Использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Потапенко Виктория Владимировна

Схемы и мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, сказок и т.д. во всех возрастных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_shem_i_mnemotablits.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста.

 

Если ребенок  молчит, покажи ему картинку и он заговорит.

                                                                  Ушинский К. Д.

Дети легко запоминают ,далеко не любой материал, а лишь такой который им чем-то интересен и вызывает у них положительные чувства. Ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при  припоминании по одному  из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы—в  этом и заключается основной «секрет» мнемотехники. Мнемотехника и мнемоника—это техника запоминания. Мнемотехника--система методов и приемов , обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование приемов  мнемотехники в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников. Они  формируют  у детей интерес к заучиванию стихов, расширению словарного запаса, увеличивают круг знаний об окружающем мире.

Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений  вызывает большие  трудности, быстрое утомление и отрицательные  эмоции и помогают преодолеть все эти трудности использование в работе схем  и мнемотаблиц.

Мнемотаблицы являются одним из эффективных способов  развития речи дошкольников.

          Методика использования мнемотаблиц

Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик»,его символическое обозначение .Дети постепенно понимают ,что значит «зашифровать» слово .Для  детей  4-5  лет  необходимо давать  цветные  мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы : солнышко –желтое , елочка—зеленая. В старшем  дошкольном  возрасте можно давать детям  черно-белые мнемотаблицы. Дети, постепенно, понимают, что значит «зашифровывать слово».Затем,  последовательно, переходим к мнемодорожкам. Потом  переходим  к поэтапному  кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а  так-же от возраста ребенка.

                 Этапы работы над  стихотворением

  1. Педагог выразительно читает  стихотворение.
  2. Педагог  сообщает, что это стихотворение дети  будут  учить  наизусть. Затем, еще раз читает  стихотворение с опорой на  мнемотаблицу.
  3. Педагог  задает   вопросы  по содержанию стихотворения, помогая детям  уяснить  основную  мысль.
  4. Педагог выясняет , какие слова непонятны ребенку, объясняет  их значение в доступной  для детей  форме.
  5. Педагог читает отдельно каждую строчку  стихотворения. Дети повторяют её с опорой  на мнемотаблицу.
  6. Дети рассказывают все стихотворение с  опорой  на  мнемотаблицу.

Схемы и мнемотаблицы  можно  использовать  при  обучении детей  составлению рассказов, пересказу  сказок, рассказов, заучивание загадок, потешек, пословиц     во  всех возрастных группах ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по теме: "Использование методики "слово-движение" для развития речи детей дошкольного возраста"на примере потешки «Кошка».

В данной работе представлен материал, на котором дети обучаются эмоциональной образной речи на примере разучивания стихотворения. Каждое (или почти каждое) слово сопровождается движением, демонстрирую...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мы живем в век технологий, в том числе информационно-компьютерных, поэтому современный человек должен быть с детства психологически готов воспринимать все новое, иметь потребность постоянно учиться, и...

Использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста.

В этой статье размещен материал об использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста....

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание п...

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию пословиц и поговорок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию пословиц и поговорок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи ...

Мнемотаблицы для развития речи детей дошкольного возраста

Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует не только усиленного внимания обоих родителей, а и специализированных занятий, которые могут проводиться в игровой или теа...

«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...