Мастер-класс ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ НАИЗУСТЬ ДЕТЬМИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
материал (старшая группа)
Воспитатель: Чернова Марина Владимировна
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Гармония»
Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, нравственных понятий.
Слайд 2
Чтение и заучивание стихотворений развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности, способствует выработке четкой дикции. Направлено на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Для того, чтобы были решены эти задачи, педагог должен выстраивать непосредственно образовательную деятельность с учетом индивидуализации, т.е. на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенку предоставляется выбор. Ребенок - субъект собственной деятельности. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – у них разный темп развития, интересы, личностные особенности, возможности т. д.
Поэтому педагоги - практики знают о том, что на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. Но не стоит забывать и о модальности восприятия информации. Модальность— форма восприятия и представления информации в мышлении и памяти. По ведущему каналу восприятия людей можно разделить на 3 группы: визуалы, аудиалы и кинестетики.
Слайд 3
Визуалы - те, кому нужно увидеть то, что запоминается. Используем наглядный, ассоциативный метод. Обязательным является увидеть иллюстрацию или картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения.
В процессе заучивания стихотворения наизусть детям - визуалам в качестве опоры предлагаю рисунки (иллюстрации), серии картинок (слайдовую презентацию), мнемотаблицы.
Слайд 4
Рисунок.
Стихи можно выучить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивании малого народного фольклора, короткого стихотворения, так как обычно в книге к каждому стихотворению есть красочная иллюстрация. Педагог дает установку: «Послушайте, как я прочитаю, например, стих-е И. Токмаковой «Весна»
Далее читаю стихотворение и показываю большой яркий рисунок.
К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины на снегу видны.
Верно, очень тёплые ноги у весны!
Затем задаю вопросы, чтобы дети могли ответить словами из текста: кто нарисован на картине? Какой персонаж? Что делает? И пр. Потом рассказываем стих-е все вместе, по группам, по одному, по желанию.
Слайд 5
Серия картинок.
Опора на серию рисунков/картинок превращает процесс в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией, с отклонением в развитии психических процессов. Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Воспитатель дает установку на запоминание: «Теперь смотрите на картинки, слушайте новое стихотворение и постарайтесь его запомнить». Читает полностью, не спеша, показывает картинку за картинкой (или слайдовую презентацию). Потом дети читают текст хором, по группам, по одному. Серия картинок остается в группе на весь день. Например, стих-е В. Томилиной «Зима»
Вот хозяюшка сама к нам идет, идет Зима.
Разнаряженная… Разукрашенная…
В ярких звездочках-сережках
Да серебряных сапожках!
А сапожки-то скрипят, косы белые до пят.
Рукавом махнет налево — и поляна побелела.
Ручкой правою махнет — горы снега возведет.
Чуть притопнет каблучком — речка кроется ледком.
Деревца принарядила, зайцу шубку подарила.
Побелила все дома. Ай, да Зимушка-зима!
Слайд 6
Мнемотаблица.
У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.
Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется процесс заучивания - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения.
После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Например, стих-е Плещеева «Лес задумчивый овеян…»
Слайд 7
На начальном этапе вы можете дать детям готовую рисуночную мнемотаблицу.
Например, стих-е А. Евстигнеевой «Моя Родина-Сибирь»
Мы живем в Сибири, богатейшем крае,
Нет просторов шире, нет полей бескрайней!
В нашем крае много и лесов, и речек,
Родиной гордится каждый человечек!
Красота природы и степей просторы,
Чистые озера, и леса, и горы.
В заповедных зонах – соболи, лисицы,
Средь высоких елей – сойки и синицы.
Величавых кедров ввысь глядят верхушки,
Сотни километров ни одной избушки.
Край у нас богатый, даже дети знают,
Что Сибирь в России щедрой называют!
Все это сибирский край родной, чудесный!
И для нас, как прежде, нет прекрасней места!
Слайд 8
По мере обучения старшие дошкольники активно включаются в процесс создания уже графической мнемотаблицы.
По мнению Полянской Т.Б., овладение приемами работы с мнемотаблицами увлекает детей, превращает занятие в игру, значительно ускоряет процесс запоминания.
Слайд 9
Кинестетики - те, которые запоминают через другие анализаторы и с помощью движений. Используем двигательный прием.
Слайд 10
Опять же, после проведения предварительной работы, поэтического эмоционального настроя, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать» из стихотворения «клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем.
Например, стих-е А.Барто «Перед сном»
Зажигают фонари
За окном.
Сядь со мной,
Поговори
Перед сном.
Целый вечер
Ты со мной
Не была.
У тебя все дела
Да дела.
У тебя я
Не стою
Над душой,
Я все жду,
Все молчу,
Как большой...
Сядь со мной,
Поговорим
Перед сном,
Поглядим
На фонари
За окном.
Тут основной принцип в том, что ребенку - кинестетику мы даем необходимую опору - подкрепляем запоминание двигательным актом.
Обязательно в своей практике работу с детьми – кинестетиками по заучиванию стихотворений наизусть выстраиваю в направлении от движения к речи, эффективно применяя такие методики, как: «Играем» стихотворение, логоритмика, «Расскажи стихи руками», мелодекламация.
Слайд 11
«Играем» стихотворение / театр/.
Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, настольный и другие театры. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Старшим дошкольникам педагог «показывает» стихотворение два раза, затем дети хором произносят текст или кто-либо один читает стих, а другой «показывает». Чтение стихов, в частности потешек, с их четким ритмом помогает улучшить у ребенка координацию движений. Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать его. Он включается в игру, а игра – ведущий вид деятельности.
Например, потешка «Сидит белка на тележке» с голосовыми модуляциями.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Воробью, синичке,
Лисичке-сестричке,
Заиньке усатому,
Мишке толстопятому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Слайд 12
Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, чувствительность к рифме и ритму. Особое внимание уделяю логопедическим стихотворным упражнениям без музыкального сопровождения с обязательной расстановкой ритмических акцентов.
Цель логоритмического воздействия — преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Логоритмические стихотворения способствуют преодолению разнообразных речевых расстройств, развитию неречевых процессов — координации движений, правильного дыхания. Кроме этого содействуют развитию эмоциональности, волевых качеств, произвольности, мелкой моторики, речи, сенсомоторной координации. Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Для примера, предлагаю вашему вниманию 1 логоритмическое стихотворение по Алябьевой Е.А. «Мышка и кошка».
Слайд 13
«Расскажи стихи руками».
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию ритма и рифмы. Совершенствуются просодические компоненты речи, произвольное внимание, координация движений, воображение и образность мышления. Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней.
С аудиторией!
У Дедушки Дерева
Добрые руки –
Большие зеленые добрые руки…
Какая-то птица в руках суетится,
Какая-то птица на плечи садится.
Дедушка Дерево – славный такой-
Белку качает большущей рукой…
Жучище примчался сел, и качался,
И все восхищался, и все восхищался!
Стрекозы примчались и тоже качались,
И мошки примчались. И мошки качались.
И все свиристели в пуховой постели
Смеялись, качались, качались, свистели!
Дедушка Дерево пчел подхватил
И на ладони свои усадил…
У Дедушки Дерева добрые руки-
Большие зеленые добрые руки…
Наверно, их сто…Или сто двадцать пять…
Чтобы всех покачать!
Чтобы всех покачать!
Предлагаю посмотреть видео и послушать стихотворение Э. Мошковской «Дедушка Дерево».
Слайд 14
Аудиалы - те, кто легко запоминают на слух. Слуховой метод - это самый распространенный метод.
Слайд 15
Вы говорите детям, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть они включат в головах «магнитофончики», которые будут записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала они послушают вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом один ребенок повторит, а за ним снова вы. Идет слухоречевая опора на рифму. При этом нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (шепотом, громко, с паузами, как медведь, как мышка…).
Например, стих-е И. Лопухиной «Снегопад».
Тихо, тихо, как во сне падает на землю снег.
С неба всё скользят пушинки – серебристые снежинки.
Кружатся над головою каруселью снеговою.
На проселки, на лужок всё снижается снежок.
Землю белой, чистой, нежной застелил постелью снежной.
Вот веселье для ребят – всё сильнее снегопад.
Все бегут вперегонки, все хотят играть в снежки.
Снежный ком – на снежный ком, всё украсили снежком.
Словно в белый пуховик мы одели снеговик.
Рядом – снежная фигурка – это девочка Снегурка.
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой снегири.
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил снег.
Слайд 16
Дети - аудиалы и дети - кинестетики живут и развиваются в мире фантазии и игры. Их всерьёз захватывает то, что можно услышать, потрогать. Поэтому при помощи мелодекламации, можно радостно и увлеченно учить стихи, играя.
Мелодеклама́ция (от др./греч. μέλος — песнь, мелодия и лат. declamatio — упражнения в красноречии) — художественная декламация стихов или прозы с использованием музыки и обязательной атрибутики: цветов, осенних листьев, прозрачных шарфов и др., что способствует перевоплощению.
Например: мелодекламация П. Соловьевой "Подснежник»
Ребенок накрывает цветок белой тканью, включается мелодия…
В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих сил
И тихо спросил:
"Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?
Таким образом, воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть:
Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, выстраивая образовательный процесс в этом направлении с учетом индивидуальных особенностей восприятия материала каждым ребенком. На каждой непосредственно образовательной деятельности важно и нужно «разговаривать» на языке и визуала, и аудиала и кинестетика. Обязательно – открытый конец НОД.
Чтобы поддержать интерес детей к запоминаемому и, следовательно, улучшить результаты запоминания, очень важно менять форму повторения.
Педагог должен не только владеть искусством выразительного чтения, но и большим арсеналом приемов, методов и методик заучивания стихотворений, и знать наизусть весь запас отобранных стихотворений для заучивания. В каждый подходящий момент нужное, жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога.
Слайд 17
Закончу свое выступление словами В. Г. Белинского: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_pedsovet.docx | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ НАИЗУСТЬ ДЕТЬМИ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Воспитатель: Чернова Марина Владимировна
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Гармония»
Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, нравственных понятий.
Слайд 2
Чтение и заучивание стихотворений развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности, способствует выработке четкой дикции. Направлено на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Для того, чтобы были решены эти задачи, педагог должен выстраивать непосредственно образовательную деятельность с учетом индивидуализации, т.е. на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенку предоставляется выбор. Ребенок - субъект собственной деятельности. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – у них разный темп развития, интересы, личностные особенности, возможности т. д.
Поэтому педагоги - практики знают о том, что на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. Но не стоит забывать и о модальности восприятия информации. Модальность— форма восприятия и представления информации в мышлении и памяти. По ведущему каналу восприятия людей можно разделить на 3 группы: визуалы, аудиалы и кинестетики.
Слайд 3
Визуалы - те, кому нужно увидеть то, что запоминается. Используем наглядный, ассоциативный метод. Обязательным является увидеть иллюстрацию или картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения.
В процессе заучивания стихотворения наизусть детям - визуалам в качестве опоры предлагаю рисунки (иллюстрации), серии картинок (слайдовую презентацию), мнемотаблицы.
Слайд 4
Рисунок.
Стихи можно выучить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивании малого народного фольклора, короткого стихотворения, так как обычно в книге к каждому стихотворению есть красочная иллюстрация. Педагог дает установку: «Послушайте, как я прочитаю, например, стих-е И. Токмаковой «Весна»
Далее читаю стихотворение и показываю большой яркий рисунок.
К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины на снегу видны.
Верно, очень тёплые ноги у весны!
Затем задаю вопросы, чтобы дети могли ответить словами из текста: кто нарисован на картине? Какой персонаж? Что делает? И пр. Потом рассказываем стих-е все вместе, по группам, по одному, по желанию.
Слайд 5
Серия картинок.
Опора на серию рисунков/картинок превращает процесс в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией, с отклонением в развитии психических процессов. Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Воспитатель дает установку на запоминание: «Теперь смотрите на картинки, слушайте новое стихотворение и постарайтесь его запомнить». Читает полностью, не спеша, показывает картинку за картинкой (или слайдовую презентацию). Потом дети читают текст хором, по группам, по одному. Серия картинок остается в группе на весь день. Например, стих-е В. Томилиной «Зима»
Вот хозяюшка сама к нам идет, идет Зима.
Разнаряженная… Разукрашенная…
В ярких звездочках-сережках
Да серебряных сапожках!
