Календарно – тематическое планирование « От слова к букве» 3 – 7 лет.
рабочая программа по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Максимова Альбина Александровна

Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_slova_k_bukve.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Емецкая средняя школа имени Н.М.Рубцова»

Согласовано:                                                                          Утверждаю

Методистом РЦДО                                                                Директор ________

Протокол №____ от _________                                        Приказ №____ от______ 2018 год.

Программа

дополнительного образования

«  Школа дошколят »

(«Математические ступеньки», «От слова к букве», «Зеленая тропинка»)

(срок реализации – 4 года).

                                                                          Автор : Максимова Альбина Александровна,

                                                                         педагог дополнительного образования

     

с. Холмогоры

2018 – 2021 год.

Календарно – тематическое планирование « От слова к букве» 3 – 7 лет.

№ темы

Тема занятия

Содержание

Количес-тво

часов.

Дата

Развитие речи с детьми 3 – 4 лет.

1

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий.

 Чтение стихотворения  С.Чёрного «Приставалка».

1

2

День сказки.

Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

1

3

Звуковая культура речи.

Звуки А, У. и дидактическая игра «Не ошибись».

1

4

Звуковая культура речи.

Звук У. и дидактическая игра «Не ошибись».

1

5

«Чья вещь» - игра.

Рассматривание сюжетных картинок.

1

6

«Играем в слова».

Дидактические упражнения и чтение русской народной сказки «Колобок».

1

7

Звуковая культура речи.

Звук О, рассматривание иллюстраций  к сказке «Колобок».

1

8

День поэзии.

Знакомство со стихотворением А.Блока «Зайчик», заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила».

1

9

Чтение стихотворений об осени.

Дидактическое упражнение «Что из чего получается».

1

10

Звуковая культура речи.

Звук И, упражнять детей в четком и правильном произношении звука И.

1

11

«Мир животных».

Рассматривание сюжетных картинок о животных, произношение звуков К, Т.

1

12

Чтение стихов о животных.

С.Я.Маршак «Детки в клетке».

1

13

Чтение сказки «Снегурушка и лиса».

Упражнение в выразительном чтении отрывка причитания Снегурушки.

1

14

 Продолжение

чтение сказки «Снегурушка и лиса».

Дидактическая игра «Эхо» и «Чудесный мешочек».

1

15

Пришла зима.

Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идёт» и стихотворения А.Босева «Трое».

1

16

Строим дом.

Дидактическая игра «У матрёшки новоселье».

1

17

Чтение русских народных сказок.

Чтение русской народной сказки «Гуси лебеди».

1

18

Чтение русских народных сказок.

Рассматривание сюжетных картинок к русским народным сказкам.

1

19

Звуковая культура речи.

Звуки М, Мь, дидактическое упражнение «Вставь словечко».

1

20

Звуковая культура речи.

Знакомство со звуками П, Пь, дидактическая игра «Ярмарка».

1

21

Чтение русских народных сказок.

Познакомить со сказкой «Лиса и заяц».

1

22

Звуковая культура речи.

Звуки Б, Бь, упражнения в произношении звуков.

1

 23

Чтение стихотворений.

Чтение стихотворения В.Берестов «Петушки распетушились».

1

24

Беседуем с друзьями.

Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо».

1

25

Чтение стихов.

И.Косякова «Всё она».Дидактические упражнения «Очень мамочку люблю, потому что …».

1

26

Звуковая культура речи.

Звуки Т, Н, К. упражнять в произношение звукоподражаний.

1

27

Чтение русских народных сказок.

«У страха глаза велики», звукоподражание.

1

28

Работа с сюжетными картинками.

Дидактическое упражнение на звукопроизношение, игра « Что изменилось».

1

29

Стихи о весне

Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает».

1

30

Звуковая культура речи.

Звук С.  «А, что у вас?»

1

31

Чтение русских народных сказок.

«Бычок- черный бочок, белые копытца». Литературная викторина.

1

32

Звуковая культура речи.

Звук З, упражнения в произношении звука.

1

33

Чтение стихов.

Заучивание стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья».

1

34

Звуковая культура речи.

Звук Ц. Работа над темпом речи.

1

ИТОГО

34

Развитие речи с детьми  4 – 5  лет.

1

Надо ли учиться говорить?

Беседа с детьми.

1

2

Звуковая культура речи.  

Знакомство со звуками. Звуки С и Сь. Правильное и отчетливое произнесение звуков.

1

3

«Наша неваляшка».

Обучение рассказыванию.

1

4

Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад»

Составление рассказа о кукле. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.

1

5

Чтение сказки К.Чуковского «Телефон».

Упражнять в инсценировании отрывков из произведений.

1

6

Звуковая культура речи.  

Знакомство со звуками. Звуки З и Зь. Правильное и отчетливое произнесение звуков.

1

7

«Тень – тень потетень».

Заучивание русской народной песенки.

1

8

Чтение стихотворений об осени.

Составление рассказов об осени, описание игрушек.

1

9

«Три поросёнка».

Чтение сказки, смысл сказки, выделение слов передающих страх поросят.

1

10

Звуковая культура речи.  

Знакомство со звуками. Звуки Ц.  Правильное и отчетливое произнесение звуков.

1

11

Рассказ по картине.

Чтение стихотворений о поздней осени. Описание картины в определённой последовательности. Собака со щенятами. Приобщая  детей к поэзии

1

12

Что из чего?

Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение.

1

13

«Лисичка сестричка и волк».

Чтение детям русской народной сказки. Помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

1

14

Стихотворение о зиме.

Чтение и заучивание стихов о зиме.

1

15

Работа по картине «Вот это снеговик»!

Составление рассказа по картине и обучение рассказыванию.

1

16

Звуковая культура речи.  

Знакомство со звуками. Звуки Ц.  Правильное и отчетливое произнесение звуков.

1

17

«Зимовье»

Чтение русской народной сказки «Зимовье». Вспомнить известные им русские народные сказки.

1

18

Звуковая культура речи.  

Знакомство со звуками. Звуки Ж.  Правильное и отчетливое произнесение звуков.

1

19

«Таня не боится мороза»

Составление рассказа по картине. Учить придумывать название картины.

1

20

А.Барто «Я знаю что надо придумать».

Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения.

1

21

К.Чуковский «Федорино горе».

Мини – викторина по сказкам К.Чуковского.

Чтение произведения «Федорино горе».

1

22

Звуковая культура речи.  

Знакомство со звуками. Звуки Ч.  Правильное и отчетливое произнесение звуков. Развитие фонематического слуха детей.

1

23

 Работа по картине «На полянке».

Составление рассказа по картине. Учить придумывать название картины.

1

24

Урок вежливости.

Рассказ «Как принято встречать гостей», «Как и что лучше показать гостю, чтоб он не заскучал».

1

25

Произведения о весне.

Стихотворение А.Плещеева «Весна», упражнять в умении поздравлять женщин с праздником.

1

26

Звуковая культура речи.  

Знакомство со звуками. Звуки Ч и Щ. Правильное и отчетливое произнесение звуков.

1

27

«Петушок и бобовое зернышко».

Чтение сказки  и мини- викторина.

1

28

Работа по картине.

Составление рассказа по картине. Учить придумывать название картины.

1

29

«Про Комара  Комаровича – длинный нос и по мохнатого Мишу – короткий хвост».

Познакомить детей с авторской литературной сказкой М- Сибиряка.

1

30

Звуковая культура речи.  

Знакомство со звуками. Звуки Л и Ль. Правильное и отчетливое произнесение звуков.

1

31

Работа с картиной.

Работа с картиной матрицей и раздаточным материалом.

1

32

Заучивание стихотворений.

