Конспект занятия "Зимние картинки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Волгина Оксана Вячеславовна

Конспект ООД по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект ООД21.67 КБ

Предварительный просмотр:

     МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 71»

Конспект непосредственной образовательной    деятельности  в старшей группе.

                        Тема: «Зимние картинки».

                                         Подготовила воспитатель:

                                     Волгина Оксана Вячеславовна

Г.Воронеж 2015г

Цель:

-упражнять детей в подборе однокоренных определений и сказуемых к определенному слову в образовании родственных слов к слову снег;

продолжать учить детей составлять небольшие по объему описательные рассказы по картинкам;

развивать умение заканчивать предложенные воспитателем предложения, используя противопоставления;

совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях ,употреблять простые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

-развивать логическое мышление, умение слушать и анализировать ответы товарищей;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, эстетические чувства;

-развивать творческие способности при изображении зимнего пейзажа;

-воспитывать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений;

-развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством  динамической паузы;

-закрепить умение детей отгадывать загадки о животных и временах года;

-формировать представление о безопасном поведении на улице в зимний период;

-способствовать снятию физического и умственного напряжения при помощи динамической паузы и смены деятельности на занятии;

-закрепить умение детей выполнять простые трудовые поручения, наводить порядок на своем рабочем месте.

Развивающая среда:

Картина с зимним пейзажем, мнемотаблицы ,письмо,альбомные листы , цветные карандаши.

Предшествующая работа: наблюдение на прогулках за зимними явлениями в живой и неживой природе, рассматривание иллюстраций о зиме, работа со схемами на предшествующих занятиях, загадывание загадок, выполнение словесно-логических упражнений, чтение рассказов и стихов о зиме, рисование на зимние темы, слушание музыкальных произведений.

Ход:

Воспитатель: Посмотрите за окном у нас зимушка-зима все украсила и укрыла белым ,пушистым снегом. Полюбуйтесь зимним пейзажем и послушайте стихотворение:

«Наступили холода,

Превратилась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Престал реветь медведь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?»

Дети : Это бывает зимой.

Воспитатель : За окном зима в городе, а на этой картине- зима в лесу. Давайте подойдем и рассмотрим ее. «Волшебница зима соткала из резных снежинок пушистое снежное покрывало и укрыла им землю, и деревья , и стало все белым-бело. Мы все любим красавицу зиму и очень рады ей!»

Мотивация:

Воспитатель достает заранее приготовленный конверт. 
- А это что такое? Письмо. Из Африки. Сейчас я его прочитаю: 

«Здравствуйте дети из далекой России! Мы пишем вам письмо из Африки. У нас всегда тепло и не бывает зимы. Но мы знаем, что у вас в России бывает снежная, морозная зима. А что такое зима? Нам бы это очень хотелось узнать! Помогите нам пожалуйста. 
Ваши друзья – дети из Африки» 

Постановка цели: 
Воспитатель: Как же нам помочь детям из Африки? 
Дети: Нужно послать детям в Африку вот эту картину о зиме. 
Воспитатель: А как объяснить им, что такое зима? 
Дети: Нужно рассказать о зиме. 
Воспитатель: Как хорошо вы придумали! Мы оживим этот пейзаж вашими рассказами, запишем их, составим из них книгу и пошлем вместе с картиной в Африку. Садитесь на свои места.

2 часть

Воспитатель: Но прежде чем составить рассказы, давайте поиграем в слова: 

Игра «Подбери признаки» 
Зима (какая?): холодная, морозная, снежная, белая, красивая. 
липкий, блестящий, сверкающий, серебристый. 
Мороз (какой?): сильный, слабый, крепкий. 
Деревья (какие?): голые, заснеженные, замерзшие, прозрачные. 


Игра «Придумай  слово» 

-А что всегда зимой бывает? (снег).Давайте придумаем родственные слова к слову снег( снежок, снеговик, снегопад, снеговичек, снегурочка, снегоход  и т.д.)

Игра «Подбери действия» 
Снег (что делает?): идет, падает, кружится, лежит, скрипит, порхает, сверкает, блестит. 
Мороз (что делает?): щиплет, трещит, кусает. 

Игра «Закончи предложение»

-Зимой бывает снегопад ,а летом (листопад);

-Зимой бывает снег ,а летом(дождь);

-Зимой снег падает, а весной (тает);

-Зимой катаются на санках,  летом (на велосипеде);

-Зимой лес спит, а весной ( просыпается);

-Зимой бывает холодно, а летом (жарко);

-Зимой деревья белые ,а осенью (жёлтые);

-Зимой растут сугробы, а летом (растения);

