«Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»
план-конспект по коррекционной педагогике на тему
«Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazanova_e.a.docx | 10.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра педагогики инклюзивного образования
Практическое задание
обучающегося,
проходящего обучение по программе ДПО
«Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»
Базанова Елена Анатольевна,
Воспитатель,
ГБОУ Школа 324 корпус «Садко»
С сентября 2016 года в группе находится особенный ребенок. Ребенок с синдромом Дауна. 7 февраля 2018 года Алеше исполнилось 7 лет. Данную группу ребенок посещает второй год. Мальчик посещает детский сад четыре дня в неделю и только в первую половину дня.
Поэтому он присутствует на всей НОД (согласно сетке занятий с учетом времени), включая музыкальное, физкультурное, выполняя по возможности доступное, во всех режимных моментах.
Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально–физкультурном зале), но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.
Алеша принимает активное участие на праздниках и музыкальных досугах.
С ребенком проводятся индивидуальные занятия (согласно сетке): с дефектологом и логопедом.
Мальчик общителен, дружелюбен, открыт к общению с детьми и взрослыми.
Но иногда он берет игрушки, берет пособия, лежащие на столах, и раскидывает их по группе. Не всегда сам с охотой убирает все на месте. Тогда я прошу его помочь мне убрать все и навести в группе порядок. Он с охотой откликается на мою просьбу.
Алеша самостоятельно одевается, пользуется туалетом и самостоятельно ест, умеет пользоваться столовыми приборами, хотя его действия не столь ловкие и точные.
Ребенок адекватно реагирует на все режимные моменты: прогулку, прием пищи, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня).
В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.
У Алеши имеются проблемы с развитием речи. Он говорит отдельными словами. Но у него очень хорошо развита зрительная память.
Поэтому кроме проведения специальных занятий по развитию речи комментирую свои действия, за которыми наблюдает ребенок , простыми предложениями типа: «я мою руки», «я убираю игрушки», «мы идем гулять», «мою чашку» и т. п. Называю предметы и действия, на которых в данный момент сосредоточено внимание ребенка.
Формы проведения организованной образовательной деятельности с Алешей:
- Включение ребенка в НОД в условиях подгруппы детей (4 – 5 детей)
- Индивидуальные занятия
- Общение с ребенком во время самостоятельной деятельности и во время проведения режимных моментов
Я учу ребенка концентрировать внимание. Именно зрительный контакт означает, что ребёнок сосредоточил внимание.
В своей работе использую методы обучения концентрированию внимания:
1. Концентрация внимания на человеке — путём поддержания зрительного контакта.
2. Концентрация внимания на предмете или звуке.
3. Концентрация внимания на предмете одновременно с другим человеком.
Много внимания уделяется играм на развитие мелкой моторики, так как она напрямую связана с развитием умственных способностей, интеллекта и речи. Для развития мелкой моторики использую игры со шнуровками, с матрёшками, пирамидками, складывание пазлов, застёгивание молний, пуговиц, нанизывание крупных бус, игры с мозаикой, кубиками, рвать и комкать бумагу. Также развитие мелкой моторики реализуем в игре, в различных видах деятельности, в том числе в конструировании и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
На развитие восприятия цвета предлагаю такие игры: «Что какого цвета», «Подбери по цвету».
На развитие восприятия величины: « Высокий – Низкий», «Построим лесенку».
На развитие восприятия формы: «Разложи на кучки», «Подбери подходящий по форме предмет», «Геометрические фигуры», «Геометрическое лото».
На развитие целостного восприятия: «Разрезные картинки», «Незаконченные рисунки», «Наложенные изображения».
На развитие тактильных ощущений: «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке?».
Для развития внимания и памяти такие игры: «Найди такой же предмет», «Что изменилось?», «Лабиринт», «Магазин», «Вспомни пару», «Запомни и найди».
На развитие временных представлений проводятся игры «Времена года», «В какое время года нужны эти предметы?».
Конспект индивидуального занятия
Д\и «Домашние животные»
Цели:
- закрепить знание о домашних животных.
Задачи:
- развитие внимания, зрительного и слухового восприятия.
- развивать подражание речевым звукам.
-выполнение действий по речевой инструкции и по подражанию;
-понимание названий предметов;
-понимание простых слов;
Оборудование: мягкие игрушки ( кошка. собака, петушок, утка, свинка, корова). Картинка с изображением теремка, картинки с изображением героев сказки.
Ход занятия:
Садимся с Алёшей напротив друг другу, что бы наладить зрительный контакт.
Приветствие
Провожу Упражнение «Привет, ладошки»
Я приветствую ребенка с помощью ладошек, поглаживает их, налаживает телесный контакт с ребенком.
Затем читаю стихотворение и сопровождаю его движениями, которые должен повторить ребенок.
Этот пальчик – маленький (мизинец),
Этот пальчик – слабенький (безымянный),
Этот пальчик – длинненький (средний),
Этот пальчик – сильненький (указательный),
Этот пальчик – толстячок (большой),
Ну а вместе – кулачок!
Большим пальцем нужно по очереди коснуться каждого пальца правой, а затем левой руки. После этого сжать руки в кулачок.
- Здравствуй Алеша «Сегодня к нам в гости пришла кошка. Где кошка?
- Алеша показывает на кошку.
Объясняю, что у кошки есть голова, уши, глаза, нос, рот, лапы. Показываю Алеше, где у кошки лапы, а у него руки и ноги.
Параллельно спрашиваю у него: «А где твоя голова? Твои глазки, нос…».
Знакомлю Алешу со всеми животными.
Затем предлагаю ему поиграть в новую игру «Кто как разговаривает?»
Объясняю ему, что я буду задавать вопросы, а он должен отвечать.
Чтобы ребенок лучше понимал обращенную речь и стал выделять определенные слова, говорю короткими фразами, подчеркивая интонацией значимые слова. Речь неторопливая, четко артикулирована.
Как лает собака? Собака лает: «Гав, гав, гав».
Как мяукает кошка? Кошка мяукает: «Мяу, мяу, мяу».
Как хрюкает свинка? Свинка хрюкает: «Хрю, хрю, хрю».
Как мычит коровушка? Коровушка мычит: «Му-у, му-у, му-у».
Как кричит уточка? Уточка крякает: «Кря, кря, кря».
Как кричит петушок? Петушок кукарекает: «Ку-ка-ре-ку».
Проговариваю вместе с ребенком.
В течение занятия обязательно хвалю ребенка: « Молодец, Леша!».
Использую задания со сменой вида деятельности, чтобы дать ребенку возможность сменить позу, подвигаться.
Физкультминутка «Домашние животные».
Вот идет черный кот
(Шаги с высоким подниманием ног)
Притаился - мышку ждет.
(Приседания, руки к коленям)
Мышка норку обойдет
(Встать, повернуться)
И к коту не подойдет
(Руки в стороны)
Затем предлагаю Леше поиграть в новую игру «Сказка Теремок»
На столе выкладываю картинку с изображением теремка и картинки с изображением героев сказки.
Рассказываю Алеше сказку и прошу найти героя, о котором говорится.
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прошу Алешу найти картинку, где изображена мышка, и положить ее в теремок.
Хвалю Алешу Молодец, правильно это мышка.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
Прошу Алешу найти картинку с изображением лягушки.
Также хвалю за правильный ответ.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
Прошу Алешу найти картинку с изображением зайчика и тоже положить в теремок.
Хвалю Алешу, за правильно выполненное задание.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
Алеша ищет картинку с изображением лисички и кладет ее в теремок.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Прошу найти картинку с изображением волка.
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Алеша кладёт в теремок картинку, где изображен медведь.
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
Спрашиваю понравилась ли Леше сказка?
Ответ ребенка: Да!
Во время занятия и так же в конце занятия для закрепления материала прошу Алешу вместе со мной произносить слова мышка, лягушка, лиса, заяц, волк, медведь, медленно, по слогам проговаривая звуки.
Во время произношения Алеша смотрит на меня.
В конце занятия обязательно хвалю Алешу. Беру его за руки и говорю медленно четко вместе с ним. Мо-ло-дец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В данном материале раскрывается часть работы, которую можно использовать при работе с детьми с ОВЗ....
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
материал может использоваться педагогами и специалистами для работы с детьми с ОВЗ....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ
По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспи...
Использование пособия "Пальчиковые игры" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста"
Дидактическое пособие "Пальчиковые игры" используется для развития мелкой моторики у детей в ограниченными возможностями здоровья....
Инновационные педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Одним из эффективных средств решения задач инновационной деятельности педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм пла...
"Применение информационных технологий в работе с детьми с ограниченными Возможностями Здоровья"
"ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"...