Заучивание стихотворений Ю.Кушака «Оленёнок» и детской народной песенки «Дед хотел уху сварить».

1

33

День Победы.

Беседа «Что дети знают о празднике?», помочь запомнить и выразительно читать стихи Т.Белозёрова «Праздник Победы».

1

34

Звуковая культура речи.  

Знакомство со звуками. Звуки Р и Рь. Правильное и отчетливое произнесение звуков.

1

35

Прощаемся с подготовишками.

Закрепление пройденного.

1

36

Литературный калейдоскоп.

Чтение любимых стихов, отгадывание загадок, считалки.

1

 

36

Развитие речи с детьми  5 – 6  лет.

1

Мы-воспитанники старшей группы.

Чем мы будем заниматься?

1

2

«Заяц – хвастун».

Чтение русской народной сказки «Заяц – хвастун», присказка «Начинаются наши сказки».

1

3

«Заяц – хвастун».

Пересказ сказки по плану.

1

4

Звуковая культура речи.  

Дифференциация звуков З – С. Познакомить со скороговоркой .

1

5

«Осень наступила».

Составление рассказов на тему «Осень», чтение стихотворений о ранней осени, обучение рассказыванию.

1

6

И.Белоусов «Осень».

Заучивание стихотворения, выразительное чтение.

1

7

«Осенний день».

Рассматривание сюжетной картины и составление рассказов.

1

8

Н.Носов весёлые рассказы.

Познакомить детей с велёлыми произведениями Н.Носова.

1

9

С.Маршак «Пудель».

Лексические упражнения, чтение стихотворения «Пудель».

1

10

«Учимся вежливости».

Рассказы о важных правилах поведения.

1

11

Описание кукол.

Обучение рассказыванию.

1

12

Звуковая культура речи.  

Дифференциация звуков Ц и С. Познакомить со скороговоркой .

1

13

«Ежи».

Рассматривание картины и составление рассказа по ней.

1

14

«Крылатый, мохнатый да масленый».

Чтение сказки и лексические и грамматические упражнения.

1

15

«Учимся вежливости».

Заучивания стихотворения  Р.Сефа «Совет». Выразительное чтение, упражнять детей в умении быть вежливыми.

1

16

Литературный калейдоскоп.

Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.

1

17

Стихи о поздней осени.

Чтение стихотворений о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение».

1

18

Рассказы по картине.

Работа с картиной матрицей и раздаточным материалом.

1

19

«Хаврошечка».

Чтение сказки, умение различать сказочные ситуации от реальных.

1

20

Звуковая культура речи.  

Работа со звуками  Ш и Ж.  

1

21

Обучение рассказыванию.

Придумывание концовки  к сказке «Айога».

1

22

Завершение работы над сказкой «Айога».

Творческий рассказ по сказке «Айога».

1

23

Б.Житков  «Как я ловил человечков».

Познакомить детей с рассказом Б.Житков  «Как я ловил человечков».

1

24

В.Бианки «Купание медвежат».

Пересказ рассказа.

1

25

Стихи о зиме.

Чтение стихотворений.

1

26

«Хокеей», «Кафе».

Дидактические упражнения.

1

27

«Как лисичка бычка обидела».

Пересказ эскимосской сказки.

1

28

Звуковая культура речи.  

Дифференциация звуков Ш и С.

1

29

Сказка П.Бажов «Серебряное копытце».

Чтение сказки.

1

30

С.Маршак «Тает месяц молодой».

Заучивание стихотворения и выразительное чтение.

1

31

Сказка П.Бажов «Серебряное копытце».

Беседа по сказке. Слушание стихотворение К.Фофанова «Нарядили ёлку».

1

32

Игры со словами.

Дидактические игры учить детей подбирать рифмующиеся слова и характеризовать пространственные отношения.

1

33

«Я мечтал».

Беседа на тему «Я мечтал». Дидактические игры «Подбери рифму».

1

34

«С.Георгиев «Я спас Деда Мороза».

Чтение рассказа, почему это рассказ , а не сказка.

1

35

Работа по картине .

Работа по картине  «Зимние развлечения», обучение рассказыванию.

1

36

Б.Шергин «Рифмы».

Стихотворение Э.Машковской «Вежливое слово».

1

37

Звуковая культура речи.  

Дифференциация звуков З и Ж.

1

38

Пересказ Э.Шима «Соловей и воронёнок».

Пересказ сказки.

1

39

Стихи о зиме.

Заучивание стихотворение И.Сурикова «Детство».

1

40

«Что это?».

Обучение рассказыванию и дидактическое упражнение.

1

41

«О друзьях и дружбе».

Беседа о дружбе.

1

42

«Моя любимая игрушка».

Рассказывание по теме. Дидактическое упражнение «Подскажи слово».

1

43

«Царевна – лягушка».

Чтение сказки.

1

44

Звуковая культура речи.  

Дифференциация звуков Ч и Щ.

1

45

А.Н.Толстой «Ёж».

Пересказ сказки.

1

46

Ю.Владимиров «Чудаки».

Чтение стихотворений по ролям.

1

47

Работа с картиной.

Работа с картиной «Зайцы», рассказ по плану.

1

48

Работа с картиной.

Работа с картиной « Мы для милой мамочки», обучение рассказыванию по плану.

1

49

«Наши мамы».

Чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине и А.Барто «Перед сном».

1

50

Работа с картиной.

Работа с картиной « Купили щенка», составление рассказа.

1

51

«Мамин праздник».

Рассказы, дидактические игры «Где мы были, мы не скажем»…

1

52

Г.Снегирёв «Про пингвинов».

Чтение рассказа и дидактическая игра «Закончи предложение».

1

53

Г.Снегирёв «Про пингвинов».

Пересказ рассказа.

1

54

В.Драгунский «Друг детства».

Чтение рассказа, оценка поступка главного героя.

1

55

Звуковая культура речи.  

Дифференциация звуков Ч и Ц. Чтение стихотворения Ж.Ривза «Шумный Ба – бах».

1

56

«Сивка Бурка».

Чтение сказки. Вспомнить содержание знакомых волшебных сказок.

1

57

Звуковая культура речи.  

Дифференциация звуков Р и Л.  

1

58

Чтение стихотворений о весне.

Дидактическая игра «Угадай слово».

1

59

Мой любимый мультфильм.

Обучение рассказыванию по теме .

1

60

Стихотворение В.Орлава «Ты скажи мне реченька лесная».

Повторение стихотворений, заучивание наизусть стихотворения.

1

61

«Загадочные истории» по Н.Сладкову.

Пересказ «Загадочных историй».

1

62

«Кот – ворюга» К.Паустовский.

Чтение рассказа.

1

63

Чтение  «небылиц.

Дидактические игры со словами.

1

64

В.Катаев «Цветик – семицветик».

Чтение сказки.

1

65

Литературный калейдоскоп.

Познакомить со считалкой.

1

66

Обучение рассказыванию по картинкам.

Составление рассказа по картинкам.

1

 67

В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок».

Чтение рассказа и лексические упражнения.

1

68

Лексические упражнения.

Проверка словарного запаса детей.

1

69

«Финист Ясный Сокол»

Чтение русской народной сказки.

1

70

Звуковая культура речи.  

Проверка произношения и различения звуков.

1

71

«Забавные истории из моей жизни».

Рассказывание на тему.

1

72

Повторение пройденного материала.

Работа по закреплению программного материала.

1

ИТОГО

72

Развитие речи с детьми 6 - 7  лет.

1

Подготовишки.

Помогать правильно выстраивать высказывания. Беседа «Чем мы будем заниматься».

1

12.09

2

Летние истории.

Составление рассказов на тему «Лето».

1

15.09

3

Звуковая культура речи.

Проверка знаний и умений за прошлые годы.

1

19.09

4

Лексико – грамматические упражнения.

Умение охарактеризовать предмет и правильно построить предложение.

1

22.09

5

Для  чего нужны стихи?

Беседа о нужности стихов и правильно их декламировать.

1

26.09

6

«Как осёл петь перестал?».

Пересказ сказки.

1

29.09

7

Работа с сюжетной картиной.

Озаглавливание картины и составление плана.

1

03.10

8

Рассказ о Пушкине.

Рассказать детям о великом русском поэте.

1

06.10

9

Лексико – грамматические упражнения.

Активизировать речь детей.

1

10.10

10

Стихотворение А.Фета «Ласточки пропали».

Заучивания стихотворения.

1

13.10

11

Звуковая культура речи.

Подготовка детей к обучению грамоте.

1

17.10

12

Русские народные сказки.

Выяснить знание детей о русских народных сказках.

1

20.10

13

«Вот такая история».

Составление рассказа из личного опыта.

1

24.10

14

Сказка А.Ремезова «Хлебный голос».

Чтение сказки. Дидактическая игра «Я вам, вы – мне».

1

27.10

15

«На лесной поляне».

Развитие воображения и творческих способностей.

1

31.10

16

«Небылицы – перевёртыши».

Составление своих небылиц.

1

03.11

17

«Сегодня так светло кругом!».

Стихи об осени.

1

10.11

18

«Осенние мотивы».

Рассматривание рисунков, объяснение о понравившихся картинках.

1

14.11

19

Звуковая культура речи.

Работа над предложением.

1

17.11

20

В Сухомлинский «Яблоко и рассвет».

Пересказ рассказа.

1

21.11

21

Лексические игры и  упражнения.

Совершенствовать фонематическое восприятие речи.

1

24.11

22

К.Паустовский «Тёплый хлеб».

Чтение литературной сказки.

1

28.11

23

«Подводный мир».

Составление рассказов на заданную тему.

1

01.12

24

А.Фет «Мама глянь-ка из 1окошка».

Заучивание стихотворения.

1

05.12

25

Лексические игры и  упражнения.

Обогащать и активизировать речь детей.

1

08.12

26

Работа с книжками со сказками.

Рассматривать рисунки в книгах и активизировать речь детей.

1

12.12

27

Звуковая культура речи.

Совершенствовать фонематическое восприятие речи, звуковой анализ слова.

1

15.12

28

Л.Толстой «Прыжок».

Детям о писателе. Чтение рассказа.

1

19.12

29

«Тяпа и Топ сварили компот»

Составление рассказа по картинкам.

1

22.12

30

К.Ушинский «Слепая лошадь».

Чтение сказки.

1

26.12

31

Лексические игры и  упражнения.

Обогащать и активизировать  словарь  детей. Совершенствовать слуховое восприятие речи.

1

29.12

32

С.Маршак «Тает месяц молодой».

Повторение стихотворения .

1

16.01

33

Новогодние встречи.

Составление рассказов из личного опыта.

1

19.01

34

Н.Носов.

Произведения Н.Носова Знакомство с Незнайкой.

1

23.01

35

Творческие рассказы детей.

Активизировать фантазию и речь детей.

1

26.01

36

Здравствуй, гостья зима!

Знакомство со стихотворениями о зиме.

1

29.01

37

Лексические игры и  упражнения.

Обогащать и активизировать  словарь  детей.

1

02.02

38

С.Маршак «Двенадцать месяцев».

Знакомство с новой сказкой.

1

06.02

39

«Никита Кожемяка»

Чтение русской народной сказки.

1

09.02

40

Звуковая культура речи.

Подготовка детей к обучению грамоте. Учить детей делить слова с открытыми слогами.

1

13.02

41

Работа по сюжетной картинке.

Умение озаглавливать картину, составлять план рассказа.

1

16.02

42

«Илья Муромец и Соловей разбойник»

Знакомство с былиной и чтение.

