Занятие по развитию речи "Медведь и солнце"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект занятия по развитию речи,
с использованием мнемотаблиц и элементами игры – драматизации.
Пересказ сказки Н.И. Сладкова
«Медведь и солнце».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_medved_i_solntse.docx | 139.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №1056 г. Москва
Конспект занятия по развитию речи,
с использованием мнемотаблиц и элементами игры – драматизации.
Старшая группа.
Тема: Пересказ сказки Н.И. Сладкова
«Медведь и солнце».
Воспитатель: Баранникова С.Б.
Цель:
- Обучение связному и последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
Основные задачи:
- Поддерживать у детей живой интерес к игре-драматизации, желание участвовать в действии
- развивать навыки диалогической и монологической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы;
- развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;
- учить сочетать речь и движения;
- учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развивать эмоциональную память.
- развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление,
- Обогащать словарь.
Предварительная работа:
- Чтение сказки Н.И. Сладкова « Медведь и солнце»
- Знакомство с лексической темой «Весна».
- Рассматривание картины А.К. Саврасова: «Грачи прилетели»,
- Чтение рассказа Н. Сладкова «Весенние ручьи», книги Т.А. Шорыгиной « Какие звери в лесу?»
- Наблюдение на прогулке за приметами весны, чтение и заучивание стихотворений о весне.
Подготовка к занятию:
- Текст сказки Н.И. Сладкова: « Медведь и солнце»
- Иллюстрация к сказке.
- Карточки- схемы по сказке.
- Атрибуты для драматизации: шапочка медведя, шарфик для изображения воды, шапочка снега, солнце.
- Музыкальные записи весенних звуков.
Методические приемы:
- Лексико-грамматические упражнения «Чьё жильё?» «Скажи иначе»; « Какой медведь?»; чтение отдельных фрагментов из сказки.
- Практические методы: драматизация сказки, упражнения в интонационной выразительности.
Педагог читает стихотворение:
«Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса, значит:
К нам пришла весна»
- Ребята, я вас приглашаю в весенний лес, послушать звуки весны.
Звучит запись: ( Пение птиц, журчание ручья, звон капели, хруст веток)
- Какие звуки весны вы услышали?
-Наступила весна, весело запели птицы, начал таять снег, журчат ручьи, звенит капель, просыпаются медведи.
- Да ребята, Медведь зимует в берлоге, а весной выбирается из неё.
-Если медведь живёт в берлоге, значит берлога чья? (медвежья)
-А вы знаете, где живёт волк? (В логове)
-Значит логово чьё? (волчье)
- А где живёт лиса? (в норе)
- Значит нора чья? (лисья)
- А где живёт белка? (в дупле)
- Значит дупло чьё? (беличье)
- Ребята, про медведей сложено очень много сказок. Вы узнаете, из какой сказки этот медведь?
(педагог показывает иллюстрацию к сказке: «Медведь и солнце»)
- Да, этот медведь из сказки: « Медведь и солнце»
- Кто написал эту сказку?
(Эту сказку написал Н. И. Сладков)
Педагог предлагает детям сесть на стульчики и послушать сказку.
Беседа по содержанию:
- Что случилось в берлоге у медведя?
(Вода промочила медведю штаны)
- А как вода туда попала?
(Вода просочилась, протекла)
- Как повел себя медведь?
(Медведь заругался: «Чтоб ты слякоть пересохла совсем!»)
- Ребята, а что такое слякоть вы знаете?
(Слякоть это пропитанный водой снег, сырость грязь)
- Что ответила вода медведю, каким голосом?
(Вода сказала: «Это не я, Медведушка виновата, снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил, а моё дело водяное - теку себе под уклон»)
- Что значит: снег воду пустил?
(Снег начал таять и вода потекла)
- Что сказал медведь?
(Медведь взревел: « Ах, так это снег во всём виноват? Вот я его сейчас!)
- Что случилось со снегом, как он ответил?
(Снег испугался, побелел, заскрипел: «Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло, растаешь тут!»)
- Как повёл себя Медведь, когда узнал, что это солнце виновато?
(Медведь рявкнул сердито, громко: «Ах, так это Солнце мне штаны промочило! − Вот я его сейчас!»)
- Ребята, медведь смог наказать солнце?
(Медведь не мог наказать солнце, потому что, солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет в небе, снег топит, воду в берлогу гонит, медведю штаны мочит.)
- Против природы ничего не поделаешь, наступает весна, солнце припекает, снег тает, воду гонит и все промокает и ничего не поделаешь.
