Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема: «Как солнце весне помогало».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Артемьева С.А.

Уточнять и расширять представления о перелетных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе. Учить составлять рассказы по опорным картинкам. Обогащать словарный запас. Формировать образную речь (подбирать эпитеты, сравнения). Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Показать элементы здоровье сберегающих технологий, используемых в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Как солнце весне помогало».

Цель: Уточнять и расширять представления о перелетных птицах, весенних изменениях в живой и неживой природе. Учить составлять рассказы по опорным картинкам. Обогащать словарный запас. Формировать образную речь (подбирать эпитеты, сравнения). Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Показать элементы здоровье сберегающих технологий, используемых в работе с детьми.

Материал: Конверт с письмом. Карточки с изображением лампочки, костра, солнца; характерных признаков весны; перелетных птиц; диких животных. Плоскостное изображение берёзы с распускающимися листьями. Музыкальная игрушка – птичка. Бельевые прищепки, веточки, гнездо. Круг из жёлтой бумаги с прикрепленными к нему одним концом желтыми  лентами. Солнышки. Аудиозапись «Ручей» и «Голоса птиц».

Ход занятия:

В-ль: Сегодня утром у двери нашей группы я нашла письмо с адресом нашего детского сада и названием нашей группы «Речецветик». Значит это письмо адресовано нам с вами.  Ещё на конверте написано: «Сказка». «Хотите узнать, что за сказка там спряталась?» (Да). Давайте прочитаем ее.

«Жили – были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое может победить холод».

Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, на которых нарисованы лампочка, костёр и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце). Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

Игра «Сравни и назови».

Солнце жёлтое, как (одуванчик).

Солнце круглое, как (мячик).

Солнце ласковое, как (бабушка).

Солнце румяное, как (блинчик).

-Сказка закончилась? (нет). Как же солнце помогало Весне? Что оно сделало, чтобы мир  снова расцвел яркими красками? Давайте прислушаемся. Может, звуки нам помогут? (Запись «Ручей»). Что, вы услышали? ( Шум, журчание ручья.) Верно. Посмотрите, а в конверте есть, еще карточки. (Карточки с изображением ранней весны).Давайте продолжим сказку, а карточки нам помогут.

Дети: Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. Начал таять снег, потекли ручьи, зазвенела капель.

В – ль: А что, же было дальше? (Выставляет карточку, с изображением ветки с лопнувшими почками).

Дети:  Вода напоила землю, на деревьях набухли почки, начали распускаться листья.

(Выставляются  карточки с изображением первоцветов и молодой травы).

Дети: Появились первые цветы, начала зеленеть трава.

В – ль: У нас,  под березой, тоже выросли цветы. (Карточки ставятся под березу). Назовите, их. (Примула, Медуница, Мать - и – мачеха, Ландыши). Молодцы! А сейчас, я приглашаю вас на лужайку – на мягкую зеленую травку.

Точечный массаж.

«Нарисуй то, о чем мы говорили».

В-ль: Появились насекомые.

-Какие? (Бабочки, муравьи, комары).

-Как вы думаете, кто обрадовался тому, что появились насекомые? (Птицы).

-Давайте представим, что мы в лесу, где очень тихо.

-Закройте глаза и послушайте. (Запись «Голоса птиц»).

-Что, вы слышите? (Голоса птиц).

- Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (Перелетные).

Игра «Хорошо - Плохо».

-Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (У нас холодно, а на юге тепло. Голодно, а на юге насекомые круглый год.)

- Что плохого в том - что птицы улетают от нас? ( Мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие птицы погибают в пути на юг).

В-ль: (Картинки с изображением перелетных птиц прикрепляются к березе).

-Посмотрите, на нашей березе сидят птицы.

-Каких перелетных птиц вы знаете? Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? Давайте поможем нашей птичке построить гнездо.

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Построим гнездло».

В-ль: Посмотрите, под березой заяц! (Карточка - заяц после линьки).

-Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны?

(Карточки других животных весной).

-А что происходит с деревьями и кустарниками, к концу весны? (Начинают цвести).

-Ну, вот и разложили все карточки по порядку.

Физминутка «На лугу растут цветы».

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

- А сейчас все вместе продолжим сказку «Как солнце Весне помогало».

Дети: «Солнце греет ярче, чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель. Бегут ручьи. Почки на деревьях набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинках распускаются первые весенние цветы. Начинает зеленеть травка. С юга возвращаются перелетные птицы. Они проверяют старые гнезда и строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы высиживать птенцов. Звери линяют. Зацветают деревья: ива, яблоня, сирень».

Итог:

 В-ль: Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? (Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее).

Приглашает всех пройти на лужайку и сесть в кружок.

- Скажите - вы любите весну? (Да). Сейчас каждый из вас  будет говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

- Посмотрите - что у нас получилось? (Солнышко). А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. К письму были приложены маленькие солнышки. Это добрый волшебник благодарит вас за то, что вы помогли Весне победить холод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Весна»

Занятие поможет закрепить полученные ранее в процессе наблюдений в природе признаки весны и активизировать слова в речи детей....

Занятие по развитию речи в старшей группе тема:"Весна"

Программное содержание:Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях. Прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту.Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Весна».

Занятие поможет закрепить представления о весне и ее приметах. Уточнить, расширить  словарь детей  по теме «Весна»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Весна прилетели птицы».

                         Основная образовательная область «Познание»Интеграция: «Коммуникация»,«Со...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Составление творческого рассказа о весне»

План-конспект организации и проведения занятия по  развитию речи в старшей группе. Тема: «Составление творческого рассказа о весне»...