Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему «Перелётные птицы» в разновозрастной группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
на тему «Перелётные птицы»
в разновозрастной группе
Тема дня: «Грачи прилетели»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
- расширять представления о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни;
- расширение, уточнение и активизация словаря по теме (птица, стая, гнездо, крыло, голова, туловище, клюв, лапа, грач, скворец, ласточка, прилетать, носить, строить, выводить, кормить, согревать, маленький, голый, голодный);
- расширение и уточнение пассивного словаря (работящий, желторотый) (средний возраст);
- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;
- научить художественному ведению пейзажной картины, стимулировать желание внимательное рассматривать;
- научить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;
- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения (старший возраст) («Речевое развитие». Развитие речи);
- упражнять детей в ходьбе и беге врассыпную, с остановкой по сигналу воспитателя;
- повторить лазание по гимнастической стенке с продвижением;
- упражнения в равновесии и прыжках (средний возраст);
- упражнять детей в ходьбе с перестроением в пары и обратно;
- закреплять умение в метании в горизонтальную цель;
- упражнять в ходьбе с перешагиванием через мячи (старший возраст)
- развивать крупную и мелкую моторику («Физическое развитие»);
- уточнить знания о творчестве датского сказочника Г.Х. Андерсена;
- научить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки;
- формировать внимание к поэтическим образам;
- продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;
- воспитывать интерес и любовь к художественной литературе («Художественно - эстетическое развитие». Восприятие художественной литературы и фольклора).
Методы и приёмы:
- Словесные: беседа, художественное слово, вопросы, пересказы детей.
- Наглядные: рассматривание портрета, рассматривание картин, книг.
- Практические: сюрпризный момент, игра.
Материалы и оборудование:
-демонстрационный материал: портрет сказочника Ганса Христиана Андерсена, книги Андерсена, картина А. К. Саврасов «Грачи прилетели», картина «Птицы прилетели»;
-раздаточный материал: листы раскраски скворца, контейнер с простыми и цветными карандашами;
-физические пособия: по два мешочка на каждого ребенка, 4—5 шт. дуг, 5—6 мячей. Флажки на каждого ребёнка, гимнастическая стенка, доска, шнуры, мягкие шарики.
Предварительная работа: рассматривание обучающих карточек «Птицы», разгадывание загадок, разучивание стихов про перелётных птиц, чтение рассказов В.Бианки «Сказки и рассказы о животных», И. Соколова-Микитова «Русский лес», рассматривание энциклопедий о птицах.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | подвижные игры, игры малой подвижности, физкультминутки, образовательная деятельность в спортзале. |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами. |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, составление описательных рассказов, отгадывание загадок, вопросы. |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, чтение, обсуждение произведений. |
Логика образовательной деятельности:
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат | ||||
1. | Приглашает детей среднего возраста в физкультурный зал. Даёт команды. Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную, по сигналу воспитателя остановиться. | Настраиваются на совместную работу. Идут в физкультурный зал. | Создан интерес к двигательной деятельности. | ||||
2. | Следит за правильностью выполнения упражнений, ведёт счёт (Приложение 1). | Выполняют общеразвивающие упражнения с флажками. | Умеют выполнять общеразвивающие упражнения с флажками. | ||||
3. | Объясняет правила выполнения основных видов движений, напоминает правила безопасности при выполнении упражнений. | Выполняют основные виды движений. | Умеют лазать по гимнастической стенке с продвижением; ходить по доске. | ||||
4. | Предлагает поиграть в подвижную игру «Охотники и утки». Следит за выполнением правил игры. Даёт сигналы. | Выбирают водящего, играют. | Знают и соблюдают правила игры. | ||||
5. | Предлагает поиграть в игру малой подвижности «Найдём птичку». | Ищут спрятанную игрушку. | Умеют искать предмет. | ||||
Рефлексия - Ребята вам понравилось выполнять упражнения с флажками? - Какие основные виды движений вы выполняли? - Как называются игры, в которые вы играли? Вам понравилось играть? | |||||||
