Конспект интегрированного занятия по развитию и окружающему миру "Как солнце Весне помогало"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
На занятии используются здоровьесберегающие, проблемные, игровые, личностно-ориентированные технологии. Дети уточняют и расширяют представления о весенних изменениях живой и неживой природы, перелётных птицах; учатся высказывать свои мысли, строить предложения, развивают фонематический слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_solntse_vesne_pomogalo.docx | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
[Введите название записи]
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
По развитию речи и подготовке к обучению грамоте
(подготовительная группа)
Как Солнце Весне помогало
Подготовила и провела:
воспитатель Потапова Т.С.
Климовск
Цели занятия:
1. формировать умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему;
2. учить составлять предложения по опорным картинкам;
3. обогащать словарный запас, формировать образную речь(подбирать сравнения, эпитеты);
4. упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;
5. развивать фонематический слух (продолжать учить проводить фонетический разбор слова, закреплять умение различать гласные звуки, твёрдость и мягкость согласных; определять положение звука в слове);
6. уточнять и расширять представления о перелётных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе;
7. показать элементы здоровьесберегающих технологий и развивающих игр, используемых на занятиях по развитию речи;
8. воспитывать бережное отношение к животным и растениям, эстетическое отношение к окружающей действительности.
Оборудование:
Конверт с письмом; карточки с изображением лампочки, костра, солнца, характерных признаков весны, перелётных птиц, диких животных; плоскостное изображение берёзы; музыкальная игрушка-птичка; фланелеграф с звуковичком, гнездо, жёлтый круг с лентами; аудиозапись «голоса птиц»
Раздаточный материал:
Бельевые прищепки, веточки, звуковые квадраты.
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в уголке природы я обнаружила письмо. Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его откроем и прочтём. Написано-«сказка», но названия нет. Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (ответы детей)
Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето, три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»
Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат ещё карточки, на которых нарисованы лампочка, костёр и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответ детей- Солнце. Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).
Воспитатель: «Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А ещё оно какое?
Основная часть:
- Проводится игра « Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети её заканчивают.
-Солнце жёлтое, как …(одуванчик).
-Солнце круглое, как …(мячик).
-Солнце ласковое, как …(бабушка).
-Солнйе румяное, как …(блинчик).
2. Проводится игра «Найди Звуковичка в слове». Дети надевают на ножки Звуковичка ботиночки красного цвета, а затем передвигают его по схеме слова (начало, середина, конец). Игра проводится на фланелеграфе.
Воспитатель: «Ребята, мы сказали, что Солнце круглое, а на какую букву оно похоже? (ответ-букву О ) Какой звук она обозначает? (ответ- звук [O] ). Поиграем со Звуковичком(вставлена буква О). Какие башмачки мы наденем Звуковичку? (красные) Почему? ( т. к. звук [ О ]-гласный). Где-же находится звук [O] в слове «солнце»?
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (ответы детей). Конечно, нет. Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвёл яркими красками? Посмотрите внимательно на картинки и скажите: Как Солнце помогло Весне?»
Ответы детей:
-Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.
-Начал таять снег.
-Потекли ручьи.
-Зазвенела капель.
Воспитатель: А что же было дальше?
Воспитатель выставляет карточки с изображением веток с набухшими и лопнувшими почками.
Ответы детей:
-Вода напоила землю. На деревьях набухли почки, стали появляться листочки.
Воспитатель выставляет изображение берёзы весной и закрепляет карточки с изображением цветов под берёзой.
Воспитатель: «Но ещё раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники, мать-и- мачеха, медуница, крокусы. У нас под берёзой тоже появились первые цветы на проталине.
Воспитатель: «А сейчас я приглашаю вас на лужайку»
- Выполняется упражнение на релаксацию «Нарисуем то, о чём мы говорили». Дети садятся по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего «рисуют»:солнышко, капель, ручеёк, цветочек.
Воспитатель: « А кто ещё просыпается на земле под снегом?» (ответы-насекомые: муравьи, мухи, жуки, гусеницы.) Как вы думаете, кто этому обрадовался?
Звучит аудиозапись «Голоса птиц»
Ответ детей: птицы.
