РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
консультация по логопедии (старшая группа)
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Содержание
Введение………………………………………………………............ | 3 |
Глава I. Теоретические обоснование проблемы развития связной диалогической речи в сюжетно - ролевых играх | 6 |
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развитие связной диалогической речи .................................................... | 6 |
1.2. Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………......... | 12 |
1.3. Методические подходы к развитию связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх…............... | 17 |
Выводы по первой главе………........................................................... | 22 |
Глава II. Экспериментальная работа по развитию связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх | 23 |
2.1. Определение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………... | 23 |
2.2 Организация и проведение формирующего этапа эксперимента по развитию связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх………………….. | 29 |
2.3 Результаты экспериментальной работы по развитию связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста сюжетно-ролевых играх……………………………………….. | 35 |
Выводы по второй главе | 38 |
Заключение……………………………………………...................... | 39 |
Список литературы…………………………………..…...................... | 41 |
Введение
Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма. Ребенок испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно, кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Она помогает малышу проникнуть в суть доступных ему явлений, удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. И одним из средств формирования речи у детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. В ней раскрываются творческие способности личности, развивается мышление ребенка, что способствует активному формированию речи детей.
Важным направлением развития речи дошкольников является превращение ее в орудие мышления. Поэтому проблема речевого развития детей является актуальной.
Таким образом, важность и рассматриваемой проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: развитие связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Проблема развития диалогической речи находит свое практическое воплощение в ряде диссертационных исследований последних лет (В.Скалкин, Г.Чулкова, С.Хаджирадева и др.). Влияние игры на развитие речи детей отражены в работах В.Абраменковой, Н.Водолага, Н.Луцан, С.Новоселовой, Е.Смирновой, Е.Степанова и др.
Цель работы: выявить и экспериментально обосновать возможность использования сюжетно-ролевой игры для развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
Объект: процесс развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована следующая гипотеза: развитие связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста будет проходить более успешно, если:
1. систематически использовать сюжетно-ролевые игры в соответствии с программой и календарно-тематическим планированием;
2. осуществлять грамотное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми;
3. организовать предметно-пространственную развивающую среду, направленную на развитие диалогической речи в сюжетно-ролевых играх.
В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх;
2.определить возрастные особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;
3. выявить уровень развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста;
4. разработать комплекс педагогических мероприятий по развитию связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх, оценить эффективность предлагаемых мероприятий.
Поставленные задачи решались с использованием комплекса методов:
- Теоретический анализ литературы
- Педагогический эксперимент
Этапы исследования:
Исследование проводилось в период с 20 апреля по 17 мая и состояло из трёх этапов:
На первом этапе, который проходил с сентября по ноябрь 2017 года, мы определили состояние проблемы в теории и практике специальной педагогики, разработали понятийный аппарат исследования, изучили диагностические методики.
На втором этапе, который осуществлялся с декабря 2017 по апрель 2018 года, мы разработали перспективный план, в котором представили сюжетно-ролевые игры на развитие связной диалогической речи в режиме дня на четыре недели.
Цель третьего этапа экспериментальной работы, который проводился в апреле и мае 2018 года, состоит в том, чтобы определить уровень развития диалогической речи, провести мероприятия в соответствии с перспективным планом; провести контрольный эксперимент; собрать, систематизировать, проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 251» г. Челябинска.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Теоретические обоснование проблемы развития связной диалогической речи в сюжетно - ролевых играх
- Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развитие связной диалогической речи
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции:
- помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми,
-определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.
Можно выделить несколько групп диалогических умений:
-Собственно речевые умения.
-Умения речевого этикета.
-Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
-Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.
-Невербальные (неречевые) умения.
Рассмотрим подробнее первую форму – диалог.
Доказано, что основной формой общения дошкольников является диалог. Он является для них основной формой овладения всеми компонентами устной речи и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.
Диалог является естественной средой развития личности в целом. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Не случайно в концепции непрерывного образования указывается, что в дошкольном возрасте специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи.
В начале работы, наблюдая за детьми своей группы, отметила их недостаточную речевую деятельность, неумение большей части малышей строить диалог, вести не стимулированную беседу. Учитывая результаты наблюдения, и исходя из актуальности развития диалогической речи для дошкольников, я поставила перед собой цель - развить у детей диалогическую речь и научить их пользоваться ею как формой общения.
Опираясь на утверждения исследователей (В. И. Яшина, А. А. Павлова и др., что диалогу нужно учить, свою деятельность направила на создание целостного подхода к формированию диалогической речи у детей.
Большое влияние на развитие диалогической речи оказывают игры и игровые упражнения.
Преимущество игр в том, что они способствуют активизации диалогического взаимодействия как в подготовке к игре, так и во время самой игры. Игры включаю как в непосредственную образовательную деятельность, так и в совместную и самостоятельную деятельность малышей. Даю детям задания, ставящие их в ситуации, побуждающие вступать в диалог.
Для формирования диалогической речи использую прием словесных поручений. Даю детям поручения обратиться к сверстнику или взрослому и что-либо попросить, спросить или узнать, и всегда хвалю их за правильно выстроенный диалог.
