Речевое развитие детей в подготовительной к школе группе МБДОУ ДС «Радуга» г.Сурска.
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)
Выступление на августовской секции воспитателя Губашовой О.А. 2018г.
(из опыта работы)
1 слайд Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
2 слайд Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
3 слайд Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:
1) владение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей - диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);
6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);
7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове). 3 слайд
4 слайд Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды.
4 слайд Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
5 слайд Развивающая среда нашей группы
6 слайд Именно поэтому в группе организован речевой уголок, который расширил речевую среду, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Мной накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, пособия для проведения артикуляционных упражнений, развития речевого дыхания.
Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажёры:
• мыльные пузыри;
• воздушные шары;
• трубочки для сока со стаканами;
• вертушка;
• наборы различных семян для выкладывания картин;
• маленькие зеркала для индивидуальной работы детей;
• юла;
• различная мелкая мозаика;
• шнуровки;
• пальчиковый театр;
• счетные палочки;
• матрешки;
• бусины;
7 слайд В своей работе по развитию речи и мышления детей использую схемы – таблицы.
8 слайд Развитие речи посредством художественной литературы
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
9 слайд Непрерывно – образовательная деятельность (НОД)
10 слайд Развитие речи средствами дидактической игры
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
11 слайд Сюжетно – ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т.д. Развивается диалогическая речь.
Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует:
- закреплению навыков пользования инициативной речью,
- совершенствованию разговорной речи,
- обогащению словаря,
-формированию грамматического строя языка и т. д.
12 слайд Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей, появляется возможность к самореализации.
Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К 6-7 годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихи.
13 слайд В группе имеются такие виды театра как:
Куклы би – ба - бо
Пальчиковый театр
ПЛОСКОСТНОЙ ТЕАТР
КУКЛЫ – РУКАВИЧКИ
ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТАКЖЕ ДЕТСКИЕ КОСТЮМЫ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗОК.
14 слайд «УМ РЕБЕНКА НАХОДИТСЯ НА КОНЧИКАХ ЕГО ПАЛЬЦЕВ». В.А. СУХОМЛИНСКИЙ
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
15 слайд ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
-Способствует овладению навыками мелкой моторики;
-Помогает развивать речь ребенка;
-Повышает работоспособность коры головного мозга;
-Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
-Снимает тревожность.
16 слайд РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких, точных, движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
17 слайд ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
«ЧТО Я СЛЫШУ — ЗАБЫВАЮ. ЧТО Я ВИЖУ — Я ПОМНЮ. ЧТО Я ДЕЛАЮ — Я ПОНИМАЮ». КОНФУЦИЙ.
Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия.
18 слайд РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ПРОГУЛКЕ
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ
Подвижная игра направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения.
Во время игры педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР:
1.Игры с разнообразными движениями и пением: «Ровным кругом», «Карусель», «Курочка и цыплята», Воробушки и автомобиль», «Совушка».
2.Игры с бегом: «Перемени предмет», «Найди себе пару», «Ловишка», «Поймай ленту», «Хитрая лиса».
3.Игры с прыжками: «Кролики», «Не оставайся на полу», «Мой веселый звонкий мяч», «Удочка», «Лягушки и цапля»
4.Игры с подлезанием и лазанием : «Лиса в курятнике», «Медведи и пчелы».
5.Игры с метанием и ловлей: «Охотники и зайцы», «Мяч водящему», «Мяч в корзину», «За мячом».
6.Игры на ориентировку в пространстве: «Перелет птиц», «Осенние листочки», «Цветные автомобили», «Найди свой домик».
7.Хороводные игры: «Эхо», «Горшки», «Мышеловка»
8. Игры с мячом: «Выбивалы», «Передай мяч другому».
19 слайд КАРТОТЕКИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В группе имеются картотеки пальчиковых игр, подвижных игр, сюжетно – ролевых игр, развивающие игры с детьми, картотека физкультминуток, картотека пословиц, картотека речевых игр для режимных моментов
20 слайд РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок; консультации и советы: какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.
21 слайд Можно говорить о том, что развитие речи детей прошло успешно, если были достигнуты поставленные в начале года цели. Так, по окончанию подготовительной группы дети должны уметь:
• внимательно слушать высказывание сверстников, участвовать в беседе;
• составлять рассказ по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием;
• связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;
• использовать монологическую и диалогическую формы речи;
• составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;
• составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРЕЗЕНТАЦИЯ | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Речевое развитие включает Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами .
Развивающая среда нашей группы
Речевой уголок • мыльные пузыри; • воздушные шары; • трубочки для сока со стаканами; • вертушка; • наборы различных семян для выкладывания картин; • маленькие зеркала для индивидуальной работы детей ; • юла; • различная мелкая мозаика; • шнуровки; • пальчиковый театр; • счетные палочки; • матрешки; • бусины;
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ СХЕМ-ТАБЛИЦ
Развитие речи посредством художественной литературы
Непрерывно – образовательная деятельность (НОД)
Развитие речи средствами дидактической игры
Сюжетно – ролевая игра
Театрализованная деятельность
Виды театра
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский
-Способствует овладению навыками мелкой моторики; -Помогает развивать речь ребенка; -Повышает работоспособность коры головного мозга; -Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение; -Снимает тревожность. Пальчиковая гимнастика
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ «ЧТО Я СЛЫШУ — ЗАБЫВАЮ. ЧТО Я ВИЖУ — Я ПОМНЮ. ЧТО Я ДЕЛАЮ — Я ПОНИМАЮ» КОНФУЦИЙ.
Развитие речи на прогулке
Картотеки по развитию речи
Взаимодействие с родителями
По окончанию подготовительной группы дети должны уметь: • внимательно слушать высказывание сверстников, участвовать в беседе; • составлять рассказ по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием ; • связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения; • использовать монологическую и диалогическую формы речи; • составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам; • составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной к школе группе Тема «Мы - сценаристы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной к школе группеТема «Мы - сценаристы»...
Конспект ООД по направлению речевого развития детей в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «На поляне сказок»
Цель: совершенствование навыков связной речиЗадачи: Связная речь:1. Совершенствовать умения отвечать на вопросы.2. Закреплять навыки речевого этикета.3. Закреплять умение развернуто отвечать на в...
Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «звук, слог, слово» (КВН) Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте) Подготовительная к школе группа № 7 «Сказка» (возраст детей 6-7 лет)
Цель: Обучать детей грамоте с помощью игры КВН, а именно: распознавать слоги в слове, их последовательность; формировать умение находить слова с заданным слогом.Образовательные задачи: Уточнение предс...
Педагогический проект "Моя малая Родина"по познавательно-речевому развитию детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Сформировать целостную личность – значит воспитать в ребенке дошкольного возраста потребность участвовать во всех делах на благо родного...
Конспект непосредственно-организованной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной к школе группе "Посылка Мойдодыра"
Задачи:Познавательные:- закрепить умение действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом;-закрепить представление о способах и средствах ведения здорового образа жизни.Развивающие:- продолжать ра...
Конспект открытого занятия по речевому развитию детей в подготовительной к школе группе на тему: «Здравствуй, Зимушка - зима!»
Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Здравствуй, Зимушка - зима!»...