Педагогический проект "Моя малая Родина"по познавательно-речевому развитию детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mordoviya_moya.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36 комбинированного вида»
Педагогический проект
«Мордовия моя!»
по познавательно-речевому развитию детей
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Автор-разработчик:
учитель-логопед
высшей кв. категории
Маркина Инна Петровна
Саранск , 2018
Проблема
Как развить творческую личность ребенка дошкольника с ОНР и помочь ему обрести целостное представление о предметах, явлениях окружающего мира, бережное отношение к природе и духовно-патриотическому наследию родного Мордовского края через речевое развитие?
Актуальность
Проблема развития творческой личности подрастающего поколения через патриотическое и духовно-нравственное воспитание сегодня одна из наиболее значимых.
Сформировать такую целостную личность – значит воспитать в ребенке дошкольного возраста потребность участвовать во всех делах на благо родного города, Родины, природы родного края, развить такие качества, как любознательность, целостное восприятие, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Именно в этом возрасте важно заложить в детях первые представления о родном крае, как о частице великой России, сформировать чувство гордости за нашу страну. Сейчас Мордовия – для наших детей это место, где они растут, познают мир, место, где живут их близкие люди и друзья. Изучая природу и достопримечательности Мордовии и Саранска, мы постепенно формируем у детей интерес к родному краю, развиваем интеллектуальные и познавательные способности, воспитываем патриотические чувства, формируем творческие речевые способности, развиваем эмоциональное восприятие через умение формулировать, описывать, творчески передавать свое настроение и отношение к объектам языковыми средствами.
Для развития способностей овладения такими духовно-нравственными понятиями у детей должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог, составлять творческие рассказы на определённую тему. Для дошкольников с ОНР данная проблема особенно актуальна. Успешность формирования нравственных и творческих качеств дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности развития всех сторон речи, активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, творчество, общение и обучение, разные виды деятельности.
Цель проекта:
формирование и развитие творческой личности ребенка дошкольника средствами духовно-нравственного и патриотического воспитания в коррекционно-воспитательном процессе, разработка методов и приемов, нацеленных на повышение эффективности совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и детей с ОНР через различные виды деятельности.
Задачи реализации данного проекта:
- развивать словотворчество и связную речь детей; обогащать и активизировать словарный запас детей, учить связно и последовательно выражать свои мысли;
- обобщить, систематизировать и расширить знания детей о разнообразии растительного и животного мира родного края; о достопримечательностях родного города;
- воспитывать у детей любовь к Родине, родному городу, чувство гордости за родной край, за всемирно известных жителей Мордовии;
- формировать бережное отношение к культурному наследию нашего города, желание сохранять чистоту и порядок в своем городе;
- развивать устное творчество разнообразными языковыми средствами;
- воспитание у детей бережного отношения к родному краю и мордовской культуре.
Гипотеза
Если система данной педагогической работы будет реализовываться поэтапно и системно в течение определенного периода компенсирующего обучения, то это будет способствовать формированию творческой личности ребенка с ОНР.
Вид проекта:
познавательно-творческий.
Срок реализации проекта:
краткосрочный (3 месяца), с 21.09.2018 г. - по 21.12.2018 г.
Участники проекта:
дети компенсирующей группы, родители воспитанников, учитель-логопед и воспитатели группы.
Интеграция образовательных областей:
- физическое развитие;
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Основные формы организации проекта:
- совместная коррекционно-развивающая образовательная деятельность логопеда с детьми;
- речевые краеведческие праздники;
- викторины для детей и родителей.
- организация экскурсий;
- дидактические игры;
- творческая деятельность (создание книжек-малышек, брошюр, сочинение рассказов и сказок).
Методическое обеспечение
- Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Методические советы к программе «Детство». СПб, 2011.
- Елкина Н.В. «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов». Сибирское университетское издательство. 2014.
- Логинова В. И «Детство. Программа развития и воспитания в детском саду». СПб, 2015.
- Михайлова З. А. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. СПб, 2013.
- Мордовия: Альбом. Сост.: В.С. Ионова, А.П. Тимошкин. Саранск, 1987.
- Салищев А.И., Силенок В. Я. Знаете ли вы Мордовию?: (Краевед. викторина).- Саранск: Мордов. КН. Изд-во, 2006.
- Саранск: Историко-экономический очерк. Редкол.: А.В. Клеянкин, М.Ф. Жиганов, Н.М. Жочкин и др. Саранск, 2011.
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М., 2016.
- Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит», 2010.
Журналы
- Дошкольное воспитание.
- Ст. воспитатель.
- Логопед.
- Конфетка.
Материально-техническое обеспечение:
картинки, иллюстрации, репродукции картин, наглядные модели, мнемотаблицы, информационно-компьютерные технологии (слайды, анимация, презентации), оборудование и атрибуты для дидактических игр.
Ресурсное обеспечение проекта:
групповое помещение, музей Краеведения, кабинет учителя-логопеда.
Предполагаемый результат:
- развитие у детей с ОНР познавательной и творческой активности;
- пополнение и активизация словарного запаса;
- овладение полным и грамматически правильным речевым высказыванием;
- систематизация и расширение знаний детей о разнообразии растительного и животного мира родного края; о достопримечательностях родного города;
- формирование у детей чувства любви к Родине, родному краю,
- воспитание бережного отношения к природе, к результатам труда взрослых, направленному на сохранение природно-исторического и культурного богатства родного края;
- развитие творческих речевых способностей, устное творчество детей разнообразными языковыми средствами и приемами.
Ход проекта
1 этап, подготовительный (разработка проекта)
Деятельность педагогов:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- составление перспективного плана занятий и мероприятий;
- определение методов работы;
- подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала;
- подбор материалов для занятий.
Совместная деятельность с детьми:
- введение детей в тему проекта;
- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
- определение круга актуальных и решениепедагогических задач.
2 этап – познавательно-творческий (выполнение проекта)
- реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателей, детей и их родителей;
- развитие у детей творческих речевых способностей в ходе реализации различных форм работы.
3 этап – заключительный (обобщающий)
- анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
- обобщение результатов работы, формулировка выводов;
- обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.
Тематический план работы
Направления работы | Формы работы с детьми |
Развитие речи | 1.Совместная коррекционно-развивающая деятель-ность логопеда с детьми по темам: «Мордовия. Саранск», «Весна в родном краю», «Природа родного края». 2. Речевые краеведческие праздники, конкурсы, викторины, игры. Речевой краеведческий праздник для детей «Старый Саранск». Речевой краеведческий конкурс для детей «Путешествие в весенний лес». Викторина для детей и родителей «Тайны леса». Видео-викторина для детей и родителей «Угадай, что это» (Промыслы Мордовии.) Презентации для детей по темам: «Мордовия. Саранск», «Весна в родном краю», «Природа родного края». Разучивание считалок, диалогические игры «Угадай, кто ты?», «Будешь со мной дружить?», «Отгадай». 3. Экскурсии в мини-музей ДОУ, в краеведческий музей города. |
Творческая деятельность | 1. Работа по составлению творческих рассказов и пересказу рассказов о природе родного края, о родном городе. 2. Сочинение рассказов, сказок и стихов о Мордовии, природе и родном городе. 3. Создание книжек-малышек, брошюр. |
Изучение художественной литературы | Пересказ художественных произведений писателей о природе. Чтение произведений мордовской национальной литературы для детей: мордовские народные сказки («Ветка орешника», «Синица Пусточейка», «Девушка-берёзка», «Благодарный медведь»), авторские сказки мордовских писателей ( Т. Тимохина «Серый воробей», В. Семенов «Рыба как лапоть»), рассказы русских писателей (М. Пришвин «Золотой луг», «Дремучий медведь», В. Бианки «Молодая ворона», Н. Сладков «Грачи прилетели», «Ласточка, ласточка», «Белка и медведь».) |
Игровая и оздоровительная деятельность Познавательная активность | 1. Дидактические игры краеведческой и одновременно речевой направленности: «Что будет…?», «Угадай», «От зернышка до хлебушка», «Кто, где живет?», «Угадай зверей», «Кто где живет», «Чем мы любуемся в городе» и др. 2. Игры на развитие словотворчества: «Придумай словечко», «День обычный на дворе», «Сочиню я сказку» и др. 3. Использование краеведческой тематики в организации оздоровительной работы: - массаж рук с применением природных материалов (шишек, орехов разной величины), «Строим город», «Нарисуем праздник». - физкультминутки, пальчиковые игры и пластические этюды по теме проекта; - речь с движением, - дыхательная гимнастика. Игры и упражнения на развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, коммуникативных способностей: «Угадай, что это?», «Чего не хватает?», «Собери картинку», «Кто, где живёт?», «На что это похоже?» |
Результат работы
1. Распространение опыта работы.
2. Публикации.
3. Оформление творческого пакета и презентации.
4. Консультирование педагогов.
5. Участие в городских мероприятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД По нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему:"Моя родина Россия"
НОД По нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности еа тему:"Моя родина Россия"...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи: «Профессии – Родину защищать»
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи...
Конспект занятия по теме " Наша Родина - Россия" для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема занятия: " Наша Родина - Россия&q...
Педагогический проект «Лес - наше богатство» Подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте....
Презентация опыта работы по организации детско - родительских проектов в рамках приобщения детей к ЗОЖ в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.
Презентация опыта работы по организации детско - родительских проектов в рамках приобщения детей к ЗОЖ в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Россия - Родина моя" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Формировать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Продолжать совершенствовать навыки ведения диалога о России....