Мнемотаблицы для развития речи детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует не только усиленного внимания обоих родителей, а и специализированных занятий, которые могут проводиться в игровой или театрализованной форме, чем особенно привлекают малышей. В процессе работы с детьми логопедами и педагогами используется множество современных методик, среди которых ярко выделяется мнемотехника, направленная на активное развитие уровня связной речи и памяти у ребят дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotablitsy_dlya_razvitiya_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 696.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотаблицы для развития речи детей дошкольного возраста
Содержание
- 1 Что такое мнемотехника
- 2 Области использования мнемотаблиц
- 3 Как составлять мнемотаблицы
- 4 Особенности использования
- 5 Мнемотаблицы для детей с ОНР
- 6 Результативность применения
Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует не только усиленного внимания обоих родителей, а и специализированных занятий, которые могут проводиться в игровой или театрализованной форме, чем особенно привлекают малышей. В процессе работы с детьми логопедами и педагогами используется множество современных методик, среди которых ярко выделяется мнемотехника, направленная на активное развитие уровня связной речи и памяти у ребят дошкольного возраста.
Что такое мнемотехника
Мнемотехника для повышения уровня развития речи является собой комплекс методик, направленных на улучшение восприятия с запоминанием разнообразной информации с использованием звуковых образцов и визуальных иллюстраций.
При условии системности в проведении занятий мнемотехника для развития речи позволяет:
- улучшать запоминание услышанных текстов в форме рассказов, сказок и др.;
- превращать зрительно приобретенные данные в абстрактные (а также наоборот);
- создавать закономерные цепочки событий;
- расширять словарный запас;
- стимулировать развитие фантазии и мышления;
- развивать способность детей составлять сложноподчиненные предложения описательного типа, в состав которых входит множество слов.
Мнемотехника, как один из самых эффективных способов запоминания, активно применяется не только логопедами, а и воспитателями в детском саду и других дошкольных учреждениях.
Возрастных ограничений для занятий не существует, но самым оптимальным многими профильными специалистами признан возраст 4-5 лет, когда дети уже имеют достаточно богатый и разнообразный запас слов и словосочетаний, которым могут активно оперировать.
Главным инструментом, который эксплуатируется в мнемотехнике для развития уровня связной речи у детей дошкольного возраста, выступают мнемотаблицы – специфические схемы, в которые закладываются определенные информационные данные.
Мнемотехнические схемы для самых маленьких должны быть раскрашены в яркие оттенки для того, чтобы в их сознании отпечатался образ того, что лягушка зеленая, цыпленок желтый и др.
Для старших ребят предпочтительно применение одноцветных схем, которые не рассеивают внимание, отвлекая на дополнительные, и часто ненужные, детали.
Области использования мнемотаблиц
Мнемотаблицы для становления и развития связной речи (развивающие и обучающие) – это изображения текстовой информации, которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной поочередности. На каждую группу слов приходится одна иллюстрация. Благодаря такой схематической зарисовке информации, малыш её легко воспринимает, запоминая всё без особых усилий.
С помощью мнемотаблиц по развитию речи осуществляется:
- Запоминание сказок или стишков. Маленькие дети с повышенным интересом принимают участие в дидактических играх по известным им сказкам. В домашних условиях можно предлагать ребенку рассказать сказку своей любимой игрушке, используя при этом серию картинок. Также можно совместно нарисовать мнемотаблицу, изображая героев событий собственно придуманными символами, например треугольник – это человек, волнистая линия – тучка на небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, а и активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих способностей детей.
- Разучивание общих правил, например, как правильно чистить зубки. На схемах изображается последовательность всех манипуляций, которые элементарно воспринимаются и запоминаются.
- Составление рассказов, описывающих предметы, события, домашних животных и др. Ориентируясь на картинки, которые отвечают на основные вопросы: кто это, какого цвета, какие издает звуки, что любит кушать и др., дети могут составить последовательное описание.
- Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые трудные слова, смысл которых необходимо разъяснить малышу. После объяснений должна проводиться беседа по всему содержанию текста с демонстрацией рисунков из мнемотаблицы. Совместный пересказ с использованием картинок позволит ребенку быстро запомнить информацию и самому рассказать услышанную историю.
- Разгадывание загадок. С помощью мнемотаблиц дети учатся определять точный объект, ориентируясь на его признаки. На первом этапе необходимо объяснять ребенку всё, что изображено на каждом рисунку, и только после этого предлагать самостоятельно отгадать зашифрованный предмет.
Логопедические занятия по развитию связной речи с применением разнообразных мнемосхем предполагают запоминание с расшифровкой сюжетных иллюстраций, приведенных в таблице. Вид и тематическое наполнение мнемотаблиц может быть разным, выполнение может быть печатным (карточки Домана) или сделанным вручную. Карточки для развития речи на первых занятиях должны быть небольшими с легкими сюжетными линиями, их рекомендовано располагать по 3-4 шт в одном ряду, в таком положении они легче поддаются восприятию.
Как составлять мнемотаблицы
Составление мнемотаблиц предполагает выполнение следующих манипуляций:
- разбивка текста на части (ориентируясь на самые важные моменты);
- разделение листа бумаги на квадраты (количество квадратов зависит от выделенных частей рассказа);
- изображение каждого момента в картинке (описанию поддаются как существительные, так и прилагательные);
- слова, которые трудно поддаются зарисовке (глаголы или вопросы), могут быть изображены в виде знака «?» (их обязательно необходимо прокомментировать ребёнку).
Для облегчения восприятия сказок или загадок маленькими детьми, произведения разбираются на отдельные ситуации, которые впоследствии переносятся на картинки для детей.
Особенности использования
При занятиях в форме игры с мнемотаблицами детям предлагается:
- рассмотреть логопедические карточки;
- запомнить описанное;
- рассказать об увиденном, ориентируясь на картинки.
Во время использования мнемотехники и выполнения поставленных задач детьми, у них активно осуществляются следующие процессы:
- просмотр схем и осознание увиденного;
- превращение зрительных данных в образные, отожествление увиденного с понятием;
- составления рассказа, на основе рисунков;
- запоминание сказки, рассказа и др.
Старшие дошкольники могут сами принимать участие в составлении мнемотаблиц, ориентируясь на слова воспитателя, который разбил рассказ (сказку, загадку) на ситуации, объясняя, что необходимо рисовать. Самым простым и интересным вариантом является изображение мнемотаблицы на тему времен года (лета, зимы и др.) или же по сказкам (лучше всего самым любимым).
Развитие детской связной речи в старшем дошкольном возрасте возможно и нужно также в домашних условиях (в любое удобное для родителей и малыша время). В этом могут помочь:
- совместное чтение книжек со сказками, оснащёнными яркими иллюстрациями, с проговариванием основных моментов и выделением ключевых персонажей и событий;
- регулярное использование художественной литературы, как эффективного средства для повышения уровня развития связной речи;
- большая книга с заданиями и упражнениями, направленными на активное развитие связной речи малыша (можно приобрести в отделе детской развивающей литературы любого книжного магазине);
- карточки Домана;
- методические рекомендации по развитию связной речи;
иные методы по усмотрению родителей и советам педагогов и логопедов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.
Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...
Использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста.
В этой статье размещен материал об использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста....
Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание п...
Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.
Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте всегда спокойным то...
Применение мнемотаблиц в развитии речи детей среднего возраста
Суть мнемосхем¢Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.¢Мнемодорожка (мнемоника от греческого искусство...
Использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста
Схемы и мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, сказок и т.д. во всех возрастных группах...
План работы по самообразованию по речевому развитию в группе дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) подготовительной. Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование разнообразных приемов и средств»
План работы по самообразованиюпо речевому развитию в группе дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) подготовительной.Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование разнообразны...