Проектная работа:"Позновательно-речевое развитие"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Психолого-педагогическая работа на тему: "Позновательно-речевое развитие детей в старшем дошкольном возрасте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravlenie.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
НАПРАВЛЕНИЕ
«Познавательно-речевое развитие»
Образовательная область:
ПОЗНАНИЕ
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
ВВЕДЕНИЕ
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя ― все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами ― все это позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой ― это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Р.Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»: в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
ЦЕЛИ:
- Знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта
- Обогащать сознание детей интересными содержательно- упорядоченными сведениями из разных областей наук
- Знакомство детей с причинно- следственными связями как одним жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира
- Способствовать формированию у детей положительного отношения к миру
- Знакомство с родным языком
Содержание раздела « формирование целостной картины мира, расширение кругозора» - имеет две составляющих:
Предметное и социальное Ознакомление с природой
окружение
-Сезонные изменения
-Сад, огород, лес
-Календарь
-Обитатели леса, луга
-Живая природа
-Неживая природа
-Океан
-Космос
Закономерности и взаимосвязь в природе
-Я человек
-Моя семья (традиции)
-Мой город (страна)
-Классификация предметов
-Профессии
-Хлеб всему голова
-Транспорт
-Здоровый образ жизни
-Моя родословная
-История, традиции, праздники
-Самобытность
-Правила дорожного движения
-Безопасность
-наша армия
«Социализация старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром»
Комплекс мероприятий по работе с родителями по социализации детей старшего дошкольного возраста
Дата | Тематика | Формы проведения | Цель |
Сентябрь Октябрь | Исследование отношений ребенка к близким людям. | Методика «Рисунок семьи» Методика «Осознанность ребенком отношений к нему близких людей» Рекомендации для педагогов группы | 1.Выявить представления ребенка о семье, о самом себе и о своем положении в группе сверстников 2.Разработать рекомендации для педагогов группы |
Ноябрь Декабрь | Исследование родительских отношений | Анкетирование «Какие мы родители?» Опросник «АСВ (анализ семейного воспитания)» | 1.Выявить представления родителей о воспитании детей и сопоставить их с реальными стилями 1.Выявить общие тенденции семейного и общественного воспитания |
Январь Февраль | Осознание родителями проблем воспитания и путей их решения | Круглый стол для родителей (с участием педагогов группы, психолога, логопеда, врача) «Мои проблемы воспитания»: А) анкета для родителей «Проблемы воспитания?» Б) тест для родителей «Какой вы родитель?» В)обсуждение полученных результатов Г) рекомендации для родителей «Делайте – не делайте» | 1.Обсудить наиболее приемлемые методы семейного и общественного воспитания 2.Достичь единства двух институтов социализации в значимых вопросах воспитания |
Март Апрель Май | Помощь родителям в вопросах семейного воспитания | 1.Оформление почтового ящика доверия 2.Оформление библиотеки для родителей «Семейное воспитание» 3. Индивидуальные и групповые консультации и беседы с родителями по интересующим их вопросам | 1.Изготовить и разместить почтовый ящик 2.Завести тетрадь для записи на консультацию 3.Подобрать литературу по вопросам семейного воспитания 4.Оформить библиотеку |
Сентябрь Октябрь | Помощь родителям в вопросах семейного воспитания | Тренинг для детей и родителей: «Доброе животное» «Мы любим друг друга» «Изобрази без предмета» «Артисты цирка» «Превращение ладошки» «Круг друзей» | 1.Увеличить время совместного пребывания родителей и детей 2.Обучить родителей: прислушиваться к детям, и их чувствам |
Ноябрь Декабрь | Повышение родительской компетентности | 1 Беседы с подгруппой родителей об играх, которые знакомят с окружающим миром 2. Оформление выставки «Игротека в кругу семьи» (совместно с родителями) | Повышение уровня осведомленности родителей о игровой деятельности детей и ознакомлении их с окружающим |
Январь Февраль | Педагоги глазами родителей | 1. Анкета на предмет изучения удовлетворенности родителей работой ДОУ (Е.Н.Степанов) 2.День открытых дверей 3.Почтовый ящик доверия «Пожелания педагогам» | Выяснить пожелания родителей по организации педагогического процесса |
Март Апрель | Устав семьи и ДОУ | Родительское собрание в форме круглого стола «Основные направления деятельности взрослых в процессе воспитания детей» | Разработать общую стратегию воспитания детей в семье и ДОУ, игрового взаимодействия, познавательного развития |
Май | Картина мира | Оформление выставки совместно с родителями и детьми «Мир глазами взрослых и детей» | Обратить внимание взрослых на разность видения мира взрослыми и детьми |
Консультация для воспитателей на тему:
«Ознакомление старших дошкольников с творческими профессиями»
Прежде чем, знакомить детей с творческими профессиями, надо дать представление о том, что такое профессия. Профессия – это труд которому человек посвящает свою жизнь. А что же такое творческая профессия? Какими качествами должны обладать люди этих профессий? Отвечая на эти вопросы мы осуществляем первый этап ознакомления дошкольников с профессиями. Итак, творческая профессия – это профессия, где человек воплощает своё творчество, талант, мастерство. Какие же профессии относятся к творческим? Это: писатели, журналисты, артисты ( кино, балета, театра, цирка), изобретатели, визажисты, дизайнеры, модельеры.
