ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по развитию речи (старшая группа)

Достоевская Оксана Александровна

 

Из всех…знаний и умений самым 

                                                                важным, самым необходимым                                           

                                                            для жизненной деятельности является,

                                                 конечно, умение ясно, понятно,

                                                   красиво говорить на своём языке.

В.И. Чернышёв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения.  Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, так и обмен  информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической  речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарные реплики    в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории аномальных детей — детях с речевыми нарушениями.

Как указывают Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова [7] подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении.

К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном для этого возраста объёме. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однообразны, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картинке дети перечисляют изображённые предметы или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, место действия, времени. В работе они не могут определить последовательность событий, выявить причинно – следственные отношения. Эти недостатки особенно остро ощутимы у детей с нарушениями речи.

Актуальность данной статьи обусловлена увеличением числа детей с нарушением речи, что во многом обусловлено неблагоприятными факторами современного общества (социальная нестабильность, неблагоприятная экология и т.д.). Безусловно, общество должно обратить особое внимание на таких детей, поэтому перед педагогами, психологами, логопедами стоит  трудная задача, не только знать и понимать особенности психического состояния и развития речи таких детей, но и создание наиболее эффективных методик, позволяющих детям с нарушением речи встать в один ряд с более благополучными сверстниками.

Как разнообразить эту трудную, зачастую монотонную работу? Как сделать ее интересной, увлекательной, желанной для малышей? На помощь приходит игровая, в том числе и театрализованная игра.В трудах отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, К. Кофка, М. Монтессори, Ж. Пиаже, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, - одна из основных сторон дошкольного воспитания. Особое значение игра приобретает в коррекционно – педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Большое влияние на исправление речи детей оказывают игры с содержанием инсценирования какого – либо сюжета – игры-драматизации.  

Целенаправленное формирование связной диалогической речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми с общим недоразвитием речи. Изучив современную психолого - педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что театрализованная игра - хорошая основа для обучения детей. Она, с одной стороны, закрепляет знания и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывает потребность в познании нового, расширяет кругозор, знания об окружающем мире, учит совместным действиям и переживаниям. Театрализованная игра способствует развитию личности ребенка в целом и его речи в частности.

 Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.

Используя театрализованную игру, педагог может ненавязчиво и непринужденно в игровой, понятной детям форме развивать и отрабатывать лексико-грамматические категории.

При организации игр — театрализаций необходимы следующие условия: создание уголка театра в каждой возрастной группе, оснащение его разнообразными видами кукольного театра, владеть методикой организации и руководства данным видом деятельности, учитывать взаимосвязь с другими видами деятельности в ДОУ.

При соблюдении этих условий, привлечении родителей к совместной работе, процесс формирования связной речи у детей с ОНР может стать более легким, а главное, интересным, увлекательным и желанным для самих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Тема "Зима"Формирование семантического поля слова "Зима", развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения....

Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье затрагиваются проблемы развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логоритмическая ритмика....

Развитие мелкой моторики как средство активизации речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мо...

Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение формирования как диалогической, так и монологической связной речи. В этой статье описаны особенности связной монологической речи у детей старшег...

Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи IIIуровня"

Перспективный план работы воспитателя по развитию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр...