Конспект непосредственно-организованной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки Н-Нь. Буква Н"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на закрепление навыков звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх с использованием инновационных технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №27 «Искорка» города Белово»
Конспект непосредственно-организованной
деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе
«На дне рождения у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа
и Ниф-Нифа»
Составитель:
Голубничая О.С.
учитель-логопед
Беловский городской округ Кемеровской области-Кузбасса, 2019
Конспект непосредственно-организованной
деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «На дне рождения у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа».
Цель: закрепление навыков звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх с использованием инновационных технологий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей различать звуки [н] и [н'] по артикуляционным и акустическим признакам;
- Закрепить понятия «согласный», «твёрдый», «мягкий»;
- Развивать навыки чтения прямых и обратных слогов;
- Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
- Упражнять в умении проводить звуковой и звукобуквенный анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие);
- Закреплять умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
- Закрепить графический образ букв.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
- Развивать слуховое внимание;
- Развивать фонематическое внимание и восприятие;
- Развивать умение слышать вопрос и отвечать на него;
- Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, память;
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога, друг друга.
- Формировать положительное отношение и интерес к занятиям.
Методы и приемы:
- наглядный (пособия, картинки);
- словесный (совместная речевая деятельность);
- игровой (сюрпризный момент, речевые игры и упражнения, игра с мячом, динамическая пауза);
- практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
Материал и оборудование: ноутбук, телевизор Ж\К, видеопрезентация, презентация с гостями (конь, кабан, слон, носорог, Нина) картинки «три поросенка», три шапочки (красная, синяя, зеленая), магнитно-маркерная доска, столы, тарелочки с раздаточным материалом для звукового анализа, книга со сказками, предметные картинки со звуком Н(Нь), цветные карандаши, магниты.
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, звуковой анализ слов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Оргмомент:
Л: - Сегодня Книга сказок приготовила для вас загадку, отгадав ее, вы узнаете, с героями какой сказки мы сегодня будем играть.
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои? Что за сказка? (Три поросенка и серый волк») Л. открывает книгу (муз. волш.)
- Действительно, это 3 веселых братца, 3 поросенка. И клички у них похожие! Как зовут поросят?(Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.) (на слайде картинка)
2. Сообщение темы занятия. Поросята любят играть, резвиться. Вот и сегодня они приготовили для вас игру «Добавлялки» (сл.)
- На! На! На! Ночью светит нам … (луна).
- На! На! На! У гитары лопнула … (струна).
- На! На! На! Россия – любимая …(страна).
- Но! Но! Но! Наверху у шляпы … (дно).
- Но! Но! Но! Распилили мы … (бревно).
- Но! Но! Но! На стене висит … (панно)
- Но! Но! Но! Мяч попал опять в … (окно).
- Ну! Ну! Ну! Поднырнул ты под … (волну)
Слова: луна, струна, страна, дно, бревно, панно, окно, волна. Какой общий звук во всех этих словах? – Н.
(Звук Н) Одинаково ли звучит первый звук у Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа?(разные, звук Нь – мягкий согласный).Сегодня мы с вами поиграем со звуками Н и Нь.
3. Характеристика звуков Н, Нь. Работа с буквой Н.
- Сначала давайте расскажем про звук Н. Какой он? (согласный, зв, тв, обозн. на схеме син цв) Есть ли у него мягкая пара? (Есть, звук НЬ.) Какой звук НЬ? (согл, зв, мягк, обозн. зел цв) Какой буквой обозначаются звуки Н и Нь? (буквой Н) (дети находят среди карточек разрезной азбуки букву Н и выставляют ее на магнитную доску) На что похожа буква Н? (на кроватку, на лесенку и т.д.) Из каких элементов состоит буква Н? (из трех палочек) Как они расположены? Покажите эту букву с помощью товарища или своего тела. (Стоя дети выстраивают пальцами, руками и т.д. букву Н) «Напишите» букву Н рукой в воздухе.
Чтение слогов на слайде. Какие гласные стоят рядом со звуком Н? (а, о, у, э, ы), а со звуком Нь? (е, ё, я, ю, и ) а что скажут друзья поросят? Просмотр видеоролика.
4. Развитие фонематического слуха. «Будь внимателен»
- Одна из любимых игр поросят «А ну-ка, повтори!». Дети на Нь изображают, что спят (руки под щеку) на Н стучат кулачком по ладони:
- А, О, Н, М, П, Н, НЬ, И, Т, НЬ, Л, Й, Нь, Н
- НА, ЛА, ОН, ТА, ПА, НО, НИ, ТУ, АНЬ, ОНЬ, ИЛ, ИН
- СОЛЬ, НОЛЬ, ЛОПАТА, СОН, СОМ, МАЛИНА, НЕЗНАЙКА, НИТКА, МЕЛ, КОНЬКИ
игра Живые слоги (с шапочками):
встаньте, чтобы получился слог
На, Ня, АН…Инь…НИ…НЭ
5. Определение места звуков Н-Нь в словах.
- Сегодня у поросят особенный день - День рождения. Какие события происходят обычно в этот день? (поздравляют с Днем рождения, дарят подарки, приходят гости, делают чаепитие…)
Д/и «Подарки для поросят» - подобрать слова со звуком Н (НЬ) к данной схеме места звука (САНКИ, НОСКИ, ЧАЙНИК, БАНАН, АПЕЛЬСИН, КОНЬКИ, )
Подарки со зв Н подарим Наф-Нафу и Нуф-Нуфу; подарки со зв Нь дарим Ниф-Нифу.
Муз. пауза. Пяточка-носочек.
7. Звуковой анализ слов. (работа за столами). А кто пришел на день рождение к поросятам? Как зовут гостя вы узнаете, если выполните следующее задание: П Н И М П Н А М
- На листочке зачеркните все буквы М
- Обведите все буквы П
-Соедините оставшиеся буквы и прочитайте их - НИНА)
Нина принесла подарок, шары, но они бесцветные. Давайте украсим их, чтобы они стали яркие. Сделайте звуковой анализ слова Нина (на заготовках дети раскрашивают схему).
Сколько звуков в этом слове? (5) Сколько гласных звуков? (2) Сколько слогов? (2) (дети прохлопывают слово по слогам, уточняется правило: сколько гласных в слове, столько и слогов)
8. Итог: выходят к доске
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Утром спишь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
Праздник подходит к концу. Пора провожать гостей. Рассадите гостей по вагончикам. Логопед включает презентацию (на слайде: носорог, конь, слон, гусеница, кабан, Нина).
В 1ый вагон – слон, конь, во 2й в – кабан, в 3й в – носорог.
- С какими звуками мы сегодня играли на Дне рождения у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа?(звуки Н и НЬ) Я желаю, чтобы у каждого из вас День рождения тоже проходил весело и поучительно!
«Звуки Н - (Нь) и буква Н»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Оргмомент:
Л: - Сегодня Книга сказок приготовила для вас загадку, отгадав ее, вы узнаете, с героями какой сказки мы сегодня будем играть.
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои? Что за сказка? (Три поросенка и серый волк») Л. открывает книгу (муз. волш.)
- Действительно, это 3 веселых братца, 3 поросенка. И клички у них похожие! Как зовут поросят?(Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.) (на слайде картинка)
2. Сообщение темы занятия. Поросята любят играть, резвиться. Вот и сегодня они приготовили для вас игру «Добавлялки» (сл.)
- На! На! На! Ночью светит нам … (луна).
- На! На! На! У гитары лопнула … (струна).
- На! На! На! Россия – любимая …(страна).
- Но! Но! Но! Наверху у шляпы … (дно).
- Но! Но! Но! Распилили мы … (бревно).
- Но! Но! Но! На стене висит … (панно)
- Но! Но! Но! Мяч попал опять в … (окно).
- Ну! Ну! Ну! Поднырнул ты под … (волну)
Слова: луна, струна, страна, дно, бревно, панно, окно, волна. Какой общий звук во всех этих словах? – Н.
(Звук Н) Одинаково ли звучит первый звук у Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа?(разные, звук Нь – мягкий согласный).Сегодня мы с вами поиграем со звуками Н и Нь.
3. Характеристика звуков Н, Нь. Работа с буквой Н.
- Сначала давайте расскажем про звук Н. Какой он? (согласный, зв, тв, обозн. на схеме син цв) Есть ли у него мягкая пара? (Есть, звук НЬ.) Какой звук НЬ? (согл, зв, мягк, обозн. зел цв) Какой буквой обозначаются звуки Н и Нь? (буквой Н) (дети находят среди карточек разрезной азбуки букву Н и выставляют ее на магнитную доску) На что похожа буква Н? (на кроватку, на лесенку и т.д.) Из каких элементов состоит буква Н? (из трех палочек) Как они расположены? Покажите эту букву с помощью товарища или своего тела. (Стоя дети выстраивают пальцами, руками и т.д. букву Н) «Напишите» букву Н рукой в воздухе.
Чтение слогов на слайде. Какие гласные стоят рядом со звуком Н? (а, о, у, э, ы), а со звуком Нь? (е, ё, я, ю, и ) а что скажут друзья поросят? Просмотр видеоролика.
4. Развитие фонематического слуха. «Будь внимателен»
- Одна из любимых игр поросят «А ну-ка, повтори!». Дети на Нь изображают, что спят (руки под щеку) на Н стучат кулачком по ладони:
- А, О, Н, М, П, Н, НЬ, И, Т, НЬ, Л, Й, Нь, Н
- НА, ЛА, ОН, ТА, ПА, НО, НИ, ТУ, АНЬ, ОНЬ, ИЛ, ИН
- СОЛЬ, НОЛЬ, ЛОПАТА, СОН, СОМ, МАЛИНА, НЕЗНАЙКА, НИТКА, МЕЛ, КОНЬКИ
игра Живые слоги (с шапочками):
встаньте, чтобы получился слог
На, Ня, АН…Инь…НИ…НЭ
5. Определение места звуков Н-Нь в словах.
- Сегодня у поросят особенный день - День рождения. Какие события происходят обычно в этот день? (поздравляют с Днем рождения, дарят подарки, приходят гости, делают чаепитие…)
Д/и «Подарки для поросят» - подобрать слова со звуком Н (НЬ) к данной схеме места звука (САНКИ, НОСКИ, ЧАЙНИК, БАНАН, АПЕЛЬСИН, КОНЬКИ, )
Подарки со зв Н подарим Наф-Нафу и Нуф-Нуфу; подарки со зв Нь дарим Ниф-Нифу.
Муз. пауза. Пяточка-носочек.
7. Звуковой анализ слов. (работа за столами). А кто пришел на день рождение к поросятам? Как зовут гостя вы узнаете, если выполните следующее задание: П Н И М П Н А М
- На листочке зачеркните все буквы М
- Обведите все буквы П
-Соедините оставшиеся буквы и прочитайте их - НИНА)
Нина принесла подарок, шары, но они бесцветные. Давайте украсим их, чтобы они стали яркие. Сделайте звуковой анализ слова Нина (на заготовках дети раскрашивают схему).
Сколько звуков в этом слове? (5) Сколько гласных звуков? (2) Сколько слогов? (2) (дети прохлопывают слово по слогам, уточняется правило: сколько гласных в слове, столько и слогов)
8. Итог: выходят к доске
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Утром спишь? – Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
Праздник подходит к концу. Пора провожать гостей. Рассадите гостей по вагончикам. Логопед включает презентацию (на слайде: носорог, конь, слон, гусеница, кабан, Нина).
В 1ый вагон – слон, конь, во 2й в – кабан, в 3й в – носорог.
- С какими звуками мы сегодня играли на Дне рождения у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа?(звуки Н и НЬ) Я желаю, чтобы у каждого из вас День рождения тоже проходил весело и поучительно!
Физминутка . Игра «Бывает – не бывает».
-Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх.
- Волк бродит по лесу. – Волк на дереве сидит.
- В кастрюле чашка варится. – Кошка по крыше гуляет.
- Лодка по небу плывёт. – Девочка рисует домик.
- Домик рисует девочку. – Мышка любит сыр.
- Мама поехала на рынок. – Кот купил колбасу.
- Рыбка лежит на сковородке. – У слона четыре ноги.
- У курицы две ноги. – Курица меньше индюка.
- Внук младше дедушки. – Дедушка учится в школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Щ"
Данное занятие можно проводить в логопедической группе для детей с ОНР....
НОД по обучению грамоте подготовительная группа "Знакомство с буквой и звуком Р"
Методика преподавания звука и буквы "Р"...
Конспект ООД по обучению грамоте подготовительная группа Тема: «Город Букв»
закрепление знаний по обучению грамоте через различные виды познавательной деятельности с помощью развивающих игр Воскобовича....
Конспект ООД по обучению грамоте подготовительная группа Тема: «Город Букв»
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.Создавать хорошее настроение. Поощрять акт...
План-конспект по подготовке к обучению грамоте по теме: «Звук [С]. Буква С»
План-конспект по подготовке к обучению грамоте...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная к школе группа)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД БОНДАРЧУК АЛЕНА НИКОЛАЕНАГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2098 "Многопрофильный образовательный це...
Обучение грамоте. Подготовительная группа Звук и буква И.
Обучение грамоте. Подготовительная группа Звук и буква И....