Ознакомление должно происходить поэтапно, от простого к сложному, чтобы ребёнок понял насколько прекрасны эти профессии, но и насколько трудны.
Начнём с профессии артист. знаменитых артистов знают много людей, ими восхищаются, им хотят подражать. Но это только одна сторона жизни, которая на виду у всех, есть и другая, скрытая от глаз зрителя, наполненная тяжёлым трудом, многочисленными репетициями, ежедневными спектаклями. В чём же состоит профессия артиста? Её основа в том, чтобы ему поверили зрители, чтобы казалось, будто перед глазами происходит самая настоящая жизнь. Артист во время спектакля должен уметь перевоплощаться в другого человека. У него изменяется голос, походка, манера держать себя. Артист должен обладать великолепной памятью, чтобы запомнить текст, реплики.
Особенности творчества актёров кукольного тетра состоит в том, что сам он на сцене не появляется, но на сцене действует, двигается кукла им направленная. Самое главное у артиста-кукольника – это его руки. Они должны быть пластичными, гибкими, работа с куклой требует ловкости, силы рук.
При ознакомлении с профессией артиста предшествует посещение театра, цирка. В группе дети ставят мини спектакли, показывают различные театры, используют игры драматизации. Дети учатся перевоплощаться в героев, подражать их характеру, движениям. В основу этому лежит театрализованная деятельность, где активность и творчество детей может проявляться в трёх аспектах:
1) Создание драматического содержания ( заданный литературный сюжет или сочинение собственного сюжета)
2) Исполнение собственного замысла ( умение воплощать образ с помощью разных средств выразительности ( мимики, интонации…) использование профессий - актёр, режиссёр, сценарист.
3) В оформлении спектакля ( декорации, костюмы, афиши, программки ( возможны в использовании профессий – оформитель, костюмер)
Следующая творческая профессия – художник. Художник – человек который создаёт красоту, потому что умеет видеть красоту вокруг себя. При ознакомлении с профессией художника ставится несколько задач: дать представление об условиях в которых работает художник. Упражнять в узнавании и назывании различных жанров живописи ( портрет, пейзаж, натюрморт), изобразительных материалов ( акварель, гуашь, масляные краски, холст, кисти, мольберт, палитра ). Какими же качествами должен обладать художник? Чтобы стать настоящим художником нужно тренировать руку, чтобы проводить точные линии карандашом, мелом, углём; тренировать глаза, чтобы различать самые тонкие оттенки цвета; тренировать наблюдательность, память, воображение. Знакомство с профессией художника происходит с помощью рассматривания иллюстраций, слайдов, чтении стихов, слушаньем музыки, наблюдением в природе. Важным этапом в знакомстве с художником в узнавании жанров живописи. В младшей группе рассматривая иллюстрации необходимо произносить слова «портрет», «натюрморт», «пейзаж». В старшем возрасте необходимо проводить тематические экскурсии, игры « Мы идём в музей», где дети знакомятся с произведениями искусства различных жанров.
Ознакомление с профессией художника – портретиста происходит по нескольким этапам:
На первом этапе: дети рассматривают друг друга, обращают внимание на глаза, веки, ресницы, нос….
Следующий этап называется « Портрет моего друга» - самый любимый этап у детей. Сначала проводится предварительная работа: вместе с детьми подбираются репродукции картин известных художников с портретами людей различных эпох ( чтобы можно было рассмотреть и сравнить лица, различные причёски, головные уборы, одежду) и фото портреты современных людей. После рассматривания и сравнения дети рисуют своих друзей – это занимательный процесс, в котором дети отображают любимые качества своих друзей.
Последний этап более сложный, но ещё и более интересный. Дети рисуют себя. Для удобства можно поставить зеркало перед ребёнком, чтобы он хорошо видел себя. После можно устроить выставку, чтобы дети узнали друг друга.