6. | Предлагает детям старшего возраста отгадать загадку: Тает снежок, ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает? (весной) Правильно, это весна. Читает стихотворение: «Весна» А. Плещеева. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. Продолжает свой рассказ. После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон. | Отгадывают загадку. Слушают стихотворение, рассказ о весне. | Создан интерес к предстоящей деятельности. Развито логическое мышление, воображение. Умеют внимательно слушать текст. | ||||
7. | Предлагает поиграть в игру: «Назови птиц, которые прилетели». Воспитатель бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч должен назвать птиц, вернувших весной из теплых краев. Кто не даёт ответ, тот выбывает из игры. | Играют в игру. Стоят по кругу, ловят мяч, называют птиц. | Умеют играть, дают правильные ответы, соблюдают правила игры. | ||||
8. | Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели». Люди всегда ждали и радовались ее приходу, о чем свидетельствовал прилет грачей. Есть такая пословица: «Грач на горе… весна на дворе». - Ребята, что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? - Ребята, расскажите о грачах. Что они делают? - Как вы ребята думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд? - Ребята, а какие деревья выбрали грачи? - Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались? А какое оно? - Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо? - Ребята, а обратите внимательно на облака, какие они? - Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? - Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»? | Внимательно рассматривают картину. Отвечают на вопросы. Ведут диалог. | Умеют внимательно рассматривают картину. Обогащен словарный запас определениями. Понимают и подбирают образные выражения, сравнения. | ||||
9. | Физкультминутка « Грачи прилетели» Как-то раннею весной На опушке на лесной Появилась стая птиц, Не скворцы и не синицы А большущие грачи Цвета черного, как ночь Разбежались на опушке Прыг-скок, крак-крак Тут жучек, там червячок Крак-крак, крак-крак | Выполняют действия в соответствии с текстом. Стоят в кругу. Бегут на цыпочках, подняв согнутые руки в локтях. Приседают. Бегут в разные стороны. Прыгают, наклоняются вперед, вниз. | Развита крупная моторика. Умеют выполнять действия в соответствии с текстом. | ||||
10. | Ну, а теперь нам ребята пора побывать в роли художника. Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказ о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, передавая голосом свое настроение и отношение к главным персонажам. Молодцы, ребята у вас получился хороший коллективный рассказ. | Дети по желанию рассказывают по картине, придумывают названия рассказам. | Умеют составлять описательный рассказ по пейзажной картине. | ||||
Рефлексия. - Ребята, давайте с вами вспомним, картину какого художника мы рассматривали? - Как называется картина? - Какую пословицу мы с вами вспомнили? - Как вы поняли смысл этой пословицы? - В роли кого вы смогли побывать? | |||||||
11. | Приглашает детей среднего возраста в группу. Сегодня мы продолжим разговор о весне, о том, что происходит в природе весной, начнем разговор о перелетных птицах. Но сначала послушайте стихотворение. На этой неделе грачи прилетели. Хоть трудна была дорога, Старший грач прикрикнул строго: «За работу! Дела много! Помни сам, других учи, Да по-настоящему: Наши черные грачи Птицы работящие!». | Слушают текст. | Создан интерес к предстоящей деятельности. | ||||
12. | Беседа по картине «Птицы прилетели». Помещает на мольберт перед детьми картину «Птицы прилетели». - О каких птицах я прочитала вам стихотворение? - Что вы узнали об этих птицах из стихотворения? Верно. А что значит работящие? Они много работают, строят гнезда, когда прилетают из теплых стран, а потом выкармливают птенцов. А теперь посмотрите на картину. На ней мы видим перелетных птиц. А вот и грачи. Вдалеке мы видим целую стаю грачей. Что они делают? На дереве мы видим грачей, которые уже построили гнездо из веток и выкармливают птенцов. Видите, грачи довольно крупные птицы. Их тело покрыто черными перьями. У них сильные крылья. А какие лапы и клюв у них? Грачи прилетают из теплых стран ранней весной самыми первыми и сразу начинают строить гнезда, чтобы вывести и выкормить птенцов. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно построено из крупных веток. А какие птенцы у грачей? На дереве мы видим не только грачей, но и скворцов. Посмотрите на них. Они такие же большие, как грачи, или поменьше? Они серо-коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Они прилетают позже, чем грачи. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике. Что делает мама-скворчиха? Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы несут в скворечник тоненькие веточки, травинки, перышки. Они сами меньше, чем грачи, и гнезда у них тоже небольшие. Что делает папа-скворец? Мы видим на картине еще и ласточек. Они только что прилетели с юга. Какие они? Они тоже будут строить гнезда. Где ласточка строит гнездо? Правильно. Она лепит его из комочков глины. Выстилает изнутри листиками, перышками, пухом, выводит птенцов, а потом выкармливает их мелкими мушками, букашками. Мы рассмотрели картину, я рассказала вам о птицах, изображенных на ней, а теперь хочу объяснить, почему их называют перелетными. Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными. | Рассматривают картину. Отвечают на вопросы. Ведут диалог. | Развита связная речь. Расширился и активизировался активный и пассивный словарь. | ||||
13. | Физкультминутка «Ласточки летели». Предлагает детям пройти на ковер и поиграть в игру. Ласточки летели, Все люди глядели. Ласточки садились, Все люди дивились. Сели, посидели, Взвились, полетели. Полетели, полетели, Песенки запели. | Выполняют действия в соответствии с текстом. Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями. Приседают, сложив руки за спиной. Делают ритмичные наклоны головой. Опять бегут по кругу, взмахивая руками. | Развита крупная моторика. Умеют бегать по кругу в общем для всех темпе, приседать без опоры. | ||||
14. | Игра «Кто лишний?» Предлагает детям сесть прямо на ковер. Будьте внимательными. Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему? Верно. Грач, ласточка, снегирь, скворец. Кто лишний? Правильно. Цыпленок, петух, грач, снегирь. Кто лишний? Правильно. Молодцы! | Внимательно слушают. Дают правильный ответ. | Развита связная речь, мышление. | ||||
15. | Работа с раскраской. Раздает детям раскраски «Скворца», ставит на стол контейнер с карандашами, помещает на магнитную доску цветную картинку с изображением скворца из книжки-раскраски «Перелетные птицы». Отгадайте загадку. На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его скворец. Возьмите простой карандаш, обведите по точкам скворца, а потом можете раскрасить картинку. Картинка из книжки-раскраски поможет вам правильно выполнить задание. Следит за тем, как дети выполняют задание, оказывает им необходимую помощь, оценивает их работу. | Отгадывают загадку. Обводят по точкам, раскрашивают скворца. | Развита тонкая моторика. Умеют отгадывать загадки, аккуратно обводить и раскрашивать. | ||||
Рефлексия. - С какими перелётными птицами мы с вами познакомились? Назовите их и покажите. - В какую игру играли, как называется игра? - Чем вам понравилось заниматься? | |||||||
16. | Приглашает детей старшего возраста в физкультурный зал. Проверяет осанку и равнение. Даёт команды и сигналы. | Настраиваются на совместную работу. Идут в физкультурный зал. | Создан интерес к двигательной деятельности. | ||||
17. | Следит за правильностью выполнения упражнений, ведёт счёт (Приложение 2). | Выполняют общеразвивающие упражнения. | Умеют выполнять общеразвивающие упражнения. | ||||
18. | Объясняет правила выполнения основных видов движений, напоминает правила безопасности при выполнении упражнений. | Выполняют основные виды движений. | Умеют метать в горизонтальную цель; ходить перешагивая через мячи. | ||||
19. | Предлагает поиграть в подвижную игру «Перелёт птиц». | Играют. | Умеют прыгать на двух ногах на месте. | ||||
20. | Предлагает поиграть в игру малой подвижности «У кого птичка». | Ищут спрятанную игрушку. | Умеют определять предмет. | ||||
21. | Даёт команду. | Ходят в колонне по одному. | Умеют ходить в колонне по одному. | ||||
Рефлексия. - Ребята вам понравилось выполнять упражнения? - Какие основные виды движений вы выполняли? - Как называется игры, в которые вы играли? Вам понравилось играть? | |||||||
