Конспект НОД по развитию речи -"Настоящий друг"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи в старше - подготовительной группе.
Тема занятия: Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг».
Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.
Задачи:
1. Способствовать формированию умения детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюжетной картине «Настоящий друг», опираясь на образец и вопросы воспитателя.
2. Способствовать развитию воображения, словесно-логическое мышление; формировать умение отвечать на вопросы полными ответами; развивать выразительность речи.
3. Воспитывать у детей умение внимательно слушать своих товарищей, не перебивать; воспитывать желание и стремление помогать в трудной ситуации другим людям.
Словарная работа: закрепить в словаре детей правильное употребление слов «багажник», «рама»; продолжать формировать умение подбирать синонимы к заданному слову, делать сравнения; ввести в активный словарь слова: отзывчивый, надёжный, щедрый.
Методы и приемы: Словесные: вопросы, уточнения, беседа, чтение стихов.
Игровые методы: физминутка - «Встаньте дети», Д.И. «Найди друга».
Оборудование: сюжетная картина «Настоящий друг» (из кн. Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»); конверт с письмом; картинка велосипед, половинки разноцветных кругов по количеству детей.
Предварительная работа: чтение М. Пляцковского «Урок дружбы», В. Голявкина «Друзья», рассматривание сюжетных картин, сочинение рассказов о друзьях. Беседы на тему: «Можно ли на улице разговаривать с незнакомым человеком?» Чтение пословиц о дружбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi-nastoyashiy_drug.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старше - подготовительной группе.
Тема занятия: Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг».
Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.
Задачи:
1. Способствовать формированию умения детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюжетной картине «Настоящий друг», опираясь на образец и вопросы воспитателя.
2. Способствовать развитию воображения, словесно-логическое мышление; формировать умение отвечать на вопросы полными ответами; развивать выразительность речи.
3. Воспитывать у детей умение внимательно слушать своих товарищей, не перебивать; воспитывать желание и стремление помогать в трудной ситуации другим людям.
Словарная работа: закрепить в словаре детей правильное употребление слов «багажник», «рама»; продолжать формировать умение подбирать синонимы к заданному слову, делать сравнения; ввести в активный словарь слова: отзывчивый, надёжный, щедрый.
Методы и приемы: Словесные: вопросы, уточнения, беседа, чтение стихов.
Игровые методы: физминутка - «Встаньте дети», Д.И. «Найди друга».
Оборудование: сюжетная картина «Настоящий друг» (из кн. Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»); конверт с письмом; картинка велосипед, половинки разноцветных кругов по количеству детей.
Предварительная работа: чтение М. Пляцковского «Урок дружбы», В. Голявкина «Друзья», рассматривание сюжетных картин, сочинение рассказов о друзьях. Беседы на тему: «Можно ли на улице разговаривать с незнакомым человеком?» Чтение пословиц о дружбе.
Ход занятия:
Воспитатель: здравствуйте дети, сегодня мы с вами на занятии будем говорить о дружбе и я приглашаю вас в страну, которая называется "Дружба".
- Ребята, я хочу предложить вам поиграть в игру «Найди друга», для этого вам нужно найти половинки разноцветных кружков на полу, каждый из вас с помощью своей половинки найдет другую половинку, т.е. своего друга.
Игра «Найди друга».
Дети ищут своего друга с помощью половинки круга.
Воспитатель - молодцы ребята, вы быстро справились с заданием, все нашли своих друзей, а теперь рассаживайтесь на стульчики.
-ребята, ответьте на мой вопрос: "Вы умеете дружить? У вас есть друзья в группе? Кто хочет рассказать о своем друге или подруге.
(Рассказы детей.)
Воспитатель - Какие вы умнички, я вижу, что вы действительно умеете дружить и с добротой и уважением рассказываете о своих друзьях.
- Ребята, кто хочет прочитать стихи о друге?
(Воспитатель читаетстихи о дружбе.)
- Друг нам в жизни очень нужен,
С другом жить нам веселей,
Рядом с ним в любую стужу
Нам становится теплей.
- Дружбой искренней и честной
Нужно всем нам дорожить,
Потому что, как известно,
Без друзей нам не прожить.
- Если плачет кто - то рядом,
Если слезы льются градом,
Подойдите вы к нему,
И спросите «почему?»
Это, дети, сделать надо,
Плохо плакать одному!
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила письмо, но посмотрите, оно все промокло, наверно, почтальон, который принес письмо попал под дождь. Интересно, кто его написал. А вам любопытно узнать от кого оно?
Сейчас я его прочитаю.
Чтение письма: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юля, у нас во дворе есть один замечательный мальчик. Я хочу вам о нем рассказать. Его зовут Саша. Саша – настоящий друг, очень добрый, отзывчивый человек. Он всегда приходит ребятам и взрослым на помощь в трудную минуту, когда им плохо и тяжело. И мне Саша помог, когда мне было плохо. Вот что однажды произошло…»
- Ой! А дальше, ребята, письмо не прочитать, все предложения размыты водой. Не понятно, что написано. Но можно посмотреть на картинку, которую прислала Юля вместе с письмом, с картинкой ничего не случилось. Я предлагаю вам самим подумать о том, что случилось с Юлей и составить об этом рассказ.
- Подходите к картине для того чтобы внимательней ее рассмотреть.
Воспитатель задает вопросы по картине:
1. Посмотрите на картину, как вы думаете, когда это было?
Дети. - Это было летом, потому, что дети одеты по летнему.
2. Где находятся ребята?
Дети. - Ребята находятся во дворе.
3. Почему мальчик остановился и сошел с велосипеда?
Дети. - Он увидел, что девочка плачет, из ноги у нее течет кровь.
4.Что случилось с девочкой? Как Юля могла поранить ногу?
Дети. - Она наверное бежала и споткнулась, упала на асфальт.
5. У нее серьезная рана? Почему вы так думаете?
Дети. - Юля заплакала от боли, у нее из ранки потекла кровь.
6. Что надо сделать с раной, если травма получена на улице?
Дети. - Главное, чтобы в рану не попала грязь. Для этого подойдет чистый носовой платок, им можно вытереть кровь. А дома или в больнице рану надо обработать йодом, зеленкой.
7. Что может случится, если вовремя не обработать рану?
Дети. - Через рану в кровь могут попасть вредные микробы. Это опасно и для раны, и для всего человека.
8. Легко ли девочке с ранкой на ноге идти пешком? Что предложил Саша Юле?
Дети. - Саша предложил Юле свою помощь: отвести ее домой).
9. На какую часть велосипеда мальчик может посадить девочку?
Дети. - на багажник, на раму.
10. Как поступил Саша?
Дети. - Хорошо, правильно.
11. Как можно назвать такого мальчика?
Дети. - Настоящий друг.
Воспитатель: - Правильно ребята, Саша - настоящий друг, он не проехал мимо плачущей девочки, а предложил ей свою помощь, отвезти Юлю домой.
- Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом?
Дети. - Того, кто приходит другому человеку на помощь
- не оставляет его в трудную минуту, не остается в стороне.
Воспитатель: - Правильно, настоящий друг познается в беде и всегда готов прийти на помощь.
- Ребята, а настоящий друг, каким должен быть?
Дети. - Добрым, верным, терпеливым, честным, надежным, отзывчивым.
Воспитатель: - Ребята, давайте с вами немного отдохнем, встаем в круг.
Физминутка
Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг. (руки вытянуть в перед)
Влево вправо повернитесь,
И друг другу улыбнитесь. (повороты влево, вправо)
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди прижали. (руки поднять вверх)
С этим лучиком в груди (руки прижать к груди)
Ты на мир ясней гляди.
- А теперь рассаживайтесь на свои места, но не забывайте быть вежливыми в отношении друг друга, мальчики пропускают девочек.
Воспитатель: - Послушайте рассказ, который я составила по этой картине, а потом вы расскажите об этих ребятах, что с ними произошло.
Образец рассказа:
Стоял теплый летний солнечный день. Юля со своими подругами вышла во двор погулять. Летом во дворе собиралось много детей. Малыши играли в песочнице, а ребята постарше катались на велосипедах. Юля с девочками решили поиграть в игру «Кошки-мышки». «Кошкой» была Лена, а «мышкой» — Юля. Юля, убегая от «кошки» — Лены, споткнулась о камень и упала. Девочка горько заплакала, ей было очень больно, на ее ноге показалась кровь. В это время к девочкам подъехал на велосипеде Саша, он увидел то, что случилось, и не мог остаться в стороне. Саша предложил девочке свою помощь, достал из кармана носовой платок, вытер на ноге у девочки кровь и помог Юле забраться на багажник велосипеда. Мальчик отвез девочку домой. Так поступают настоящие друзья!
Воспитатель: - Ребята, когда вы начнете составлять свои рассказы, то не забывайте дать название рассказу;
- Расскажите о том, когда это произошло? Где? Как девочка могла поранить ногу?
Дети, нарисованные на картине, знакомы или видят впервые друг друга?
- Где живут мальчик и девочка: в одном дворе, на соседних улицах или в разных концах города?
- От чего девочка заплакала: от боли, от страха или от обиды?
- Что сказал мальчик, увидев плачущую девочку?
- Что ответила ему девочка?
- Куда мальчик предложил довести девочку? почему?
- Стоит ли ей соглашаться? Почему?
- Будет ли девочка дружить с мальчиком после такого поступка? Почему?
(Дети составляют свои рассказы по опорным словам (девочка – споткнуться - упасть; девочка - поранить - нога; ранка - течь - кровь; мальчик - подъехать - велосипед; мальчик – предложить – подвезти - девочка; девочка – сесть - багажник; девочка - благодарить - мальчик; мама - мазать – ранка - зеленка.)
(Рассказы детей.)
Итог занятия.
Воспитатель: - Ребята, вы сегодня составили хорошие рассказы и все они о настоящих друзьях. Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и друзьях много пословиц и поговорок. Давайте вместе их вспомним и назовем.
- Настоящий друг познается в беде.
- Один за всех и все за одного.
- Нет друга - так ищи, а нашел - береги.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Друзья - не разлей вода.
- В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, я вижу, что вы действительно умеете дружить, как замечательно, что есть такая страна «Дружба». Вот и закончилось наше путешествие по стране под названием «Дружба».
Мы с вами много говорили о дружбе, а я вам хочу показать небольшое кино про вас - дружных детей.
Воспитатель: - Про кого мы сегодня рассказывали?
Дети: - Мы рассказывали про двух ребят.
Воспитатель: - Как поступают настоящие друзья?
Дети: - Настоящий друг всегда придет на помощь.
- Друга не оставит в беде.
Воспитатель: - Молодцы, всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Школа настоящих космонавтов"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Описание внешнего вида друг друга»
Конспект занятия по развитию речи в средней группеТема: «Описание внешнего вида друг друга»...
Конспект занятия по развитию речи "Мой друг детства"
конспект занятия по рассказу В. Драгунского "Мой друг детства"...
Конспект занятия по развитию речи «Светофор — друг ребят» с детьми 2–3 лет
Конспект занятия по развитию речи «Светофор — друг ребят» с детьми 2–3 лет...
Конспект НОД по развитию речи "Наш друг - Мишутка"
В данной НОД показана методика составления описательного рассказа по игрушке во 2 младшей группе детского сада....
конспект НОД по развитию речи с элементами риторики "Настоящий друг"
конспект составлен для детей старшего дошкольного возраста, основан на закрепление знаний по лексической теме "Дикие животные"...