Чтобы обогатить речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик, знакомлю их с этикетом через обыгрывание сюжетов, инсценирование и др., при этом обучаю, как правильно вести диалог.
Особое внимание я уделяю составлению рассказа на понравившуюся ребенку тему. Ребенку предварительно дается план рассказа, состоящий из 5 вопросов – заданий. Предлагается рассказать о том, что находится на участке, чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой (летом и т. д.) . После этого ребенок составляет свой рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос задания повторяется. Второй вариант - один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.
Чтение стихов по ролям – один из методов подобного плана. Подбираю для этого стихи, потешки с различными функциональными репликами, способствует усвоению разнообразия этих высказываний. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям с ОНР освоить не только форму диалога, но и правила очередности высказываний, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации.
Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры-драматизации. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей.
Тематика игр оказывается самой разнообразной: она касается жизни детского сада и семьи, отражает сюжеты из жизни людей, животных и растений, в качестве персонажей игр используются игрушки, овощи и фрукты, предметы мебели, посуды и пр. Одновременно игра-драматизация прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру как виду искусства.
Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Организации таких игр предшествует этап ознакомления с произведением, его, возможно, неоднократный пересказ по ролям под руководством педагога, а затем прямое и косвенное содействие возникновению таких игр по инициативе детей. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.
Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол, дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески». Воспитатель может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов. А если дети не возражают против «зрителей» своих режиссерских игр, то педагог, проявляя внимание и заинтересованность, стимулирует детей к речевому творчеству.
Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные)
Игры с мячом: «Закончи предложение» (воспитатель, бросая ребенку мяч задает вопрос «За цифрой 5 стоит цифра.. .. Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч педагогу», «Мяч передавай – цифру (время года, день недели) называй», «Скажи наоборот» (ребенок подбирает слова антонимы к словам, которые называет воспитатель: высокий - низкий, широкий - узкий, «Мяч поймай цвет фрукта (форму, вкус) называй».
Дидактические игры - лото, домино, маршрутные (лабиринтные, разрезные картинки. Все они строятся на взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают управлять играми самостоятельно. Появляются указания: твой ход, ходи, ставь фишку, не подглядывай; возникают вопросы: яблоко – какой формы? Что бывает красным? Жираф высокий, а кто может быть низким. «Чудесный мешочек», «Найди пару» - данная игра способствует работе над усложнением синтаксических конструкций (односложные ответы, двухсловные предложения, предложения из 3-5 слов, «Закрытая книга» (взрослый показывает перевернутую картинку и объясняет, что здесь нарисовано что-то очень интересное. Затем просит детей: сделай то же самое, что делает девочка и т. д., «Телефон», «Сказочный зверь», «расскажу – не расскажу».
Игры парами («Я знаю… », «Отгадай предмет, который я загадала», «Закончи предложение», «Съедобное - несъедобное» и др., в которых:
- закрепляются и уточняются способы работы с языковой информацией, полученные в ходе специально организованной деятельности в групповой форме (активизация словаря, развитие грамматического строя речи, звуковой культуры речи и т. д.) ;
- дети ориентируются на партнера-сверстника, его практические и речевые умения.
Сначала дети овладевают правилами общения в играх: соблюдение очередности игровых и речевых действий; уже сказанное не повторять; в случае затруднения задавать уточняющие вопросы; вежливо обращаться друг к другу с просьбой по имени, использовать «волшебное слово «пожалуйста».
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.
Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности - умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища.
Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей, не имеющих речевых патологий, развита достаточно хорошо.
- Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, служит фундаментом для образования монологической связной речи.
Для ребенка диалог - основа познания родной речи, школа общения. Он сопутствует и охватывает все стороны его жизни, все отношения, он фактически, являет собой основу развивающейся личности.
Особенностям общения дошкольников со взрослыми посвящено исследование А.Г. Рузской. Она отмечает, что детям не безразлично, в какой форме взрослый предлагает им общение: они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает. Чем старше дошкольники, тем выше уровень их инициативности в общении, тем чаще появление взрослого не остается незамеченным и используется ими для завязывания с ним контактов. Чем младше ребенок, тем больше его инициатива в общении со взрослым связана с активностью последнего. А.Г. Рузская исследовала, как изменяется отношение к беседе со взрослым у детей с 2 до 7 лет.
Для детей двух-трех лет разговор со взрослым более привлекателен, чем слушание сказки. Дети не просто слушают вопросы взрослого и отвечают на них, но и сами по своей инициативе поддерживают в меру своих возможностей разговор.
Дети трех-четырех лет начинают беседу не без интереса, но после двух-трех вопросов начинают отворачиваться, ерзать на стуле и, наконец, заявляют: «Я не умею так, я не хочу в это играть» У детей четырех-пяти лет приглашение к беседе не вызывает смущения или желания избавиться от нее. Она протекает даже оживленно. Дети пяти-шести лет чувствуют себя совершенно свободно, испытывают удовольствие от общения с взрослым. У детей шести-семи лет во время беседы появляются инициативные обращения к взрослому. Беседа доставляет им большое удовольствие. Ребенок этого возраста жаждет не только слушать, но и рассказывать, при этом он выбирает для обсуждения с взрослым сложные и сокровенные темы.
В дошкольном возрасте дети овладевают, первоначально, диалогической речью. Диалогическая речь обладает своими особенностями, которые проявляются в употреблении языковых средств, возможных в разговорной речи.
У детей старшего дошкольного возраста умения вести диалог достигает достаточно высокой степени. Формируется способность принимать участие в беседе, с интересом слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Участвуя в диалоге, дети проявляют умения подавать уместные реплики, в зависимости от характера вопроса давать краткий или развернутый ответ. Они более оживленно принимают участие в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, в достаточной степени аргументируют свою точку зрения, убеждают и исправляют ответ товарища, высказывают суждения и умозаключения. Демонстрируют умение правильно формулировать вопросы. Время разговора значительно увеличилось за счет выросшего багажа знаний и высокого познавательного интереса.
Между тем во время игровой и других видах самостоятельной деятельности речевая активность детей заметно снижается. В речи детей преобладают простые по своей структуре выражения. Самостоятельные высказывания имеют форму просьб, указаний и распоряжений. Причину этого можно объяснить переходом внешней речи во внутреннюю.
В речевом развитии дошкольников именно диалог со сверстниками обладает особым значением. Только в общении друг с другом они чувствуют себя по-настоящему раскованными, свободными и равными. В диалоге со сверстником максимально приходится ориентироваться на индивидуальные особенности товарища, принимать во внимание его возможности вследствие чего произвольно выстраивать свое высказывание, применяя контекстную речь.
В разговоре со сверстниками рождается содержание, которым индивидуально не обладает ни один из партнеров, оно появляется лишь во взаимодействии. Именно в диалоге они учатся самоконтролю, самодеятельности, самоорганизации.
Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. А. В. Чулкова в своих исследованиях отмечает, что дети в этом возрастеиспытывают радость от общения. Они могут использовать различные типы предложений, пользоваться прямой речью. Диалоги старших дошкольников имеют более сложную структуру по сравнению с детьми младшего возраста, однако они еще малосодержательны.
Под воздействием развивающейся мыслительной деятельности изменяется содержание и форма речи детей. Проявляется способность выделять основные признаки и свойства предмета или явления, дети демонстрируют умение достаточно полного и детального анализа их.
У детей продолжает активно формироваться культура общения. Они учатся называть взрослых на «вы» и по имени отчеству, называть детей ласковыми именами, во время разговора смотреть в глаза собеседнику, не опускать голову, разговаривать спокойно, не повышая голос, не перебивать и не вмешиваться в разговор взрослых; быть вежливыми и приветливыми без навязчивости.
В старшем дошкольном возрасте дети осваивают разнообразные формулы речевого этикета, употребляют их без напоминания.
Они демонстрируют умение вступать в речевое общение различными способами:
- сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т. п. ;
- задавать вопросы;
- мотивировать собеседника к общей деятельности.
Формируется умение разумно и уместно использовать интонацию, мимику, жесты.
У старших дошкольников, значительно повышается уровень инициативности в общении, появление взрослых не остается незамеченным и применяется ими для получения интересной и полезной для себя информации.
Общение в этом возрасте становиться средством освоения норм поведения, способом познания своего внутреннего мира, способом определения настроения и эмоционального состояния ребенка. Попытки сделать свою речь более выразительной объясняются стремлением детей привлечь к себе внимание. Они осваивают новые средства выразительности – сравнение, метафору, эпитет.
В процессе диалогического общения ребенок использует все части речи, совершенствуется грамматический строй языка, обогащается словарь, развивается фонематический слух. По мнению Л. П. Якубинского диалог, не только форма речи, он еще и разновидность человеческого поведения. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребенка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно.
Дошкольники еще только нарабатывают навыки беседы, но в их общении уже прослеживаются основные особенности диалогической речи:
Мотивированность. Человек, начинающий беседу, всегда имеет причины для того, чтобы заговорить. Важно, чтобы собеседник также имел желание продолжать разговор. Диалог возможен в случае заинтересованности обоих в предмете разговора. Дети с упоением могут обсуждать новую игрушку или придуманную игру, но если один из малышей не чувствует интереса, то он замолчит или отойдет.
Наличие адресованности. Ключевая характеристика, отличающая данную форму от монологической. Говорящий обращается к собеседнику, рассказывает именно ему о том, что родители купили хомячка, или папа привез новый набор с роботами.
Эмоциональная окрашенность. Кроме слов, в диалогической речи присутствует выражение эмоций: грусти, радости, удивления, обиды. Для этого используются не только слова, но и интонации, помогающие собеседнику распознать настроение второго человека.
Ситуативность. Первая фраза не возникает из вакуума. Именно текущие обстоятельства вокруг побуждают ребенка или взрослого затронуть определенную тему.
Реактивность. Характеристика, определяющая направление беседы. В диалоге участвуют два человека, и реакция второго может перевести беседу в другое русло, дать пищу для новых размышлений и высказываний, побудить к деятельности. Например, сообщение о хомячке может трансформироваться в обсуждение или придумывание ему имени, или спор о том, какой питомец лучше.
