) Какой буквой обозначаются звуки Н и Нь? (буквой Н) (дети находят среди карточек разрезной азбуки букву Н и выставляют ее на магнитную доску) На что похожа буква Н? (на кроватку, на лесенку и т.д.) Из каких элементов состоит буква Н? (из трех палочек) Как они расположены? Покажите эту букву с помощью товарища или своего тела. (Стоя дети выстраивают пальцами, руками и т.д. букву Н) «Напишите» букву Н рукой в воздухе.

Чтение слогов на слайде. Какие гласные стоят рядом со звуком Н? (а, о, у, э, ы), а со звуком Нь? (е, ё, я, ю, и ) а что скажут друзья поросят? Просмотр видеоролика.

 4. Развитие фонематического слуха. «Будь внимателен»

- Одна из любимых игр поросят «А ну-ка, повтори!». Дети  на Нь изображают, что спят (руки под щеку) на Н  стучат кулачком по ладони:

- А, О, Н, М, П, Н, НЬ, И, Т, НЬ, Л, Й, Нь, Н

- НА, ЛА, ОН, ТА, ПА, НО, НИ, ТУ, АНЬ, ОНЬ, ИЛ, ИН

- СОЛЬ, НОЛЬ, ЛОПАТА, СОН, СОМ, МАЛИНА, НЕЗНАЙКА, НИТКА, МЕЛ, КОНЬКИ

игра Живые слоги (с шапочками):

встаньте, чтобы получился слог

На, Ня, АН…Инь…НИ…НЭ

 5.  Определение места звуков Н-Нь в словах.

- Сегодня у поросят особенный день - День рождения. Какие события происходят обычно в этот день? (поздравляют с Днем рождения, дарят подарки, приходят гости, делают чаепитие…)

Д/и «Подарки для поросят» - подобрать слова со звуком Н (НЬ) к данной схеме места звука (САНКИ, НОСКИ,  ЧАЙНИК, БАНАН, АПЕЛЬСИН, КОНЬКИ, )

Подарки со зв Н подарим Наф-Нафу и Нуф-Нуфу; подарки со зв Нь дарим Ниф-Нифу.

Муз. пауза. Пяточка-носочек.

7. Звуковой анализ слов. (работа за столами). А кто пришел на день рождение к поросятам?  Как зовут гостя вы узнаете, если выполните следующее задание: П Н И М П Н А М

- На листочке зачеркните все буквы М

- Обведите все буквы П

-Соедините  оставшиеся буквы  и прочитайте их  - НИНА)

Нина принесла подарок, шары, но они бесцветные. Давайте украсим их, чтобы они стали яркие. Сделайте звуковой анализ слова Нина (на заготовках дети раскрашивают схему).

Сколько звуков в этом слове? (5) Сколько гласных звуков? (2) Сколько слогов? (2) (дети прохлопывают слово по слогам, уточняется правило: сколько гласных в слове, столько и слогов)

8.  Итог: выходят к доске

Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Праздник подходит к концу. Пора провожать гостей. Рассадите гостей по вагончикам. Логопед включает презентацию (на слайде: носорог, конь, слон, гусеница, кабан, Нина).

В 1ый вагон – слон, конь, во 2й в – кабан, в 3й в – носорог.

- С какими звуками мы сегодня играли на Дне рождения у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа?(звуки Н и НЬ) Я желаю, чтобы у каждого из вас День рождения тоже проходил весело и поучительно!

Физминутка . Игра «Бывает – не бывает».

-Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх.

- Волк бродит по лесу. – Волк на дереве сидит.

- В кастрюле чашка варится. – Кошка по крыше гуляет.

- Лодка по небу плывёт. – Девочка рисует домик.

- Домик рисует девочку. – Мышка любит сыр.

- Мама поехала на рынок. – Кот купил колбасу.

- Рыбка лежит на сковородке. – У слона четыре ноги.

- У курицы две ноги. – Курица меньше индюка.

- Внук младше дедушки. – Дедушка учится в школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Щ"

Данное занятие можно проводить в логопедической  группе для детей с ОНР....

Конспект ООД по обучению грамоте подготовительная группа Тема: «Город Букв»

закрепление знаний по обучению грамоте через различные виды познавательной деятельности с помощью развивающих игр Воскобовича....

Конспект ООД по обучению грамоте подготовительная группа Тема: «Город Букв»

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.Создавать хорошее настроение. Поощрять акт...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная к школе группа)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД БОНДАРЧУК АЛЕНА НИКОЛАЕНАГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2098 "Многопрофильный образовательный це...

Обучение грамоте. Подготовительная группа Звук и буква И.

Обучение грамоте. Подготовительная группа Звук и буква И....