1

20.02

43

Лексические игры и  упражнения.

Активизировать фантазию и речь детей. Совершенствовать слуховое восприятие речи.

1

23.02

44

В.Бианки «Музыкант»

Пересказ рассказа.

1

27.02

45

Е.Воробьёва «Обрывок провода».

Чтение рассказа.

1

02.03

46

Повторение пройденного материала.

Занятия по выбору педагога.

1

06.03

47

«Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

Чтение былины.

1

09.03

48

Звуковая культура речи.

Подготовка детей к обучению грамоте. Учить детей делить слова с открытыми слогами.

1

13.03

49

В.Даль «Старик- годовик»

Чтение сказки.

1

16.03

50

П.Соловьёва «Ночь и день»

Заучивание стихотворения.

1

20.03

51

Лексические игры и  упражнения.

Активизировать фантазию и речь детей. Совершенствовать слуховое восприятие речи.

Учить импровизировать.

1

23.03

52

«Весна идёт – весне дорогу».

Чтение стихотворений о весне.

1

27.03

53

«Лохматые и крылатые».

Составление интересных и логичных рассказов о животных и птицах.

1

30.03

54

«Садко».

Чтение былины.

1

03.04

55

«Снегурочка»

Чтение сказки.

1

06.04

56

Лексико – грамматические упражнения.

Активизировать речь детей.

1

10.04

57

Сочиняем сказку про Золушку.

Помощь детям в составлении творческих рассказов.

1

13.04

58

Рассказы по картинкам.

Составление рассказов по картинкам с последовательно развивающимся действиям.

1

17.04

59

Звуковая культура речи.

Подготовка детей к обучению грамоте. Учить детей делить слова с открытыми слогами.

1

20.04

60

«Лиса и козёл».

Пересказ сказки в «лицах».

1

24.04

61

Сказки Г.Х.Андерсена

Чтение сказок.

1

27.04

62

Повторение.

Повторение пройденного материала.

1

04.05

63

З.Александрова «Родина».

Заучивание стихотворения.

1

08.05

64

Звуковая культура речи.

Подготовка детей к обучению грамоте. Учить детей делить слова с открытыми слогами.

1

11.05

65

Весенние стихи.

Чтение стихов о весне.

1

15.05

66

В.Бианки «Май».

Чтение рассказа, беседа с детьми о рисунках.

1

18.05

67

Лексико – грамматические упражнения.

Активизировать речь детей.

1

22.05

68

Э.Шим «Очень вредная крапива».

Пересказывание текста.

1

25.05

69

Повторение.

Повторение пройденного материала по выбору педагога.

1

29.05

ИТОГО

69


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно -тематическое планирование на тему "Добрые слова для друга"

Развитие способности реагировать на настроение другого человека, проявлять собственные эмоции....

Методическая разработка для педагогов дошкольного образования. Календарно-тематическое планирование кружка "Мастерство слова" в подготовительной к школе группе.

Цель программы "Мастерство слова"Разучивание с детьми произведений художественной литературы повышает уровень произвольной памяти, внимания детей, развивается речь. Так же дет...

Календарно-тематическое планирование "Мама - первое слово"

Календарно-тематическое планирование...

Календарно-тематический Календарно-тематическое планирование декабрь

Календарно-тематическое планирование на декабрь на первую неделю. Тема недели - "Здравствуй, зимушка - зима"...

"Шапка" к календарно тематическому планированию на февраль месяц (прогулки на улице с использованием художественного слова, п/игр, индивидуальной работы по двигательной деятельности с детьми; д/игры, с/ролевая игра).

Цель: формировать представления детей о зимних явлениях природы. Задачи:   формировать бережное отношение к природе, реализовать потребность в движениях, испытывая при эт...

Календарно-тематическое планирование .старшая (логопедическая группа) .Фрукты Звук и буква А-У

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ,ФРУКТЫ ЗВУК А-У. Октябрь месяц 3 неделя...