Пальчиковые игры как средство развития связной диалогической речи у детей с ОНР
картотека по развитию речи (старшая группа) по теме
Дошкольный возраст важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Логопедия как наука имеет важное теоретическое и практическое значение, которое обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
В настоящее время имеется весьма незначительное количество литературы, в которой отражены современные представления о нарушениях речи и специфике их коррекции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Вместе с тем, проблема развития, обучения и воспитания дошкольников с ОНР становится особенно значимой. Наиболее раннее распознавание и методическая работа по устранению данной речевой патологии является залогом успешного обучения в школе.
Пальчиковые игры учат концентрации внимания на одном виде деятельности и способствуют развитию речи. Игровой подход метода дает возможность ребенку в интересной для него форме научиться сосредотачиваться. Средствами пальчиковых игр можно в доступной и интересной форме корректировать проблемы ОНР у дошкольников. На сегодняшний день существует большинство педагогических средств в развитии связной диалогической речи у детей с ОНР: дидактические игры, театрализованная игра и др. Педагоги ДОУ в практической деятельности наиболее эффективным для данной проблемы используют пальчиковые игры.
В практике ДОУ используется большое количество средств по развитию связной диалогической речи, но при всем многообразии педагоги ДОУ сталкиваются с проблемой выбора наиболее эффективных и результативных средств развития связной диалогической речи, часто используют их бессмысленно и интуитивно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_u_detey_s_onr_2.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
В современном мире речь - это инструмент необходимый каждому человеку, это основа закладывается ещё в дошкольном возрасте. От уровня овладения связной диалогической речью зависит обучение в школе, умение общаться с людьми, тем самым показывая уровень успешного интеллектуального развития дошкольника, его эмоциональное и психическое здоровье.
Развитие речи начинается с самого рождения и первая деятельность ребёнка, в которой закладываются её предпосылки – это игра. В жизни детей многообразие игр, помогающих развивать и формировать речевой аппарат. Мы изучили психолого-педагогическую литературу, и выяснилось, что, в процессе развития связной диалогической речи пальчиковые игры является наиболее эффективном педагогическим средством. С помощью пальчиковых игр развитие речи у детей с ОНР происходит без особого нервного напряжения.
Данный комплекс предназначен для детей с ОНР.
Занятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Цель разработанного комплекса: развитие связной диалогической речи у детей с ОНР на основе использования пальчиковых игр.
Комплекс направлен на решение следующих задач:
- Вызвать интерес к использованию связной диалогической речи на основе пальчиковых игр;
- Формирование объема активного словарного запаса;
- Формирование навыков ведения диалогов: развития связной диалогической речи;
- Развитие умственных способностей детей (осмысление и понимание собеседника, умение задавать вопрос и отвечать на вопросы собеседника);
В основе смоделированного комплекса пальчиковых игр лежит личностно-ориентированный и операционно-практический подход , который способствует развитию связной диалогической речи у детей с ОНР.
При разработке данного комплекса мы ориентировались на следующие принципы:
- Принцип доступности
- Принцип системности
- Учёт индивидуальных особенностей (комплекс смоделирован с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка).
При проведении комплекса пальчиковых игр необходимо соблюдать следующие правила:
— Показ взрослым способов игровых действий;
— Отрабатывать последовательно все упражнения, включенных в комплекс.;
— Игровые задания должны постепенно усложняться.
— Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.
— Никогда не начинать игру, если ребёнок эмоционально угнетен или болен.
— Недопустимо переутомление ребёнка в игре.
Таблица 10
Комплекс пальчиковых игр
Название игры | Цель игры | Содержание игры |
Мальчик-осьминог ( Пальчиковые игры без предметов) | Развитие мелкой моторики пальцев рук, вызвать интерес, расширение словарного запаса. | Движения пальцев имитируют игру на пианино, одновременно продвигаются вперед-назад. Упражнение сопровождается чтением стихотворения: «Это мальчик-осьминог, У него так много ног. Успевает он везде, и в учебе, и в труде. Потому что осьминожка - это просто многоножка». |
Физкультурник С использованием игровых атрибутов | Развивать ловкость и дифференцированность движения рук, желание ребенка вступать в диалог со сверстниками, со взрослыми. | На основания среднего и безымянного пальцев надевают головку человечка на резинке. Средний и безымянный – ножки, указательный и мизинец - руки. Большой палец прижат к ладони. «Физкультурник на дорожке тренирует свои ножки. Высоко их поднимает бодро, весело шагает. Руки в стороны развел и тихонечко пошел. Руки вниз, затем вперед, прыгнул, сделал поворот. Физкультурой заниматься любит маленький народ». |
«Бусинка» Игры с предметами, | Развивать ловкость, движения и переключаемость, выбор словарного запаса | Ребёнок выбирает бусинку и кладет ее на ладонь и раскатывает ее другой; Берет бусинку и катает ее между пальцами; Катает бусинку между двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога: « Мы бусинку катаем и песенку весело поем». Кладут бусинку на стол и катает её указательным пальцем под слова педагога: « Катись,бусинка, за окошко, катись, бусинка, к нам в ладошки. Ты катись, бусинка, по столу, развлекай, бусинка, детвору». |
« Платочки» (Тактильные пальчиковые игры ) | Развитие кинестетического чувства, восприятия. | Педагог читает стихотворение, а дети проводят руками по платочкам. «Вот платочек гладкий-гладкий, ну а этот, словно в складках! Он шершавый, жесткий даже. Ну, кому мы их покажем?» |
«Человечки» (Гимнастические) | Использование речевого этикета, приучить ребенка исполнять специальные движения: сгибание, сжатие и соединение. | Дети выполняют движения пальчиками, на которые одеты куколки. « Здравствуй, здравствуй, папочка! Здравствуй, здравствуй, мамочка! Приходи, чаек попьем и песенку потом споем! |
« Полянка» (творческие) | Укреплять навыки владения материалами и инструментами ( тесто, пластилин, ножницы, стека и т.д) | Дети нарезают бумагу ножницами и читают стихотворение: «Чик! Чик! Чик! Травинок больше! Чик! Чик! Чик! Травинки гуще! Чик! Чик! Чик! Травинки лучше!» Нарезанные ножницами травинки дети наклеивают на альбомный лист. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.
Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью [Певзнер М.С., Лурия А.Р., Головина М.М., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.], среди других ...
ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. Важнейшим из них является задача развития связной речи детей, которую современная дошкольная педагогика и методика развития речи относ...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Из всех…знаний и умений самым...
Презентация "Пальчиковые игры как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста"
quot;Пальчиковые игры"...
Тема: Развитие связной диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста на занятиях. Занятие: «Цыплёнок и утёнок»
Првый год работаю по программе Н.М.Крыловой "Дом радости". Большое внимание по программе уделяется развитию связной речи детей, умению вести диалог. Почти все литературные произведения,с кот...
Мастер-класс «Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»
Данный материал представляет из себя практический мастер-класс по использованию технологии ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста....
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется ...