Мастер-класс «Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»
материал по логопедии (подготовительная группа)
Данный материал представляет из себя практический мастер-класс по использованию технологии ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_triz_tehnologiya.docx | 26.39 КБ |
prezentatsiya_k_master-klassu.ppt | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»
Провела:
Киселева Анна Александровна,
учитель-логопед
муниципального дошкольного
образовательного учреждения
детского сада № 5 г. Любим
Речь имеет огромное значение в нашей жизни!
Она является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.
В связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей. Стандарт Дошкольного Образования предусматривает формирования устной речи на основе владения литературным языком своего народа.
Еще речь является и средством мышления, носителем сознания, памяти, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
В наше время практически любая профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. Человеку необходимо уметь грамотно и точно излагать свои мысли для достижения поставленных целей. Все это невозможно без речевой деятельности.
Не случайно сложено множество пословиц и поговорок о речи. Я предлагаю вам вспомнить некоторые из них. Я начну, а вы продолжите.
- Хорошую речь приятно. ..(слушать).
- Слухами земля. ..(полнится).
- Ласковым словом и камень…(растопишь).
- Язык до Киева…(доведет).
- Кто ясно мыслит, тот ясно…(излагает).
- Слово не воробей, вылетит – не…(поймаешь).
Богат и могуч русский язык!
Даже в сказках наши великие классики восхищались красотой русской речи. Всем известны слова А. С. Пушкина , о царевне-лебеди: «А как речь то говорит, словно реченька журчит!»
Вот по этой журчащей реченьке я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие.
На чем же мы можем отправиться в путь? (на корабле). Но наш корабль должен быть необычным. Перед нами яхта, бригантина, ... Возьмем корпус от чего? Паруса от чего? Раз корабль необычный, то и название должно быть необычное. Назовем его…
( пока плывем, я говорю)
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно стандарту - воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир, необходимо изменение средств взаимодействия с дошкольниками.
Такими средствами являются инновационные технологии, например, технология ТРИЗ - теория решения изобретательских задач.
Причаливаем к первой пристани: «Фантазийная».
Здесь живут фантазеры. Приглашаю шесть человек в фокус группу, продемонстрировать, как можно использовать элементы технологии ТРИЗ для развития фантазии. (фокус группе дается задание: составить «несуществующее животное», одной группе – придумать небольшую историю по вопросам; второй – придумать небольшой рассказ на тему: «Что будет, если это животное вдруг появилось в лесу» ).
Работа с залом: А пока фокус группа работает, я хочу задать вам вопрос.
-А фантазия заложена в человеке природой или ее нужно развивать?
На самом деле, фантазию необходимо развивать.
- Как вы думаете, в каком возрасте надо начинать её развивать? ( в младшем дошкольном возрасте).
Активное развитие фантазии у детей происходит с 3 до 7 лет. В этом возрасте во главе ее величество Игра. И у малышей именно в игре идет развитие внимания, восприятия, памяти, интеллекта, воображения.
Какой была бы наша жизнь, если человек не обладал бы фантазией? Мы бы лишились почти всех научных открытий и произведений искусства, наши дети не услышали бы сказок, не смогли бы играть во многие игры.
Предлагаю вам немножко поиграть. (игра с префиксами).
Игра «Префиксы»
Цель: учить комбинировать слова с префиксами получая интересные слова, придумывая рассказы.
Аэро – воздушный
Зоо – о животных
Мото – приводящий в движение
Астро – звездный
Видео – видеть
Архео – древний
Супер- (приемы фантазирования из технологии ТРИЗ)
Либо игра: «Волшебный предмет».
У меня предмет. Придумайте как можно больше способов применения , действий с этим предметом, кроме способов прямого его назначения.
-А теперь обратимся к участникам фокус группы. ( метод морфологического анализа из технологии ТРИЗ).
Участникам группы было дано задание - составить несуществующее животное из частей обычных зверей. Придумать ему название. И рассказать про него. Первая фокус группа должна была придумать небылицу про это животное. Вторая - придумать, что будет, если это животное оказалось в лесу…
-Снова в путь! Следующая остановка «Сказочная».
Что за чудо теремок!
Он не низок, не высок.
Кто же в тереме живет?
Постучись скорей, дружок!
Здесь ракета проживает, к себе в гости приглашает.
В терем тот лишь попадет, кто с ней сходства все найдет.
Сходства могут быть по форме, по цвету, по функционалу, по назначению, по материалу (игра «Теремок»)
На этих остановках я с вашей помощью продемонстрировала некоторые методы технологии ТРИЗ.
В результате использования в работе данных методов:
- у детей возникает положительное отношение к занятиям;
- возрастают познавательная активность и интерес;
- детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными;
- у детей расширяется кругозор, появляется интерес к новизне, к фантазированию;
- речь становится более образной и логичной;
(Плывем – говорю). В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память. Запоминание носит в основном непроизвольный характер. Когда мы сопровождаем чтение текста картинками, просмотром иллюстраций, ребенок быстрее запоминает данное произведение. С этой точки зрения, мнемотехника очень эффективна в работе с дошкольниками. Использование приёма мнемотехники делает процесс развития детей более интересным, занимательным, развивающим.
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации (слайд)
Следующая пристань: «Шифровальная»
Посмотрите, нам послание ( на слайде). Мы зашифровали скороговорку и сказку! Попробуйте расшифровать их! Дети детского сада. (на слайде зашифрованные скороговорка, сказка)
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Сказка Лисичка сестричка и серый волк.
-Зашифровать при помощи мнемосхем можно все, что угодно. Мнемосхемы можно использовать: для обогащения словарного запаса; при обучении пересказу; при составлении рассказов, сочинении сказок; при разучивании стихотворений, потешек и т. д.; при отгадывании и загадывании загадок.
Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью, потому что при таком виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Применять модельные схемы можно и на других занятиях. Мнемотехника многофункциональна.
Поплыли дальше. Остановка: «Конечная».
Использование приемов и методов ТРИЗ технологии и мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Поэтому тема моей работы звучит так: (слайд)
Для подведения итога нашего мастер-класса я воспользуюсь приемом «Хорошо-плохо» их ТРИЗ на выявление противоречий ).
-Мы познакомились с методами ТРИЗ - технологии.
-Как бы вы смогли использовать данные приемы и методы в повседневной жизни?
Задание для фокус-группы:
- Выберите три части: голову, туловище, заднюю часть от трех разных животных. Составьте из них свое несуществующее животное. Наклейте на лист бумаги.
- Придумайте ему название из частей слов, обозначающих названия трех животных. Например, часть кошки, часть зайца, часть слона – получается животное: СЛОНОКОШКОЗАЙ или КОШКОЗАЕСЛОН.
- Придумайте небольшую (шуточную) историю про свое несуществующее животное. (можно использовать следующие вопросы)
- Это…. (название животного)
- Где живет?
- Чем оно питается?
- Какого оно размера?
- Чем обычно занимается?
- Что любит делать больше всего?
- А чего больше всего не любит?
- Оно живет одно или с кем-нибудь?
- Есть у него друзья? Кто они?
- А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?
- Чего оно боится, или оно ничего не боится?
- Отношение к человеку.
Задание для фокус-группы:
- Выберите три части: голову, туловище, заднюю часть от трех разных животных. Составьте из них свое несуществующее животное. Наклейте на лист бумаги.
- Придумайте ему название из частей слов, обозначающих названия трех животных. Например, часть кошки, часть зайца, часть слона – получается животное: СЛОНОКОШКОЗАЙ или КОШКОЗАЕСЛОН.
- Выберите один из вариантов и придумайте, что будет, если…
- Это животное попадет в ЛЕС.
- Это животное окажется в городе?
- Это животное заговорит человеческим голосом?
(желательно придумать несколько шуточных предложений на выбранную ситуацию)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФАНТАЗИЙНАЯ ФАНТАЗИЙНАЯ
СКАЗОЧНАЯ СКАЗОЧНАЯ
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации
шифровальная Уважаемые взрослые! Мы зашифровали для вас скороговорку и сказку! Попробуйте расшифровать их! Дети детского сада.
Мнемотаблицы по загадкам и стихотворениям
Мнемодорожки по чистоговоркам
КОНЕЧНАЯ Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической ) речи у детей старшего дошкольного возраста
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня речевого развития.
В данной статье представлена методика обучения дошкольников с ОНР третьего уровня речевого развития связной монологической речи....
Консультация для родителей: «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста».
Под связной повествовательной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку чётко и последовательно излагат...
ПЕЙЗАЖНАЯ КАРТИНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. Важнейшим из них является задача развития связной речи детей, которую современная дошкольная педагогика и методика развития речи относ...
Состояние работы по развитию связной монологической речи у детей дошкольного возраста
Тематический контроль...
Консультация для родителей: «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста».
В консультации родителям рекомендуется ряд заданий и упражнений по развитию связной речи дошкольников....
Роль сюжетной картины в развитии связной монологической речи у детей дошкольного возраста
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формирован...
статья «Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста посредством эйдетики»
Обучение связной речи - одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логично...