Открытое занятие по развитию связанной речи во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
На занятии дети учатся описывать животных, называть их характерные признаки, разгадывать загадки, закрепить знакомые скороговорки, сказки, отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, упражняются в четком произношении звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_svyazanoy_rechi.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
№102 «присмотра и оздоровления»
Открытое занятие по развитию связанной речи во второй младшей группе
Тема: «Путешествие в сказку»
выполнил: Сулакова З.В
Кемерово 2017
Занятие по развитию речи.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы»,
Цель: развитие связной речи через устное народное творчество.
Задачи:
Образовательные: Учить детей описывать животных, называть их характерные признаки, разгадывать загадки, закрепить знакомые скороговорки, сказки, приучать отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, упражнять в четком произношении звуков.
Развивающие: Развивать память, мышление, воображение, логическое мышление и интонационную выразительность речи, развивать умение собирать картинки из четырех частей.
Речевые: Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей (амбар, сусек, горсть ,тесто, лавка ,скребен ,метёл, «пряжок», «стужок» нехитро, подавно):учить пересказывать знакомую сказку.
Воспитательные: Прививать любовь к устному народному творчеству, воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.
Ход занятия:
Дети входят в группу. Здороваются с гостями.
Воспитатель: Сегодня утром у дверей нашей группы я встретила собачку. (показывает игрушку). И она мне сказала, что просит у вас помощи. Бабушка попросила найти сказочного героя, но собачка забыла в какой он живет сказке.
Какие мы знаем сказки?(показывается иллюстрацию сказки)
Дети: Называют сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка».
Воспитатель: Собачка вспомнила, что бабушка дала ему подсказку-загадку.
Послушайте её: «Формой он похож на мяч
Был когда-то он горяч,
Спрыгнул со тола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок
Кто же это? (колобок).
Воспитатель: Собачка вспомнила ей нужно найти колобка.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, как начинается это сказка.
Дети: «Жили были дед и баба.
Дед попросил бабку испечь ему колобка
Бабка говорит из чего я тебе его испеку муки то нет.
А ты по коробу помети по сусеку поскреби, набери горсти две муки.
Испекла бабка колобок и положила на окно остудить. А колобок прыг и укатился.
Воспитатель: «Чтобы отыскать колобка нужно отправится в сказочный лес. Я предлагаю полететь на воздушном шаре, беритесь за веревочку.
Читает стих: На воздушном шаре мы летим,
На воздушном шаре мы летим как птицы,
Вон лесочек виден там вдали,
Поскорей бы нам на землю опустится.
Воспитатель: Вот мы с вами в сказочном лесу. Перед нами дорожка, мы с вами по ней пойдем.
Воспитатель: Посмотрите кто это там прячется?
Дети: «Зайка»
Воспитатель: Давайте вспомним чистоговорку
Ай-ай-ай- зайку ты скорей встречай.
Зайка, где прячется под елкой
Смотрите он какой- то грустный
Давайте спросим, что с ним случилось?
Он говорит, что хочет кушать.
А чем мы можем накормить зайку?
У меня есть разрезные картинки давайте их соберем и узнаем, чем можно накормить зайку.
Дети: Собирают ( морковь, капусту)
Воспитатель: Это фрукты или овощи? Чем он полезны? (витамины)
Вика, а ты почему собрала дерево?
Зайка любит грызть кару с дерева.
Правильно, Вика!
Молодцы помогли зайке. Давайте спросим видел ли зайка колобка?
Зайка говорит, что видел, он спел ему песенку и укатился дальше.
Воспитатель: Ну, пойдем дальше по тропинке
Смотрите кто-то там ещё прячется?
Дети: «Волк» .
Воспитатель: А где прячется волк? (за деревом).
Давайте вспомним чистоговорку: «ЖУ-жу-жу-жу-волк не страшен лишь ежу.
Воспитатель: Здравствуй, волк ты не видел колобка. Да.
Помогите мне найти моих друзей диких животных:
Задание: В доме живут какие животные. ( домашние). В лесу какие животные живут (дикие)
Колобок спел мне песенку и укатился дальше.
Давайте вспомним песенку колобка он нас услышит и вернется.
Дети поют песню.
Воспитатель: Не услышал нас колобок .Пойдемте по дорожке дальше.
Встречают медведя.
Давайте вспомним чистоговорку.
Ёт-ёт-ёт-мишка очень любит мед. А что ещё любит мишка?
Дети: Ягоды, грибы.
Воспитатель: А медведь какой? (большой, коричневый, добрый, сердитый, сладкоежка).
А где живет мишка? ( в лесу). А спит он ? (в берлоге всю зиму и сосет лапу)
Миша ты видел колобка? Да он от меня убежал. Спасибо, Миша!
Воспитатель: Дети, смотрите кто это по тропинке катятся? (колобок)
Дети: Колобок не ходи дальше, а то тебя лиса съест.
А кто такая лиса?
Воспитатель: Давайте, расскажем колобку, кто такая лиса?
Картинка лисы.
Дети: Это лиса она рыжая, игривая, пушистая, хитрая, живет в лесу, в норе. И она тебя съест.
Воспитатель: Что неправильно сделал колобок? (убежал от дедушки с бабушкой в лес.) А можно уходить в лес по одному? (нельзя) Почему? (Это опасно)
А колобок правильно себя вел? (Нет.)
Ребята, а удалось ли колобку уйти от хитрой лисы?
Дети: Нет. Она притворилась глухой. Она попросила сесть колобка на нос и пропеть ещё разок его песенку, а сама его съела.
Воспитатель: Да, перехитрила лиса колобка. Поэтому, ребята, чтобы не попасть в беду, надо слушать родителей, не убегать от них и не разговаривать с незнакомыми.