-Зимой насекомые прячутся, а весной (вылезают).
Воспитатель: Вот сколько красивых слов можно сказать о зиме, зимней погоде. Когда вы будете составлять рассказы-описания по этой картине, то используйте эти слова. А поможет вам составить рассказы вот эта схема (показ). Положите ее перед собой. Она вам знакома. Напоминаю только, что рассказывать нужно последовательно, по схеме и стараться ничего не пропустить. СХЕМА№1.
Я даю вам время подумать и составить рассказ. А потом мы их красиво оформим в книгу «Рассказов о зиме» и пошлем в подарок детям из Африки. 
Кто уже готов – поднимите руку. 
Заслушиваются два рассказа. 
Воспитатель: Когда … рассказывает, вы внимательно слушаете и закрываете снежинками те клеточки на схеме, о чем он рассказал. 
(После каждого рассказа фишки дети убирают в тарелочки)
После каждого рассказа – анализ. 
Воспитатель: Вы прослушали рассказ… Скажите, чем понравился вам рассказ? Все ли клеточки в вашей схеме закрыты фишками, обо всем рассказал …., ничего не пропустил? (Ответы детей).

Физминутка:

Мы зимой в снежки играем ,

По сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим,

На коньках по льду летим.

И снегурку лепим мы,

Гостью зиму любим мы!

Воспитатель: Тихо в лесу! Может там и нет никого? Нет и зимой можно встретить в лесу и зверей и птиц. А вот каких птиц – попробуйте отгадать: 

1.Угадай, какая птица 
Бойкая, задорная, 
Ловкая, проворная, 
Звонко тенькает «тень-тень»! 
Как хорош морозный день! (синица) 

2.Что за птица – 
Мороза не боится, 
Хоть снега лежат везде, 
У нее птенцы в гнезде? (клест) 

Воспитатель: Ребята, я вам загадывала загадки о птицах и вы их хорошо отгадывали. А теперь ваша очередь загадывать мне загадки о животных. Но нужно постараться так составить рассказ - загадку, не называя животное, что бы я догадалась – кто это. Положите перед собой схему составления рассказов о животных и составьте загадку-описание  одного из них опираясь на схему. СХЕМА№2

Дети загадывают загадки о трех животных.

Анализ: рассказов – загадок: 
Воспитатель: Я сразу догадалась, что это медведь, только медведь спит зимой в берлоге и сосет лапу. 
-Это заяц. Ребята, как вы думаете, почему я быстро отгадала загадку? 
Дети: … очень хорошо, подробно описал зайца. 
Воспитатель: Сначала я подумала, что это загадка о белке, она ведь тоже рыжая, но потом поняла, что ошиблась, ведь белка не ловит мышей, а мышкует – лиса. Значит эта загадка о лисе. 
3-я часть – заключительная
Воспитатель: Молодцы ребята. Как же нам записать рассказ- писать то мы еще не учились? Конечно ,мы можем свои рассказы нарисовать. Теперь дети из Африки посмотрят на эти рисунки и узнают, что такое «русская зима», какая она. 
Какое настроение эти рисунки  вызывают у вас и почему? 
-Радостное – красивая зима, красивая природа. 
-Веселое – в лесу много зверей и птиц. 
-Грустное – зимой холодно, и птицам, и животным тяжело добывать себе корм. 
А как мы с вами помогаем птицам пережить это трудное для них время года? (мы зимой в городе птиц подкармливаем, насыпаем корм в кормушки). 
Какое название вы бы придумали для этой картины? 
- «Зимний лес», «Зимой в лесу», «Зимняя сказка», «Зимушка – зима» (выбирается лучшее название и воспитатель подписывает картину. 
Итог: Молодцы! Порадовали меня хорошими рассказами. Зима еще не кончается, мы еще много составим рассказов о зиме, о зимних забавах и пошлем их детям в Африку. А ваши рисунки мы положим вот в этот конверт и отдадим почтальону.
Спасибо. Занятие окончено. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект тема: "Картинка про лето"

План- конспект итогового мероприятия в старшей группе . Первая неделя сентября лексическая тема "До свидания, лето"...

Конспект «У КАРТИНКИ – ДВЕ ПОЛОВИНКИ»

Конспект «У КАРТИНКИ – ДВЕ ПОЛОВИНКИ»Данный материал предназначен для педагогов,которым необходима информация для занятия  в детском саду.        ...

Конспект НОД "Картинки с выставки"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию...

Конспект (технологическая карта) познавательно-речевого занятия с использованием здоровье-сберегающих технологий и квест - игры во 2 младшей группе.

Мною   представлена подробная технологическая карта познавательно-речевого занятия для малышей с элементами квест-игры, в котором активно используются здоровье-сберегающие технологии (самома...

Конспект, технологическая карта и самоанализ подвижной игры «У медведя во бору» для 2 младшей группы.

Уважаемые коллеги!  Предлагаю вашему вниманию конспект, технологическую карту и самоанализ игры "У медведя во бору" 2 младшая группа....

Конспект (Технологическая карта) по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

В данном конспекте дети учатся составлять звуковой анализ слова «дом» и «дым». Осваивают действия звукового анализа слов, сравнивают слова по звуковому составу. А также знакомя...