ОД по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе «В музее матрёшек»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Воронцова Елена Викторовна

Конспект образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию  во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_muzee_matryoshek.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности

по познавательно - речевому развитию

во второй младшей группе

«В музее матрёшек»

Воспитатель МБДОУ «детский сад 410»

Воронцова Е.В.

Нижний Новгород

2018 год


Цель:  Развитие познавательно – речевой  активности детей  через ознакомление с народной игрушкой – матрёшкой.

Образовательные задачи:

  • Обобщить  представления  детей о народной игрушке - матрёшке;
  • продолжать знакомство с историей появления игрушки;
  • совершенствовать навыки речевого общения, умение читать стихи, отгадывать загадки, отвечать на вопросы;
  • активизировать словарь: сарафан, платок, цветы, высокий, низкий,  узор;
  • познакомить со способом изготовления матрёшки;
  • формировать умения работать в коллективе.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательную активность детей;
  • развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера, желание подпевать и выполнять простейшие танцевальные движения.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к изучению русской истории, уважение к творческому наследию;
  • воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ;
  • способствовать созданию положительного эмоционального настроения.

Предварительная работа:

  • беседы о народной игрушке;
  • рассматривание матрёшек;
  • дидактические игры «Наряди матрёшку», «Собери матрёшек в ряд»;
  • разучивание стихов о матрёшке;
  • раскрашивание силуэта матрешки узорами; 
  • разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь».

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, художник.

Основные методы и приёмы:

Словесные: загадки, вопросы, рассказ, художественное слово, напоминание, совет, поощрение.

Наглядный метод: рассматривание  игрушек – матрёшек, книги о матрёшках.

Игровые:  сюжетный танец, игра.

Музыкальное сопровождение.

Оборудование:

Матрёшки, сказочный домик, настольные игры.

Ход занятия.

Дети  заходят в группу, приветствуют гостей,  занимают места, предложенные воспитателем.

Ход занятия: 

Воспитатель:

 Недавно в нашей группе произошло событие - открылся музей. К нам пришли гости посмотреть, что интересного в нашем музее. Ребята, расскажем нашим гостям?

Дети:   Да

Загадка: 


В музее есть одна игрушка, 
Не лошадка, не Петрушка. 
Алый шелковый платочек, 
Яркий сарафан в цветочек, 
Упирается рука в деревянные бока. 
А внутри секреты есть: 
Может три, а может шесть. 
Разрумянилась немножко 
Наша русская …. 
Дети: Матрёшка. 

Воспитатель: 

Правильно, матрёшка. 

Наш музей посвящен замечательной русской игрушке – матрёшке.

С матрёшкой играли очень много маленьких детей, сейчас играют и, я уверена, будут играть ……Про матрёшку сочинили много стихов, загадок, песен, танцев…..

Я знаю  ….. приготовила стихотворение про матрёшку.



Ах, матрешечка-матрешка. 
Хороша, не рассказать! 
Очень любят с тобой детки 
В нашем садике играть. 
Щечки яркие, платочек, 
По подолу цветики. 
Весело кружатся в танце                   
Яркие букетики! 

Воспитатель:

---Ребята, как вы думаете, почему  дети  любят играть с матрёшкой? Какая эта игрушка? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие) (в матрёшке есть секрет)

--- Как  художники нарядили матрёшку? (одели сарафан, платок, фартук, бусы )

---
Какой узор вы видите на сарафане? (Цветы, ягоды, листья). 

--- А что находится на лице у матрёшки? (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ) 

Воспитатель: Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек. 

- Ребята, я знаю ….. приготовил стих  про матрешку?

Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки:                                  

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрешки всюду славятся.

Они нам очень нравятся!

Воспитатель: 

--- Ребята, когда появилась первая матрёшка, художники не знали, что на ней нарисовать…..Потом придумали…нарисовали сарафан, а в руках у матрёшки черную курицу. Такую же матрёшку нам нарисовала мама Егора. Эта матрёшка находится в нашем музее.

--- А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И как ее делают для вас? ( из дерева)

Воспитатель: Ее изготавливают из дерева, липы или березы (показывает полено) Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки (показывает фигурку) Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком. 

Воспитатель: 

--- Почему матрёшку назвали  Матрёшкой?

Ответы детей: Раньше, давно-давно, многих девочек называли Матрёнами, а ласково Матрёшечками.


Воспитатель: 

В нашей группе много игр про матрёшек.

Давайте поиграем. («Подбери заплатку», «Разложи по порядку», «Наряди матрёшку»)

Воспитатель: 

 Ребята, много вы знаете про матрёшек интересного…Я предлагаю вам превратиться самим в матрёшек…

Сценка

Из-за домика выходят мальчики с народными инструментами (балалайка, бубен, ложки). Садятся перед домиком.

Выходят под музыку девочки – матрёшки.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к вам пришли матрешки.                          

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

Я Матрёшка-сувенир

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская Матрёшка.                                    

Я – веселая девчушка,

В сарафане расписном,

Деревянная игрушка,

Что приносит счастье в дом.                        

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,                                          

А девятая поет.

У меня сестрёнки есть,

Что меня моложе,

Как две капельки воды

На меня похожи!                                                  

Яркий сарафан на мне,

Вышитая блузка!

Как же он сейчас красив

Мой костюмчик русский!                                

Я  Матрёшечка — краса!

Очень длинная коса,                                          

Ленту алую вплету,                                                  

Хороводы заведу.                                                    

Матрёшки танцуют,

Матрёшки смеются

И радостно просят

Вас всех  улыбнуться!                  

Танец матрёшек.

Воспитатель:

Матрёшки наши любят играть.

Игра: «Матрёшка и мышь» 


Вот матрешечки гуляли, ( «Гуляют» по комнате врассыпную) 
В лесу ягоды искали. 
Так, так и вот так, 
В лесу ягоды искали. ( «Собирают ягоды») 
     Под кусточком посидели, 
     Вкусны ягоды поели. 
    Так, так и вот так, 
     Вкусны ягоды поели. (Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки) 
           А потом они плясали, 
           Свои ножки показали. 
          Так, так и вот так, (Выставляют ножки на пятку) 
           Свои ножки показали. (Кружатся, топая ногами) 
                          Вдруг услышали матрёшки

                          Побежали чьи – то ножки

Мышка:  Эй, Матрёшка, берегись! 
                 Оказалось, это – мышь! (Дети бегут к своим стульчикам) 

Воспитатель:

Мышка, не обижай наших матрёшек…. Лучше пробеги по садику и пригласи всех  детей в наш музей.  А мы расскажем им, какие матрёшки красивые, из чего их делают, какая была первая матрёшка, познакомим со стихами про матрёшек и играми.


А ещё в нашем музее есть конфеты «матрёшка». Предлагаю всем сесть за стол и попить чаю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Конспект занятия по конструированию во второй младшей группе «Домики для матрёшек»

Конспект занятия по конструированию во второй младшей группе«Домики для матрёшек»...