Беритесь за волшебную веревочку нашего воздушного шара.
Наше путешествие кончается
Нам пора обратно в детский сад,
С нашими зверями не прощаемся,
Каждый их увидеть рад!
Воспитатель: Вот мы снова в нашей группе, вам понравилось путешествие? А где мы были, что делали? А как вы думаете, хороший ли мы поступок с вами совершили? А что мы делали?
(Помогли собачке найти колобка. И она нам оставила угощение)
Связанная речь- это высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития речи.
Первые высказывания детей трех лет состоят из двух – трех фраз, однако их необходимо рассматривать как связанное изложение.
Исходя из актуальности этой проблемы, я поставила перед собой задачи по развитию предпосылок связанной речи.
С детьми младшего возраста успех этой работы зависит от оптимизации процесса развития речи.
С этой целью в своей работе я выделила несколько направлений:
- Использование разнообразных форм обучения. (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные). При проведении, которых сочетались словарная работа, грамматический строй речи, звуковая культура речи.
- Взаимосвязь работы по развитию речи в разных видах деятельности (игровой, музыкальной, театрализованной, в режимных моментах)
- Учитываем уровень развития речи каждого ребенка, а также личностные особенности детей (пассивные, молчаливые, неуверенные в себе).
- Возможность семьи в решении задач речевого развития
Родители часто не совсем точно представляют уровень развития речи своего ребенка замечая прежде всего недостатки в звукопроизношении при заучивании стихов. Поэтому беседуем с родителями о проблеме и даем систему домашних заданий.
Например, по выделению характерных признаков и качеств предмета, по умению вести диалог используя игр драматизации по связи двух- трех предложений, по активизации глагольной лексики.
Проводя организованную непосредственно образовательную деятельность по развитию речи проводили в 3 этапа.
На первом этапе подбирали такие задания, на которых бы дети учились видеть и называть характерные признаки и качества предметов.
Вся непосредственно образовательная деятельность проходила в виде игры: я подбирала яркие игрушки значительно отличающиеся по своим признакам, затем просила отыскать игрушки. Дети с удовольствием и интересом повторяли за мной. Затем использовала предметы (овощи, фрукты, одежда) при описании которых следовало не только назвать выделенных признаки, но и показать свои знания об их свойствах, умение согласовывать существительные и прилагательные (яблоко круглое, красивое, вкусное). Чтобы сформулировать глагольную лексику я использовала игры типа: «Кто, что умеет делать?», «Скажи, что сначала, что потом?». Эти игры формируют у детей представление о последовательности действия персонажей путем раскладывания картинок с помощью упражнений, активизирующих глагольную лексику.
На втором этапе учила детей связывать два предложения и формировать представления о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец т.е. строится по определенной схеме.
Сначала учила описывать определенный предмет коллективно, а затем прививала навыки самостоятельного описания предмета через игры («Дом», «Больница», «Загадки» и т.д.)
Чтобы учить детей соблюдать последовательность и связь между частями я использовала игру «Кто знает, тот дальше продолжит». Предлагала несколько предложений произнося их с разной интонацией, чтобы дети почувствовали какой характер несет повествование.
В совместных рассказах я постоянно усложняла основную часть текста, включая в элементы описания, действия героев.
В сюжет включала глаголы-обобщения (спросила-ответил, попросила- сказал и т.д.). Так, я учила детей передавать диалог действующих лиц.
Совместное рассказывание закрепляло наводящими вопросами. Чтобы дети могли выделить основные связи между частями.
Целью третьего этапа было учить детей, вести монолог, диалог в играх-драматизациях, рассказах, подвести детей к составлению рассказа с элементами творчества.
Решая задачу третьего этапа учила детей при ответе на вопрос давать развернутые реплики. По инициативе детей инсценировать знакомые сказки («Репка», «Колобок» и т.д.). Все чаще диалоги между героями разыгрывали как в совместных, так и в самостоятельных играх.
Игры- драматизации развивают у детей коммуникативные навыки. Так как в группе речь у каждого ребенка развита по- разному, я уделяю большое внимание индивидуальной работе с детьми по развитию речи. В этой работе использовала описание игрушки, составление рассказа, выполнения лексических, фонетических и грамматических упражнений. Эту работу проводила, как в утренние часы, так и во второй половине дня, в игровой форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Тема: "Путешествие в страну сказок"
Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе с интеграцией задач образовательных областей в контексте с ФГТ - познание, социализация, коммуникация, здоровье, музыка, чтение ху...
Интегрированное занятие по развитию речи во второй младшей группе "Мы путешествуем по сказкам"
Интегрированное занятие по развитию речи с элементами методики ТРИЗ...
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Тема: «Путешествие в сказку.»
Цель: Развитие диалогической речи.Задачи:1 Вовлекать детей в разговор: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него. 2 Формировать доброжелательное отношение к сверстникам, героям сказок...
Конспект открытого занятия по развитию мелкой моторики во второй младшей группе «Весёлое путешествие»
Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук...
Технологическая карта НОД по развитию связной речи (во второй младшей группе) Тема: Путешествие в зимний лес
Данная технологическая карта - это описание образовательного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием средств, задач и предполагаемых результатов. Возможно коллегам...
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники (схематизации) во второй младшей группе. Тема: «Путешествие в сказку»
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники (схематизации) во второй младшей группе.Тема: «Путешествие в сказку» Цель: формировать умение пересказывать художественное...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Путешествие в сказочный лес».
Конспект открытого занятияпо развитию речиво второй младшей группеТема: «Путешествие в сказочный лес»....