Презентация "Пальчиковые игры как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста"
презентация к уроку (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр. Задачи: – сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей; – совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» В.М. Бехтерев
Что же такое пальчиковые игры? Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию у них мелкой моторики рук, у них улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.
Традиционные: 1. Самомассаж кистей и пальцев рук (растирания – движение должно быть, как при намыливании и мытье рук; разминание суставов- резко сжать пальцы в кулак и медленно разжать и т. д.) 2. Графические упражнения ( штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда)
3. Игры с пальчиками с речевым сопровождением («Мы делили апельсин», «Домик для зайчат», «Я гуляю во дворе»)
4. Предметная деятельность (игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём)
5. Игры (мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек). 6. Игры на развитие тактильного восприятия («Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»).
6. Кукольные театры (пальчиковый, варежковый , перчаточный, театр теней)
Нетрадиционные: 1. Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т. д. ;
ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов: - Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх, А потом обратно, чтоб стало мне приятно. - Научился два ореха между пальцами держать. Это в школе мне поможет буквы ровные писать. - Три ореха я возьму, между пальцами зажму. Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать! - Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
КАРАНДАШИ Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу. Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю. Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ ИЛИ КОЛЮЧИЙ МЯЧИК Гладила мама–ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!»
ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУПОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ Эти шарики берем Ими ручки разомнем. Каждый шарик не простой - Этот с солью, с рисом тот. Меж ладошками кладем, Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем, Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу, Перекидывать друг другу. Раз, два, три, четыре, пять - Нам пора и отдыхать!
ЧЁТКИ (БУСЫ) - Перебирать бусы и называть дни недели, месяцы, имена и т. д. - Катать бусины между ладоней: Покатаю я в руках бусинки–горошки. Станьте ловкими скорей пальчики с ладошками. - Нанизывать бусины на леску: Я сижу, но не скучаю, Бусы маме собираю. Нанизала бусы я - Рада мамочка моя!
БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ Берём нетугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев. Большаку дрова рубить, а тебе воды носить, А тебе печь топить, а тебе тесто месить, А малышке песни петь, песни петь да плясать, Родных братьев потешать.
КРУПА - В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки: Я помощницей расту. Своей маме помогу. Я крупу переберу, рис от гречки отберу! - Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую, волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно): Я горошины возьму, выложу дорожку. Побежали по дорожке зайчик, белка, кошка.
- Насыпать в кастрюлю горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста, приговаривая: Мы тесто месили, мы тесто месили: Нас тщательно всё промесить попросили. Но сколько не месим и сколько ни мнём, Комочки опять и опять достаём.
ВЕРЁВКА - ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ (Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок перебирает узелки пальцами, на каждый узел называть день недели, месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи и т.д.) - ВЕРЁВОЧКИ Различной длины и цвета заплетать в косички, выкладывать буквы, цифры, цветы, животных по контуру) Для своей сестрички я плету косички Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.
ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ, ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМ Две пробки кладём резьбой верх. Указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу и приговаривая: Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной поры!
ПОЛИЭТИЛЕН Кусочки размером с носовой платок и детские ладони. Ребёнок собирает плёнку пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнять это упражнение только одной рукой). Вместо полиэтилена можно взять носовой платок: У меня живет проглот - Весь платок он скушал, вот! Сразу стало у проглота Брюхо, как у бегемота.
Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр дает свои результаты: -дети становятся более активными в общении; -ясно и последовательно выражают свои мысли; -используют в речи образность, точность языка; -умеют выражать свое отношение к окружающему .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи
Дидактическая игра – одно из средств уточнения, закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности...
Мастер – класс на тему: «Игры и упражнения с использованием нейротренажеров в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста»
Мастер класс для педагогов...
STEM технология в логопедии: ЛЕГО-конструирование как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста
STEM-образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.Ст...
Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.У значительного большинства детей с речевыми нарушен...
Мастер- класс с педагогами « Играй, двигайся, развивайся. Нейропсихологические игры в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста».
Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, с целью развития речевых навыков....
Сообщение из опыта работы: «Подвижные игры как средство развития грамматической стороны речи детей дошкольного возраста»
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредованных словом...
Мастер – класс на тему: «Игры и упражнения с использованием нейротренажеров в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста»
Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации...