Занятие по развитию речи "Медведь и солнце"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Баранникова Светлана Борисовна

Конспект занятия по развитию речи,

   с  использованием мнемотаблиц и элементами игры – драматизации.  

Пересказ сказки Н.И. Сладкова

                    «Медведь и солнце».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_medved_i_solntse.docx139.95 КБ

Предварительный просмотр:

                      ГБОУ Школа №1056  г. Москва

   Конспект занятия по развитию речи,

   с  использованием мнемотаблиц и элементами игры – драматизации.  

                                 Старшая группа.

Тема:  Пересказ сказки Н.И. Сладкова

                    «Медведь и солнце».

                                    http://aktinoya.ru/index.php?Itemid=64&format=raw&id=1974&option=com_joomgallery&type=img&view=image

                                                                     Воспитатель: Баранникова С.Б.

Цель:

  • Обучение связному и последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

 Основные задачи:

  •  Поддерживать у детей живой интерес к игре-драматизации, желание участвовать в действии
  • развивать навыки диалогической и монологической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы;
  • развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;
  • учить сочетать речь и движения;
  • учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развивать эмоциональную память.
  • развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление,
  •  Обогащать словарь.

Предварительная работа:

  • Чтение сказки Н.И. Сладкова « Медведь и солнце»
  • Знакомство с лексической темой «Весна».
  • Рассматривание картины А.К. Саврасова: «Грачи прилетели»,
  • Чтение рассказа Н. Сладкова «Весенние ручьи», книги Т.А. Шорыгиной « Какие звери в лесу?»
  • Наблюдение на прогулке за приметами весны, чтение и заучивание стихотворений о весне.

Подготовка к занятию:

  • Текст сказки Н.И. Сладкова: « Медведь и солнце»
  • Иллюстрация к сказке.
  • Карточки- схемы по сказке.
  • Атрибуты для драматизации: шапочка медведя, шарфик для изображения воды, шапочка снега, солнце.
  • Музыкальные записи весенних звуков.

Методические приемы:

  • Лексико-грамматические упражнения «Чьё жильё?» «Скажи иначе»;     « Какой медведь?»;  чтение отдельных фрагментов из сказки.
  • Практические методы: драматизация сказки, упражнения в интонационной выразительности.

Педагог читает стихотворение:

«Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса, значит:
К нам пришла весна»

- Ребята, я вас приглашаю в весенний лес, послушать звуки весны.

Звучит запись: ( Пение птиц, журчание ручья, звон капели, хруст веток)

- Какие звуки весны вы услышали?

-Наступила весна, весело запели птицы, начал таять снег, журчат ручьи, звенит капель, просыпаются медведи.

- Да ребята, Медведь зимует в берлоге, а весной выбирается из неё.

 -Если медведь живёт в берлоге, значит берлога чья?  (медвежья)

-А вы знаете, где живёт волк? (В логове)

-Значит логово чьё?                     (волчье)

- А где живёт лиса?                      (в норе)

- Значит нора чья?                        (лисья)

- А где живёт белка?                    (в дупле)

- Значит дупло чьё?                       (беличье)

- Ребята, про медведей сложено очень много сказок. Вы узнаете, из какой сказки этот медведь?

 (педагог показывает иллюстрацию к сказке: «Медведь и солнце»)

- Да, этот медведь из сказки: « Медведь и солнце»

- Кто написал эту сказку?

(Эту сказку написал Н. И. Сладков)

Педагог предлагает детям сесть на стульчики и послушать сказку.

Беседа по содержанию:

- Что случилось в берлоге у медведя?

(Вода промочила медведю штаны)

- А как вода туда попала?

(Вода просочилась, протекла)

- Как повел себя медведь?

(Медведь заругался: «Чтоб ты слякоть пересохла совсем!»)

- Ребята, а что такое слякоть вы знаете?

(Слякоть это пропитанный водой снег, сырость грязь)

- Что ответила вода медведю, каким голосом?

 (Вода сказала:  «Это не я, Медведушка  виновата, снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил, а моё дело водяное - теку себе под уклон»)

- Что значит: снег воду пустил?

(Снег начал таять и вода потекла)

- Что сказал медведь?

(Медведь  взревел: « Ах, так это снег во всём виноват? Вот я его сейчас!)

- Что случилось со снегом, как он ответил?

(Снег испугался, побелел, заскрипел:  «Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло, растаешь тут!»)

- Как повёл себя Медведь, когда узнал, что это солнце виновато?

(Медведь рявкнул сердито, громко: «Ах, так это Солнце мне штаны промочило! − Вот я его сейчас!»)

- Ребята, медведь смог наказать солнце?

(Медведь не мог наказать солнце, потому что, солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет в небе, снег топит, воду в берлогу гонит, медведю штаны мочит.)