Ежедневно общаясь с взрослыми и сверстниками и в ходе специального обучения приемам ведения диалога, к концу дошкольного детства дети овладевают целым рядом диалогических умений:
- они проявляют инициативу в общении с собеседником, достаточно быстро реагируют на реплики, пользуются всевозможными их видами (сообщение, просьба, дополнение, вопрос и т. п.);
- беседуют на разнообразные темы, поддерживают беседу на заданную тему, не отвлекаются от нее, аргументируют свою точку зрения, оценивают предмет разговора, переспрашивают;
- говорят, доброжелательным тоном, с умеренной громкостью, спокойно;
- владеют многообразными формулами речевого этикета, употребляют их без напоминания;
- используют мимику и жесты;
- проявляют умение общаться в коллективе, в паре.
Речь дошкольников становится более выразительной и грамотной. Участвуя в диалоге, дети используют все части речи.
Важнейшим результатом развития речи ребенка на протяжении всего этапа дошкольного детства считается то, что к концу этого этапа речь превращается в истинное средство, общения и познавательной деятельности.
- Методические подходы к развитию связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С. Выготского «мнимая ситуация».
Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.
В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Ребенку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами ненасыщаемой. Справедливы слова Н.К. Крупской об игре как «серьезной форме учения».
Несовпадение содержания игрового действия и составляющих его операций приводит к тому, что ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения: Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления.
Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении.
Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» (А.П. Усова).
Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.
Знание специфики диалогической речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников - научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы.
Дети должны овладеть целым рядом умений, среди которых: умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т.д.); умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора; умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; владение разнообразными формулами речевого этикета, употребления их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом; не вмешиваться в разговор взрослых); умение использовать мимику и жесты; умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
Вышеназванными умениями ребенок овладевает, во-первых, повседневно общаясь со взрослыми и сверстниками, а во-вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога. В ходе обучения можно использовать разнообразные методы.
- Разговор воспитателя с детьми. По мнению Е.И. Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребенку же она присуща еще в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально.
Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением. Но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. При проведении разговоров
О.И. Соловьева рекомендует следующее:
- с самого начала необходимо расположить к себе ребенка, приласкать его, заинтересовать либо игрушкой, либо яркой картинкой, либо животным в уголке природы и пр.;
-начинать разговор можно только в том случае, если ребенок не знает, чем заняться. Если он увлечен интересным для него делом, то разговор будет неуместен; разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу; внимание к одному ребенку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют; говорить надо так, чтобы у ребенка осталось удовлетворение от того, что его выслушали;
- необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье. Содержание разговоров служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги и т.д. Чтение литературных произведений. Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора. Словесные поручения. Можно дать ребенку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, попросить у методиста картину, показать новому ребенку игрушки, передать что-либо родителям и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации, и ее лучшего запоминания. После выполнения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры и поручения. Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации.
- Разнообразные игры.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Здесь как нигде проявляются диалогические умения детей. В сговоре на игру они учатся договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, игрушки, атрибуты. В процессе игры они ведут ролевой диалог в соответствии с выбранной ролью, разрешают возникшие споры и конфликты.
Детей шести-семи лет следует учить более точно отвечать на поставленные вопросы; они должны научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товарищей.
Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отожествляет себя, с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Выводы по первой главе
Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Для ребенка диалог - основа познания родной речи, школа общения. Он сопутствует и охватывает все стороны его жизни, все отношения, он фактически, являет собой основу развивающейся личности.
У детей старшего дошкольного возраста умения вести диалог достигает достаточно высокой степени.
Важнейшим результатом развития речи ребенка на протяжении всего этапа дошкольного детства считается то, что к концу этого этапа речь превращается в истинное средство, общения и познавательной деятельности.
Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.
Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности.
Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Глава II. Экспериментальная работа по развитию связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
2.1. Определение уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Данная глава посвящена практическому исследованию.
Экспериментальная работа проводилась в апреле и мае 2018 года.
В эксперименте приняли участие дети в возрасте 6-7 лет МБДОУ «Детского сада № 251» г. Челябинска. В исследовании приняли участие 15 детей, из них 6 мальчиков и 9 девочек.
Экспериментальная работа состояла из трех этапов. На первом этапе проводилось диагностическое исследование с целью выявления уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Второй этап был посвящен организации и проведению формирующего этапа, целью которого было развитие связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Целью третьего этапа была проверка результатов экспериментальной работы по развитию связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Диагностическое исследование проводилось с каждым ребенком в индивидуальной форме.
На первом этапе диагностического исследования мы воспользовались серией заданий для изучения связной речи из «Тестовой методики диагностики устной речи» Т.А. Фотековой.
Методика Т.А. Фотековой разработана для исследования сформированности связной речи дошкольников. Также ею разработана балльно-уровневая система для оценки выполнения заданий методики, которой мы пользовались.
Изучение сформированности связной речи у ребят старшего дошкольного возраста состояло из 2-х заданий:
1 Задание. Составить рассказа по серии сюжетных иллюстраций «Ежик» – три картинки.
Руководство для ребёнка: 1. Взглянуть на рисунки и разложить их по порядку. 2. Составить рассказ.
Оценка итогов:
Если ребенок хорошо выполнил задание, он получает 5 баллов, если в ответе ребенок допустил незначительные ошибки, он получает 2.5 балла, если в ответе ребенок часто ошибается, он получает 1 балл, если ребенок не может справиться с заданием – 0 баллов.
Работа велась по следующим направлениям:
1. Формирование умения последовательно раскрыть тему текста:
5 баллов – рассказ полностью соответствует теме, содержит все смысловые звенья, которые расположены в правильной последовательности;
2,5 балла – незначительно искажена тема, неправильное воспроизведение причинноследственных связей и/или отсутствие связующих звеньев;
1 балл – рассказ очень отдаленно связан с темой, выпадение смысловых звеньев, значительное искажение значения или же незавершенность рассказа;
0 баллов – тема полностью не раскрыта.
2. Формирование умения лексико-грамматического оформления высказывания:
5 баллов – рассказ грамматически верно оформлен с правильным использованием лексических средств;
2,5 балла – рассказ составлен без грамматических ошибок, но прослеживается стереотипность грамматического оформления, наблюдаются отдельные случаи поиска слов или же неверное их употребление;
1 балл – наблюдаются значительные нарушения в построении предложений, неадекватное использование лексических средств;
0 баллов – рассказ не оформлен, то есть не составлен.
3. Формирование умения самостоятельно составлять рассказ:
5 баллов – ребенок полностью справился с заданием, составил рассказ без помощи педагога;
2,5 балла – ребенку потребовалась помощь в процессе раскладывания картинок;
1 балл – вся работа осуществлена с наводящими вопросами;
0 баллов – невыполнение задания, в том числе и при наличии поддержки.
2 Задание. Пересказ текста.
Руководство для ребёнка:
1. Прослушать и запомнить рассказ.
2. Пересказать рассказ.
Для диагностики был взят небольшой рассказ "Пушок и Машка".
У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьет для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.
Оценка пересказа осуществлялась по тем же критериям, что и при оценке рассказа по серии картинок.
Работа проводилась по следующим направлениям:
1. Формирование умения при пересказе не отступать от темы текста, целостно строить текст:
5 баллов – нет отступлений от темы текста, были воспроизведены все основные смысловые звенья;
2,5 балла – наблюдались незначительные отступления от темы текста, смысловые звенья были воспроизведены с незначительными сокращениями;
1 балл - пересказ неполный, есть значительные сокращения или искажение значения, присутствие посторонней информации, выпадение звеньев повествования;
0 баллов – пересказ не выполнен.
2. Формирование умения не нарушать авторское лексикограмматическое оформление текста:
5 баллов – пересказ составлен без нарушения лексических и грамматических норм, ребенок в основном использует авторские языковые средства;
2,5 балла – грамматические нормы соблюдены, но имеется стереотипность оформления высказываний, близкие словесные замены, то есть ребенок отступает от использования авторских языковых средств;
1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неправильное использование слов;
0 баллов – пересказ не выполнен.
3. Формирование умения самостоятельно составлять рассказ:
5 баллов – свободный пересказ после первого предъявления;
2,5 балла – потребовалась помощь (1-2 вопроса) или же повторное прочтение;
1 балл – пересказ по вопросам;
0 баллов – пересказ не воспроизведен даже с помощью взрослого. После выполнения двух заданий баллы суммировались по всем критериям.
Помимо представленных заданий методики Т.А. Фотековой, нами были использованы задания, представленные в исследовательских работах Н.Г. Смольниковой и Е.А. Смирновой и описанные в трудах О.С. Ушаковой.
Задание 1. Придумать начало рассказа.
Инструкция детям: каждому ребенку читается рассказ: «Снежный колобок» Н. Калининой. Н.Д. Калинина.
Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки – сделал глаза; нашёл палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и легли. А когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап-кап, кап-кап – вода капает. Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где? В рассказе пропускают начало. После чтения детям задаются вопросы: «Все понятно в рассказе? Не хватает ли какой-то части в рассказе? Как думаете, о чем говорится в начале рассказа?»
Оценка результатов:
1. Высокий уровень: ребенок самостоятельно дает свой вариант начала рассказа, это указывает на осознанное понимание структуры текста, поскольку ребенок на основе анализа содержания текста не только характеризуют пропущенную часть, но и наполняет ее содержанием.
2. Средний уровень: ребенок выполняет задание только после дополнительных вопросов. Это говорит о неполном осознании темы текста и его структуры.
3. Низкий уровень: ребенок полностью не справился с заданием, даже после дополнительных вопросов. Это означает, что ребенок не осознал тему и структуру текста.
Задание 2.Составить рассказ.
Инструкция ребёнку: составить рассказ-описание по картинке.
Оценка результатов:
1. Высокий уровень развития связной речи: ребенок составляет рассказ, в котором есть все структурные части: начало, середина, конец;
2. Средний уровень развития связной речи: ребенок пропускает в рассказе начало или конец;
3. Низкий уровень развития связной речи: ребенок только перечисляет отдельные признаки объекта.
Далее мы проводили анализ полученных результатов: Итоги выполнения двух первых заданий представлены в таблице 1.
Оценка 1 – это критерий смысловой целостности;
оценка 2 – это критерий лексико-грамматического оформления;
оценка 3 – это критерий самостоятельности.
Высокий уровень – 30 – 22 б.
Средний уровень – 21 – 16 б.
Низкий уровень – 15 – 0 б.
Таблица 1
Анализ полученных заданий по итогам двух первых заданий
Имя, фамилия ребенка | Рассказ по картинкам | Пересказ текста | Итог | |||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |||
1 | Б.Валерия | 2,5 | 1 | 2,5 | 1 | 1 | 2,5 | 10,5 |
2 | В. Алена | 5 | 5 | 2,5 | 2,5 | 5 | 2,5 | 22,5 |
3 | Д.Дарья | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2,5 | 5,5 |
4 | З. Светлана | 2,5 | 1 | 1 | 2,5 | 1 | 1 | 9 |
5 | И.Егор | 1 | 1 | 1 | 2,5 | 1 | 0 | 6,5 |
6 | К. Антон | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 4 |
7 | К. Алексей | 2,5 | 1 | 1 | 2,5 | 1 | 1 | 9 |
8 | М. Наталья | 2,5 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 6,5 |
9 | Н.Андрей | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 5 | 17,5 |
10 | П. Вероника | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
11 | С. Владимир | 2,5 | 2,5 | 5 | 2,5 | 1 | 2,5 | 16 |
12 | С. Юлия | 5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 17,5 |
13 | Т. Евгения | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
14 | У. Ольга | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 5 | 17,5 |
15 | Ш. Максим | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 5 |
Из таблицы мы видим, что большинство детей имеют низкий показатель, это 10 детей (67 %), средний показатель у 4 детей (26,4%), высокий результат показал лишь 1 ребенок (6,6%) (рис. 1).
Рис. 1. Диаграмма уровней развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, оценивая результаты диагностики, стоит отметить, что уровень развития связной речи у большинства детей данного возраста низкий. Возникает вывод о необходимости составления комплекса специальных упражнений, которые помогут повысить уровень связной речи.
2.2 Организация и проведение формирующего этапа эксперимента по развитию связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Цель формирующего этапа исследования: подобрать и апробировать с детьми старшего дошкольного возраста цикла занятий по развитию навыков диалогического общения с применением сюжетно-ролевых игр.
Занятия программы были направлены на развитие и совершенствование навыков диалогического общения детей 6-7 лет. Занятия проводились по 25 минут в первой, либо во второй половине дня, два раз в неделю в течение двух месяцев. Такая периодичность позволила детям накопить знания и впечатления, прочувствовать, осмыслить их и находиться в ожидании радостной встречи с очередным занятием. Всего было проведено 14 занятий.
Программа по формированию навыков диалогического общения была направлена на расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработку навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; овладение навыками эффективного слушания; активизацию процесса самопознания и самоактуализации; расширение диапазона творческих способностей; снятие коммуникативных барьеров. Все занятия были построены на принципах преемственности и последовательности. В начале занятия и в конце всегда уделялось время на то, чтобы вспомнить и краткое обсуждение того, что происходило на прошлой встрече.
Сюжетно-ролевые игры.
Все игры делятся на три группы:
1) направлены на формирование у детей увидеть в другом человеке его достоинства и проявлять положительное отношение к нему;
2) способствуют углублению сферы общения;
3) обучают умению сотрудничать.
Чтобы научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры мы использовали наглядный метод. Когда при ознакомлении с какой-либо профессией детское внимание фиксируется не только на предметах и явлениях, но и, в большей степени, на людях, их взаимоотношениях, трудовых действиях, то игра легко возникает и дети содержательно играют, отражая в игре полученные знания.
Например, после наблюдения за работой медсестры и врача в детской поликлинике, намного пополнило игровые действия в игре «Больница». Если до этого дети только делали уколы, ставили градусники, «слушали» кукол фонендоскопом, то после - шли «на прием», ожидая своей очереди, тихо переговаривались с другими «мамами» о своих сыночках и дочках, оставляли детей в больнице, навещали их и т.д. «Врач» при этом выписывал не только рецепты, но и учил больных мыть овощи и фрукты перед едой, не брать немытыми руками пищу. Очень важную роль сыграло вовлечение воспитателя в игру. Вначале педагог играл роль врача, у него была медсестра, которая исполняла указания педагога- «врача»: «Измерь температуру больного. Выпиши направления на анализ крови» и т.д. Дети прислушивались к тому, как «врач» разговаривал с больными. После они сами играли все роли. Когда возникала необходимость, воспитатель уже в другой роли входил в игру.
Список игр, направленных на развитие диалогической связной речи у детей старшего дошкольного возраста представлен в ниже. Полное описание игр можно увидеть в приложении 1.
Игра 1. «Семья»
Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия).
Игра 2. «Магазин»
Цель: Способствовать возникновению игры, объединению серии магазинов в один (книжный, овощной, одежды).
Игра 3. «Путешествие»
Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры.
Игра 4. «Завод»
Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Закрепление знаний о разных видах транспорта:наземном, водном, воздушном. Расширение знаний о работе водителей, моряков, летчиков. Ознакомление ребят с работой автовокзала, речного вокзала, железнодорожного вокзала., аэропорта. Расширение знаний о рабочих профессиях.
Игра 5. «Летчики»
Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Закреплять знания о воздушном транспорте. Расширение знаний о работе летчиков. Знакомство ребят с работой аэропорта.
Игра 6. «Российская Армия»
Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое- воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов моряков в родном городе (поселке). Расширение представле6ний детей о типах военных кораблей: подводная лодка. Крейсер, ракетный катер, авианосец, танк десантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.
Игра 7. «Строительство»
Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о строительстве, о его этапах. Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду строителей.
Игра 8. «Медицинский центр – Поликлиника - Больница"
Цель: Раскрытие деятельности медицинского персонала. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии врача.
Игра 9. «Почта»
Цель: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио. Воспитание чуткого и внимательного отношения к товарищам и близким.
Игра 10. «Библиотека»
Цель: Побуждать детей создавать сюжет игры, развивать интерес к труду библиотекаря. Воспитание бережного отношения к книгам.
Игра 11. «Завод»
Цель: Формирование трудовых умений, представлений о профессиях рабочих на нашем заводе (фабрике, развитие творческого воображения. Воспитание интереса к профессиям своих родных.
Игра 12. «Театральная студия»
Цель: Формирование положительных взаимоотношений в игре.
Игра 13. «Зоопарк»
Цель: Формирование умений творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным.
Игра 14. «Парикмахерская-Салон красоты»
Цель: Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии парикмахера, визажиста.
Подведение итогов работы группы.
Завершение работы группы является важным этапом, во многом определяющим ее успешность.
Была проведена оценка работы группы, а также оценка качества проделанной работы каждого из участников исследования. Всем предоставлялась возможность высказать свое мнение и впечатление, проанализировать произошедшие изменения в группе и в самом себе.
В поведении детей были замечены следующие изменения: появление доверия к взрослому, большая уверенность в себе в процессе участия в совместной деятельности, более частое и уверенное использование диалогической речи в процессе игровой деятельности.
Проявление экспериментатора, выражающееся отсутствием жестких оценок, резких обращений, желанием совместно действовать позволили ребенку увидеть взрослого как интересующего субъекта. Это выражалось в частых обращениях к воспитателю по поводу организации совместной деятельности, решения конфликтных ситуаций и т.д.
Самая любимая детская игра это игра в семью. В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную».
Для начала, мы распределяли роли между всеми желающими и проговаривали основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. Дети играли в такие «семейные» игры, как «Маленькие помощники», «Приглашаем к столу», «Готовимся к празднику» и др.
Кроме традиционных сценариев, при разработке сюжетно-ролевых игр мы использовали и другие сценарии. Например, мы знаем, что многие путешествуют с родителями. Мы предлагали детям соорудить «Поезд» и повезти на нем к морю пассажиров. Или поиграть в игру «Аэропорт». В этой игре дети распределяли между собой роль пилота, диспетчера и стюардессы. Воспитатель в этой игре выступал в роли начальника аэропорта и рассказывал детям о работе разных служб этого места. Проведение данной игры помогло детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.
В результате проведенной работы на формирующем этапе, мы установили, что сократилась конфликтность между детьми, активизировался внутренний потенциал ребенка, были сняты эмоциональное напряжение и речевые зажимы. Диалогическая речь стала выступать основным способом общения детей группы.
Детальное исследование и сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего эксперимента, обобщение и систематизацию полученных данных мы провели на этапе контрольного эксперимента.
2.3 Результаты экспериментальной работы по развитию связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста сюжетно-ролевых играх
После проведения формирующего эксперимента мы повторно провели диагностику с каждым ребенком по тем же методикам, которые использовали на констатирующем этапе. Результаты повторной диагностики представлены в таблице 2.
Таблица 2
Анализ полученных заданий по итогам двух первых заданий
Имя, фамилия ребенка | Рассказ по картинкам | Пересказ текста | Итог | |||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |||
1 | Б.Валерия | 2,5 | 2,5 | 5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 17,5 |
2 | В. Алена | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 2,5 | 27,5 |
3 | Д.Дарья | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 5 | 17,5 |
4 | З. Светлана | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 1 | 5 | 16 |
5 | И.Егор | 2,5 | 2,5 | 1 | 2,5 | 2,5 | 1 | 12 |
6 | К. Антон | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 1 | 1 | 2,5 | 12 |
7 | К. Алексей | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 5 | 1 | 2,5 | 16 |
8 | М. Наталья | 2,5 | 1 | 2,5 | 1 | 1 | 1 | 9 |
9 | Н.Андрей | 2,5 | 5 | 5 | 2,5 | 1 | 5 | 21 |
10 | П. Вероника | 1 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 1 | 12 |
11 | С. Владимир | 5 | 5 | 5 | 2,5 | 1 | 2,5 | 21 |
12 | С. Юлия | 5 | 2,5 | 5 | 5 | 2,5 | 5 | 25 |
13 | Т. Евгения | 5 | 1 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 16 |
14 | У. Ольга | 5 | 5 | 5 | 5 | 2,5 | 5 | 27,5 |
15 | Ш. Максим | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 1 | 2,5 | 1 | 12 |
Из таблицы мы видим, что у 7 детей средний показатель, (46,2 %), высокий показатель у 3 детей (19,8%), низкий результат показали 5 детей (33%) (рис. 2). Стоит отметить, что у одного ребенка, а именно Наталья М. показатели практически не изменились, это связано с тем, что ребенок длительное время болел и практически месяц не появлялся в садике.
Рис. 2. Диаграмма уровней развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, оценивая результаты диагностики, мы видим, что у большинства детей повысился уровень развития диалогической связной речи. Наша гипотеза была достигнута.
Выводы по главе 2
Экспериментальная работа состояла из трех этапов. На первом этапе проводилось диагностическое исследование с целью выявления уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Второй этап был посвящен организации и проведению формирующего этапа, целью которого было развитие связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Целью третьего этапа была проверка результатов экспериментальной работы по развитию связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Занятия программы были направлены на развитие и совершенствование навыков диалогического общения детей 6-7 лет. Занятия проводились по 25 минут в первой, либо во второй половине дня, два раз в неделю в течение двух месяцев. Такая периодичность позволила детям накопить знания и впечатления, прочувствовать, осмыслить их и находиться в ожидании радостной встречи с очередным занятием. Всего было проведено 14 занятий.
На занятиях помогало вовлечение воспитателя в игру.
В поведении детей были замечены следующие изменения: появление доверия к взрослому, большая уверенность в себе в процессе участия в совместной деятельности, более частое и уверенное использование диалогической речи в процессе игровой деятельности.
Заключение
Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не следует побуждать речевую активность ребенка. Таким детям не следует много читать вслух, рассказывать, заучивать с ними стихи, чтобы уберечь их речь от нежелательных осложнений.
Проблема развития диалогической речи дошкольников на сегодняшний день очень актуальна, но ей недостаточно уделяется внимания и времени. Воспитателями планируется и проводится работа по развитию диалогической речи, а для успешного проведения этой работы ими используются разнообразные методы, формы и средства, но она ведется не систематически и не планомерно. Вся работа по развитию диалогической речи планируется в перспективном плане, где отмечаются задачи, формы и методы работы с детьми.
Развивать диалогическую речь дошкольников необходимо, так как она является условием полноценного социального развития ребенка. В целом из опыта работы выяснили, что запланированную работу по развитию диалогической речи выполняем, но не всегда получается так, как нам хотелось бы, потому что не хватает времени и недостаточно методической литературы.
В процессе исследования была проведена проектно-исследовательская работа по изучению диалогической речи у старших дошкольников. Где основой стала сюжетно-ролевая игра. Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей, общается со сверстниками и т. д.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра становится реальным мостиком к развитию и формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
- Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для студ.пед.вузов / Сост.и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 624с
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада\ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.:Просвещение, 2013 – 192 с., ил.
- Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2011. - С.36
- Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». Под ред.В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Просвещение,2015. – 270 с.
- Дошкольная педагогика. Учеб.пособие для учащихся пед.училищ\ под ред.В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2008. – 416 с.
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 2014. – 128 с.
- Игра как фактор развития диалога. Дошкольное воспитание № 5 2007 г., стр. 9
- Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста \ Н.В.Краснощекова. – Изд. 6-е. – Ростов н\Д: Феникс, 2011. – 251 с. – Школа развития.
- Любина, Г.А. Детская речь: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.А. Любина. – Минск: Научно-методич. центр учеб. кн. и средств обучения, 2002. – 224 с.
- Н. А. Песняева «Учебный диалог – желаемое или действительное? » М. 2008
- Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: Практическое пособие. - АЙРИС ПРЕСС Москва-2008.
- Н.В.Нищева Будем говорить правильно. – СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006г.
- Н.Михайленко, Н.Короткова Организация сюжетно-ролевые игры в детском саду. Пособие для воспитателей. Москва, ЛИНКА-ПРЕСС. 2009.
- Н.Ф.Комарова Комплексное руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду. Москва. Издательство «Скрипторий 2003».
- Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста, под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: "Педагогика", 2008.-189 с.
- Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание № 3 2007 стр. 114
- Развитие связной речи детей 5-6 лет в экспериментально-поисковой деятельности. Дошкольная педагогика № 10 2014 г. стр. 26
- Т.Б.Филичева, А.В.Соболева Развитие речи дошкольников: 2010г. Методическое пособие с иллюстрациями, - Екатеринбург: Издательство «Литур», 2000г.
- Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
- Хрестоматия по психологии: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов / Сост. В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Просвещение, 2007. – 447с.
- Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2014. - 367 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2013. – 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир челов...
Проект «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
подготовительная группа...
«Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»
Выступление из опыта работы на тему: «Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».Каждая сюжетно-ролевая игра у нас, является и...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Из всех…знаний и умений самым...
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Обобщенный опыт работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности...
Проект «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики. В современных условиях в педагогической науке большое место ...
Консультация для родителей "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети ...