Методические рекомендации для составления комплексных занятий по развитию связной диалогической речи у детей С ТНР
методическая разработка по коррекционной педагогике

Сарычева Елена Евгеньевна

Методические рекомендации для составления комплексных занятий по развитию связной диалогической речи с детьми относящимся к подгруппе с низким и средним уровнями развития связной диалогической

 речи с использованием дифференцированного подхода у детей с тяжелым нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для составления комплексных занятий по развитию связной диалогической речи с детьми относящимся к подгруппе с низким и средним уровнями развития связной диалогической

 речи с использованием дифференцированного подхода.

Нам представляется, что процесс развития связной диалогической речи проходит эффективно исключительно в условиях, побуждающих к речевой активности ребёнка, поэтому мы использовали задания в игровой форме, так как именно в ней речевой материал запоминается легко и непринуждённо. Нами были использованы ситуативно-коммуникативные игры с постоянным присутствием героя- собеседника Незнайки.

        В виду особенностей развития детей с общим недоразвитием речи, необходимо помнить, что для успешного формирования  связной диалогической речи нужно осуществлять комплексное развитие всех компонентов речи, а именно: развивать лексический и грамматический строй речи, состояние артикуляционной моторики, звуко-слоговой структуры слов и предложений, состояние дыхательной и голосовой функций речи, состояние мимической мускулатуры и просодических компонентов речи.

Для развития связной диалогической речи  необходимо понимать, что все задания должны располагаться в порядке возрастающей сложности. А именно:

Для усвоения дошкольниками навыков развития речевого этикета задания в игровой форме необходимо давать в следующей последовательности:

  1. знакомство с речевым штампом;
  2. автоматизация речевого штампа;
  3. перенесение речевого штампа в однотипную (схожую с предыдущей) ситуацию;
  4. перенесение речевого штампа в другую (непохожую на предыдущую) ситуацию;
  5. замена речевого штампа аналогичным.

Задания для усвоения навыка запроса информации:

  1.  формулирование распространённых коротких вопросов;
  2.  формулирование серии коротких распространённых вопросов возможно без логической связи;
  3. формулирование серии вопросов имеющих логическую последовательность (целенаправленных).

Задания для усвоения навыков составления диалога:

  1. составление отдельных реплик или определение детьми темы диалога;
  2. составление диалогического единства (вопрос-ответ);
  3. составление нескольких диалогических единств (микродиалога);
  4. составление диалога сложной структуры, который включает несколько микродиалогов;
  5. составление диалога сложной структуры, который включает несколько микродиалогов и микротем.

Для усвоения навыков речевого этикета подгруппе детей относящихся к низкому уровню развития связной диалогической речи необходимо начинать коррекцию с заданий на знакомство с речевым штампом и на его автоматизацию. Для усвоения навыка запроса информации - с заданий на формулирование распространённых коротких вопросов и серии коротких распространённых вопросов возможно без логической связи. Для усвоения навыков составления диалога коррекционную работу необходимо начинать с заданий на составление отдельных реплик или определение детьми темы диалога.

Для дошкольников, относящихся к подгруппе со средним уровнем развития связной диалогической речи работу можно начинать с более сложных заданий. Для усвоения навыков речевого этикета необходимо начинать коррекционную работу с заданий на перенесение речевого штампа в однотипную (схожую с предыдущей) ситуацию и на перенесение речевого штампа в другую (непохожую на предыдущую) ситуацию. Для усвоения навыка запроса информации - с заданий на формулирование серии коротких распространённых вопросов возможно без логической связи и на формулирование серии вопросов имеющих логическую последовательность (целенаправленных). Для усвоения навыков составления диалога коррекцию необходимо начинать с заданий на составление диалогического единства (вопрос-ответ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты комплексных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР по средством знакомства с нетрадиционными технологиями на занятиях по изобразительной деятельности.

Данный материал предназначен для использования в работе с детьми 5-7 лет, имеющим речевые нарушения, а также будет полезен в работе с детьми массовых ДОУ.          ...

Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Пальчиковые игры как средство развития связной диалогической речи у детей с ОНР

Дошкольный возраст важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Логопед...

Статья на тему "Роль игры в развитии связной диалогической речи детей дошкольного возраста"

В статье рассмативается роль игры в жизнедеятельности дошкольников, в особенности игровых задач и игровых ситуаций, как основных средств развития связной диалогической речи дошкольников. Кратко раскры...

Тема: Развитие связной диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста на занятиях. Занятие: «Цыплёнок и утёнок»

Првый год работаю по программе Н.М.Крыловой "Дом радости". Большое внимание по программе уделяется развитию связной речи детей, умению вести диалог. Почти все литературные произведения,с кот...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется ...