Психолого - педагогические проблемы словарной работы с детьми 4 - 5 лет.
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические проблемы словарной работы у детей 4-5 лет.
Развитие ребенка представляет собой не только рост его организма, но и становление его интеллекта, переход от простых видов деятельности к более сложным. Развитие психики ребенка представляет собой совершенствование познавательных процессов, речи, и эмоционально – волевой сферы.
Наиболее важной составляющей развития интеллекта является речь. Развитие речи у ребенка дошкольного возраста зависит большей части от окружающей его речевой среды. Так, В.А.Сухомлинский приводил в своих работах при меры, когда дети с предпосылками абсолютно нормального развития теряли необходимые навыки речи вследствии неблагоприятной окружающей речевой среды. В течение возраста 4-5 лет происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.
Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. Это говорит о высокой усваимости ребенком речевых норм и новых, ранее незнакомых слов. В этом возрасте словарный запас ребенка может включать примерно в 500 - 1500 слов. К 4-5 годам дети овладевают правилами грамматики родного языка без особых затруднений и без специального обучения. Он уже владеет словоизменением, образованием времен, правилами составления предложений. Речь четырехлетнего ребенка уже включает сложные предложения.
Появляются первые развернутые формы диалогической речи. Беседуя друг с другом, дети адресуют друг другу свои высказывания. Между тремя и пятью годами возрастает частота правильных ответов на специальные вопросы. Слова "этот", "тот", "там" дети начинают употреблять еще на втором году жизни. Однако полное понимание этих слов приходит к ним лишь через несколько лет. Дети-дошкольники с трудом понимают разницу между словами "этот" и "тот", если отсутствует постоянная точка отсчета.
Важнейшим методом обучения в детском саду является наблюдение. В процессе наблюдения за чем либо у ребенка активизируются разнообразные анализаторы, появляется необходимость выразить словом возникшее ощущение, часто новое для ребенка. Восприятие предмета или действия в процессе наблюдения сопровождается активной мыслительной деятельностью ребенка: создается впечатление об объекте, суждение об его функции и значимости, вычленяются отдельные признаки предмета. Процесс наблюдения обогащается речью педагога, объяснением интересующей детей информации, обогащением слуха детей новыми интересными словами.
Очень хорошим местом для различного вида наблюдений является экскурсия. Во-первых, дети зачастую оказываются в интересном для них месте, где педагог может концентрировать их внимание. А во-вторых, обогащение словаря в таких условиях происходит гораздо легче, ведь такая наглядность очень помогает ребенку освоить и запомнить различные группы слов. Перед проведением экскурсии педагог тщательно продумывает тематику ее проведения, и так же продумывает ,с какими именно словами этой тематики он познакомит детей. Например, если это экскурсия предусматривает наблюдение за автотранспортом – педагог знакомит детей с такими понятиями, как автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль, мотоцикл и т.д.; если за видами растений – дерево, кустарник, цветы, трава и т.д.
В возрасте 4-5 лет особое значение следует уделять не только обогащению словаря детей, но и усовершенствованию детской лексики, увеличению запаса слов с одинаковым(синонимы) и противоположным (антонимы) смыслом, формированию умения употреблять наиболее уместные и подходящие в данной ситуации слова. Работа над антонимами и синонимами очень полезна для ребенка еще и тем, что учит его сравнивать предметы по размеру, цвету, форме и т.д, тем самым оттачивая их знания в различных областях.
При развитии речи детей, в том числе и при словарной работе, большие требования предъявляются к речи педагога. Дети каждой возрастной группы общаются с педагогом в процессе всех видов деятельности - от бытовой до трудовой. Он организует их игры и досуг, говорит с ними на занятиях и экскурсиях. Поэтому очень важно , что бы педагог обладал образцовой речью. Грамматически правильная, богатая речь воспитателя поможет детям в овладении новыми словами и грамматическими и лексическими единицами.
Так же при работе по развитию речи детей, в частности и при словарной работе необходимо обращать особое внимание на развитость речевого аппарата у каждого ребенка индивидуально. Первая закономерность восприятия родной речи ребенка зависит от натренированности мускулатуры органов речи ребенка[федоренко].
Важно отметить и еще одну закономерность – темпы обогащения речи ребенка зависят от степени совершенства речевых навыков. Тем самым можно сказать, что освоение ребенка новыми лексическими единицами напрямую зависит от развитости речи ребенка, особенно грамматической и фонематической. Дети с развитой речью с интересом слушают сказки , стихи и любые другие литературные произведения , читаемые воспитателем, с легкостью запоминают их наизусть.
Таким образом, можно отметить, что педагогу при словарной работе с детьми 4-5 лет необходимо как можно лучше развить у них артикуляционный аппарат, обогатить их речь и показывать своей речью достойный пример.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Современные актуальные психолого-педагогические проблемы формирования гендерной принадлежности детей дошкольного возраста"
Результаты изучения гендерных принадлежностей детей дошкольного возраста. Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ по формированию гендерной принадлежности дошкольников....
Педагогический совет на тему: "Организация словарной работы с детьми на НОД и в самостоятельной деятельности".
Педсовет проводится по годовому плану МДОУ д/с № 2 "Пчёлка". педсовет проводится в форме круглого стола, в котором принимают участие педагоги МДОУ и узкие специалисты....
Формирование педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ как психолого-педагогическая проблема
В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Гл...
Выступление на педагогическом совете Тема: ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Выступление на педагогическом совете Тема: ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВОсновной вид деятельности д...
Медико -психолого-педагогический подход в работе с детьми с туберкулёзной интоксикацией
Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении для детей с туберкулёзной интоксикацией....
«Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»
laquo;Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»...