Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (с использованием мнемотехники) на тему "Аквариумные рыбки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Баскова Екатерина Николаевна

Цель: закрепить знания и представления детей об аквариумных рыбках.

Задачи:

·        Коррекционно-образовательные: активизация глагольного словаря, словаря прилагательных; закрепление навыков словообразования; согласование числительного с существительным в роде и падеже; совершенствование умения составлять описательный рассказ по предложенному плану (мнемотаблице).

·        Коррекционно-развивающие: развитие мышления, памяти, фонематических процессов; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики.

·        Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности; воспитание любви к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (с использованием мнемотехники)

на тему «Аквариумные рыбки»

Автор-составитель: Баскова Екатерина Николаевна,

воспитатель ГБДОУ детский сад № 83 Красносельского района

г.Санкт-Петербурга

Цель: закрепить знания и представления детей об аквариумных рыбках.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: активизация глагольного словаря, словаря прилагательных; закрепление навыков словообразования; согласование числительного с существительным в роде и падеже; совершенствование умения составлять описательный рассказ по предложенному плану (мнемотаблице).
  • Коррекционно-развивающие: развитие мышления, памяти, фонематических процессов; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики.
  • Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательности; воспитание любви к природе.

Оборудование: иллюстрации с изображением аквариумных рыбок, макет аквариума с рыбками, опорная схема для составления описательного рассказа, дидактическая игра «Сложи рыбку», мяч.

Предварительная работа: чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», беседа на тему «Обитатели аквариума», рассматривание предметных картинок с изображением аквариумных рыбок.

1.Организация НОД: В центре группы стоит макет аквариума, накрытый тканью.

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом.

Он прозрачный, он стеклянный,

Нету номера на нем.

И жильцы в нем не простые,

Не простые – золотые.

Эти самые жильцы –

Знаменитые пловцы.  

Дети отвечают: аквариум.

2. Сообщение темы:

Воспитатель: - Молодцы! Вы отгадали загадку, и вот перед вами – аквариум!

Сегодня мы с вами поговорим об аквариуме и его обитателях.

3. Актуализация: Воспитатель открывает накрытый тканью макет аквариума.

Воспитатель: - Давайте посмотрим, кто в нем живет? (Там живут рыбки).

- Рыбки, которые живут в аквариуме называются?.. (аквариумные).

- Как вы догадались, что это рыбки? Какие отличительные особенности есть у рыбок? (У них есть голова, туловище, хвост, плавники, чешуя; они живут в воде).

- Почему мы говорим – «рыбки», а не «рыбы»? (Потому, что они маленькие).

- Давайте вспомним, что рыбка может делать? (Плавать, дышать, спать, есть..)

- А каких аквариумных рыбок вы знаете? (Меченосец, золотая рыбка, сомик, гуппи). Молодцы!

4. Закрепление знаний:

Ребята, отгадайте загадку:

Ярко-красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется.. (Меченосец).

- Еще одна загадка:

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Эта рыбка не простая.

Рыбка эта.. (Золотая).

- Отлично! И последняя загадка:

Он на самом дне живет,

У него усатый рот.

Все, что сверху упадет,

Аккуратно подберет.

На ночь спать уходит в домик,

Рыбку называют.. (Сомик)

- А теперь давайте представим, что мы с вами рыбки (физкультминутка «Рыбка-озорница»):

Рыбка плавает в водице,

Руки вытянуть вперед, ладони сложить вместе, двигаются в разных направлениях.

Рыбке весело играть.

Хлопают в ладоши.

Рыбка, рыбка, озорница,

Грозят пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.

Делают хватательные движения кистями рук.

Рыбка спинку изогнула,

Руки над головой, прогнуться в спине.

Крошку хлебную взяла.

Приседают.

Рыбка хвостиком махнула,

Руки назад, ладони сложить вместе.

Рыбка быстро уплыла.

Двигаются в разных направлениях.

5. Совершенствование знаний, умений, навыков:

Воспитатель: - Становитесь все в круг, я буду задавать вопрос: рыбка, ты какая? И бросать мячик. Тот, кому я бросила мяч, должен ответить: например, я – быстрая, и вернуть мяч мне. (Дети отвечают: ..маленькая, быстрая, проворная, резвая, подвижная, красивая, яркая, блестящая, золотая…) (игра с мячом «Рыбка, ты какая?»)

Воспитатель: - Кто хочет рассказать о понравившейся рыбке? (Несколько детей поочередно выходят и составляют рассказ, используя схему).

Воспитатель: - Все аквариумные рыбки очень красивые! Как вы думаете, ребята, для чего они нужны людям? (Для того, чтобы мы могли ими любоваться). Даже говорить о них хочется ласково! Давайте попробуем? (игра «Назови ласково»). (Рыба…, голова …, хвост…, плавник…, ус…, чешуя…

Воспитатель: - Замечательные рыбки! А сейчас давайте сядем на стульчики и внимательно посмотрим: перед вами рыбки и наша «помощница»-схема. С ее помощью можно рассказать о выбранной вами рыбке.

На доске вывешена опорная схема для составления описательного рассказа, предметные картинки с изображением аквариумных рыбок. Дети по очереди подходят, выбирают картинку и составляют описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

6. Подведение итогов:

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы научились составлять рассказ о понравившейся рыбке, запомнили названия аквариумных рыбок, как они выглядят..

- А теперь посмотрите: у вас на столах картинки с рыбками, но все они перепутались, и поэтому рыбки не могут попасть в свой аквариум.  Давайте поможем им! Когда вы справитесь с заданием, вас ждет сюрприз!...

- Отлично! Рыбки спасены  и благодарят вас!

После выполнения задания дети получают угощение (печенье в виде рыбок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познание викторина «Угадай мультфильм» с использованием ЭОР

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познание викторина «Угадай мультфильм» с использованием ЭОР...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Весёлый обруч» с использованием ИКТ (просмотр слайдов из презентации «Весёлый обруч»)

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и презентация на тему "Весёлый обруч" поможет совершенствовать умения манипулировать обручем при выполнении разных двигательных ...

Конспект интерактивной познавательно-развивающей игры воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста "Осенние листочки" с использованием инновационной технологии И.А.Лыковой "Живой натюрморт".

Перед занятием была проведена большая методическая работа по закреплению знаний детей о птицах, насекомых, цветах,которые дети видели летом , а так же о животных,  живущих в лесу. Посмотрите, что...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию Времена года. Когда это бывает? (технология мнемотехники)

Детям трудно запомнить признаки времён года.Для облегчения запоминания создаются разнообразные схематичные изображения тех или иных природных явлений....