Воспитатель: «Закройте глаза и послушайте. Что вы слышите? (Ответы-пение птиц) Чьё пение? (птичье) Повторим вместе.
- Проводится игра «Хорошо-плохо».
Если «хорошо», то дети хлопают в ладоши; а если «плохо» - топают ногами.
Воспитатель: «А вы знаете, как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (ответ- перелётные). Попробуем определить: что хорошего, в том,что птицы улетают на юг, и что плохого.
Ответы детей:
-Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло.
-Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в тёплых странах бодрствуют круглый год. (Это хорошо)
-Мы не видим птиц, не слышим их пения.
-Многие перелётные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.(Это плохо)
5. Проводится игра «Звуковые квадраты».
Выложите с помощью звуковых квадратов слово: ПТИЦЫ.
[п]-согл., глух., твёрд; [т*]-согл., глух.,мягк.; [и]-гласн.; [ц]-согл., глух., твёрд.; [ы]-гласн. Сколько звуков получилось? (пять) Сколько слогов? (два) Какой ударный? (второй)
6. Проводится игра «Четвёртый лишний».
Воспитатель прикрепляет карточки с изображением птиц на берёзу.
Воспитатель: «Посмотрите, на нашей берёзе сидят птицы. Все ли они перелётные? Какая лишняя?(скворец, грач, дятел, жаворонок) Ответы детей: дятел, он зимует у нас.
Воспитатель: «А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? (строят гнёзда) Давайте поможем птичке построить гнездо.
7. Проводится пальчиковая игра с прищепками «Возьмём в клювик»
Воспитатель ставит под берёзу музыкальную игрушку-птичку. Под пение птиц дети берут бельевые прищепки и, зажимая ими, как клювиками,веточки несут их в гнездо. Птичка свим пением благодарит детей за построенное гнездо.
Воспитатель выставляет под берёзкой карточку с изображением зайца после линьки.
Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны?(ответы-животные линяют: меняют тёплый пушистый мех на более лёгкий и редкий.) Некоторые животные меняют окраску
8. Проводится игра «Отгадай загадку»
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый-краса!
А зовут её …(лиса)
Была лиса какая?(коричневая,бурая), а теперь какая?(рыжая)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (заяц)
Был какой? (белый) А стал каким ? (серым)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
Была какая? (серая) А стала какой? (рыжей)
Воспитатель выставляет карточки с изображением цветущих деревьев.
Воспитатель; « А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны? (зацветают). Посмотрите что у нас получилось. Какая весенняя красота! И сейчас мы вместе продолжим сказку.»
Каждый ребёнок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.
Рассказ детей:
-Солнце греет ярче, чем … зимой. Тает … снег, с крыш свисают … сосульки, звенит … капель. Бегут весёлые … ручейки. Почки деревьев … набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинах распускаются … первые цветы. Из земли выползают … насекомые. С юга … возвращаются перелётные птицы. Они строят … гнёзда, чтобы откладывать яйца и вывести птенцов. Звери … линяют, меняют густой мех на лёгкий и редкий. Цвет …меняется.
Воспитатель: «Так в чём же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?»(Дети: солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее. ) Попробуем придумать название к нашей сказке. ( Дети: Как Солнце Весне помогало.)
Затем воспитатель приглашает детей пройти на лужайку и сесть в кружок.
Заключительная часть:
Воспитатель: «Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.(Дети произносят по предложению и вытягивают ленту.)
Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? ( Солнце) А вы его лучики, добрые и светлые, а значит всем вокруг от вас должно быть тепло и радостно. Повернитесь к гостям и подарите им кусочек солнышка, свою улыбку.»
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте
( старшая группа )
Загадки на грядке
Подготовила: Потапова
Татьяна Сергеевна
(воспитатель)
Климовск
Цели занятия:
- Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы, строя предложение из 4-5 слов;
- Развивать навыки составления рассказа на основе личного опыта;
- Активизировать названия овощей, закрепить обобщающее понятии « овощи»;
- Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;
- Учить детей понимать образный смысл загадок;
- Формирование грамматического стоя речи;
- Упражнять детей в образовании прилагательных от существительных;
- Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных;
- Закреплять правильное произношение звука [p];
- Учить выделять звук [p] в начале, середине и конце слова;
- Учить выкладывать схему слова.
