Из опыта работы Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приёмы по экологическому воспитанию.
план-конспект по окружающему миру по теме

Описание опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon из опыта работы51 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с ОВ № 6

Доклад

(из опыта работы)

Подготовила: воспитатель Чумченко Н.Ю.

ст. Кущёвская

2012г

Цель моей работы: 

дать детям более расширенные знания о природе, учить видеть красоту и замечать прекрасное в окружающем мире, привить любовь к природе, учить заботиться о ней.

Задачи, над которыми я работаю, заключаются в следующем:

  1. Создавать условия для формирования элементарных экологических  представлений:
  1. знакомить с развитием жизни на Земле (рассказать о происхождении, многообразии форм жизни: растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т.д.);
  2.  воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе;
  3.  формировать понятие о себе как о жителе планета Земля, от которого зависит жизнь всего живого.
  1. Знакомить с особенностями строения человека.
  1. в доступной форме (привлекая иллюстрационный материал) рассказать об элементарном строении человека;
  2. формировать элементарное представление о работе собственного организма;
  3. приобщать к ценностям здорового образа жизни.
  1. Обеспечивать условия для развития экологического сознания и познавательных способностей:
  1. познакомить с представителями живой и неживой природы;
  2. рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
  3. способствовать формированию осознанно-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
  4. познакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
  5. способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
  6. развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в дошкольном учреждении, к лесным богатствам;
  7. познакомит с Красной книгой;
  8. создать условия для самостоятельной экспериментальной деятельности.

В своей работе я использую такие методы и приёмы работы, как:

  1. словесные: плановые и ситуационные беседы, загадки, чтение художественной литературы, рассказывание, объяснение
  2. наглядные: показ иллюстраций, зарисовки на доске, картины, технические средства обучения – это демонстрации учебных фильмов и презентаций (Применение метода демонстрации учебного кино стало довольно обычным явлением в практике обучения)
  3. практические: наблюдения, исследовательская деятельность, индивидуальная работа, выполнение трудовых поручений.
  4. игровые приёмы: приход сказочных героев, которые оживали на занятиях, игровые обучающие ситуации (дидактические игры и упражнения), экскурсии-путешествия, сюжетно-ролевые игры, всё – это способствует скорейшему восприятию материала и скорейшему запоминанию. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы.
  5. художественное творчество также – самый доступный для дошкольников способ выражения отношения ребёнка к окружающей действительности, поэтому оно очень способствует выполнению задач, решению целей, поставленных на занятиях. Комплексное использование разнообразных методов и приёмов обучения обеспечивает более высокое качество восприятия материала, его запоминания и применение в жизни, другими словами обеспечивает более высокое качество знаний, умений и навыков.

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие дошкольников я выделила следующие составляющие:

  1. речь педагога дошкольного учреждения 
  2. формирование представлений об окружающей жизни
  3. развитие любознательности
  4. сенсорное воспитание
  5. игра        

Стараюсь помочь ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию  разных сторон речи во всех возрастных группах: «Развитие связной речи», «Развитие словаря», «Освоение грамматически правильной речи», «Освоение звуковой культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте».
Большое внимание в работе с детьми уделяю развитию связной речи детей, во многом зависящей от успешности работы по ознакомлению с окружающим. Занятия с детьми провожу в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия. Приучаю детей непринуждённо вести беседу, понятно отвечать на вопросы и задавать их.

Через разнообразные игры, упражнения, наблюдения совершенствую познавательную деятельность детей, делаю  более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащаю игры новыми занимательными атрибутами, способствую проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности, предлагая детям привнести в свою работу что-то из придуманного ими самими. Помогаю детям доброжелательно общаться со сверстниками, способствую развитию любознательности к окружающему миру, используя информационно-коммуникационные технологии (презентации, познавательные и учебные фильмы). 

Веду работу по совершенствованию интонационной выразительности речи, по формированию  правильного  произношения звуков, отчётливого произнесения слов и словосочетаний используя в своей работе упражнения по звуковой культуре речи, артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, кроме того, стараюсь научить детей внимательно слушать, способствую развитию фонематического слуха. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу: кто позвал?», «Поручение», «Эхо», «Телефон» и др.
Моя задача как педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т.д.).
Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.
       Отдельные виды игр по – разному воздействуют на познавательно – речевое развитие детей:
сюжетно – ролевые -  расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры – драматизации - помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно – конструктивные - развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на познавательно – речевое развитие ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.
       Особенно важное место в познавательно – речевом  воспитании занимают
дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т.п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлении по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов. В определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому, что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Угадай по голосу» дети определяют  предмет по одному из признаков.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной и познавательно-исследовательской деятельности, дети расширяют свои представления о мире, начинают овладевать основополагающими формами познания о себе, предметах быта, социальном окружении, о явлениях общественной жизни.
      Во время моей работы с детьми я всегда старалась дать детям возможность высказать свои впечатления, что способствовало правильно выражать свои мысли словесно, грамматически правильно строить предложения, анализировать, делать выводы и аргументировать их.

Для развития познавательных способностей у детей, в моей группе создана развивающая среда, места для осуществления детской деятельности.

Над этой темой я работаю уже пятый год и вижу результат. Дети моей группы любознательны, с удовольствием исследуют мир и бережно относятся к окружающей среде.

По результатам диагностирования детей по познавательно речевому развитию я увидела, что на начало учебного года уровень знаний был достаточно низкий, по сравнению с результатами промежуточного диагностирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду

Данная статья раскрывает основные методы и приёмы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Из моего опыта работы. «Эмоциональная отзывчивость старших дошкольников через развитие средствами музыкального фольклора».

«Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в...

Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приемы по экологическому воспитанию.

"Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приемы по экологическому воспитанию." (Из опыта работы)...

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектовИспользование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, выраба...

Консультация для педагогов «Развитие познавательно – речевых способностей у дошкольников с применением метода «дидактический синквейн»

Развитие познавательно – речевых способностей у детей - это одна из главных задач дошкольного образования.Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызвал у меня необход...

Обмен опытом работы по реализации проекта на тему: «Театрализованная деятельность – одно из средств экологического воспитания дошкольников»

Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину ...