Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ. Тема занятия: «Путешествие в зимний лес».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Насифуллина Ирина Викторовна

 Конспект занятия описывает совместную работу (в тесной взаимосвязи)  учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы.Данное занятие позволяет  закрепить и систематизировать знания детей о зиме, как времени года: зимние месяцы, приметы, жизнь диких лесных животных зимой; совершенствовать умение наблюдать природные явления данного времени года и устанавливать причинно - следственные связи между. Наряду с этим в процессе занятия  детей можно научить  делить слова на слоги: использовать в речи предложения  различной структурной сложности; развивать навыки словообразования  существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия по теме Зима62.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе № 5 компенсирующей направленности для детей с ТНР в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.

Тема занятия: «Путешествие в зимний лес». Итоговое занятие по теме «Зима».

Программное содержание:

- закрепить и систематизировать знания детей о зиме, как времени года: зимние месяцы, приметы, жизнь диких лесных животных зимой; совершенствовать умение наблюдать природные явления данного времени года и устанавливать причинно - следственные связи между ними;

- актуализировать словарь по теме «Зима»: зимняя одежда, дикие животные, зимующие птицы;

- продолжать учить детей делить слова на слоги;

- учить использовать в речи предложения различной структурной сложности;

- развивать навыки словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- совершенствовать навыки согласования числительных с существительными во множественном числе.

- развивать умение моделировать предложения по мнемотаблицам;

-развивать умения детей выделять первый гласный звук в словах.

- совершенствовать слуховое внимание, память, зрительное восприятие, навыки игрового самомассажа, координации речи с движением, артикуляционной и мелкой моторики, ориентировки в пространстве.

Материал: картинка с изображением животных, картинки, названия которых начинаются с гласных звуков –а,о,у,и,ы,э, мнемотаблицы – приметы зимы, игра «Зимующие птицы», игра «Покормим зимующих птиц», ноутбук, презентация по ходу занятия, колокольчик, запись музыкального сопровождения, конфеты чупа-чупс, сундучок, детский костюм снеговика, массажные сферы.

Предварительная работа:

- написание конспекта;

- разучивание стихов, зимних примет, чтение рассказов о зиме;

- повторение речевых игр по теме занятия;

- подбор музыкального сопровождения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Логопед: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Поздороваемся хлопками.

Здравствуйте(3), гости(2)! (Дети произносят приветствие с одновременным похлопыванием).

-Ребята посмотрите, сколько у нас в группе снежинок! Каждый из вас сейчас возьмет одну снежинку, найдет на спинке стула такую же снежинку и сядет на свое место.

2. Игровая мотивация:

- Дети, мне сегодня по электронной почте пришло письмо. Но чтобы узнать от кого это письмо, мне понадобится ваша помощь. Посмотрите, на картинке нарисован тот, кто прислал это письмо, но снежинки засыпали его. Сейчас мы сдуем снежинки и увидим того, кто написал нам это письмо.

(Дети дуют на свои снежинки, так, чтобы их сдуть с ладошки. Открывается портрет Зимы).

- Ребята, вы узнали кто это? (Зима).

- Что это такое Зима? (Время года).

Какие зимние месяцы вы знаете? Давайте мы разделим названия зимних месяцев на слоги. Де-кабрь, сколько слогов? (2) Ян-варь, сколько слогов? (2) Фев-раль, сколько слогов? (2)

Какой сейчас месяц? Какой он по счету месяц зимы?

Какое время года было до Зимы? Какое время года будет после Зимы?

- Правильно. А теперь давайте же узнаем, что написала нам волшебница Зима.

Включается видеописьмо.

«Дорогие ребята! Я каждый день наблюдаю за вами, вижу, какие вы добрые и умные. Поэтому и решила подарить Вам подарки. Но я подарю вам подарки только при условии, что Вы справитесь со всеми моими заданиями. А за каждое правильно выполненное задание вы будете получать по одной волшебной льдинке.

- Ребята, а как вы думаете, где живет Зима? Правильно, в лесу. Она прислала нам карту, чтобы мы не заблудились и ничего не перепутали. Давайте посмотрим, какое первое задание Зима придумала для нас?

Первое задание Зимушки – Зимы назвать какая погода бывает зимой?

Будьте внимательны и отвечайте полным предложением!

3. Дидактическое упражнение «Какая погода зимой?»

-Если на улице холод, то погода бывает - холодная.

-Если на улице снег, то погода бывает – снежная.

- Если на улице вьюга, то погода бывает – вьюжная.

- Если на улице ветер, то погода бывает – ветреная.

- Если на небе пасмурно, то погода бывает – пасмурная.

- Если на небе солнце, то погода бывает – солнечная.

-Если на улице туман, то погода бывает – туманная.

-Если на улице мороз, то погода бывает – морозная.

-Молодцы ребята, конечно зимой погода часто бывает морозная.

После выполненного задания дети получают цветную льдинку (леденец).

Как вы думаете, где живет Зима. Конечно в лесу!

Второе задание Зимушки - попасть в зимний лес.

Но для этого нам нужно подготовиться и одеться по погоде.

4. Самомассаж «Оденемся на прогулку».

Чтобы не замерзнуть в морозную погоду мы наденем шапки, шубки, теплые штанишки, валенки, застегнем на пуговицы, завяжем шарфы и наденем рукавицы. (Дети за логопедом проводят самомассаж , начиная с головы).

Теперь мы все одеты, и можно идти в зимний лес.

5. Речь с движением

Упражнение-разминка « По лесным дорожкам»

Вот зима кругом бело

Много снегу намело

Мы за чудом в лес пойдем

Чудеса мы там найдем

На пути сугробы, поднимайте ноги.

Мягкий беленький снежок

Тает на ладошке

До чего же хорошо в новеньких сапожках

Пробежаться с ветерком

И в сугроб свалиться

И в пушистый снежный ком

Взять и превратиться

Логопед: Вот мы с вами и в лесу. Как – то неспокойно вокруг. Ребята, неужели начинается вьюга? Да, точно – это вьюга.

Третье задание Зимы, нам нужно успокоить вьюгу.

6. Фонопедическое упражнение на развитие речевого дыхания и голоса “Вьюга”( по методу Емельянова).

Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой.

Воет вьюга: “З-з-з-з-з-з”. (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: “М-м-м-м-м-м”. (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут дубы: “М-м-м-м-м-м”. (Громко, низким голосом.)

Стонут березы: “М-м-м-м-м-м”. (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: “Ш-ш-ш ш-ш-ш”.(Поднять руки вверх, покачать из стороны в сторону)

Стихает вьюга: “С-с-с-с-с-с”. (Медленно опустить руки вниз)

Кажется вьюга стихла

- Молодцы, ребята, задание выполнено, вы получаете еще одну льдинку.

- Давайте посмотрим по карте, что же дальше нужно делать.

Четвертое задание Зимушки – Зимы.

7. «Приметы зимы».

Ребята, посмотрите, Зимушка приготовила вам подсказки, чтобы вы ничего не забыли о ней.

Дети получают мнемосхему с 2 приметами зимы, прикрепляют ее на фланелеграф и озвучивают предложение по ней.

-Снег покрывает кусты, деревья и дома.

-Люди отмечают праздник Нового года, Рождества и день защитника Отечества.

-Зимой дует холодный ветер и бывает метель.

-Еж и медведь спят до весны, а белка и заяц меняют шубки.

-Солнце светит мало, стоят сильные морозы.

- Зимой люди надевают теплую одежду.

- Зимой реки и озера покрываются льдом.

- Зимой дети катаются на санках, лыжах, коньках и лепят снеговика.

-Зимой день короткий, а ночь длинная.

- Зимой люди подкармливают зимующих птиц.

- Молодцы, все приметы зимы знаете. Вот вам и еще льдинка.

-Посмотрите, а кто же здесь нарисован на карте Зимушки-Зимы?

- Конечно, это дикие животные, а почему их так называют? (Потому, что дикие животные живут в лесу и сами о себе заботятся)

Логопед: Пятое задание Зимушки-Зимы называется.

8. Игра « Подари слова»

У каждого животного есть своя песенка. Давайте вспомним эти песенки

Лисичка поет – А-А

Белка поет-О-О

Зайка поет- И-И

Волк поет- У-У

Еж поет-Э-Э

Медведь поет –Ы-Ы

Какие звуки поют животные? Правильно гласные звуки. Как мы можем узнать гласные звуки? При произнесении гласных звуков рот широко открыт и нет преграды для выхода воздуха. Гласные мы можем петь.

Давайте рассортируем картинки и поставим к каждому животному, ту картинку, название которой начинается со звука - его песенки.

- Молодцы, ребята, это сложное задание выполнено, верно, вы получаете еще одну льдинку.

9. Логопед: Ребята, в лесу сейчас морозно, студено. Вы не замерзли. Давайте мы с вами согреемся немного. Согреем наши язычки, руки и ноги.

Биоэнергопластика по методу С. М. Томилиной.

- Согрелись, хорошо, нам пора идти дальше, выполнять задания красавицы Зимы.

Пусть мороз трещит, вьюга в лесу кружит-

Малышам - крепышам не страшна стужа.

Молодцы у нас ребята: умелые, сильные и смелые!

-Давайте посмотрим по карте, какое задание дальше мы будем выполнять?

-На карте нарисована птица, к чему бы это?

Воспитатель: Шестое задание Зимушки – Зимы будет о птицах.

-Дети, а каких птиц сейчас можно увидеть в лесу? Зимой птицам трудно и им нужна наша забота. Когда будете называть птиц, назовите их ласково (синичка, воробышек, снегирек, галочка, голубок, дятлик, сорокушка, Почему их называют зимующими птицами?

#1048;гра «Сколько прилетело птиц»

-Ребята, послушайте и закончите стишки, а потом сосчитайте птиц на картинках и проверьте, нет ли ошибок в стишках.

-А как можно исправить ошибки?

Посмотри-ка! Посмотри!
Прилетели снегири!
Посмотри-ка! Посмотри!
Их на ветке ровно … (три).

А вчера перед метелью
Свиристели прилетели.
Постарайся сосчитать.
Свиристелей ровно … (пять).

Из окошка смотрит кошка.
Воробьишки у окошка.
Сосчитать мы их решили.
Воробьев всего … (четыре).

В черной шапке голова.
Дятлы. Дятлов ровно … (два).

- Зимой люди подкармливают зимующих птиц. Давайте и мы тоже покормим птиц.

Воспитатель: Вспомните, чем вы угощаете птиц, прилетающих к кормушке на нашем участке. Протяните шнурочек от каждой птицы к угощению, предназначенному ей, расскажите, кого и чем вы угостили.

Образцы ответов детей:

Я покормил синицу кусочком сала.

Я угостил воробья семечками.

Я покормил снегиря ягодами рябины.

-Молодцы ребята. Получите еще льдинку за правильно выполненное задание. Давайте посчитаем сколько льдинок мы получили. Правильно 7 льдинок.

А следующее задание Зимушки-Зимы будет такое – нужно сложить снегиря из геометрических фигур. А чтобы ваши пальчики хорошо двигались перед работой давайте сделаем массаж, но не простой, ледяной. Для массажа мы будем использовать льдинки, которые мы получили за правильно выполненные задания от Зимушки-Зимы.

9. Криомассаж ладошек.

Льдинку сильно я сжимаю

По ладошке я катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед ее качу;
Вправо-влево — как хочу.
(катать льдинку ладошкой правой по ладошке левой руки вправо-влево, назад – вперед)

После массажа дети опускают руки в контейнеры с теплой водой, вытирают руки бумажными салфетками.

10. Конструирование снегиря из геометрических фигур

-Ребята посмотрите на картинку, Из каких геометрических фигур состоит снегирь? (2 овала, 1 круг, 6 треугольников). Правильно, Молодцы.

-Возьмите геометрические фигуры и сложите на своем листе бумаги такого же снегиря.

(На листке основе наклеена веточка и лапки снегиря. Дети собирают фигуры снегирей на основе самостоятельно).

По завершении работы, воспитатель делает положительную оценку выполненных работ детей.

Логопед привлекает внимание детей к карте и говорит.

-Ребята посмотрите, не пойму, кто тут нарисован?

11. « Снеговик».

Под музыку появляется ребенок переодетый снеговиком. Он держит в руках волшебный сундучок.

-Ух, как долго, я вас ждал, малыши! Наверное, замерз бы, если бы был не из снега. Хорошо, что к морозам я привык.

-Моя любимая матушка Зима рассказала мне, что вы правильно выполнили все ее задания, Молодцы. И Зимушка приготовила для вас подарки. Они в этом сундучке.

Снеговик передает сундучок логопеду.

Снеговик

-Открывать сундучок можно только в детском саду.

- Но тут такая загвоздка, чтобы вернуться из леса в детский сад, нужно вспомнить моих родственников. Назвать слова - родственники к слову снег.

Логопед:

- Спасибо, Снеговик. Нам пора отправляться в детский сад.

Наступайте на волшебную кочку и называете снежные слова. На каждую кочку нужно назвать одно слово.

Дети шагают по массажным сферам, называют однокоренные слова к слову снег (снежок, Снегурочка, снежинка, снежная, подснежник, снегирь, снегопад, снеговик)

Ребенок читает стихотворение?

До свиданья, зимний лес. Рады были встрече!

Много было здесь чудес. Наступает вечер.

Нам пора идти домой в этот поздний час.

Детский садик наш родной ждет давно уж нас.

12. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Ребята, где мы с вами побывали? Что вам больше всего понравилось?

Что вы узнали нового? Все вы были такими старательными и трудолюбивыми, Давайте посмотрим какие подарки вам приготовила Зимушка. В сундучке вкусные льдинки (леденцы или чупа-чупс).

Вы покажете подарки своим мамам и папам, расскажете о занятии. А уж после этого съедите подарки дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Дикие животные весной".

Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни,...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Асташенковой Натальи Валентиновны учителя-логопеда ГБОУшколы № 297(дошкольного отделения) Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»

Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с понятием семьи и семейных ценностейЗадачи:     Формировать представление о семье.·...

«Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».

Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...

Конспект НОД с подгруппой учащихся в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (для учителей-логопедов) «Раз, два, три слово собери!»

Конспект НОД с подгруппой учащихся в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (для учителей-логопедов в рамках РМО)«Раз, два, три слово со...

Выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя

Выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя...

Практико - ориентированный проект «Система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей обучающихся с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования»

Проект описывает систему взаимодействия учителя - логопеда и воспитателей обучающихся с ОВЗ, в условиях инклюзивного образования...