Материалы для занятия:
- Картинки с изображением различных овощей и фруктов;
- Муляжи овощей;
- Игрушечная собака или собака из театра бибабо;
- Игрушка-бабушка из театра бибабо;
- Схема для определения характеристик звука;
- Квадраты красного, синего и зелёного цветов для выкладывания схемы;
- Кастрюльки, горшочки и кувшины из картона, на тыльной стороне которых нарисованы овощи и фрукты.
Раздаточный материал:
Квадраты красного, синего и зелёного цветов.
Ход занятия:
Часть 1
Введение в занятие:
Воспитатель: Сегодня, дорогие ребята , нас ждут интересные встречи и увлекательные игры. А начать наше занятие я хочу со стихотворения Я. Бжехвы. Стихотворение я вам прочту, а вот название для него вы придумаете сами. Прошу вас помочь мне, вставляя нужные слова, когда я сделаю паузу.
Во время чтения стихотворения воспитатель вместо названия овощей показывает картинки.
В огороде … помидор
Взгромоздился на забор
Притворяется, негодник,
Будто сам он огородник!
Возмутилась тётя … репа:
«Это глупо и нелепо!»
Крикнул дядя … огурец:
«Безобразник! Сорванец!»
Огорчился старый … лук:
«Не терплю подобных штук!»
Покраснел сорванец,
Устыдился наконец,-
И скатился чин по чину
К огороднику в корзину!
Воспитатель: Так какое же название вы бы дали этому стихотворению? ( Дети: «Овощи» «Разговор овощей» и т. д.) Ян Бжехва назвал его «Овощи». Вот и наше сегодняшнее занятие тоже будет посвящено овощам. Я предлагаю вам устроить настоящий овощной праздник. Где же нам найти овощи? Правильно, можно отправиться за ними дачу, в деревню. Я предлагаю съездить в деревню. Там живёт одна моя знакомая бабушка Клава. У неё прекрасный участок, где растёт много овощей. Как по-другому назвать этот участок? Правильно, у бабушки Клавы прекрасный огород.
Часть 2
Разговор с Барбосом.
Воспитатель: Дом и огород бабушки Клавы сторожит пёс Барбос. Он вовсе не злой, а очень добродушный и очень любит играть с детьми. А вы хотите поиграть с Барбосом?
Барбос (игрушка бибабо): Ребята, я не только огород и дом сторожить умею, я ещё умею считать. Вот спросите у меня: «Барбос, сколько у тебя хвостов?»- и я отвечу.
Воспитатель: Барбос, сколько у тебя хвостов?
Барбос: У меня один хвост. Атеперь спросите про нос.
Ребёнок: Барбос, сколько у тебя носов?
Барбос: у меня один нос. А теперь спросите про уши (про брови, глаза, рот, щёки, лапы).
Барбос не отвечает на вопрос до тех пор, пока ребёнок не образует правильную форму.
Часть 3
Загадки бабушки Клавы.
Воспитатель: Теперь, после того как мы поиграли с Барбосом, давайте познакомимся с бабушкой Клавой. ( Воспитатель показывает детям игрушку «бабушка» из театра бибабо и с этого момента разговаривает от лица бабушки Клавы.)
Бабушка Клава: Здравствуйте, ребятки, зачем же вы ко мне пожаловали? За овощами? Что ж, тогда отгадайте мои загадки.
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла,
Ты посоли её немножко.
Ведь, правда, вкусная? …(картошка)
Воспитатель: А как вы догадались, что загадка о картошке? О каком ещё овоще говорят, что он рассыпчатый? Конечно, только о картошке.
Летом в огороде свежие, зелёные,
А зимою в бочке-жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?...(огурцы)
Микробов он сбивает с ног.
Ну а зовут его? …(чеснок)
Нарядилася Алёна
В сарафанчик свой зелёный,
Завила оборки густо.
