«Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»
план-конспект по коррекционной педагогике на тему

«Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazanova_e.a.docx10.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра педагогики инклюзивного образования

Практическое задание

обучающегося,

проходящего обучение по программе ДПО

«Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

Базанова Елена Анатольевна,

Воспитатель,

ГБОУ Школа 324 корпус «Садко»

 

С сентября 2016 года в группе находится особенный ребенок. Ребенок с синдромом Дауна.  7 февраля  2018 года Алеше исполнилось 7 лет. Данную группу ребенок посещает второй год. Мальчик посещает детский сад четыре  дня в неделю и только в первую половину дня.

Поэтому он присутствует на всей НОД (согласно сетке занятий с учетом времени), включая музыкальное, физкультурное, выполняя по возможности доступное, во всех режимных моментах.

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально–физкультурном зале), но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Алеша принимает активное участие на праздниках и музыкальных досугах.

С ребенком проводятся индивидуальные занятия (согласно сетке): с дефектологом и логопедом.

Мальчик общителен, дружелюбен, открыт к общению с детьми и взрослыми.

Но иногда он берет игрушки,  берет пособия,  лежащие на столах, и раскидывает их по группе. Не всегда сам с охотой убирает все на месте. Тогда я прошу его помочь мне убрать все и навести в группе порядок. Он с охотой откликается на мою просьбу.

Алеша самостоятельно одевается, пользуется туалетом и самостоятельно ест, умеет пользоваться столовыми приборами,  хотя его действия не столь ловкие и точные.

Ребенок адекватно реагирует на все режимные моменты: прогулку, прием пищи,  образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня).

В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.

У Алеши имеются проблемы с развитием речи. Он говорит отдельными словами. Но у него очень хорошо развита зрительная память.

Поэтому кроме проведения специальных занятий по развитию речи комментирую свои действия, за которыми наблюдает ребенок , простыми предложениями типа: «я мою руки», «я убираю игрушки», «мы идем гулять», «мою чашку» и т. п. Называю предметы и действия, на которых в данный момент сосредоточено внимание ребенка.

Формы проведения организованной образовательной деятельности с Алешей:

  • Включение ребенка в НОД в условиях подгруппы детей (4 – 5 детей)
  • Индивидуальные занятия
  • Общение с ребенком во время самостоятельной деятельности и во время проведения режимных моментов

Я учу ребенка концентрировать внимание. Именно зрительный контакт означает, что ребёнок сосредоточил внимание.

В своей работе использую методы обучения концентрированию внимания:

1. Концентрация внимания на человеке — путём поддержания зрительного контакта.

2. Концентрация внимания на предмете или звуке.

3. Концентрация внимания на предмете одновременно с другим человеком.

Много внимания уделяется играм на развитие мелкой моторики, так как она напрямую связана с развитием умственных способностей, интеллекта и речи. Для развития мелкой моторики   использую игры со шнуровками, с матрёшками, пирамидками, складывание пазлов, застёгивание молний, пуговиц, нанизывание крупных бус, игры с мозаикой, кубиками, рвать и комкать бумагу. Также развитие мелкой моторики реализуем в игре, в различных видах деятельности, в том числе в конструировании и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

 На развитие восприятия цвета предлагаю такие игры: «Что какого цвета», «Подбери по цвету».

На развитие восприятия величины: « Высокий – Низкий», «Построим лесенку».

На развитие восприятия формы: «Разложи на кучки», «Подбери подходящий по форме предмет», «Геометрические фигуры», «Геометрическое лото».

На развитие целостного восприятия: «Разрезные картинки», «Незаконченные рисунки», «Наложенные изображения».

На развитие тактильных ощущений: «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке?».

Для развития внимания и  памяти такие игры: «Найди такой же предмет», «Что изменилось?», «Лабиринт», «Магазин», «Вспомни пару», «Запомни и найди».

На развитие временных представлений проводятся игры «Времена года», «В какое время года нужны эти предметы?».

 

Конспект индивидуального занятия

Д\и «Домашние животные»

Цели:

- закрепить знание о домашних животных.

Задачи:

- развитие внимания, зрительного и слухового восприятия.

- развивать подражание речевым звукам.

-выполнение действий по речевой инструкции и по подражанию;

-понимание названий предметов;

-понимание простых слов;

Оборудование: мягкие игрушки ( кошка. собака, петушок, утка, свинка, корова). Картинка с изображением теремка, картинки с изображением героев сказки.

Ход занятия:

Садимся с Алёшей напротив друг другу, что бы наладить зрительный контакт.

Приветствие

    Провожу   Упражнение «Привет, ладошки»

Я приветствую ребенка с помощью ладошек, поглаживает их, налаживает телесный контакт с ребенком.

Затем читаю стихотворение и сопровождаю его движениями, которые должен повторить ребенок.

Этот пальчик – маленький (мизинец),

Этот пальчик – слабенький (безымянный),

Этот пальчик – длинненький (средний),

Этот пальчик – сильненький (указательный),

Этот пальчик – толстячок (большой),

Ну а вместе – кулачок!

Большим пальцем нужно по очереди коснуться каждого пальца правой, а затем левой руки. После этого сжать руки в кулачок.

- Здравствуй Алеша «Сегодня к нам в гости пришла  кошка. Где кошка?

     -  Алеша показывает на кошку.

Объясняю,  что у кошки есть голова, уши, глаза, нос, рот, лапы.  Показываю Алеше,  где у кошки лапы, а у него  руки и ноги.

Параллельно спрашиваю у него: «А где твоя голова? Твои  глазки, нос…».

Знакомлю Алешу со всеми животными.

Затем предлагаю ему поиграть в новую игру «Кто как разговаривает?» 

Объясняю ему, что я буду задавать вопросы, а он должен отвечать.

Чтобы ребенок лучше понимал обращенную речь и стал выделять определенные слова, говорю короткими фразами, подчеркивая интонацией значимые слова. Речь неторопливая, четко артикулирована.

Как лает собака? Собака лает: «Гав, гав, гав».

Как мяукает кошка? Кошка  мяукает: «Мяу, мяу, мяу».

Как хрюкает свинка? Свинка хрюкает: «Хрю, хрю, хрю».

Как мычит коровушка? Коровушка мычит: «Му-у, му-у, му-у».

Как кричит уточка? Уточка крякает: «Кря, кря, кря».

Как кричит петушок? Петушок кукарекает: «Ку-ка-ре-ку».

Проговариваю  вместе с ребенком.

 В течение занятия обязательно хвалю ребенка: « Молодец, Леша!».  

Использую задания со сменой вида деятельности, чтобы дать ребенку возможность сменить позу, подвигаться.

  Физкультминутка «Домашние животные».

Вот идет черный кот

(Шаги с высоким подниманием ног)

Притаился - мышку ждет.

(Приседания, руки к коленям)

Мышка норку обойдет

(Встать, повернуться)

И к коту не подойдет

(Руки в стороны)

Затем предлагаю Леше поиграть в новую игру «Сказка Теремок»

       На столе выкладываю картинку с изображением теремка и картинки с изображением героев сказки.

Рассказываю Алеше сказку и прошу найти героя, о котором говорится.

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прошу Алешу найти картинку, где изображена мышка,  и положить ее в теремок.

Хвалю Алешу Молодец, правильно это мышка.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

Прошу Алешу найти картинку с изображением лягушки.

Также хвалю за правильный ответ.

— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.  

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка!

— А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

Прошу Алешу найти картинку с изображением зайчика и тоже положить в теремок.

Хвалю Алешу,  за правильно выполненное задание.

— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

Алеша ищет картинку с изображением лисички и кладет ее в теремок.

— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Прошу найти картинку с изображением волка.

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Алеша кладёт в теремок  картинку, где изображен медведь.

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Спрашиваю понравилась ли  Леше сказка?

Ответ ребенка: Да!

Во время занятия и так же в конце занятия для закрепления материала прошу Алешу вместе со мной произносить слова мышка, лягушка, лиса, заяц, волк, медведь, медленно,  по слогам проговаривая звуки.

Во время произношения Алеша смотрит на меня.

В конце занятия обязательно хвалю Алешу. Беру его за руки и говорю медленно четко вместе с ним. Мо-ло-дец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данном материале раскрывается часть работы, которую можно использовать при работе с детьми с ОВЗ....

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

материал может использоваться  педагогами  и специалистами для работы с детьми с ОВЗ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ

По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспи...

Использование пособия "Пальчиковые игры" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста"

Дидактическое пособие "Пальчиковые игры" используется для развития мелкой моторики у детей в ограниченными возможностями здоровья....

Инновационные педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Одним из эффективных средств решения задач инновационной деятельности педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм пла...

"Применение информационных технологий в работе с детьми с ограниченными Возможностями Здоровья"

"ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"...