Использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Схемы и мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, сказок и т.д. во всех возрастных группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_shem_i_mnemotablits.docx | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста.
Если ребенок молчит, покажи ему картинку и он заговорит.
Ушинский К. Д.
Дети легко запоминают ,далеко не любой материал, а лишь такой который им чем-то интересен и вызывает у них положительные чувства. Ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы—в этом и заключается основной «секрет» мнемотехники. Мнемотехника и мнемоника—это техника запоминания. Мнемотехника--система методов и приемов , обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников. Они формируют у детей интерес к заучиванию стихов, расширению словарного запаса, увеличивают круг знаний об окружающем мире.
Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции и помогают преодолеть все эти трудности использование в работе схем и мнемотаблиц.
Мнемотаблицы являются одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Методика использования мнемотаблиц
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик»,его символическое обозначение .Дети постепенно понимают ,что значит «зашифровать» слово .Для детей 4-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы : солнышко –желтое , елочка—зеленая. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям черно-белые мнемотаблицы. Дети, постепенно, понимают, что значит «зашифровывать слово».Затем, последовательно, переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а так-же от возраста ребенка.
Этапы работы над стихотворением
- Педагог выразительно читает стихотворение.
- Педагог сообщает, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем, еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
- Педагог выясняет , какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для детей форме.
- Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяют её с опорой на мнемотаблицу.
- Дети рассказывают все стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Схемы и мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, рассказов, заучивание загадок, потешек, пословиц во всех возрастных группах ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по теме: "Использование методики "слово-движение" для развития речи детей дошкольного возраста"на примере потешки «Кошка».
В данной работе представлен материал, на котором дети обучаются эмоциональной образной речи на примере разучивания стихотворения. Каждое (или почти каждое) слово сопровождается движением, демонстрирую...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мы живем в век технологий, в том числе информационно-компьютерных, поэтому современный человек должен быть с детства психологически готов воспринимать все новое, иметь потребность постоянно учиться, и...
Использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста.
В этой статье размещен материал об использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста....
Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание п...
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию пословиц и поговорок для развития речи детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию пословиц и поговорок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи ...
Мнемотаблицы для развития речи детей дошкольного возраста
Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует не только усиленного внимания обоих родителей, а и специализированных занятий, которые могут проводиться в игровой или теа...
«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...