Занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Пересказ РНС "Три медведя"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки «Три медведя» с опорой на серию сюжетных картинок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_tri_medvedya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки «Три медведя» с опорой на серию сюжетных картинок)
Тема: Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с опорой на серию сюжетных картинок
Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).
2. Закрепление образования названий детенышей диких животных.
3. Развитие связной диалогической и монологической речи: полные ответы на вопросы взрослого; составление предложений по сюжетным картинкам; пересказ отрывка сказки; инсценировка отрывка сказки по ролям.
4. Развитие словесно-логического мышления, зрительной и слуховой памяти, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики.
Оборудование: серия сюжетных картинок к сказке «Три медведя» (6 штук), картинки с изображением диких животных, мяч, шапочки с изображением трех медведей, платочек для Маши, картинки с изображением диких животных в разных эмоциональных состояниях, наборное полотно, фланелеграф, корзинка.
Ход занятия.
Дети заходят в зал, здороваются, встают полукругом около логопеда.
I. Вводная беседа.
- Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? («Колобок», «Как собака друга искала», «Хвосты», «Красная Шапочка» и т.д.)
- Да, сказки любят все дети. Очень часто в сказках главными героями являются животные. Какие бывают животные? (Животные бывают дикие и домашние.)
- Каких диких животных вы знаете? (Медведь, лиса, заяц, волк, еж, белка.) (Картинки выставляются на панно.)
- Молодцы, ребята.
II. Образование названий детенышей диких животных.
- Диких животных вы знаете. Давайте поиграем в игру «Кто у кого?» (Логопед бросает детям мяч и называет взрослого животного, ребенок возвращает мяч и называет детеныша. Картинки выступают в качестве зрительной опоры.)
У медведя – (медвежата) | У ежа – (ежата) |
У волка – (волчата) | У белки – (бельчата) |
У лисы – (лисята) | У зайца – (зайчата) |
III. Сообщение темы занятия. Создание игровой ситуации.
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие, а волшебное, сказочное. Я предлагаю вам совершить путешествие в сказочную страну. Попасть туда можно на волшебном ковре-самолете. Посмотрите, ковер-самолет уже готов отправить нас в сказочную страну. Давайте сядем на него.
(Логопед вместе с детьми проходит к «ковру-самолету», садятся кругом.)
IV. Развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики.
- Ребята, чтобы ковер-самолет взлетел, давайте скажем волшебные слова:
(Хором) «Раз, два, три,
В гости к сказке
Нас неси!»
- Вот и взлетел наш ковер-самолет. Посмотрите вниз. Под кустиком спрятался зайчик, только ушки видны. Давайте покажем, какие длинные у зайчика ушки. (Речь с движениями.)
✌ | Ушки длинные у зайца, Из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, Веселит своих зайчат. |
- По-моему, мы приближаемся к сказочному лесу. Вот мы и прилетели. (Логопед вместе с детьми идет к сказочному лесу.)
- В сказочной стране живет много сказок. Сегодня мы побываем в одной из них. Отгадайте, какая это сказка.
Загадка.
«Маша в чаще заблудилась,
К трем медведям в дом явилась.
Суп у Мишки похлебала,
Стульчик маленький сломала»
(Эта сказка называется «Три медведя».)
- Правильно, это сказка «Три медведя». Присаживаетесь на пенечки и слушайте сказку внимательно.
V. Рассказывание сказки логопедом. Соотнесение содержания сказки с сюжетными картинками.
- Я буду рассказывать сказку, а вы – расставлять картинки, соблюдая последовательность событий.
(Картинки предъявляются на фланелеграфе вперемешку. Последовательно выставляются детьми на панно.)
Логопед рассказывает сказку и периодически останавливается в том месте, где заканчиваются события, изображенные на картинке.
- Где эта картинка? Хорошо, правильно. Слушайте сказку дальше.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
- Маша у домика.
- Маша в столовой.
- Маша в спальне.
- Медведи в столовой.
- Медведей в спальне.
- Маша убегает.
VI. Беседа по содержанию сказки.
- Ребята, понравилась вам сказка? (Да.)
- Кто герои этой сказки? (Герои сказки три медведя и девочка Маша.)
- Что случилось с Машей в лесу? (Маша заблудилась в лесу.)
- Какой стала Машенька, когда поняла, что заблудилась? (Маша стала грустной. Она испугалась.)
- Ребята, возьмите картинки, которые лежат около пенечков. Покажите, у кого грустное животное. (Дети соотносят эмоциональное состояние героев сказки с изображениями животных на картинках.)
- В чей домик попала Маша в лесу? (Девочка попала в домик трех медведей.)
- Что почувствовала Машенька: она обрадовалась или огорчилась? (Маша обрадовалась)
- Покажите, у кого радостное животное.
- Почему Маша зашла в домик? (Потому что она думала, что там живут люди. Потому что она устала.)
- Как звали медведей? (Медведей звали Михайлов Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.)
- Каким был Михайло Иванович? (Михайло Иванович был большим, грозным, сердитым, злым.)
- Покажите, у кого сердитое животное.
- Как звали медведицу? (Медведицу звали Настасья Петровна.)
- Какая была Настасья Петровна? (Настасья Петровна была добрая, ласковая, заботливая.)
- Покажите, у кого доброе животное.
- Какой был медвежонок Мишутка? (Он был веселый, маленький, забавный, смешной.)
- Покажите, у кого веселое животное.
- Молодцы, ребята. А теперь давайте поиграем в игру «Маша и медведи».
VII. Физ. минутка.
Среди детей выбираются три медведя и Машенька: дети встают спиной к логопеду, закрывают глаза.
Логопед дотрагивается до одного из детей.
Ребенок: «Ой, задели по спине, значит Машенькой быть мне»
Один из детей выбирает медведя: «Ну-ка, нужно посмотреть, будешь ты у нас медведь» (тот, до кого дотронулись, становится медведем)
Выбираем медведицу. Ребенок: «Покружусь и встану прямо, быть тебе медвежьей мамой»
Выбираем медвежонка. Логопед: «Не обидно никому, медвежонком быть ему»
Машеньке повязывается платочек, медведям надеваются на голову маски. Машенька садится на ковер, медведи подражают голосам животных из сказки.
Медведь (грозным голосом): «Кто ел из моей миски?»
Медведица: «Кто сидел на моем стуле?»
Медвежонок: «Кто спал на моей кровати?»
Машенька убегает, медведи ее догоняют.
VIII. Пересказ сказки с элементами драматизации.
- Ребята, мы весело поиграли. А теперь давайте сами попробуем рассказать сказку.
Дети пересказывают сказку, опираясь на расставленные сюжетные картинки до того места, где появляются медведи: картинки 1-3 (по цепочке).
- Давайте покажем, что было дальше (инсценировка, картинки 4-6).
- Понравились ли вам в сказочном лесу? (Да) Но наше время истекло, пора возвращаться в детский сад. (Дети прощаются со сказкой, садятся на ковер-самолет)
- Давайте снова скажем волшебные слова:
«Раз, два, три,
Снова в садик нас неси!»
IX. Итог.
- Где мы сегодня побывали?
- Какие герои сказки вам понравились? Почему?
- Ребята, мне очень понравилось, как вы изображали медведей и Машеньку, как рассказывали сказку. Мы еще побываем с вами в сказке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи составлено по "Программе коррекционно-развивающей работы в логопедиче...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"
В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово". Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата; проводится работа по формиров...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"
Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"
На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Дифференциация звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь]."
В конспекте представлены задания для дифференциации звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь]....
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема занятия «Отряд юных гагаринцев»
Совершенствование знаний детей о космосе и космонавтах....
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ. Тема занятия: «Путешествие в зимний лес».
Конспект занятия описывает совместную работу (в тесной взаимосвязи) учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы.Данное занятие позволяет закрепить и систематизировать знания...