22. | Приглашает детей старшего возраста в уголок «Книголандия». Предлагает рассмотреть портрет: - Угадайте кто это? - Чьи книги – сказки? («Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Огнива», «Снежная королева» и др.). Правильно это сказочник Г.Х.Андерсен. Загадывает загадку: Предлагает послушать ещё одну сказку Андерсена – «Гадкий утёнок». | Рассматривают портрет, книги, отвечают на вопросы. Отгадывают загадку. | Создан интерес к предстоящей деятельности. Узнают и называют сказочника по портрету, знают его сказки. | ||||
23. | Читает сказку Андерсена – «Гадкий утёнок». Беседа. Вопросы для беседы с детьми: - Вспомните, как появился на свет гадкий утенок. - Как вы думаете, почему утенка невзлюбили птицы на птичьем дворе? Вспомните, как говорили про него утки. - Почему утенку пришлось покинуть птичий двор? А теперь давайте вспомним, как утенка приняли на болоте. - Каким словом можно назвать отношение к нему диких уток? - А как о нем сказали гусаки? Чем он привлек их внимание? - Как встретили утенка в ветхой избушке? Почему он ушел оттуда? - Вспомните первую встречу гадкого утенка с лебедями? Что почувствовал утенок? - Как вы думаете, каким был гадкий утенок, какими душевными качествами он обладал? - Каким стал утенок, когда он вырос? В кого он превратился? - Как теперь относились все к молодому - лебедю? | Слушают, беседуют. | Умеют слушать, оценивать и осмысливать характеры персонажей сказки. Сформировано внимание к поэтическим образам. | ||||
24. | Физкультминутка: Много маленьких утят | Выполняют действия в соответствии с текстом. | Развита крупная моторика. | ||||
25. | Повторное чтение сказки. | Слушают сказку. | Умеют внимательно слушать текст. | ||||
Рефлексия. - Как называется сказка, которую вы слушали? - Кто автор произведения? - Хотелось бы вам что-то изменить в этой сказке и почему? |
Приложение 1
«Физическое развитие» средний возраст
Занятие 11
Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге врассыпную, с остановкой по сигналу воспитателя; повторить лазание по гимнастической стенке с продвижением; упражнения в равновесии и прыжках.
Пособия. Флажки на каждого ребёнка, гимнастическая стенка, доска, шнуры.
1часть. Ходьба в колонне по одному; ходьба и бег врассыпную, по сигналу воспитателя остановиться.
2 часть. Обще развивающие упражнения с флажками.
1. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки вниз. Поднять флажки в стороны, вверх, в стороны; вернуться в исходное положение (5-6 раз). 2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, флажки вниз. Руки в стороны; наклон вперед, помахать флажками из стороны в сторону; выпрямиться, вернуться в исходное положение (5 раз).
З. И. п. - стойка на коленях, флажки у груди. Поворот вправо (влево), отвести флажок в сторону; вернуться в исходное положение (6 раз). 4. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки вниз. Флажки в стороны, правую (левую) ногу в сторону на носок; вернуться в исходное положение (5-6 раз).
5. И. п. - ноги слегка расставлены, флажки на полу. Прыжки на двух ногах перед флажками (2 раза).
Основные виды движений.
1. Лазанье по гимнастической стенке и передвижение по третьей рейке. Затем спуск вниз (2 раза).
2. Ходьба по доске, лежащей на полу, на носках, руки на пояс (2 раза).
3. Прыжки на двух ногах через шнуры (2 раза).
Дети выполняют упражнения (после показа и объяснения) последовательно одно за другим, воспитатель осуществляет страховку у гимнастической стенки.
Подвижная игра «Охотники и утки».
3 часть. Игра малой подвижности «Найдём птичку».
Воспитатель заранее прячет в каком-либо месте игрушечную птичку и предлагает поискать её. Тот, кто заметит, где находится игрушка, подходит к воспитателю и тихо ему об этом говорит. Когда большинство детей справятся с заданием, воспитатель разрешает подойти к игрушке и принести её.
Приложение 2
«Физическое развитие» старший возраст
Занятие 11
Программное содержание. Упражнять детей в ходьбе с перестроением в пары и обратно; закреплять умение в метании в горизонтальную цель; упражнять в ходьбе с перешагиванием через набивные мячи.
Пособия. По два мешочка на каждого ребенка, 4—5 шт. дуг, 5—6 мячей.
1 часть. Построение в шеренгу, перестроение в колонну по одному, затем перестроение в пары в ходьбе; ходьба парами, перестроение в колонну по одному в движении; ходьба и бег врассыпную с остановкой на сигнал воспитателя.
2 часть. Общеразвивающие упражнения
1. И. п.: основная стойка, руки внизу. 1—2 - отставить правую ногу назад на носок с одновременным подниманием рук через стороны вверх; 3—4 приставить ногу, опустить руки, вернуться в исходное положение то же другой ногой (5—б раз).
2. И. п.: основная стойка, руки на поясе. 1—2 присесть, спину и голову держать прямо; — вернуться в исходное положение (б—7 раз).
3. И. п.: ноги врозь, руки внизу. 1 -— наклон влево, левая рука скользит вниз по ноге; правая, сгибаясь, скользит по телу вверх; 2 - вернуться в исходное положение то же в другую сторону (6—8 раз).
4. И. п.: Сидя глубоко на пятках с наклоном вперед, руки впереди, ладони на полу. 1-3 —- «скользя» грудью над полом, вначале сгибая, а затем выпрямляя руки, перейти в положение упора лежа на бедрах; 4 - сгибая ноги, быстро вернуться в исходное положение (4—5 раз).
5. И. п.: лежа на спине, руки за головой прямые. 1 —2 — поднять прямые ноги вперед-вверх, коснуться руками голеней; З - 4 — вернуться в исходное положение (б—7 раз).
6. И. п.: основная стойка, руки на поясе. 1 — мах правой ногой вперед; 2 — мах назад; 3 — мах вперед; 4 — вернуться в исходное
положение то же другой ногой (по 4 раза каждой ногой).
7. И. п.: основная стойка, руки внизу. На счет 1 —8 прыжки на двух ногах вправо и влево в чередовании с ходьбой на месте (3—4 раза).
Основные виды движений
1. Метание мешочков в горизонтальную цель с расстояния 3 м правой и левой рукой способом от плеча (6 раз).
2. Подлезание под дугу (подряд 4—5 шт.), не касаясь руками пола (2—З раза).
3. Ходьба с перешагиванием через мячи, руки за головой (2—З раза).
Подвижная игра «Перелет птиц».
На одном конце зала находятся дети — они птицы. На другом конце зала — пособия, на которые можно «залететь» (гимнастические скамейки, кубы и т.д.) - это деревья. По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» --- дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу; на следующий сигнал: «Буря!» — бегут к возвышениям и прячутся там. Когда воспитатель произнесет: «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу («птицы продолжают свой полет»). Во время игры воспитатель в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске.
III часть. Игра малой подвижности «У кого птичка?».
Играющие образуют круг. Выбираётся водящий. Он становится в центр руга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной. Воспитатель дает кому-либо игрушку птичку, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого игрушка. Он говорит: «Руки!»— и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что птичка у него нет. Если водящий угадал, он берет птичку и становится в круг, а тот, у кого найдена птичка, начинает водить. Игра повторяется 2—З раза.
Приложение 3
Ханс Кристиан Андерсен
2.04.1805 - 4.08.1875
Картина А. К. Саврасов «Грачи прилетели»
Картина «Птицы прилетели»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Перелётные птицы»
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Перелётные птицы»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Экзамен для водителя» (старшая группа) по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича
Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности, уметь работать в команде. Задачи: § Знать виды транспорта и его части, отличительные особенности, названия профессий, свя...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по опытно – экспериментальной работе в разновозрастной группе от 5 до 7 лет компенсирующей направленности для детей с ОНР «Волшебница вода»
Цель: Развивать познавательную активность у детей в процессе экспериментирования с водой.Задачи:Обучающие:расширять знания детей о воде, и её роли в жизни человека и природыпознакомить детей со ...
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности на тему: «Потерялся щенок» (для детей группы раннего возраста) с использованием технологии проблемного обучения
продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами....
Конспект непрерывно образовательной деятельности по теме: «Репка на грядке» (вторая группа раннего возраста)
Тема НОД: «Репка на грядке»Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие.Цель: создавать условия для формирования интереса к художествен...
Конспект непрерывно образовательной деятельности по теме: «Моя любимая сказка» (вторая группа раннего возраста)
Тема НОД: «Моя любимая сказка»Направление образования и развития (образовательная область): речевое развитие.Цель: создавать условия для формирования связной речи и закрепить умения ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию нетрадиционным способом в разновозрастной группе на тему: «Лето красное пришло».
Конспект непрерывной образовательной деятельности по рисованию нетрадиционным способом в разновозрастной группе на тему: «Лето красное пришло»....