Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова: «Собери портфель в школу».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Гончарова Юлия Сергеевна

Формирование слоговой структуры слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию слоговой структуры слова: «Собери портфель в школу».

     

Цель - формирование слоговой структуры слова.

Задачи: .Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов, навыки составления и чтения слов. Автоматизировать правильное произношение и дифференциацию всех поставленных ранее звуков в свободной речевой деятельности. Развивать связную речь. Расширять, уточнять словарь по теме «Школьные принадлежности». Расширять и систематизировать знания о предметном мире. Обобщать представления о школе и школьных принадлежностях. Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности. Формировать готовность к школе.

Ход занятия.

Солнце на небе проснулось,

Нам с тобою улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмём

И к сердечку поднесём

- Солнышко дарит всем нам тепло. И мы тоже сделаем подарок солнышку. Споём песенку гласных.

Фонетическая ритмика гласных звуков.

Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, плавные, длительные по времени.

« А»- Исходное положение: руки впереди, ладонями вверх. Произнося звук «А», руки широко разводятся в стороны. По динамике – слабо.

Установка:  -будем говорить тихо и долго;

                   -громко и долго;

                   -тихо и кратко;

                   -громко и кратко. (Для всех звуков).

«О»-  Исходное положение: руки внизу, пальцы соприкасаются. При произнесении звука «О», руки через стороны поднимаются вверх и округло соединяются над головой. По динамике- слабо.

«У» »-  Исходное положение: руки перед грудью, указательные пальцы направлены вверх. При произнесении звука «У», руки вытягиваются вперед. По динамике- напряженно.

«Э» Исходное положение: руки впереди, ладонями вверх. Произнося звук «Э», руки через стороны поднимаются к плечам, локти в конце произнесения                                                    

«И» -  Исходное положение: руки перед грудью, указательные пальцы направлены вверх. При произнесении звука «И», руки вытянуть вверх, подтянуться, при этом становясь на носки. По динамике- очень напряженно.

Звучит песня «Чему учат в школе».

 - Ребята, отгадайте загадку:

 Дом на улице стоит,

Детвора к нему спешит.

Несут тетрадки, книжки

Девчонки и мальчишки. Что это?

(Школа.)

Конечно же, в этой загадке говорится о школе. Пройдет не так уж много времени, и вы станете учениками. К школе надо быть готовым. Знаете ли вы, что будет необходимо вам в школе? Давайте проверим.

Дети, посмотрите, здесь кто -то оставил какой -то предмет? А что это? (портфель). Как ты думаешь, кто его забыл? А если он в школе, значит кто? (школьник). А как скажем по- другому? (ученик).

Как вы думаете, нам нужно его вернуть хозяину?

Давай попробуем отгадать имя этого ученика.

«Звуковая чашечка «слова Миша.»

Воспитатель поочерёдно называет звуки слова, делая паузы после каждого звука. Дети «собирают» из звуков слово и поочерёдно говорят его на ухо воспитателю.

(появляется картинка мальчика).

А как  Мишу  будут звать, когда он вырастит? Михаил.

Деление на слоги слов Миша и Михаил.

Давайте позовём Мишу (определение ударения).

Ребята, Миша никак не может собраться в школу. Давайте мы поможем ему собрать портфель.

Посмотрите, во всех словах пропал последний слог. Попробуйте отгадать эти слова.

Пе… , днев…, каран…, кни.., тет…., руч.. .

Прочитайте все слова. Как можно назвать одним словом? (учебные принадлежности, учебные вещи).

Задание 1

Слово «дневник» разделите на слоги. А вы уже знаете, что любое слово можно отхлопать (хлопок на каждый слог.) Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать.  

Задание 2.

В слове «ручка» определите ударение.

Задание 3.

В слове «карандаш» какой звук повторяется?

Задание 4.

Слово «книги» обозначает один предмет или много? А как скажем про один предмет?

Задание 5.

Загадка. То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей – ка! (тетрадь)

Задание 6.

Собери слово из слогов. И ты узнаешь, какого предмета нет на картинках, но его тоже нужно взять. Ли ней ка.

Задание 7. «Доскажи словечко».

Ник-ник-ник- твой с пятёрками дневник.

Даш –даш -даш- бывает цветной и простой карандаш.

Нал-нал-нал- всё кладу в пенал.

Радь- радь –радь - в клетку и в линейку у меня тетрадь.

Как одним словом назвать слова, которые вы сейчас называли? (Учебные вещи).

Задание 8. Отгадайте загадки -подсказки:

 Клетка, линейка,

Цифры, слова,

Как я стараюсь, покажет она. (Тетрадь.)

 Деревянный кафтан,

В нем живет цветной Иван.

Любит он альбом, тетрадь,

А я люблю им рисовать. (Карандаш.)

 В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

-Что угодно для души. (Пенал.)

Работа со словарными словами. Прочитайте слова. Это очень важные слова, их написание нужно запомнить.

Пенал ,карандаш, тетрадь.

Прочитайте первое слово, закройте глаза проговорите его громко, тихо. Прошагайте слово.

Прочитайте второе слово, закройте глаза, проговорите его тихо, громко. Прошагайте слово.

Прочитайте третье слово, закройте глаза, проговорите его. Прошагайте слово.

Задание 9. Дидактическая игра «Собери школьный рюкзак».

На столе лежат школьные принадлежности, игрушки. Двое ребят (по желанию)должны собрать в рюкзак необходимые школьные принадлежности. Побеждает тот, кто быстрее и без ошибок соберет школьный рюкзак.

Молодцы у вас все получилось.

Ребята, сегодня мы с вами слова   отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части. Вы уже знаете, что эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок - лист), из 2 слогов (2 хлопка - рюкзак), из 3 слогов (3 хлопка - линейка), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка - карандаши). Запомните правило – сколько в слове гласных, столько и слогов (хлопков, шагов).

Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

Ребята, вы справились со всеми заданиями . Молодцы! Скажите, что мы делали на занятии? О чём узнали?

(Дети отвечают на поставленные вопросы полным ответом.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова "Путешествие пёрышка"

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста по формированию слоговой структуры слова  предназначен для логопедов и учителей начальной школы....

Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова» Односложные слова»

конспект занятия по формирвоанию слоговой структуры слова...

Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова в старшей группе «Кто в домике живет?»

Конспект логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова в старшей группе«Кто в домике живет?»...

Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи "Путешествие на поезде"

Цель: создавать условия для формирования слоговой структуры слова у детей через игровую деятельность.Коррекционно-образовательные задачи: - закрепить умение различать на слух и воспроизводить долгие и...