Педагогический совет на тему: "Организация словарной работы с детьми на НОД и в самостоятельной деятельности".
методическая разработка по теме
Педсовет проводится по годовому плану МДОУ д/с № 2 "Пчёлка". педсовет проводится в форме круглого стола, в котором принимают участие педагоги МДОУ и узкие специалисты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovet_pedagogov_na_temu.docx | 44.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Совет педагогов № 3 Тема: «Организация словарной работы с детьми на НОД и в самостоятельной деятельности.
Форма проведения - круглый стол.
Дата проведения – 27. 02. 2014 г.
Цель педсовета.
- Уточнить знания педагогов о методах и приемах словарной работы с детьми на НОД и в самостоятельной деятельности детей.
- Развивать умение педагогов работать в коллективе, обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.
- Повышать методический уровень.
- Воспитывать культуру делового общения.
Ожидаемый результат: высокая активность и повышение интереса педагогов к проведению педсовета, к проблеме обогащения словаря детей; выявление творческих способностей педагогов, умения работать сообща.
Подготовка к педсовету.
1.Подбор методической литературы по теме.
2. Ознакомление педагогов с проблемой педсовета, подготовка педагогов к обсуждению темы: - методы и приёмы по обогащению словаря детей; - анализ программных задач по обогащению словаря по возрастным группам.
3. Консультации. Тема: «Влияние словарной работы на развитие речи дошкольников» (воспитатель – Смолянская Л. В.- 03. 02. 2014 г.)
Тема: «Методы и приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» (учитель – логопед – Андрюхина С. А. - 10. 02. 2014 г.)
4. Мастер – класс на тему: «Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи» (воспитатель – Федотова Т. Н. - 19. 02. 2014 г.)
5. Просмотр НОД в старшей группе. Образовательная область «Коммуникация» Цель: использование словарной работы на НОД. (воспитатель – Степанюк Н. Я. – 24. 02. 204 г.)
Повестка дня.
l. Выполнение решения предыдущего педагогического Совета педагогов. ( старший воспитатель – Скорик Н. А.)
ll. Вступительное слово по данной теме. ( старший воспитатель – Скорик Н. А.)
lll. Дискуссионная часть.
– Деловая игра «Ромашка» Цель: активизировать деятельность педагогов по словарной работе; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
- Блицтурнир: «Расположи задачи в порядке возрастания».
- «Словесная карусель».
- «Мозговой штурм» (разгадывание анаграмм ).
- «Составь слово»
lV. Практическая часть. - Аукцион педагогических находок: «Использование дидактических игр для обогащения словаря» (домашнее задание).
V. Рефлексия: оценка своего участия в педсовете.
VI. Подведение итогов педсовета.
VII. Проект решения Совета педагогов.
Ход педсовета.
Организационный момент. Упражнение для педагогов «Подарок». – Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой – то предмет и передаёт его своему соседу справа ( мороженое, ёжика, гирю, цветок и т. п.)
1.Открывая свой педсовет на тему: «Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на НОД и в самостоятельной деятельности», по сложившейся традиции начнём с анализа решений предыдущего педсовета на тему: « Подвижные игры как средство повышения двигательной активности дошкольников» . 1.Педагоги проводят работу по развитию двигательной активности детей, включают в воспитательно – образовательный процесс подвижные игры разного характера. 2.В группах младшего дошкольного возраста педагогами были обновлены атрибуты к подвижным играм. Пособия для игр во второй младшей группе отличаются особой красочностью и оригинальностью. 3.Проведены во всех группах консультации для родителей с целью оказания помощи в организации двигательной активности детей в домашних условиях. 4.Воспитателям групп были розданы памятки «Организация двигательного режима».
2. Вступительное слово по данной теме старшего воспитателя.
Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Мы делаем это потому, что речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех других представителей живого мира. Общаясь с близкими знакомыми, даже не задумываясь над тем, о чем и как мы говорим, человек реализует себя как личность. Конечно, говоря о человеке, как личности составляют мнение не только по словам. Но в начале всех дел и событий человеческой жизни всегда было и есть слово, маленькая часть речи. Речь самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство. Ребенок рассказывает о каких-то волнующих его событиях, захлебывается словами, нервничает, размахивает руками, а его собеседник остается либо равнодушным, либо также начинает возбуждаться, но смысла сказанного не улавливает. Дети слушают чтение сказок, переживают в тех местах, которые воспитатель эмоционально выделяет, - но пересказать услышанное не могут – эмоции затмевают идею сказки, интонационные акценты не там расставлены. Воспринятые в дошкольном возрасте организованные образцы неверного речевого поведения становятся настолько прочными установками и стереотипами, что преодолеть их в школе зачастую не удается. Распространена точка зрения, что развитие речи – процесс, целиком основанный на подражании, неосознанном, интуитивном усвоении языка дошкольниками. Говоря о стратегии работы педагогов по развитию речи нельзя не сказать о том, что обучение родному языку часто строится по принципу: «Посмотри – послушай – повтори, что сказал воспитатель!». При таком подходе ведущим в обучении выступает предъявление речевых образцов, а не развитие языковой интуиции, формирование языковых обобщений, элементарного осознания языка и речи. И в нашем дошкольном учреждение еще иногда наблюдается авторитарный стиль общения, который отличается монологичностью, стереотипностью в оценках и поведении педагога, ориентацией на возрастные, а не на индивидуальные особенности ребенка. Поэтому возникла необходимость в выборе данной темы Совета педагогов.
Сегодня на Совет педагогов вы будете работать в парах и коллективно. 3. Дискуссионная часть. Деловая игра «Ромашка» Цель: активизировать деятельность педагогов по словарной работе; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности. Перед педагогами выложен цветок – ромашка. Каждая группа по очереди берёт лепесток и со своим напарником отвечают на вопрос. Вопросы:
1. Что включает в себя словарная работа с детьми в детском саду? (Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, т.к. не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.)
2. Задачи словарной работы.
- обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
- уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
- активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
- устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:
- овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
- рост словаря за счёт понимания слов. Обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений. Их отношения. Этот процесс требует способности к расчаленному восприятию, владения такими мыслительными операциями. Как анализ, сравнение.
- Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.
3.Принципы словарной работы:
- работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
- формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
- все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.
4.Приёмы словарной работы:
- называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.
- Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
- Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
- Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.
- Вопрос дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие.
- Дидактические игры и упражнения «Кто больше увидит и назовёт» игры на классификацию предметов.
- Загадки, сравнение предметов.
Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности.
5.Назовите методы словарной работы
- Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий: осмотрах помещений д\с, экскурсиях, рассматривании предметов, наблюдение за каким-нибудь процессом. Восприятие сопровождается работой мышления ребёнка: создаётся суждение об объекте, вычленяются существенные признаки, объект сравнивается с другими объектами.
- Показ картины, малой знакомой детям по содержанию. Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя – объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям.
- Показ кинофильмов и диафильмов.
- Чтение художественных произведений.
- Рассматривание игрушек.
- Рассматривание картинок сюжетных и предметных.(приём - вопрос)
- Дидактические игры.
- Словарно-логические упражнения
6.Какова методика работы над новым словом?
Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Наглядным образом знакомится ребёнок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно. Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом. А также словесными указаниями: «Послушайте ещё раз это трудное слово» . 7. Место словарной работы на музыкальной НОД. 8. Нужна ли работа с родителями по этому вопросу? В чём конкретно она может выражаться?
Блицтурнир: «Расположи задачи в порядке возрастания».
Задание 1: «Расположи задачи в порядке возрастания».
Правила игры: педагоги должны по содержанию программных задач (на карточках) определить возрастную группу и доказать правильность своего решения.
- Целенаправленно обогащать словарь детей (называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях; обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий); обозначать словами свои и чужие действия, характеризовать состояние и настроение реальных людей и литературных персонажей (болеет, плачет, смеется); отмечать особенности действий и взаимоотношений окружающих взрослых и сверстников, литературных героев (помогает, жалеет, отнимает); поощрять любые попытки повторять за воспитателем отдельные слова - 1 мл. гр.
- Обогащать словарь детей. Развивать пассивный и активный словарь на основе знакомства и углубления представлений детей об окружающей действительности. Знакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, овощи, фрукты и т.п.). Расширять словарь, обозначающий действия (деятельность людей, действия и движения животных). Упражнять детей в использовании определений (характеристика предметов и явлений, внешний вид людей и животных) – 2 мл. гр.
- Расширять и активизировать словарный запас во всех видах детской деятельности. Продолжать работу по расширению словаря детей названиями предметов и объектов; обобщающими понятиями. Упражнять в умении пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи. Учить детей подбирать и активно использовать в речи определения к предметам и объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними. Вводить в словарь детей и поощрять самостоятельное использование в речи наречий (холодно, горячо, тепло, весело, красиво и др.). Привлекать внимание детей к новым словам и помогать подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета или своеобразие ситуации. Обращать внимание детей на слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы) – ср. гр.
- Расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях. Расширять запас слов с противоположным значением (антонимов) и слов, близких по значению (синонимов). Поощрять стремление детей подбирать синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания. Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться обобщениями в самостоятельной речи. Познакомить с многозначными словами и словами-омонимами. Работать над лексическим значением слов – гр. ст. дошк. возраста.
«Словесная карусель».
Педагогам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к которым надо подобрать антонимы.
Синонимы:
Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.
Жадный – скупой, прижимистый, алчный.
Большой – огромный, колоссальный, громадный.
Дискуссия – спор, диспут, прения.
Грусть – тоска, печаль, кручина.
Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый. Друг – недруг, товарищ, сосед. Добрый – добряк. Прохлада – свежесть, холодильник. Маленький – малюсенький, крошечный, кроха. Красный – алый, багряный, багровый. Сильный – могучий, мощный, могущественный. Активный – деятельный, инициативный, энергичный. Злой – жестокий, злющий. Опрятный – чистый, аккуратный, чистюля. Хрупкий – ломкий, слабый, непрочный. Обмануть – перехитрить, одурачить, провести. Храбрый – отважный, мужественный.
Антонимы:
Маленький – большой. Молодой – старый. Широкий – узкий.
Сладкий – горький. Разговаривает – молчит. Смеётся – плачет.
Легкий – тяжелый. Горе – счастье. Утро – вечер.
Узкий – широкий. Жара – холод. Конец – начало.
Высокий – низкий. Добрый – жадный. Говорить – молчать.
Темный – светлый. Больной – здоровый. Ясно – пасмурно.
Твердый – мягкий. Вверх – вниз. Правда – ложь.
Теплый – холодный. Широкий – узкий. Горький - сладкий.
Быстрый – медленный. Плакать – смеяться. Больной – здоровый.
Громкий – тихий. Прозрачный – мутный. Близкий – дальний.
«Составь слово».
Участникам даются карточки со словами: Университетская, аквалангист, электростанция, катастрофический, энергетическая, долгоиграющий, академическая. Например: электростанция – электрик, станция, станок, лето, налет, лектор, рост, танец, торт и т. д.
Из них нужно составить как можно больше слов.
«Мозговой штурм» (разгадывание анаграмм ).
Анаграммы – слова образованные путем перестановки букв, входящих в состав другого слова (например – пила – липа).
Столярный инструмент – дерево в России. (пила – липа).
Река в России – столица европейского государства (Нева – Вена).
Речная рыба – крупный город в Италии ( налим – Милан)
Часть тела – река на Кавказе (Рука – Кура)
Радиоактивный элемент – город во Франции (Уран – Руан)
Столица государства на Кавказе – государство в Вест – Индии (Баку – Куба)
Музыкальный термин – столица европейского государства (соло – Осло)
Вид развлечение – столица прибалтийского государства (игра – Рига).
Лежу я на земле, прибитая к железу, но буквы переставь – в кастрюлю я полезу (шпала – лапша).
Я – дерево в родной стране, найдешь меня повсюду, но слоги переставь во мне – и воду подавать я буду (Сосна – насос).
4.Практическая часть.
Аукцион методических находок:
1.«Использование дидактической игры для обогащения словаря детей».
Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; повышать их теоретические знания, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников
Все присутствующие на педагогическом совете педагоги представляют использование одной из дидактических игр по познавательному развитию (например, д/и «Накорми зверят») для обогащения словаря (какие программные задачи по речевому развитию она может решать):
- Лексические темы: дикие животные, домашние животные, насекомые, птицы…
- Формирование лексико-грамматического строя:
- Употребление относительных прилагательных,
- Согласование числительных с существительными (1 морковка, 2 морковки, 5 морковок…),
- Употребление притяжательных прилагательных (чей хвост?),
- Употребление уменьшительных ласкательных,
- Образование детенышей животных,
- Употребление существительных ед. и мн.числа,
- Употребление существительных в Р.п. (не стало кого?),
- Употребление падежей …
2. Познавательные задачи: узнай и назови, где живет, чем питается, детеныши, как передвигается, как кричит, внешний вид, какого цвета, какой формы туловище, может ли жить в других климатических зонах, почему не может…
3. Развитие логики, умение находить причинно-следственные связи (например, заяц прыгает потому, что у него задние лапы длиннее). 2. Зафиксировать ошибки, допускаемые детьми в словоупотреблении на НОД и в повседневной жизни, и проанализировать их.
5.Рефлексия: Оценка своего участия в педсовете.
- Этот педсовет принес пользу;
- получили удовлетворение от такого рода деятельности;
- почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
- сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, свои знания, соотнести ее с деятельностью и знаниями коллег;
- появилось желание и в дальнейшем активно участвовать в педсоветах;
- педсовет помог задуматься над поставленными вопросами.
6.Подведение итогов.
Уважаемые коллеги! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупицы чистого золота. Согласитесь, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки А. С. Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Недаром, речь и речка – слова, возникшие из одного корня. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, тем ярче, насыщенней его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Бедность словаря воспитателя, задерживает развитие детей и обедняет их речь.
На этом наш педагогический совет завершен. Все педагоги показали себя с новой стороны, активными и творческими личностями, осведомленными в вопросах речевого развития детей и умеющие применять их на практике, умеющими работать коллективно и в то же время показать свою индивидуальность, креативность и творчество. По результатам проведенной работы принимаются следующие решения
7.Проект решения Совета педагогов.
1. Вести систематическую работу по развитию словаря детей на НОД и в самостоятельной деятельности детей.
Ответственные: воспитатели всех групп.
Срок: постоянно.
2. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития и обогащения словаря детей:
- пополнять группы словесными играми по развитию речи.
Ответственные: воспитатели групп.
Срок: постоянно
3.Использовать создание проблемных ситуаций на НОД и в свободной деятельности, побуждающих к активной мыслительной и словесной деятельности.
4.Оформить тематическую выставку «Советы родителям по словарной работе с детьми». Ответственные: воспитатели групп. Срок: до 10 марта.
5. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по обогащению активного словаря детей.
Ответственный: старший воспитатель , анализ календарных планов. Срок: ежемесячно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад в рамках педагогического совета на тему: "Организация проектной деятельности в работе с дошкольниками"
Доклад для педагогов...
Педагогический совет по теме: "Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"
Определение уровня организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста....
Педагогический совет №2 Тема: «Организация и эффективность работы по речевому развитию»
Тематический контроль «Организация и эффективность работы по речевому развитию»Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи;- средствами всест...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Организация совместной деятельности педагога с детьми по закреплению правил здоровьесберегающего поведения с использованием ИКТ»
laquo;Здоровье - это та вершина, которую каждый должен покорить сам»В. Шененберг...
Выступоение на педагогическом совете №2 Тема:«Организация работы с детьми по овладению подвижными играми с использованием разных видов образовательной деятельности"
laquo;Организация работы с детьми по овладению подвижными играми с использованием разных видов образовательной деятельности...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Организация занятий по ЗКР с детьми старшего дошкольного возраста из опыта работы по программе «От звука к букве»
Личный опыт работы по Е.В. Колесниковой...
Опыт работы на педагогических советах с докладами на темы: «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми с НОДА»
Физическое воспитание детей с НОДА решает образовательные, оздоровительные воспитательные и коррекционные задачи, направленные на коррекцию двигательных нарушение детей Орга...