А сапожки-то скрипят, косы белые до пят.
Рукавом махнет налево — и поляна побелела.
Ручкой правою махнет — горы снега возведет.
Чуть притопнет каблучком — речка кроется ледком.
Деревца принарядила, зайцу шубку подарила.
Побелила все дома. Ай, да Зимушка-зима!
Слайд 6
Мнемотаблица.
У детей дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.
Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется процесс заучивания - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения.
После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Например, стих-е Плещеева «Лес задумчивый овеян…»
Слайд 7
На начальном этапе вы можете дать детям готовую рисуночную мнемотаблицу.
Например, стих-е А. Евстигнеевой «Моя Родина-Сибирь»
Мы живем в Сибири, богатейшем крае,
Нет просторов шире, нет полей бескрайней!
В нашем крае много и лесов, и речек,
Родиной гордится каждый человечек!
Красота природы и степей просторы,
Чистые озера, и леса, и горы.
В заповедных зонах – соболи, лисицы,
Средь высоких елей – сойки и синицы.
Величавых кедров ввысь глядят верхушки,
Сотни километров ни одной избушки.
Край у нас богатый, даже дети знают,
Что Сибирь в России щедрой называют!
Все это сибирский край родной, чудесный!
И для нас, как прежде, нет прекрасней места!
Слайд 8
По мере обучения старшие дошкольники активно включаются в процесс создания уже графической мнемотаблицы.
По мнению Полянской Т.Б., овладение приемами работы с мнемотаблицами увлекает детей, превращает занятие в игру, значительно ускоряет процесс запоминания.
Слайд 9
Кинестетики - те, которые запоминают через другие анализаторы и с помощью движений. Используем двигательный прием.
Слайд 10
Опять же, после проведения предварительной работы, поэтического эмоционального настроя, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать» из стихотворения «клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем.
Например, стих-е А.Барто «Перед сном»
Зажигают фонари
За окном.
Сядь со мной,
Поговори
Перед сном.
Целый вечер
Ты со мной
Не была.
У тебя все дела
Да дела.
У тебя я
Не стою
Над душой,
Я все жду,
Все молчу,
Как большой...
Сядь со мной,
Поговорим
Перед сном,
Поглядим
На фонари
За окном.
Тут основной принцип в том, что ребенку - кинестетику мы даем необходимую опору - подкрепляем запоминание двигательным актом.
Обязательно в своей практике работу с детьми – кинестетиками по заучиванию стихотворений наизусть выстраиваю в направлении от движения к речи, эффективно применяя такие методики, как: «Играем» стихотворение, логоритмика, «Расскажи стихи руками», мелодекламация.
Слайд 11
«Играем» стихотворение / театр/.
Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, настольный и другие театры. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Старшим дошкольникам педагог «показывает» стихотворение два раза, затем дети хором произносят текст или кто-либо один читает стих, а другой «показывает». Чтение стихов, в частности потешек, с их четким ритмом помогает улучшить у ребенка координацию движений. Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать его. Он включается в игру, а игра – ведущий вид деятельности.
Например, потешка «Сидит белка на тележке» с голосовыми модуляциями.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Воробью, синичке,
Лисичке-сестричке,
Заиньке усатому,
Мишке толстопятому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Слайд 12
Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, чувствительность к рифме и ритму. Особое внимание уделяю логопедическим стихотворным упражнениям без музыкального сопровождения с обязательной расстановкой ритмических акцентов.
Цель логоритмического воздействия — преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Логоритмические стихотворения способствуют преодолению разнообразных речевых расстройств, развитию неречевых процессов — координации движений, правильного дыхания. Кроме этого содействуют развитию эмоциональности, волевых качеств, произвольности, мелкой моторики, речи, сенсомоторной координации. Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Для примера, предлагаю вашему вниманию 1 логоритмическое стихотворение по Алябьевой Е.А. «Мышка и кошка».
Слайд 13
«Расскажи стихи руками».
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию ритма и рифмы. Совершенствуются просодические компоненты речи, произвольное внимание, координация движений, воображение и образность мышления. Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней.
С аудиторией!
У Дедушки Дерева
Добрые руки –
Большие зеленые добрые руки…
Какая-то птица в руках суетится,
Какая-то птица на плечи садится.
Дедушка Дерево – славный такой-
Белку качает большущей рукой…
Жучище примчался сел, и качался,
И все восхищался, и все восхищался!
Стрекозы примчались и тоже качались,
И мошки примчались. И мошки качались.
И все свиристели в пуховой постели
Смеялись, качались, качались, свистели!
Дедушка Дерево пчел подхватил
И на ладони свои усадил…
У Дедушки Дерева добрые руки-
Большие зеленые добрые руки…
Наверно, их сто…Или сто двадцать пять…
Чтобы всех покачать!
Чтобы всех покачать!
Предлагаю посмотреть видео и послушать стихотворение Э. Мошковской «Дедушка Дерево».
Слайд 14
Аудиалы - те, кто легко запоминают на слух. Слуховой метод - это самый распространенный метод.
Слайд 15
Вы говорите детям, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть они включат в головах «магнитофончики», которые будут записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала они послушают вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом один ребенок повторит, а за ним снова вы. Идет слухоречевая опора на рифму. При этом нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (шепотом, громко, с паузами, как медведь, как мышка…).
Например, стих-е И. Лопухиной «Снегопад».
Тихо, тихо, как во сне падает на землю снег.
С неба всё скользят пушинки – серебристые снежинки.
Кружатся над головою каруселью снеговою.
На проселки, на лужок всё снижается снежок.
Землю белой, чистой, нежной застелил постелью снежной.
Вот веселье для ребят – всё сильнее снегопад.
Все бегут вперегонки, все хотят играть в снежки.
Снежный ком – на снежный ком, всё украсили снежком.
Словно в белый пуховик мы одели снеговик.
Рядом – снежная фигурка – это девочка Снегурка.
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой снегири.
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил снег.
Слайд 16
Дети - аудиалы и дети - кинестетики живут и развиваются в мире фантазии и игры. Их всерьёз захватывает то, что можно услышать, потрогать. Поэтому при помощи мелодекламации, можно радостно и увлеченно учить стихи, играя.
Мелодеклама́ция (от др./греч. μέλος — песнь, мелодия и лат. declamatio — упражнения в красноречии) — художественная декламация стихов или прозы с использованием музыки и обязательной атрибутики: цветов, осенних листьев, прозрачных шарфов и др., что способствует перевоплощению.
Например: мелодекламация П. Соловьевой "Подснежник»
Ребенок накрывает цветок белой тканью, включается мелодия…
В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих сил
И тихо спросил:
"Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?
Таким образом, воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть:
Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, выстраивая образовательный процесс в этом направлении с учетом индивидуальных особенностей восприятия материала каждым ребенком. На каждой непосредственно образовательной деятельности важно и нужно «разговаривать» на языке и визуала, и аудиала и кинестетика. Обязательно – открытый конец НОД.
Чтобы поддержать интерес детей к запоминаемому и, следовательно, улучшить результаты запоминания, очень важно менять форму повторения.
Педагог должен не только владеть искусством выразительного чтения, но и большим арсеналом приемов, методов и методик заучивания стихотворений, и знать наизусть весь запас отобранных стихотворений для заучивания. В каждый подходящий момент нужное, жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога.
Слайд 17
Закончу свое выступление словами В. Г. Белинского: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений"
Мастер-класс для воспитателей ДОУ "Заучивание стихотворений"....
Эффективные методики заучивания стихотворений наизусть детьми старшего дошкольного возраста с учетом модальности восприятия.
В данном материале акцентирую Ваше внимание на важности выстраивания образовательного процесса по заучиванию стихотворений с учетом модальности восприятия....
Мастер-класс по развитию речи заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы
Загадки, беседа об овощах, заучивание стихотворения по таблице, инсценировка....
Мастер-класс: "Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс разработан для проведения с взрослыми, представлены способы и приемы заучивания стихотворений - мнемотехника. В ходе масте - класса есть описание и примеры применения мнемоквадрата,...
Заучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе.
План по самообразованию....
Мастер – класс «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений детьми дошкольного возраста»
В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом....
«Мнемотехника» - как эффективное средство заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста
laquo;Детская природа, ясно требует наглядности» К. Д. Ушинский...