ООД "Путешествие в страну Этикет по социально- коммуникативному развитию в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
ООД учит составлять мини-рассказ о сказочном герое с использованием синквейн
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_etiket_sin.doc | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большеатменская средняя общеобразовательная школа»
Красночетайского района Чувашской Республики
КОНСПЕКТ
Организованной образовательной деятельности
по образовательной области
«социально-коммуникативное развитие»
в старшей группе
Подготовила:
Воспитатель
Хораськина Г.Н.
Д.Кумаркино 2018
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа: Старшая группа (5-6 лет)
Продолжительность: 25 минут
Технологии:
ИКТ (электронная презентация), оздоровительные технологии (двигательные паузы); метод синквейна
Аннотация:
Место занятия в учебной программе
Занятие проводится согласно учебной рабочей программы старшей группы и календарно-тематического плана.
Занятие представляет образовательную область (определенное направление развития и образование детей) «речевое развитие». Соблюдены принципы интеграции: образовательных областей, в ходе выполнения методических приемов решаются задачи образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность); «физическое развитие»; «Речевое развитие» (речевая деятельность, восприятие художественной литературы), художественно-эстетическое развитие (продуктивная деятельность).
Вид: закрепление, обобщение
Тип занятия: сюжетно-игровое
Целевая аудитория: Дети старшей группы
Цель: формирование норм общения в соответствии с правилами речевого этикета.
Задачи: Образовательные
Формировать опыт речевого этикетного поведения и закрепить знания основных речевых этикетных формул, правил их использования в различных ситуациях общения;
Учить составлять мини-рассказ о сказочном герое с использованием синквейна;
Учить использовать в речи формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Развивающие
Развить внимание, воображение, творческое мышление, творческие способности, способность сопереживать. Словарь: «этикет», «тактичность».
Воспитывающие
Формировать элементарные представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других.
Воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета. Способствовать формированию коммуникативных навыков общения.
Организационные параметры:
Проводится как с подгруппой детей (до 10-12 чел.), так и со всей группой.
Состоит из трех частей: организационной, основной, заключительной.
Требования к помещению:
Просторное помещение группы: должна быть возможность свободного передвижения участников. Должны быть предусмотрены зоны для работы за столами, зоны работы с демонстрационным материалом, в том числе использования интерактивного оборудования (ноутбук, медиаустановка, экран, звуковое устройство).
Используемая литература:
1.Программа «От рождения до школы/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ 2015 г,
2.Т.Н.Вострухина, Л.А.Кондрынинская. Планирование работы по календарю. творческий центр Москва2012г.
3. Ушакова О. С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва,2010.
4.Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т. Ц. Сфера, 2005.
5.Ушакова О. С. «Придумай слово». – Т. Ц. Сфера, 2010
6. Князева О.Л. «Я-ты-мы» Программа социально-эмоционального развития дошкольников. – Москва: Мозаика синтез, 2005г.
Материалы и оборудование:
«море», «капли» из бумаги, картинки сказочных героев, домик и карточки для синквейна, слайд-презентация; лепестки волшебного цветка.
Предварительная работа: просмотр развивающего мультфильма «Лунтик и его друзья. Изучаем правила», чтение С.А. Насонкина «Уроки этикета».
Методические приемы:
1 часть:
1)Приветствие
2)Игровой прием: электронное звуковое письмо
3)Игровая мотивация: путешествие в страну «Этикета»
2 часть:
4) Речевая игра «Волшебные слова»
5)Двигательное упражнение «волшебный лес»
6)Составление синквейна «Сказочные герои»
7)Разбор ситуации (просмотр звукового слайда)
8)Игра «Мирилка»
9)Развивающая игра и «Верно - не верно»
10)просмотр звукового слайда (Фея благодарит)
11)Работа в парах – тактильное упражнение « руки и наши чувства»
12) игра «Соберем цветок из вежливых слов»
3 часть:
13) завершение игровой мотивации
14) дарим смайлики
План-конспект:
Воспитатель: Я рада сегодня вас видеть! Давайте пожелаем друг другу доброго утра, и пусть это пожелание будет теплым и искренним.
Дети: Доброе утро, всем!
Воспитатель: Сегодня к нам на электронную почту пришло письмо:
Помогите! Мне страшно. В страну «ЭТИКЕТ» злые посланники Снежной королевы - Северные ветра, принесли холод и стужу.
Жителями страны грустные и постоянно ссорятся, так как никто не соблюдает правила речевого этикета.
И только с вашей помощью, в страну вновь вернется веселье и радость, а жители станут вежливыми!
Фея Вежливости».
Воспитатель: Нам с вами надо принять решение. Как мы поступим?
Ребята, а как мы сможем добраться до страны Этикет? (Ответы детей.) Да, вариантов много, но самый доступный для нас – воздушный шар.
Как только я скажу: «Земля прощай!», - а вы мне ответите: «В добрый путь!», - взлетаем, легко и плавно летим за мной.
- Земля прощай!
Дети: В добрый путь!
Все ребята и педагог пластически изображают полет на воздушном шаре и оказываются в стране Этикет.
Воспитатель: Приземляемся. Мы оказались в стране Этикет.
Звучит мелодия, отображающая звуки «льда».
Воспитатель: Северный ветер заморозил Море Добрых слов в этой стране. Он вырвал из нее добрые, волшебные слова. Теперь жители страны Этикет не могут использовать их в своей речи. Требуется наша помощь, продолжите эти строки «волшебными словами».
- Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).
- Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).
- Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).
- Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).
Воспитатель: Эти «волшебные» слова мы используем в своей речи, когда говорим с другими людьми, и от них людям становится теплее и радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. А сейчас возьмите по одной капле и, называя «волшебное слово», добавьте его в наше море –и мы его разморозим.
Воспитатель: Ваши ответы помогли оживить море Добрых слов. (Слышаться шум моря)
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. И дорога проходит через волшебный лес.
Упражнение «Волшебный лес»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом вместе с педагогом.
Мы пришли в волшебный лес. Ходьба по кругу.
Сколько здесь вокруг чудес! Развести руки в стороны.
Справа берёзка в шубке стоит Руку отвести вправо и
посмотреть на неё.
Слева ёлка на нас глядит. Отвести руку влево и
проследить за ней взглядом.
Снежинки в небе кружатся, Кружатся.
На землю красиво ложатся. Приседают.
Вот и зайка поскакал, Прыжки на двух ногах
От лисы он убежал, на месте.
Серый волк рыщет, руки на поясе, наклоны
Он себе добычу ищет! в стороны.
Все мы спрячемся сейчас, медленно присесть, прячась.
Не найдёт тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит, имитируют сон.
Так всю зиму он проспит.
Прилетают снегири, имитируют полёт птиц.
Ух, красивые они!
В лесу красота и покой развести руки в стороны.
Вот только холодно зимой. Обхватить руками плечи.
Воспитатель: Вот мы с вами прошли сквозь «волшебный лес» и попали на Сказочную поляну. — Вы любите сказки? Но в сказках добру противостоит зло, и между ними постоянно идет борьба.
Воспитатель: Я буду называть героя, если герой добрый и вежливый – вы улыбаетесь, а если - злой и грубый – закрываете лицо руками:
Дюймовочка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик – с – пальчик, Бармалей, Доктор Айболит. Воспитатель: Фея нам оставила волшебную карточку о сказочных героях Синквейн Дюймовочка и доктор Айболит) Работа проводиться с пособием «Волшебный домик» (Приложение № 1)
Дети составляют пятистрочие со сказочным героем.
Пример:
1.Дюймовочка
2.Крохотная, трудолюбивая,
3.помогает, убирает, спасает
4.спасаетсает ласточку от болезни
5.девочка
- Айболит
- добрый, смелый
- Помогает, лечит, спасает
4.Лечит от болезней зверей
5.Доктор
Воспитатель: Путешествие продолжается, и мы с вами попадаем на Аллею Уважения. Жители страны Этикет потеряли много хороших качеств, таких как доброта, уважение, и тактичность.
Предлагаются послушать звуковой слайд, а дети дают оценку.
Озвучка слайда:
Мальвина: здравствуй , Буратино.
Буратино:- Привет, Мальвинка.
Мальвина: почему ты меня так называешь?
Буратино - Что такого? Я ещё про тебя стишок сочинил. Мальвинка - пелеринка, вышла на лужок. Мальвинка – пелеринка нарвала цветов вагон.
Мальвина: - Мне не нравится такое стихотворение.
Буратино - Почему это оно тебе не нравится? Очень даже смешное.
Мальвина: - Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а какая – то дразнилка. Я не хочу слушать тебя.
- Буратино Ну и не надо, подумаешь, стихи ей мои не понравились.
Мальвина: - Я ухожу, до свидания.
Буратина - Пока, пока. Мальвинка - пелеринка.
Воспитатель: Ребята, почему между Буратино и Мальвиной произошла ссора? (Ссора произошла, потому что Буратино грубо называла её и придумал прозвище).
- Можно ли давать другим обидные прозвища? (нет)
- Почему? (Это может расстроить, обидеть нас).
- Можно ли исправить эту ситуацию? Да.
Как? (Нужно называть друзей и товарищей по имени.)
- К человеку нужно всегда обращаться по имени, называть грубыми словами, дразнить – это очень некрасиво и может обидеть любого из ваших друзей. А давайте мы помирим Буратино и Мальвину, ведь мы с вами знаем мирилку. Возьмитесь за руки, смотрите в глаза и повторяйте слова:
Не сердись, улыбнись,
Крепче за руки возьмись.
Ты меня извини,
И обиды не держи.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Верно – не верно »
(1 хлопок – верно, 2 притопа ногами – не верно.)
- Поздороваться при встрече.
- Толкнуть, не извиниться.
- Во время беседы быть тактичным.
- Не выслушивать своего собеседника.
- Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты, как тебя зовут?»
- Перебить во время разговора взрослого или ребенка.
- Поблагодарить за подарок…
Воспитатель: Молодцы!
Вот мы с вами и оказались у Дворца феи Вежливости, но чтобы двери дворца открылись, мы должны будем назвать пословицы и поговорки о добре, вежливости, дружбе. (Дети называют пословицы и поговорки)
Фея Вежливости (звуковой слайд): Добрый день ( дети отвечают). Я очень рада, что вы откликнулись на мое письмо и преодолели все препятствия, теперь жители страны Этикет будут добрыми и вежливыми. Добрый человек, всегда поможет другим в трудную минуту.
Работа в парах.
— Выберите себе друга, потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? Может ли человек обидеть другого, если у него такие теплые руки? Могут ли руки помочь подружиться? Поблагодарите, погладьте руки своего друга и свои. Как мы можем руками поблагодарить всех? (Аплодисменты)
Фея Вежливости: А сейчас давайте с вами соберем цветик-семицветик из вежливых слов, которые делают нашу жизнь добрее и лучше.
Воспитатель: Этот цветок нам дарит фея Вежливости, который будет в вашей группе, чтобы, глядя на него, вы всегда будем помнить о всех его лепестках, и были вежливыми, аккуратными и культурными. Ведь быть вежливым это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Дарите всем по солнышку –
Частичку света, доброты.
Слова любви и нежности
Дарите людям, как цветы.
Раздаются всем присутствующим и детям смайлики.
Воспитатель: А нам пора отправляться в обратный путь, в детский сад, воздушный шар ждет нас.
Приложение № 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности детей по социально-коммуникативному развитию детей старшей группы на тему:«Путешествие в страну правил дорожного движения»
Цель: Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения и учить применять их в различных ситуациях....
Конспект ООД по социально- коммуникативному развитию детей старшей группы "Путешествие в страну Вежливости в город Доброты"
Расширить знания детей о правилах хорошего тона, добрых словах и их применения....
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Тема :« Путешествие в страну здоровья»
Конспект занятия социально -коммуникативному развитию в старшей группе " Путешествие в страну здоровья"Обучающая:• Формировать представление детей о здоровье как одной из гл...
Конспект непосредственно непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Страна безопасности».
Закрепить знания о безопасности, правила поведения в быту и на улице, правила поведения при пожаре, учить сопереживать сказочному герою; вызывать желание помочь ему. ...
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе с использованием ИКТ технологии. "Путешествие в страну Дружбы"
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с использованием ИКТ технологии. "Путешествие в страну Дружбы"...
Интегрированное занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе: " Страна Вкусляндия".
Данное занятие воспитывает у детей желание заботиться о своём здоровье. Продолжать знакомиться с витаминами, рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи и питания. Учить детей ра...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в сказочную страну Доброты»
Тема занятия: «Путешествие в сказочную страну Доброты»Цель: создание условий для формирования нравственных взаимоотношений дошкольников через формирование...