Узнаёшь её …(капуста)
Нужнее всех из овощей
Для винегретов и борщей
Из урожая нового
Красавица бордовая. (свёкла)
Воспитатель: А как вы поняли, что загадка о свёкле? А вы помните, из каких ещё овощей, кроме свёклы, делают винегрет? Вы знаете ещё какой-нибудь овощ, который тоже был бы бордового цвета?
Все узнают молодца,
Что растёт на грядке:
Он побольше огурца,
Толстый он и гладкий,
Тоже держится за плеть.
Приходите посмотреть! (кабачок)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слёз доведу. (лук)
Воспитатель: По каким признакам мы узнаем в этой загадке лук?
Привязан кустик к колышку,
На кустике-шары.
Бока подставим солнышку,
Краснеют от жары, (помидоры)
Воспитатель: Какие слова, сравнения позволили вам быстро разгадать загадку?
Часть 4
Звук [p]
Воспитатель: А теперь послушайте меня внимательно: «помидор-р-р», «огур-р-р-цы», «кар-р-р-тошка». Какой звук я выделила в названии овощей? Правильно, это звук [p]. Звуковичок поможет нам дать характеристику звуку. Он гласный или согласный? Почему согласный? Какой он звонкий или глухой? (наденем Звуковичку колокольчик , т.к.звук [p] звонкий, а также зелёные и синие ботиночки, т.к. он может быть твёрдым и мягким)
Проводится игра «Светофор»
Дети вооружаются синими и зелёными квадратами.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, в названии каких овощей и фруктов есть звук [p] и [p’]. Я буду называть слова, а вы поднимать карточки: синюю, если звук [p] будет твёрдым, и зелёную, если звук [p’] будет мягким. Помидор, горох, морковь, репа, укроп, тыква, петрушка, редька, смородина, крыжовник, огурец, перец, груша.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам показать бабушке Клаве, что мы с вами умеем каждое слово не только произносить, но и выкладывать с помощью квадратов разного цвета. Я предлагаю вам составить схему слова «горох».
Дети определяют, что в слове три согласных звука и два гласных.
[г]-согл.,твёрд., обозначаем синим.
[о]-гласн., обозначаем красным.
[р]-согл.,твёрд.,(синий).
[o]-гласн., (красный).
[х]-согл., твёрд., (синий).
Таким образом, получается схема: горох.
Каждый ребёнок выкладывает схему на своём рабочем месте, одного из детей приглашают к доске.
Бабушка Клава: Вот так чудеса! Я и не знала, что слова можно так изображать.
Физкультминутка
Физкультминутка с элементами пальчиковой гимнастики на стихотворение Ю. Тувима «Овощи».
Хозяйка однажды с базара пришла, (ходьба на месте)
Хозяйка с базара домой принесла: (поднимают тяжёлые сумки)
Картошку , (поочерёдно загибают пальцы рук правой и левой)
Капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу. Ох!... (кисти встряхнуть)
Вот овощи спор завели на столе-(руки в стороны к плечам)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле? (пальцы поочерёдно отгибаются из кулака)
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?
Петрушка и свёкла? Ох!...
Хозяйка тем временем ножик взяла, (ладонь ребром по ладошке)
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, (сомкнутые ладони)
Капусту, (ладони размыкаются, пальцы в стороны)
Морковку, (соединить вытянутые ладони)
Горох, (соединяем указательные пальцы с большим)
Петрушку, (шевелим пальчиками)
И свёклу.(прислоняем кулачки пальчиками друг другу)
Ох! ( ладони сцепленные в замок, выворачиваем, руки вытягиваем)
Накрытые крышкою в душном горшке (повороты туловища)
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох, (приседая)
Петрушка и свёкла. Ох!...
И суп овощной оказался неплох! (прыжки на месте с хлопками в ладоши)
Бабушка Клава: Ну что ж, и загадки вы разгадали быстро, и в названиях овощей и фруктов нужный звук нашли, и даже такой замечательный суп сварили! Теперь очередь за мной. Я для вас тоже приготовила вкусное угощение из овощей и фруктов.