- Чем закончилась сказка?
( Сказка закончилась тем что Медведю делать нечего − убрался он из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить, весну встречать.)
-Как вы понимаете, медведь убрался из берлоги?
(Значит медведь вылез, выбрался, вышел.)
- Какой медведь был в сказке?
( Большой, сердитый, косолапый, ворчливый, лохматый, косматый, злой, голодный, сонный, недовольный, мокрый)
Физминутка:
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. | (Идти вразвалочку) |
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. | («Доставать» мёд рукой) |
Облизывает лапу Сластёна косолапый, | (Имитация движения) |
А пчёлы налетают, Медведя прогоняют. | («Отмахиваться» от пчёл) |
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». | (Слегка пощипать себя за нос и щёки) |
Бредёт лесной дорогой Медведь к себе в берлогу. | (Идти вперевалочку) |
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. | (Руки под щеку, наклонить голову) |
Затем педагог вызывает троих детей для пересказа сказки с использованием мнемотаблицы. Дети сами договариваются, кто начнёт пересказывать, кто продолжит, а кто закончит.
- А теперь, мы свами разыграем эту сказку по ролям, вы будите артистами, а я режиссёром, буду руководить постановкой.
Вот у меня есть волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что в нём.
Достаю атрибуты к сказке: шапочка медведя, снега, шарфик для обозначения воды, солнце.
Роли распределяются по желаниям детей.
Инсценировка сказки. Слова автора читает педагог.
Итог занятия.
« Медведь и солнце» Н.И. Сладков
«Просочилась в берлогу Вода − Медведю штаны промочила.
− Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! − заругался Медведь. − Вот я тебя сейчас!
Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:
− Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное − теку под уклон.
− Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! − взревел Медведь.
Побелел Снег, испугался.
Заскрипел с перепугу:
− Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло, растаешь тут!
− Ах, так это Солнце мне штаны промочило? − рявкнул Медведь. − Вот я его сейчас!
А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.
Делать нечего − убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.
Г. Ладонщиков. Медведь.
«Без нyжды и без тpевоги
Спал медведь в своей беpлоге.
Спал всю зимy до весны,
И, навеpно, видел сны.
Вдpyг пpоснyлся косолапый,
Слышит: каплет! -
Вот беда!
В темноте пошаpил лапой
И вскочил -
Кpyгом вода!
Заспешил медведь наpyжy:
Заливает — не до сна!
Вылез он и видит:
Лyжи,
Тает снег…
Пpишла весна».
Мишка спал в своей берлоге,
Лапу толстую сосал,
Вдруг к нему через сугробы
Ручеёк перебежал.
Стукнул по носу легонько,
Звонкой капелькой слегка,
Под него подлез тихонько,
Намочив ему бока.
Рассердился лежебока,
Заревел и тут же встал,
А когда на волю вышел,
То и леса не узнал.
Нет сугробов, только лужи,
В небе солнышко горит,
Ветерок друзьям-деревьям
Тихо сказки говорит.
Если снег повсюду тает...
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Алексей Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...
Тает, тает белый снег.
Мишка, не зевай!
Ведь вода из полных рек
Льется через край.
Может затопить берлогу,
Деревеньку и дорогу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце»
Закрепить у ребенка умение слушать, понимать и запоминать стихотворный текст;Учить запоминать текст, чётко проговаривая слова, тренировать интонационную сторону речи;Вырабатывать у детей умение ненапр...
Конспект интегрированного занятия по развитию и окружающему миру "Как солнце Весне помогало"
На занятии используются здоровьесберегающие, проблемные, игровые, личностно-ориентированные технологии. Дети уточняют и расширяют представления о весенних изменениях живой и неживой природы, перелётны...
Занятие по развитию социального интеллекта у детей в музыкальной деятельности. Тема -"Солнце видеть каждый рад - это счастье для ребят".
Передача эмоций - сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают воспринимать, действовать и реагировать нанее....
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».
Конспект открытого занятия по развитию речис использованием дидактических игр детей младшегодошкольного возраста (3-4 года)Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце...
Конспект занятия по развитию речи для детей 1 младшей группы «Как цыплята солнце будили»
Развитие понимания речи и активизации словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении....
Конспект открытого занятия по развитию речи младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».
Тема: «Заботливое солнце». ...
Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема: «Как солнце весне помогало».
Уточнять и расширять представления о перелетных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе. Учить составлять рассказы по опорным картинкам. Обогащать словарный запас. Формировать образную р...