Как организовать работу по речевому развитию во II половине дня.
консультация по развитию речи на тему

Терентьева Надежда Геннадиевна

Организация работы по речевому развитию  в средней группе ДОУ во II половине дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как организовать работу по речевому развитию

во II половине дня.

Слайд 1 Ребята в детском саду с успехом осваивают новые умения и навыки. И успешность этого процесса связана с тем, насколько хорошо малыш излагает свои мысли в речи. Вот почему развитие речи — одно из ключевых направлений работы в детском саду, которое регулируется требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

           Слайд 2 Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется чёткой организацией жизни детей в период пребывания их в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня. Успех формирования правильной речи  дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления воспитателем у детей речевых навыков и умений, полученных на занятиях. Одной из таких форм являются занятия воспитателя ежедневно во вторую половину дня.

           Цель – развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программы.

            Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учётом ведущих линии речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи, что обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно - эстетического развития дошкольника. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные занятия, а так же самостоятельную деятельность ребёнка в специально организованной пространственно – речевой среде.

           Слайд 3 Чтобы обеспечить оптимальную эффективность коррекционной работы, воспитатель организует  параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются  графические задания и упражнения. Индивидуально воспитатель занимается 10-15 минут, затем дети меняются местами. В зависимости от того на какой стадии постановки и закрепления звуков находится ребёнок, воспитатель следит за поставленными звуками и грамматической правильностью речи в повседневной жизни.

Организованная деятельность во вторую половину дня:

Слайд 4

  1. уделяю большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время воспитатель можно предложить детям складывать мозаику, фигуры из спичек, счетных палочек, тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, развязывании и завязывании шнурков, шнуровки, собирать рассыпанные пуговицы иди маленькие шарики, карандаши разного размера. Игры и упражнения на развитие мелкой и общей моторики (пальчиковая гимнастика, игры на развитие координации  движения с речью).

Слайд 5

  1. Задания для повторения и закрепления материала по изучаемой лексической теме. Например, по совершенствованию навыков грамматического строя речи:

- образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»);

- образование формы множественного числа существительных (упражнение «Один – много»);

- согласование числительных с существительными (игра «Посчитай») и т.д.

Слайд 6

3.  Материал, сложный для усвоения детьми:

-подбор антонимов (упражнение «Скажи наоборот»),

- подбор однокоренных слов (игра «Собери семейку»),

- подбор глаголов (упражнение «Что делает?»),

- образование прилагательных  (упражнение «Какой? Какая? Какие?»);

- составление описательных рассказов по схеме и т.п.

Бывает, что в силу каких-либо обстоятельств, не получается выполнить весь объём занятия, в таких случаях, можно некоторые задания перенести на следующий день. Например, пальчиковую и подвижную игру провести на занятии в виде физминутки или на прогулке, как подвижную игру. В утренние часы организовать индивидуальную работу с теми детьми, которые по какой-то причине отсутствовали на вечернем занятии.

   Таким образом, работа с детьми  строится на основе теории интеграции образования, личностно- ориентированного подхода, на принципах соблюдения интересов ребёнка, системности, непрерывности. Правильно организованная предметно – развивающая среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей, чем достигается эффективность и стабильность результатов.

Слайд 7

При создании какой - либо речевой ситуации важна установка на развитие ребенка, что предполагает организацию окружающего пространства. Перед прослушиванием текста художественного произведения, которое запланировано во вторую половину дня, необходимо чтобы дошкольник был уже внутренне и психологически подготовлен к последующей деятельности, т.е. к обсуждению прочитанного. Т. к. с литературным текстом знакомство происходит на слух, уделяю особое внимание выразительному чтению текста, делаю логические ударения в нужных местах, соблюдая необходимые паузы, а также подбираю красочные иллюстрации, которые помогли бы воспринимать новый текст. Если сказка знакома детям, читаю без наглядного сопровождения. Во время чтения выделяю, оттеняю наиболее яркие в образном отношении слова и фразы. Для того, чтобы они стали достоянием детской речи, предоставляю детям возможность произнести, проговорить их. Например: начинаю фразу, а дети заканчивают: «Кот лапкой слезы утирает, а петушок…? («Крылышком подбирает»). Такое чтение учит детей слушать сказку, рассказ и следить не только за ходом событий, но и радоваться интересным словам и выражениям.

При подготовке к празднику воспитанники разучивают стихи. Начальным этапом является знакомство с ними, чтение стихов воспитателем

так, чтобы каждый ребенок проникся его настроением. Важную роль при

заучивании стихов играет беседа по их содержанию. Она помогает дошкольнику осмыслить и запомнить последовательность событий, их взаимосвязь, ускользающую, как правило, от внимания детей, красоту и своеобразие поэтического языка. При заучивании стихотворения ребенок часто утрачивает интонацию, поэтому и предусмотрена возможность повторять стихи в свободной игровой деятельности, отрабатывая выразительность чтения. Рассказывая стихотворение наизусть, ребенок нуждается в помощи воспитателя. В этом случае он подсказывает воспитаннику тихо, чтобы слышно было только рассказчику.

Слайд 8

Проверить, помнят ли дети произведения, позволяют литературные викторины. Дети узнают книги по обложкам, рассказывают, к какому произведению выполнена иллюстрация, о чем она, называют произведение, из которого зачитан отрывок. Заканчивается викторина чтением и рассказыванием по желанию ребят. Формирование у дошкольников представления о художественной литературе способствует повышению их интереса к речевым явлениям, делает их способными более внимательно относиться к своей речи, к речи других. Все это облегчает дальнейшее усвоение родного языка, благоприятствует воспитанию культуры речи.

Речь взрослого является образцом для ребенка. Поэтому при общении с

детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не

торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного

произведения. Продуманное и хорошо организованное время детей в детском

саду имеет большое значение в режиме дня. Вся работа по развитию речи

должна быть подчинена главной задаче – подготовке к успешному обучению

в школе и успех в этой работе может быть, достигнут только при тесном

контакте педагогов и родителей.

Слайд 9

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е, Васильева М.А, Комарова Т.С. Программа «От рождения до школы», - М., «Мозаика – Синтез», 2010
  2. Генинг М.Г., Герман Н.А. обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.
  3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М., 1981.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников, - М., 1981
  5. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В, Туманова Т.В, Миронова С.А, Лагутина А.В. коррекция нарушений речи. – М., Просвещение 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Организация работы по речевому развитию детей в ДОУ»

Сценарий педагогического совета. Будет полезен тем коллективам ДОУ, которые реализуют годовую задачу по развитию речи, а также  всем кто интересуется данным разделом работы с детьми....

Проектная работа:"Позновательно-речевое развитие"

Психолого-педагогическая работа на тему: "Позновательно-речевое развитие детей в старшем дошкольном возрасте"...

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Как организовать работу по вопросам развития речи детей дошкольного возраста

Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возрастаСоставьте технологическую карту знакомства с художественным произведением (по выбору обучающегося), используя методику медленного (...

Выступление из опыта работы: «НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ - ЛЭПБУК»

Я хочу представить вашему вниманию лэпбук "мышкины пыхтелки, сопелки, кричалки, шумелки, ворчалки, надоедалки, тарахтелки". Данное пособие многофункционально, предназначено для детей дошколь...