Часть 5
Обед из овощей и фруктов
Проводится игра «Скажи со словом…»
Бабушка Клава: Усаживайтесь за стол. Разбирайте кастрюльки. В них я приготовила суп. Скажите какой суп в ваших кастрюльках?
Воспитатель (показывает пример): У меня на кастюльке нарисован горох. Значит, в кастрюле суп из гороха-гороховый суп.
Дети образуют прилагательные: суп из картофеля-картофельный, суп из свеклы-свекольный, суп из лука-луковый, суп из капусты- капустный, суп из помидоров, или томатов-томатный, суп из овощей-овощной.
Бабушка Клава: А теперь принимайтесь за второе. В горшочках-рагу из овощей. Скажите, какое вы будете есть рагу?
Рагу из моркови-морковное, из свёклы-свекольное, из картофеля-картофельное, из кабачков-кабачковое, из гороха-гороховое, из капусты-капустное, из тыквы-тыквенное, из овощей-овощное.
Бабушка Клава: А на сладенькое-то пастила из фруктов. Она в специальных формочках. Угощайтесь! Какая у вас пастила?
Пастила из яблок-яблочная пастила, из груш-грушевая, из вишни-вишнёвая,из слив-сливовая, из клубники-клубничная, из смородины-смородиновя, из чёрной смородины-чёрносмородиновая, из красной смородины-красносмородиновая.
Воспитатель: Дорогие ребята, вы всё сделали правильно. Теперь нам остаётся поблагодарить бабушку Клаву и отправиться в детский сад.
Часть 6
Выход из занятия
Рассказы из личного опыта детей
Воспитатель: А знаете, ребята, после нашего недолгого путешествия мне вдруг вспомнилась моя дача, где я много времени провела этим летом. Я расскажу вам о ней.
У меня на даче есть небольшой огород и маленький сад. В огороде есть грядки с капустой, морковью и свеклой. Моя дочка помогала мне ухаживать за овощами. Её любимая грядка-огуречная. Всё лето она ухаживала за огурцами, поливала их, пропалывала, рыхлила, подвязывала длинные плети. Поэтому у нас был богатый урожай огурцов. Мы любим бывать на даче и с удовольствием трудимся на огороде. А ещё мы любим приглашать туда друзей. Мы угощаем их разными блюдами из наших овощей. Гости восхищаются моим борщом, с удовольствием едят кабачковые оладьи и всегда просят добавки.
Теперь я предлагаю вам рассказать о том, что растёт на вашей даче, в огороде или в саду у ваших бабушек или дедушек, просто знакомых.
Расскажите, есть ли на вашей даче сад или огород. Сначала скажите, какие овощи и фрукты растут на даче. Потом расскажите, кто за ними ухаживает и как, помогаете ли вы своим родным. Закончите рассказ тем, какой был урожай в этом году, блюда из каких овощей или фруктов вы пробовали.
Воспитатель вместе с детьми заслушивают несколько рассказов.
Воспитатель: Вы славно потрудились на даче в этом году. Ну а мы подведём итоги нашего занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с презентацией на тему: "КАК СОЛНЦЕ ВЕСНЕ ПОМОГАЛО!"
Итоговое занятие по теме "Весна"....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема: Природа весной.
Расширяет представления детей о характерных признаках весны, учит находить эти признаки самостоятельно; развиватет умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать и...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и трудовому воспитанию в первой младшей группе «Весна - красна»
Данный конспект прогулки весной предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Конспект написан с развернутым описанием игр, наблюдения, трудовой деятельности детей. Благодаря использованию в работе иг...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: «Ждём весну!»
Занятие направлено формировать у детей знания о празднике День защитника Отечества. С помощью дидактических игр обогатить лексический запас слов по теме (Отечество, защитник), закрепить знания прилага...
Конспект занятия с детьми среднего возраста " Как Солнце Весне помогало" 01.02 2019. год
Методическая разработка...
Конспект Интегрированное занятие по Развитию речи Тема: «Платье для Весны» Старшая группа
Закреплять знание характерных признаков времен года, названий месяцев. Обогащать словарь детей по весенней тематике. Упражнять в образовании прилагательных от существительных....