При ознакомлении детей с творчеством художников – иллюстраторов рекомендуется организовать выставку книг с картинками и без, тем самым подвести детей к пониманию значимости этой профессии. Предложите детям рассмотреть иллюстрации двух – трёх художников к одной и той же сказки. Обратите внимание детей на то, что по разному художники изображают одних и тех же героев. Попытайтесь подвести детей к пониманию того что разные эмоциональные состояния художники передают не только благодаря выражению лица, но и цветом, колоритом, где можно показать страх и радость, вызвать чувство тревоги и ощущения счастья. Особое внимание уделяйте контрасту. Например, изображая девочку Машу в лесу, художник Ю. Васнецов нарисовал её очень маленькой среди огромных деревьев, и этот контраст вызывает у нас чувство тревоги. Дать представление о том, сто создавая иллюстрацию, художник учитывает жанр литературного произведения ( сказка, юмористическое произведение, потешка) и использует разные средства выразительности. Предложите детям самим создать иллюстрации к произведениям и рассмотрите из многообразие и красоту
Следующая профессия – скульптор. Скульптор – это художник, который создаёт скульптуру. Что же такое скульптура? Скульптура ( произошла от латинского слова «вырезать, высекать, ваять» ) – это объёмное изображение выполненное в разных материалах ( камне, гипсе, дереве, глине, металле ). Как же работает скульптор? Сначала он на бумаге рисует эскиз скульптуры, затем изготавливает модель из мягкого материала ( глины, пластмассы).
После он сам или с помощью рабочих- специалистов «переводит» скульптуру в другой материал. Детей старшего возраста необходимо научить различать скульптуру малой формы (изготавливаются для украшения помещений) и монументальную скульптуру ( памятники, монументы) изготавливают для украшения парков, скверов, площадей..) они бывают из камня, металла, бронзы. Подвести детей к пониманию замысла скульптора, видеть характер образа, его настроение ( грустный, задумчивый, весёлый). Предложите детям рассмотреть скульптуры, провести экскурсии к памятникам, рассмотреть репродукции, слайды. Существует сюжетно – ролевая игра «Скульптор» где дети создают сами «скульптуру». С этой целью один ребёнок становится скульптором, а другой – тем самым «материалом», из которого создают скульптуру. Скульптор ставит «скульптуру» в определённую позу, находит необходимое движение рук, ног… затем дети меняются местами. Эта игра на практике позволяет понять пути создания выразительного образа.
Ознакомление с профессией архитектора происходит с помощью иллюстраций, изображающие различные сооружения, экскурсии, прогулки, где дети знакомятся с архитектурой своего города, рассматривание фотографий, использование практических умений ( строить из имеющего в группе материала здания, мосты, улицы города… )использование полученных знания в рисовании, лепке, аппликации. Дать знания, что архитектор сначала строит дом в уме (придумывает), затем рисует свои задумки в чертежах. Главная задача архитектора чтобы его сооружение было красивое, прочное и имело пользу. В работе архитектора есть что-то от художника, а что-то от инженера. Это очень интересная, но трудная профессия.
Какие же задачи стоят при ознакомлении с творческими профессиями:
1) Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представление о труде.
2) Расширять представление и знания о профессиях.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"самостоятельная деятельность "- как фактор позновательно-речевого развития детей.
Классик отечественной педагогики К. .Д. Ушинский считал, что "самомстоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка&qu...
Проектная работа на тмеу:"Развитие у детей представления об овощах".
Проектная работа на тмеу:"Развитие у детей представления об овощах"....
Презентация "Проектная деятельность - как средство позновательно - речевого развития и творческих способностей детей с ЗПР" Консультация для педагогов.
Консультация для воспитателей.В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов...
День Космоса Проектная работа по Физическому развитию Для детей средней и старшей подготовительной к школе групп на тему: «Неделя космонавтики»
Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, устройстве солнечной системы, освоении космоса людьми и о российском празднике...
Проектная работа на тему: «Развитие и реализация музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музицирование»
Игра на детских музыкальных инструментах - один из видов исполнительской деятельности, которая является одной из форм приобщения детей дошкольного возраста к совместному коллективному музицированию. Е...
Проектная работа по Физическому развитию для детей средней и старшей подготовительной к школе групп на тему: «Неделя космонавтики»
Космос всегда привлекал внимание детей. Еще в недавнем прошлом, все дети хотели быть космонавтами, с раннего детства знали кто такие Ю. Гагарин и В. Терешкова. Сейчас все совсем не так. Дети узнают о ...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей младшей группы посредством нетрадиционной техники рисования»
Тема: Развитие мелкой моторики рук детей младшей группы посредством нетрадиционной техники рисования.Проект является практико-ориентированным, открытым, групповым.Срок реализации проекта: октябрь 2021...