ОД по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе «В музее матрёшек»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Воронцова Елена Викторовна

Конспект образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию  во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_muzee_matryoshek.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности

по познавательно - речевому развитию

во второй младшей группе

«В музее матрёшек»

Воспитатель МБДОУ «детский сад 410»

Воронцова Е.В.

Нижний Новгород

2018 год


Цель:  Развитие познавательно – речевой  активности детей  через ознакомление с народной игрушкой – матрёшкой.

Образовательные задачи:

  • Обобщить  представления  детей о народной игрушке - матрёшке;
  • продолжать знакомство с историей появления игрушки;
  • совершенствовать навыки речевого общения, умение читать стихи, отгадывать загадки, отвечать на вопросы;
  • активизировать словарь: сарафан, платок, цветы, высокий, низкий,  узор;
  • познакомить со способом изготовления матрёшки;
  • формировать умения работать в коллективе.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательную активность детей;
  • развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера, желание подпевать и выполнять простейшие танцевальные движения.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к изучению русской истории, уважение к творческому наследию;
  • воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ;
  • способствовать созданию положительного эмоционального настроения.

Предварительная работа:

  • беседы о народной игрушке;
  • рассматривание матрёшек;
  • дидактические игры «Наряди матрёшку», «Собери матрёшек в ряд»;
  • разучивание стихов о матрёшке;
  • раскрашивание силуэта матрешки узорами; 
  • разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь».

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, художник.

Основные методы и приёмы:

Словесные: загадки, вопросы, рассказ, художественное слово, напоминание, совет, поощрение.

Наглядный метод: рассматривание  игрушек – матрёшек, книги о матрёшках.

Игровые:  сюжетный танец, игра.

Музыкальное сопровождение.

Оборудование:

Матрёшки, сказочный домик, настольные игры.

Ход занятия.

Дети  заходят в группу, приветствуют гостей,  занимают места, предложенные воспитателем.

Ход занятия: 

Воспитатель:

 Недавно в нашей группе произошло событие - открылся музей. К нам пришли гости посмотреть, что интересного в нашем музее. Ребята, расскажем нашим гостям?

Дети:   Да

Загадка: 


В музее есть одна игрушка, 
Не лошадка, не Петрушка. 
Алый шелковый платочек, 
Яркий сарафан в цветочек, 
Упирается рука в деревянные бока. 
А внутри секреты есть: 
Может три, а может шесть. 
Разрумянилась немножко 
Наша русская …. 
Дети: Матрёшка. 

Воспитатель: 

Правильно, матрёшка. 

Наш музей посвящен замечательной русской игрушке – матрёшке.

С матрёшкой играли очень много маленьких детей, сейчас играют и, я уверена, будут играть ……Про матрёшку сочинили много стихов, загадок, песен, танцев…..

Я знаю  ….. приготовила стихотворение про матрёшку.



Ах, матрешечка-матрешка. 
Хороша, не рассказать! 
Очень любят с тобой детки 
В нашем садике играть. 
Щечки яркие, платочек, 
По подолу цветики. 
Весело кружатся в танце                   
Яркие букетики! 

Воспитатель:

---Ребята, как вы думаете, почему  дети  любят играть с матрёшкой? Какая эта игрушка? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие) (в матрёшке есть секрет)

--- Как  художники нарядили матрёшку? (одели сарафан, платок, фартук, бусы )

---
Какой узор вы видите на сарафане? (Цветы, ягоды, листья). 

--- А что находится на лице у матрёшки? (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ) 

Воспитатель: Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек. 

- Ребята, я знаю ….. приготовил стих  про матрешку?

Очень любят все матрешки

Разноцветные одежки:                                  

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрешки всюду славятся.

Они нам очень нравятся!

Воспитатель: 

--- Ребята, когда появилась первая матрёшка, художники не знали, что на ней нарисовать…..Потом придумали…нарисовали сарафан, а в руках у матрёшки черную курицу. Такую же матрёшку нам нарисовала мама Егора. Эта матрёшка находится в нашем музее.

--- А знаете ли вы, ребята, из чего сделана Матрешка? И как ее делают для вас? ( из дерева)

Воспитатель: Ее изготавливают из дерева, липы или березы (показывает полено) Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки (показывает фигурку) Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её, украшают красками, разрисовывая ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, у каждой свой характер. После того как расписали, покрывают лаком. 

Воспитатель: 

--- Почему матрёшку назвали  Матрёшкой?

Ответы детей: Раньше, давно-давно, многих девочек называли Матрёнами, а ласково Матрёшечками.


Воспитатель: 

В нашей группе много игр про матрёшек.

Давайте поиграем. («Подбери заплатку», «Разложи по порядку», «Наряди матрёшку»)

Воспитатель: 

 Ребята, много вы знаете про матрёшек интересного…Я предлагаю вам превратиться самим в матрёшек…

Сценка

Из-за домика выходят мальчики с народными инструментами (балалайка, бубен, ложки). Садятся перед домиком.

Выходят под музыку девочки – матрёшки.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к вам пришли матрешки.                          

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

Я Матрёшка-сувенир

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская Матрёшка.                                    

Я – веселая девчушка,

В сарафане расписном,

Деревянная игрушка,

Что приносит счастье в дом.                        

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,                                          

А девятая поет.

У меня сестрёнки есть,

Что меня моложе,

Как две капельки воды

На меня похожи!                                                  

Яркий сарафан на мне,

Вышитая блузка!

Как же он сейчас красив

Мой костюмчик русский!                                

Я  Матрёшечка — краса!

Очень длинная коса,                                          

Ленту алую вплету,                                                  

Хороводы заведу.                                                    

Матрёшки танцуют,

Матрёшки смеются

И радостно просят

Вас всех  улыбнуться!                  

Танец матрёшек.

Воспитатель:

Матрёшки наши любят играть.

Игра: «Матрёшка и мышь» 


Вот матрешечки гуляли, ( «Гуляют» по комнате врассыпную) 
В лесу ягоды искали. 
Так, так и вот так, 
В лесу ягоды искали. ( «Собирают ягоды») 
     Под кусточком посидели, 
     Вкусны ягоды поели. 
    Так, так и вот так, 
     Вкусны ягоды поели. (Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки) 
           А потом они плясали, 
           Свои ножки показали. 
          Так, так и вот так, (Выставляют ножки на пятку) 
           Свои ножки показали. (Кружатся, топая ногами) 
                          Вдруг услышали матрёшки

                          Побежали чьи – то ножки

Мышка:  Эй, Матрёшка, берегись! 
                 Оказалось, это – мышь! (Дети бегут к своим стульчикам) 

Воспитатель:

Мышка, не обижай наших матрёшек…. Лучше пробеги по садику и пригласи всех  детей в наш музей.  А мы расскажем им, какие матрёшки красивые, из чего их делают, какая была первая матрёшка, познакомим со стихами про матрёшек и играми.


А ещё в нашем музее есть конфеты «матрёшка». Предлагаю всем сесть за стол и попить чаю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Исследовательско - творческий проект во второй младшей группе "Мини музей сказки"

Трудно переоценить значение сказки. Сказка — наш спутник в течение жизни, начиная с раннего  детства и до глубокой старости. Этот жанр литературы реализует потребность ребёнка расширить границы с...

Конспект занятия по конструированию во второй младшей группе «Домики для матрёшек»

Конспект занятия по конструированию во второй младшей группе«Домики для матрёшек»...