Формирование педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ как психолого-педагогическая проблема
учебно-методический материал на тему

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ как психолого-педагогическая проблема

Ещё до революции ряд таких известных педагогов, как К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт и другие, считали, что воспитание ребёнка должно осуществляться до семи лет в семье. К. Д. Ушинский говорил о том, что родители должны иметь педагогические знания, для чего следует изучать педагогическую литературу.

К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще специальные знания». [69]

П.Ф.Лесгафт считал неотложной задачей развитие женского образования в России, ибо естественной и незаменимой воспитательницей детей дошкольного возраста является именно образованная мать. [37]

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений.

Е. Н. Водовозова видела задачу родителей и воспитателей в изучении не только индивидуальных особенностей детей, но и науки о воспитании, в регулировании влияния внешней среды и создании обстановки, необходимой для воспитания. [10]

Е. И. Тихеева указывала на то, что детский сад плодотворно выполнит свою задачу только в том случае, если он будет работать совместно с семьёй. Она подчёркивала: «Детский сад, организованный соответственно всем рациональным требованиям, - необходимейший помощник семьи в деле воспитания и обучения детей». Е.И. Тихеева рекомендовала в детских садах проводить беседы с родителями по дошкольному воспитанию, периодически устраивать выставки детских работ [68].

За необходимость оказания родителям педагогической помощи выступали и такие педагоги, как Е. А. Аркин, Л. И. Красногорская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Радина, А. В. Суровцева, Е. А. Флерина и др. Н. В.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, который считал, что сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры [В конце 90-х – начале 2000 года меняется позиция родителей: они становятся активными участниками процесса воспитания детей. «…Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия» [67].

Таким образом, педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться. Глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества.

Семья – единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи на ребёнка, а об утрате монопольного влияния: семья начинает разделять свою функцию с другими институтами. Ведь здоровая семья тысячью невидимых нитей связана с множеством других коллективов: детским садом, клубами, внешкольными учреждениями, различными обществами, с другими семьями. Чем шире и глубже взаимодействие  семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее её жизнь, тем крепче сама семья и прочнее её положение в общей системе общественных отношений. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.

Педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой деятельности, необходимые для успешной социализации личности. Педагогическая культура многими учеными рассматривается как исторически развивающаяся программа социального наследования, включающая в себя социально-педагогический идеал, адекватные ему формы и методы его достижения, субъекты педагогической культуры, в качестве которых могут выступать родители, семья, педагоги, общество, государство. В данном понимании в педагогической культуре выделяют три уровня: реликтовый, актуальный, потенциальный. Реликтовый уровень включает в себя исторически сложившиеся педагогические установки, нормы, способы и формы педагогического процесса, по инерции продолжающие существовать, даже если объективных оснований для этого уже нет. Второй (актуальный уровень) отражает специфику сегодняшней общественной педагогической ситуации. Это образец образовательно-воспитательной деятельности, выстроенной согласно требованиям социального заказа. Третий уровень представлен педагогической инноватикой, целью, которой является подготовка образовательной системы к требованиям завтрашнего дня.

Педагоги Зверева О.Л. и Кротова Т.В. определяют педагогическую культуру родителей как сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам [27].

На основе анализа психологической, педагогической, методической литературы по проблеме формирования педагогической культуры родителей воспитанников воспитателем ДОУ выделены следующие понятия:

- в «Педагогическом энциклопедическом словаре» «Культура» - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [52].

-  в «Философском словаре» «Культура» - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества[70].

Передача культуры от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта. Следует отметить, что культурная преемственность осуществляется не автоматически: необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности.

Преобразования, происходящие в системе образования, его демократизация, вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

В словаре «Семейное воспитание» «Педагогическая культура родителей» определяется как составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье [59].

Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности.

В ходе анализа литературы нами не выявлено понятие «Формирование педагогической культуры родителей».

 Под «Формированием педагогической культуры родителей» мы будем понимать процесс достижения определенного уровня сформированности мотивации, знаний, умений, навыков у родителей в воспитании детей, готовности осуществлять педагогическую деятельность на основе педагогической культуры.  

Таким образом, термин «педагогическая культура» вполне объективно относится как к профессиональным педагогам, так и к родителям и обществу в целом. В структуре формирования педагогической культуры родителей можно выделить мотивационный, когнитивный, операционный, коммуникативный, рефлексивный, эмоциональный компоненты.

Мотивационный компонент,        определяющий стремление родителей к овладению опытом воспитания с целью достижения положительных результатов воспитания детей в семье. Мотивационный компонент призван формировать у родителей систему личностных потребностей, побуждающих к целенаправленной деятельности при организации процесса воспитания детей в семье, понимание смысла этой деятельности, осознание своей роли в ней, убежденность в своей состоятельности как воспитателя.

    Когнитивный компонент педагогической культуры представляет собой определенную сумму психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых знаний, необходимых для полноценного осуществления воспитания в семье. Прежде всего, это знание законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества, понимание ценностей семейной жизни и семейного воспитания: любовь, здоровье, здоровый образ жизни, семейные и культурно-национальные традиции и обычаи; владение знаниями о проблемах, типичных ошибках семейного воспитания и способах их устранения; знание прав и обязанностей родителей, вопросов правовой и экономической защиты личности ребенка.

Операционный компонент  –  осознанное овладение родителями методами, приемами, формами воспитательного взаимодействия с ребенком; умение организовать полноценную жизнь ребенка в семье, диагностировать способности ребенка. Операционный компонент педагогической культуры включает в себя осознанное владение родителями разнообразием методов, приемов, форм воспитательного взаимодействия с ребенком, умения организовать жизнь и занятия детей в семье, организовать семейный труд и отдых, умение диагностировать способности, интересы и склонности ребенка.