- Против природы ничего не поделаешь, наступает весна, солнце  припекает, снег тает, воду гонит и все промокает и ничего не поделаешь.

- Чем закончилась сказка?

( Сказка закончилась тем что Медведю делать нечего − убрался он из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить, весну встречать.)

-Как вы понимаете, медведь убрался из берлоги?

(Значит  медведь вылез, выбрался, вышел.)

- Какой медведь был в сказке?

( Большой, сердитый, косолапый, ворчливый, лохматый, косматый, злой, голодный, сонный, недовольный, мокрый)

Физминутка:

Медведь по лесу бродит,

 от дуба к дубу ходит.

(Идти вразвалочку)

Находит в дуплах мёд

и в рот к себе кладёт.

(«Доставать» мёд рукой)

Облизывает лапу

 Сластёна косолапый,

(Имитация движения)

А пчёлы налетают,

 Медведя прогоняют.

(«Отмахиваться» от пчёл)

А пчёлы жалят мишку:

 «Не ешь наш мёд, воришка».

(Слегка пощипать себя за нос и щёки)

Бредёт лесной дорогой

 Медведь к себе в берлогу.

(Идти вперевалочку)

Ложится, засыпает

и пчёлок вспоминает.

(Руки под щеку, наклонить голову)

Затем педагог  вызывает троих детей для пересказа сказки  с использованием  мнемотаблицы. Дети сами договариваются, кто начнёт пересказывать, кто продолжит, а кто закончит.

- А теперь, мы свами разыграем эту сказку по ролям, вы  будите артистами, а я режиссёром, буду руководить постановкой.

Вот у меня есть волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что в нём.

Достаю атрибуты к сказке: шапочка медведя, снега, шарфик для обозначения воды, солнце.

Роли распределяются по желаниям детей.

Инсценировка сказки. Слова автора читает педагог.

Итог занятия.

                         « Медведь и солнце»             Н.И. Сладков

«Просочилась в берлогу Вода − Медведю штаны промочила.

− Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! − заругался Медведь. − Вот я тебя сейчас!

Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:

− Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное − теку под уклон.

− Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! − взревел Медведь.

Побелел Снег, испугался.

Заскрипел с перепугу:

− Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло, растаешь тут!

− Ах, так это Солнце мне штаны промочило? − рявкнул Медведь. − Вот я его сейчас!

А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего − убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать. 

Г. Ладонщиков. Медведь.

 

«Без нyжды и без тpевоги
Спал медведь в своей беpлоге.
Спал всю зимy до весны,
И, навеpно, видел сны.

Вдpyг пpоснyлся косолапый,
Слышит: каплет! -
Вот беда!
В темноте пошаpил лапой
И вскочил -
Кpyгом вода!
Заспешил медведь наpyжy:
Заливает — не до сна!
Вылез он и видит:
Лyжи,
Тает снег…
Пpишла весна».

Мишка спал в своей берлоге,
Лапу толстую сосал,
Вдруг к нему через сугробы
Ручеёк перебежал.
Стукнул по носу легонько,
Звонкой капелькой слегка,
Под него подлез тихонько,
Намочив ему бока.
Рассердился лежебока,
Заревел и тут же встал,
А когда на волю вышел,
То и леса не узнал.
Нет сугробов, только лужи,
В небе солнышко горит,
Ветерок друзьям-деревьям
Тихо сказки говорит.

Если снег повсюду тает...

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.

Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...

 Тает, тает белый снег.

Мишка, не зевай!

Ведь вода из полных рек

Льется через край.

Может затопить берлогу,

Деревеньку и дорогу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце»

Закрепить у ребенка умение слушать, понимать и запоминать стихотворный текст;Учить запоминать текст, чётко проговаривая слова, тренировать интонационную сторону речи;Вырабатывать у детей умение ненапр...

Конспект интегрированного занятия по развитию и окружающему миру "Как солнце Весне помогало"

На занятии используются здоровьесберегающие, проблемные, игровые, личностно-ориентированные технологии. Дети уточняют и расширяют представления о весенних изменениях живой и неживой природы, перелётны...

Занятие по развитию социального интеллекта у детей в музыкальной деятельности. Тема -"Солнце видеть каждый рад - это счастье для ребят".

Передача эмоций - сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают воспринимать, действовать и реагировать нанее....

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».

Конспект открытого занятия по развитию речис использованием дидактических игр детей младшегодошкольного возраста (3-4 года)Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце...

Конспект занятия по развитию речи для детей 1 младшей группы «Как цыплята солнце будили»

Развитие понимания речи и активизации словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении....

Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема: «Как солнце весне помогало».

Уточнять и расширять представления о перелетных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе. Учить составлять рассказы по опорным картинкам. Обогащать словарный запас. Формировать образную р...