Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию Времена года. Когда это бывает? (технология мнемотехники)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Детям трудно запомнить признаки времён года.Для облегчения запоминания создаются разнообразные схематичные изображения тех или иных природных явлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию
Времена года. Когда это бывает?
(технология мнемотехники)
Цель: Познакомить детей с мнемотехникой.
Задачи:
- Закрепить знания детей о временах года.
- Продолжать знакомить на основе мнемотаблиц с характерными особенностями времён года «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
- Развивать речевую активность.
- Продолжать учить отгадывать загадки.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о временах года. Нам в нашем разговоре буду помогать загадки. Я буду загадывать, а вы, когда отгадаете, узнаете, о каком времени года загадка:
Снег растаял, снег растаял.
Это новость непростая.
Это значит наступает
Настоящая (весна)
Дети отгадывают загадку, а воспитатель прикрепляет к доске карточку с буквой «В». Потом загадывает следующую загадку:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я — …(лето)
Дети отгадывают, воспитатель прикрепляет карточку с буквой «Л».
Следующая загадка:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
Когда дети отгадают, воспитатель прикрепляет букву «О».
Следующая загадка:
Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня ...(зима)
Когда дети отгадывают загадку, прикрепляется буква «З».
Молодцы! Вы все загадки отгадали правильно. Давайте с вами повторим, глядя на эти карточки, какие мы знаем времена года.
(Воспитатель показывает на одну из букв и просит кого-нибудь из детей сказать какое время года обозначает определённая буква. Если ребёнок затрудняется, просит помочь ему других детей.)
Ребята, в каждом времени года есть свои особенности. Поэтому, мы никогда не перепутаем зиму с осенью, лето с весной. А какие это особенности сейчас и узнаем. Я буду зачитывать маленькие стихи или загадывать загадки, а вы будете отгадывать, о каком времени года в них говорится. Если отгадаете, рядом с буквой, обозначающей это время года, появится картинка со схемой этого явления. Слушайте внимательно.
Снег растаял, снег растаял.
Это новость не простая.
Видим, травка прорастает,
Это, значит, наступает настоящая (весна)
Дети отгадывают, и воспитатель прикрепляет картинку с изображением травы рядом с буквой «В».
Тихо, тихо снег идёт
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе лопатой.
Воспитатель. О каком времени года говорится в этом стихе?
Дети. О зиме.
Воспитатель. Правильно. Я прикреплю картинку со снежинкой к букве «З».
Следующее …
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел
Какое время года? Лето. Прикрепить к букве «Л».
Спят в поле сестрички Сели дети на салазки,
Жёлтый глазок, Как блестят весельем глазки.
Белые реснички. ( Зима, прикрепить рядом с «З» )
(Цветок, лето)
Очень сильно солнышко жжёт. Солнышко всё ярче светит,
Стала моя кожица Снег худеет, мякнет, тает.
Краснеть и ёжиться. Грач горластый прилетает.
(Лето. Картинка с солнцем) Какое это время года? Кто знает?
(Весна. Картинка с солнцем)
Когда проснутся почки на деревьях Прилетают птицы вновь в края
И зацветёт наш яблоневый сад, родные.
(Весна. Картинка с почкой) Журавли уж скоро в гнёзда прилетят,
Запоют во весь простор мелодии
простые,
Эхом звуки по округе полетят.
(Весна. Картинка с птицами)
Кленам, липам и дубочкам Вот на ветке лист кленовый.
Дарю новые листочки, Нынче он совсем как новый!
(Лето. Дерево.) Весь румяный, золотой.
Ты куда листок? Постой!
(Осень. Листок клёна)
Дуют ветры, За дождями дожди ходили.
Ветры буйные, Чуть закончатся, тут другие.
Ходят тучи, Эти хмурые, те косые,
Тучи темные. Моросящие, проливные.
(Осень. Согнутое (Осень. Картинка с дождём)
дерево.)
Птиц провожают Схватил за щёки, кончик носа,
В дорогу леса: Разрисовал окно без спросу.
Долгое эхо Но кто же это? Вот вопрос!
Летит в небеса. Ответ: Мороз
Птиц провожают
В дорогу луга:
Выросли травы Летом яркое и жаркое,
В большие стога. Зимой бледное и не греет.
Даже вослед им, Что это?
Как будто крылом, (Зима. Зимнее солнце)
Пугало машет
Пустым рукавом.
(Осень. Картинка с
птицами)
(По мере отгадывания, ряды заполняются карточками со схемами, обозначающими те или иные явления времён года)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у нас с вами получилось. Вы всё правильно отгадали, и мы смогли составить вот такую таблицу.
А теперь, я предлагаю вспомнить, какие времена года мы знаем и что бывает в разные времена года.
(Дети вспоминают и повторяют, что обозначают схемы на карточках)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Вода-волшебница»
Цель: Закрепить знания о свойствах воды через экспериментирование.Задачи:- Развивать интерес к экспериментированию с водой.- Закрепить в речи слова прилагательные – признаки воды (безвкусная, пр...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему «Времена года»
Образовательные задачи: познакомить детей с временами года, месяцами.Развивающие задачи: развивать у детей умение выделять приметы, каждого времени года, развивать логическое мышление, воображение, ум...
Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию по теме: "Зимующие птицы"
Занятие разработана для детей старшего дошкольного возраста. Содержит много разнообразных видов деятельности для детей: интересные загадки, описательные рассказы о зимующих птицах, сбор пазлов, с през...
Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию по теме: "Как человек использует воду"
Для расширения знаний детей о воде, для бережного отношения к водным ресурсам предлагаю провести с детьми занятие по познавательному развитию....
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Зимующие птицы» с использованием современных образовательных технологий (Здоровьесберегающая, игровая, ИКТ)
Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.Программные задачи: Обучающие:• Формировать умение различать и называть зимующих птиц;• Образовывать сложные п...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию Экскурсия в музей «Русской народной игрушки
Цель: Уточнить и расширить представление детей о русских народных игрушках, формирование знаний о народном творчестве.Задачи:Образовательные:• Познакомить с популярной русской народной...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. ОО «Познавательное развитие» Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Откуда в наш дом приходит электричество»
Цель: формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значение в жизни человека.Задачи:Образовательные:расширять знания детей об окружающем мире; познакомить детей с историей воз...