конспект НОД по развитию речи с элементами риторики "Настоящий друг"
план-конспект занятия по развитию речи
конспект составлен для детей старшего дошкольного возраста, основан на закрепление знаний по лексической теме "Дикие животные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_s_ritorikoy.docx | 345.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по риторике и развитию речи.
Тема: «Настоящий друг»
Для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи:
- Формировать представление о диких животных и правилах уважительного общения;
- Совершенствовать умение работать с QR-кодом;
- Упражнять в подборе слов-синонимов, активизация и обогащение словаря;
- Развивать у детей способность анализировать и оценивать свои поступки и поступки других, с осознанием необходимости выполнять правила этикета;
- Приучать к самостоятельности суждений;
- Воспитывать чуткое отношение к товарищу, желание прийти на помощь.
Оборудование: запись мп3 «Друзья» гр. Барбарики, сюжетная картинка, иллюстрация к истории «Две подруги», мяч, листы для рисования по количеству детей.
Предварительная работа:
- Разучивание физминутки, упражнения «Поезд приближается-удаляется» и «Будем дружно мы играть»
Ход:
- Организационный момент. Ритуал приветствия.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Основная часть.
Сюрпризный момент.
Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин.
Печкин. Здравствуйте! Это группа «Теремок»? (Да)
Печкин. Фух, значит, я верно пришел! Вам передали письмо. Вот, держите!
Передает записку с QR-кодом.
Печкин. Ребята, посмотрите, кто прислал вам записку? (Ёжик и белочка)
Печкин. Но только я текста не вижу. Как же вы будете читать такое странное письмо? (Записка спряталась в волшебный квадрат, который держат белочка и ёжик. Если навести на него камеру телефона – записка сразу же откроется)
Печкин. Ух ты, как интересно то. Я такого еще не видел. Вы можете мне это показать?
Воспитатель. Конечно, дядя Печкин. Вот смотри.
Наводит камеру телефона и читает записку.
Печкин. Вот так чудо! Пойду расскажу об этом своим друзьям в Простоквашино. До свидания, ребята! Уходит.
Упражнение на отработку фонационного дыхания
«Поезд приближается – удаляется» (усиление и ослабление звука на одном выдохе)
Воспитатель. Ребята, поможем белочке с ёжиком? Тогда нам надо спешить в лес. На чем же мы туда можем отправиться? (ответы детей)
- А я предлагаю поехать туда на поезде. Я машинист, а вы мои вагончики. Когда мы будем ехать в гору – мы будем гудеть громко, а когда с горы – тихо (Воспитатель «ведет» поезд змейкой – то в полный рост, то в полуприсяди до импровизированного леса)
На интерактивной доске картинка леса.
На пенечке сидит грустный ёжик с куклой в руках.
Речевая ситуация.
Беседа «Те же слова, да не так бы молвить»
Воспитатель. Ребята вот мы и добрались до леса. Смотрите на полянке сидит грустный ёжик. Давайте с ним поздороваемся и скажем: «Ёжик, здравствуй! Мы пришли!»
Дети. Ёжик, здравствуй! Мы пришли!
Ёжик. Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли! У нас в лесу много зверей, некоторых я боюсь, а с некоторыми я дружу. Особенно мне нравится белочка, но она на меня обиделась и теперь не хочет со мной дружить. А я даже не знаю, на что она обиделась. Может я что-то сказал или сделал не так. Помогите мне, пожалуйста, разобраться во всем.
Воспитатель. Ёжик, мы обязательно тебе поможем, только ты расскажи, что же между вами произошло.
Ёжик. Да вроде бы ничего особенного. Вчера как обычно мы все играли в лесном детском саду, и белочка дала мне поиграть свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла ко мне и попросила вернуть куклу. Она сказала: «Я иду домой, дай мне, пожалуйста, мою куклу».
А я ей отдал и сказал (грубо): «На, возьми, пожалуйста, свою куклу!» А ей после этого почему-то стало грустно, и она больше не хочет со мной дружить. А кукла так и осталась у меня в руках. (показывает её)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему Белочке стало грустно? (потому что ёжик очень грубо ответил)
- Какую ошибку допустил Ёжик? Как ее исправить? (нужно сказать эти же слова, только ласково, по-доброму)
- Предлагаю вам по очереди произнести эту фразу «На, возьми, пожалуйста, свою куклу», но по-доброму, тепло и ласково, так чтобы наш Ёжик это запомнил и в следующий раз больше никого из своих друзей не обижал.
Ёжик. (становится веселым) Вот спасибо вам, ребята, побегу к белочке, попрошу у нее прощения и верну ее любимую куклу, скажу так же ласково, как вы меня научили «На, возьми, пожалуйста, свою куклу!»
Ёжик уходит.
Игра с элементами пантомимы.
Воспитатель. Ребята, каким сначала был ёжик? (Грустный) А каким стал, когда уходил? (веселый) Скажите, пожалуйста, а люди могут грустить? Давайте покажем это (дети показывают грусть. присели, руки к лицу)
- А слышали вы такое выражение «надутый»? Это как? Человек, что действительно надулся? Это обиженный человек. Давайте покажем (руки скрестили на груди, отвернулись).
- А теперь давайте покажем, как мы умеем радоваться и веселиться. Давайте улыбнемся, друг другу и поклонимся.
Физкультминутка «Друзья»
Воспитатель. А теперь потанцуем! Для этого выйдем вон на ту лесную полянку. (ковер) Когда заиграет музыка (Барбарики – Друзья), начинаем танцевать! Но когда я скажу «грустный», вы показываете грусть, если скажу «надутый», показываете обиду. А если скажу «весёлый», показываете радость и продолжаете танцевать.
Упражнение «Отгадай-ка»
Воспитатель.
- Ребята, пока мы с вами танцевали, всех зверей в лесу распугали.
Чтобы их вернуть назад, нужно загадки отгадать.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет – (Лиса). На экране появляется лиса
- Как вы узнали, догадались, что это лиса?
- А еще что можно сказать о лисе, какая она?
(Дети подбирают слова – признаки рыжая ,пушистая, ловкая, хитрая, осторожная).
- Как про нее говорят: «Лиса- всему лесу…краса)
Воспитатель. Давайте на лесную полянку вернем следующего зверя.
Серый, зубастый, по полю рыщет.
Телят и ягнят ищет – (Волк). На экране появляется волк
- Как догадались?
- Что еще можно сказать о волке? Какой он?
(Дети - сильный, быстрый, зубастый, страшный, голодный)
- Как про волка говорят: Серый волк - … зубами щелк»
Воспитатель. Сейчас посмотрим. Кто же еще от нас спрятался на лесной тропинке.
Большой, косолапый,
В теплой шубе мохнатой.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает – (Медведь). На экране появляется медведь
- Как вы догадались, что это медведь? Какой он?
(Дети – неуклюжий, мохнатый, сильный, большой, бурый)
Воспитатель. А мы отравляемся дальше, где нас ждет еще одно животное.
Зимой белый, летом серый.
Ни кого не обижает,
А всех сам боится – (Заяц). На экране появляется заяц
Какой он? Что говорится о нем в загадке? (Дети- трусливый, пушистый, косой, маленький, ловкий).
- Про зайца всегда говорят: «Зайчишка - … трусишка)
Воспитатель. Молодцы, ребята отгадали всех животных. А теперь давайте снова пойдем на нашу полянку и немного поиграем. Я предлагаю вам превратиться в животных. Я буду показывать вам фотографию животного, а вы должны будете показать его так, чтобы наши гости угадали, кого я вам показала. Попробуем?
Этюды «Животные»
Воспитатель показывает картинку дикого животного, а дети его изображают.
- Рефлексия.
Заключительная беседа.
Воспитатель: Молодцы, всех животных показали. А как мы называем всех этих животных? Какие они? (Дикие)
- Почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу, сами себе добывают еду и строят дом, опасаются людей)
- А как вы думаете, только ли животные бывают дикими или про людей тоже так можно сказать?
- Тех людей, которые не умеют дружить и боятся общаться с другими людьми тоже называют дикими. Как вы думаете, среди нас есть такие дикари?
- Я тоже думаю, что в нашу группу такие дети не ходят, ведь у нас самая дружная группа, которая так и называется «Теремок». Кстати, думаю нас уже заждались наши любимые игры и игрушки, пора нам из леса возвращаться в свой любимый детский сад. И чтобы это быстро сделать, предлагаю полететь на самолете. Когда самолет летит высоко – он свистит тихо (с-с-с), а когда низко – громко (с-с-с).
«Облетают» вокруг группы и возвращаются на коврик.
Воспитатель. Ребята, вот мы и вернулись в нашу любимую группу. Чтобы не обижать друг друга, как мы должны себя вести и разговаривать?
Ритуал прощания. Игра «Будем дружно мы играть»
Воспитатель. Давайте подтвердим это своими ладошками.
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – будем дружно мы играть!”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...
Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"
В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Друг познается в беде"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Друг познается в беде"...
Конспект занятия по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ:«Рассказ по картине: выразительные средства речи»
Данный конспект отражает работу воспитателя с детьми пятого года жизни по развитию речи. На занятии используется технология ТРИЗ....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Друг познается в беде"
Цель. Обогащать лексику антонимами, активизировать мыслительную и речевую активность детей; учить связывать значение пословиц о дружбе с жизненной ситуацией; закладывать нравственные основы личности в...
Конспект нод по развитию речи с элементами развития мелкой моторики рук " Зимующие птицы"
Задачи: Обучающие: закреплять умение узнавать зимующих птиц повнешнему виду;-обогащать словарь по теме;— развивать речевую активность;Развивающие— развивать общую и мелкую моторику ру...
Конспект ООД по развитию речи (с элементами кинезиологии) Тема: звуковая культура речи: звук Ф.
Цель: учить отчетливо и правильно произносить изолированный звук Ф и звукоподражательные слова с этим звуком....