Коммуникативный компонент педагогической культуры родителей включает в себя, прежде всего, умение родителей создавать благоприятный психологический климат в семье, умение понимать детей и других членов семьи, терпимость к иному мнению, умение выразить свое психофизическое:
состояние и свои мысли, умение предупреждать и решать конфликты.

Рефлексивный компонент педагогической культуры предполагает наличие у родителей умений анализировать собственные действия и состояния, оценивать эффективность применявшихся методов, приемов взаимодействия с детьми, причины успехов и неудач, ошибок и затруднений, возникающих в ходе семейного воспитания, способность посмотреть на себя глазами своего ребенка.

   Эмоциональный компонент педагогической культуры родителей включает умение владеть собою в сложных ситуациях, умение понять состояние ребенка по малоприметным особенностям его поведения, умение видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь в их разрешении, способность родителей к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.

Степень выраженности того или иного компонента может иметь разную степень проявления, что позволяет говорить об уровнях сформированности педагогической культуры родителей. [7]

Творческий (высокий) предполагает, что родители систематически расширяют свои знания о воспитании детей в семье, что позволяет осознанно ставить цели и задачи воспитания ребенка в семье, использовать соответствующий комплекс разнообразных методов, приемов и средств воспитания; умеют находить компромисс в спорных педагогических ситуациях, не теряя самообладания; анализируют достигнутые результаты воспитания, умеют признавать собственные просчеты в воспитании детей.

Репродуктивно-функциональный (средний) характеризуется тем, что родители имеют фрагментарные знания о воспитании детей в семье, что не позволяет соотнести цели, задачи методы, приемы и средства воспитания с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка; руководствуясь в решении проблемных ситуаций эмоциями, не находят компромисс во взаимоотношениях с детьми, что приводит к частым конфликтам; в отрицательных результатах воспитания ребенка не склонны признавать свои просчеты.

Обыденно-практический (низкий) свидетельствует о том, что родители не имеют и не стремятся приобрести знания о воспитании ребенка в семье, что не позволяет осознать цели и задачи семейного воспитания, использовать соответствующие методы и приемы воспитания; не стремятся понять внутренний мир, в результате чего конфликтуют с детьми.

 Формирование педагогической культуры родителей может осуществляться различными путями. Одним из основных - видится взаимодействие учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей, т.к. будучи государственными учреждениями и располагая специалистами, именно они имеют возможность оказать наибольшее влияние на формирование педагогической культуры родителей.

В самом общем смысле взаимодействие – это причинно-следственные отношения между воздействующими друг на друга объектами [70]. Взаимодействие в философии – это категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность. Как процесс взаимодействие представляет собой универсальную форму движения, развития, существования и структурной организации [63]

С позиций логико-гносеологического подхода (И.И. Жбанкова) взаимодействие представляет собой обоюдосторонний процесс, закономерность которого проявляется в устойчивом, повторяющимся характере развертывания процессов взаимодействия и его результатов. Системный подход предполагает рассмотрение взаимодействия как временной, процессуальной системы, которая имеет «начало» взаимодействия, его ступени, темп реализации, время существования, результаты [25].

В психологии взаимодействие рассматривается как механизм общения. Оно обозначает процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов (объектов) друг на друга, которое вызвано потребностями совместной деятельности и направлено на значительное изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Возникающие связи и взаимовлияния между субъектами (объектами) в процессе совместной деятельности переводит общение в плоскость межличностного взаимодействия. На этом уровне взаимодействие выступает как система обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом и реакцией на поведение остальных. Такая трактовка взаимодействия требует кооперации, взаимного согласования и координации индивидуальных действий в процессе совместной деятельности [56; 6].

В педагогике научное обоснование категория «взаимодействие» получила во второй половине XX столетия. Это было связано с тем, что общество, создавая социальные институты, которые осуществляют воспитание подрастающего поколения, глубоко заинтересовано в их взаимодействии, в повышении воспитательного потенциала каждого из них. С педагогической точки зрения взаимодействие – это личностный контакт воспитателя и воспитанника, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок [62]. Взаимодействие предполагает активную деятельную связь субъектов педагогического процесса, организацию их совместной деятельности в условиях открытости обеих сторон, согласования мотивов и способов достижения педагогических целей, что в конечном итоге предполагает получение определенного продукта совместной деятельности (Г.М. Коджаспирова, И.Н. Пронина, Е.В. Коротаева).

Учитывая современную социокультурную ситуацию и сущностные структурно-уровневые характеристики педагогической культуры родителей, при моделировании взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей мы руководствовались положениями системного подхода. Данный подход позволяет рассматривать взаимодействие как совокупность закономерных, функционально связанных  компонентов, составляющих определенную целостную систему, способствующую целенаправленному формированию педагогической культуры родителей как личностно значимого качества.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей.Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Использование различных мет...

Педагогические средства формирования педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ.

В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Гл...

Программа формирования педагогической культуры родителей воспитанников ДОУ.

В настоящее время уровень педагогической культуры многих родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанн...

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Важным моментом на начальных этапах посещения ребёнком детского сада является установление доверительных отношений между работниками ДОУ и родителями. Именно этому вопросу и посвящена эта статья....

Цикл психологических занятий для родителей «Психолого-педагогическое сопровождение формирования педагогической культуры родителей как условие эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Психологические игры по формированию коммуникативной компетентности; психогигиенические игры по преодолению семейных конфликтов; аутотренинги по овладению навыками быстрого устранения агрессивного пов...

Методические рекомендации для воспитателей «Формы взаимодействия ДОУ и семьи по формированию педагогической культуры родителей»

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.При анализе планов работы с ...