Методические рекомендации для составления комплексных занятий по развитию связной диалогической речи у детей С ТНР
методическая разработка по коррекционной педагогике
Методические рекомендации для составления комплексных занятий по развитию связной диалогической речи с детьми относящимся к подгруппе с низким и средним уровнями развития связной диалогической
речи с использованием дифференцированного подхода у детей с тяжелым нарушением речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для составления комплексных занятий по развитию связной диалогической речи с детьми относящимся к подгруппе с низким и средним уровнями развития связной диалогической
речи с использованием дифференцированного подхода.
Нам представляется, что процесс развития связной диалогической речи проходит эффективно исключительно в условиях, побуждающих к речевой активности ребёнка, поэтому мы использовали задания в игровой форме, так как именно в ней речевой материал запоминается легко и непринуждённо. Нами были использованы ситуативно-коммуникативные игры с постоянным присутствием героя- собеседника Незнайки.
В виду особенностей развития детей с общим недоразвитием речи, необходимо помнить, что для успешного формирования связной диалогической речи нужно осуществлять комплексное развитие всех компонентов речи, а именно: развивать лексический и грамматический строй речи, состояние артикуляционной моторики, звуко-слоговой структуры слов и предложений, состояние дыхательной и голосовой функций речи, состояние мимической мускулатуры и просодических компонентов речи.
Для развития связной диалогической речи необходимо понимать, что все задания должны располагаться в порядке возрастающей сложности. А именно:
Для усвоения дошкольниками навыков развития речевого этикета задания в игровой форме необходимо давать в следующей последовательности:
- знакомство с речевым штампом;
- автоматизация речевого штампа;
- перенесение речевого штампа в однотипную (схожую с предыдущей) ситуацию;
- перенесение речевого штампа в другую (непохожую на предыдущую) ситуацию;
- замена речевого штампа аналогичным.
Задания для усвоения навыка запроса информации:
- формулирование распространённых коротких вопросов;
- формулирование серии коротких распространённых вопросов возможно без логической связи;
- формулирование серии вопросов имеющих логическую последовательность (целенаправленных).
Задания для усвоения навыков составления диалога:
- составление отдельных реплик или определение детьми темы диалога;
- составление диалогического единства (вопрос-ответ);
- составление нескольких диалогических единств (микродиалога);
- составление диалога сложной структуры, который включает несколько микродиалогов;
- составление диалога сложной структуры, который включает несколько микродиалогов и микротем.
Для усвоения навыков речевого этикета подгруппе детей относящихся к низкому уровню развития связной диалогической речи необходимо начинать коррекцию с заданий на знакомство с речевым штампом и на его автоматизацию. Для усвоения навыка запроса информации - с заданий на формулирование распространённых коротких вопросов и серии коротких распространённых вопросов возможно без логической связи. Для усвоения навыков составления диалога коррекционную работу необходимо начинать с заданий на составление отдельных реплик или определение детьми темы диалога.
Для дошкольников, относящихся к подгруппе со средним уровнем развития связной диалогической речи работу можно начинать с более сложных заданий. Для усвоения навыков речевого этикета необходимо начинать коррекционную работу с заданий на перенесение речевого штампа в однотипную (схожую с предыдущей) ситуацию и на перенесение речевого штампа в другую (непохожую на предыдущую) ситуацию. Для усвоения навыка запроса информации - с заданий на формулирование серии коротких распространённых вопросов возможно без логической связи и на формулирование серии вопросов имеющих логическую последовательность (целенаправленных). Для усвоения навыков составления диалога коррекцию необходимо начинать с заданий на составление диалогического единства (вопрос-ответ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты комплексных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР по средством знакомства с нетрадиционными технологиями на занятиях по изобразительной деятельности.
Данный материал предназначен для использования в работе с детьми 5-7 лет, имеющим речевые нарушения, а также будет полезен в работе с детьми массовых ДОУ. ...
Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...
Пальчиковые игры как средство развития связной диалогической речи у детей с ОНР
Дошкольный возраст важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Логопед...
Статья на тему "Роль игры в развитии связной диалогической речи детей дошкольного возраста"
В статье рассмативается роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности игровых задач и игровых ситуаций, как основных средств развития связной диалогической речи дошкольников. Кратко раскры...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Из всех…знаний и умений самым...
Тема: Развитие связной диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста на занятиях. Занятие: «Цыплёнок и утёнок»
Првый год работаю по программе Н.М.Крыловой "Дом радости". Большое внимание по программе уделяется развитию связной речи детей, умению вести диалог. Почти все литературные произведения,с кот...
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется ...