Применение мнемотаблиц в развитии речи детей среднего возраста
презентация к уроку (средняя группа)
Суть мнемосхем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_mnemotablits_v_razvitii_rechi_detey_srednego_vozrasta.pptx | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Суть мнемосхем Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемодорожка (мнемоника от греческого искусство запоминания) – это схема, которая выступает в качестве плана речевого высказывания ребенка, облегчает: запоминания, описания, предмета или явления, путем образования дополнительных ассоциации. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Проблемы речи детей - односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить предложение; -бедность речи, недостаточный словарный запас; - употребление нелитературных слов и выражений; - бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ; -неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; -отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.; -плохая дикция;
Мнемотехника Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам . Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно- наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Последовательность работы с мнемотаблицами : Введение элементов символов (формы, величины, действия). Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален). Введение отрицаний. Сочетание символов, чтение цепочки их. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.) Творческое создание детьми опорных схем
Элементы схем, моделей предметные картинки - силуэтные изображения геометрические фигуры планы и условные обозначения - контрастная рамка - приём фрагментарного рассказывания
Прием наглядного моделирования. Мнемотаблицы , схемы Дидактические игры Обучение составлению рассказов (составление рассказа по картинкам и серии картин Пересказ художественной литературы Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихотворения
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.)
Дидактические игры
Результаты : - У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; -Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; -Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; -словарный запас выходит на более высокий уровень; -дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
Мнемотаблицы к русским народным сказкам
Загадки: 1. Рассматривание мнемотаблицы 2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 3. Отгадывание загадки детьми. Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)
Опорные схемы для составления описательных рассказов
Практическое применение мнемотаблиц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста.
В этой статье размещен материал об использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста....
Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание п...
Мнемотаблицы для развития речи детей средней группы
Упражнения, схемы, игры...
Мнемотаблицы для развития речи детей дошкольного возраста
Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует не только усиленного внимания обоих родителей, а и специализированных занятий, которые могут проводиться в игровой или теа...
Отчёт по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего возраста посредством пескотерапии.»
В своей практике я пытаюсь изучить возможности использования игр с песком с целью развития речи детей....
«Лэпбук как средство применения игровых технологий развития речи детей дошкольного возраста»
Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные метод...
Использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста
Схемы и мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, сказок и т.д. во всех возрастных группах...