Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
материал по логопедии на тему
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников
Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением и введением в действие, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования стали считать первой ступенью образования.
ФГОС предъявляет определенные требования к структуре и содержанию образовательной программы. Программа должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать несколько образовательных областей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Абатского района детский сад «Сибирячок»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников
Из опыта работы
РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Сайдуганова Марина Павловна
учитель - логопед МА ДОУ
АР детский сад «Сибирячок к. № 1
с. Абатское
18.10.2017
Консультация из опыта работы
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников
1 слайд. Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением и введением в действие, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования стали считать первой ступенью образования.
ФГОС предъявляет определенные требования к структуре и содержанию образовательной программы. Программа должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать несколько образовательных областей.
Речевое развитие, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту: «включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагогов, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя - логопеда и воспитателей ДОО.
От слаженности работы логопеда и воспитателя зависит эффективность коррекционно-образовательного процесса в ДОУ. Конечно, взаимодействие логопеда происходит не только с воспитателем, но и с музыкальным, физкультурным руководителями, родителями. И все же большая доля работы ложится на плечи воспитателя. Дети, которыми занимается и логопед, и воспитатель, находятся в комбинированной группе, то есть в группе, где дети с нормой находятся рядом с детьми с различными речевыми нарушениями.
2 Слайд. Совместная деятельность учителя- логопеда и воспитателей ДОО организуется в соответствии со следующими целями:
1. Повышение результативности коррекционно- логопедической работы;
2. Рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течении дня для исключения перегрузки детей;
3. Адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.
3 слайд.
Функции логопеда:
1. Развитие фонематического компонента языковой системы (общих речевых навыков, звукопроизношения, восприятие и воспроизведение звуко- слоговой структуры слов, просодической организации речи (темп, ритм)
2. Формирование фонематических процессов
3. Совершенствование состояния лексического компонента
4. Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных и глаголов.
5. Формирование грамматического строя речи
6. Совершенствование связной речи
7. Совершенствование графомоторных навыков и знакомство детей с азами грамоты
8. Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения.
4 слайд.
Функции воспитателя:
1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал.
2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.
3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.
4. Формирование связной речи
5. Закрепление графомоторных навыков
6. Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.
5 слайд.
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя над звукопроизношением
Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приемам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность воспитателя |
Учитель-логопед исправляет нарушения речи | Воспитатель под руководством учителя-логопеда активно участвует в коррекционной работе |
Подготовительный этап Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. | Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата. |
Этап появления звука Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. | Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя картинки - символы н звукоподражания. |
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи) Логопед автоматизирует звук. последовательно вводя его в речь; слог, слово, предложение, связную речь. | Воспитатель по заданию логопеда подбирает соответствующий материал для автоматизируемого звука, проводит контроль звука. |
6слайд.
Формы работы учителя –логопеда с воспитателями
7 слайд.
Организация и проведение занятий с детьми, имеющими речевые нарушения
1. Логопедические занятия проводятся по расписанию, составленному учителем – логопедом (расписание корректируется)
2. Логопед имеет право брать детей со всех занятий.
3. Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия.
4. Групповые комплектуются по 2-3 человека, учитывая возраст и уровень речевого развития.
5.Продолжительность занятий:
Индивидуальных 15-20 мин
Групповых 20-25 мин
Индивидуальные занятия по заданию учителя-логопеда проводятся в свободное время, лучше после дневного сна, занимаются с теми детьми которые посещают логопедический пункт.
8 слайд. Воспитатель отмечает детей которые занимаются в тетрадь Взаимосвязи работы логопеда и воспитателя.
В этой тетраде подобран материал по степени возрастающей сложности на материале одной лексической темы и направлены на развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса, произношения и обучения детей грамоте. Тетради разбиты на три периода, в них предусмотрена работа по развитию фонетико-фонематических, лексико-грамматических и неречевых процессов. Задания разработаны на год с учетом понедельного планирования логопеда.
Также раздаю на каждого ребенка задания по обучению грамоте, которые помогают закрепить пройденный на логопедических занятиях речевой материал.
В ходе выполнения предлагаемых игровых упражнений, дети знакомятся со звуками русского языка, учатся анализировать и синтезировать , развивают фонематический слух и восприятие. Также, игровые задания помогают развить мелкую моторику рук(печатать буквы и выполнять задания по штриховке и рисованию узоров).
9, 10 слайд. Воспитатель проводит каждодневную артикуляционную и пальчиковую гимнастики, различные упражнения на мелкую моторику. Все эти упражнения дает логопед соответственно с лексической темой.
11 слайд. Большая роль в обучении таких детей отводится упражнениям по кинезиологии, там где чувство движения помогает чувству речи, и упражнениям по развитию чувства ритма. Особенно развитие чувства ритма способствует нормализации слоговой структуры слова.
Все, что воспитатель будет делать для детей с нарушениями речи, будет полезно и эффективно и для детей с нормой.
12, 13,14,15,16,17,18 слайд. Известно, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на развитие «речевых зон» мозга. Используем такие упражнения «Шишки», «Счетные палочки», «Массаж рук», «Мозайку», «Массажный мяч», «Экспандер», «Бусы», «Спрячь в ладошке», поиск мелких игрушек в крупе.
19 слайд. Пальчиковый театр – одно из любимых занятий детей. Фигурки сказочных персонажей, надетые на пальчики, стимулирует детей на импровизацию. В ходе игры дети сами сочиняют сказки.
Разнообразные действия руками, пальцами стимулируют процесс речевого и умственного развития.
20 слайд. Дыхание – важнейший физиологический процесс, который важен и для формирования правильной речи. На дыхание можно влиять, регулируя его. Для формирования правильного речевого дыхания сделали такие игры: «Сдуй листок», «Дует, дует ветерок», «Футбол».
21 слайд. Используем игры на активизацию лексико - грамматических категорий.
Для развития умения составлять рассказы используем элементы ТРИЗ: кольца Луллия (Волшебный диск). В центр помещаем объект (предмет, игрушку, про который составляем рассказ. Поворачивая кольца, мы можем изменить условия. Получится совсем другой рассказ.
22 слайд. Для рассказывания сказок используем графическую аналогию (мнемотаблицы, которые помогают ребенку сосредоточиться на правильном построении предложений, не отвлекаясь на вспоминание последовательности в развитии сюжета.
23 слайд. Цель хороводной игры «Чьи хвосты?» закрепление навыков образования притяжательных прилагательных от существительных.
Дети в кругу в шапочках зверей идут по кругу со словами:
Дружно по лесу гуляли и медведя повстречали:
«Здравствуй, Мишенька-медведь. Шуба у тебя - краса!
А хвост чей? (мордочка, уши и т. д.)
Девочка в шапочке медведя отвечает: «Мой!»
Дети: «Нет, не твой, а медвежий!»
Аналогично дети встречают зайца, волка, белку, лису и др.
24 слайд. Игры на автоматизацию звуков.
Собирают картину и проговаривают слова, которые изображены на этот звук, четко выделяя соответствующий звук. Также можно составить и рассказ по этим картинкам.
25 слайд. Дидактические игры на обогащение словаря.
«Речевое лото», «Чей домик» и другие.
26 слайд. Игра «Закончи предложение»
Утром все белым – бело, потому что…
На улице все скользили и падали, потому что… и т. д.
Известно, что на развитие ребенка большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Мы старались, чтобы речевые уголки привлекали внимание детей и вызывали желание использовать помещенный там материал в самостоятельной деятельности. Наборы открыток, картинок, фотографий, игровой, дидактический, наглядный материал, альбомы, мелкие игрушки, азбуки, слоговые кубики, разные виды театра – все находится в доступном для детей месте, и дети с удовольствием используют его в своих играх, закрепляя навыки и отрабатывая умения, полученные на занятиях у учителя - логопеда.
И все, что мы делаем для наших детей, будет иметь результат только благодаря общей налаженной работе всех специалистов детского сада совместно с родителями. Ибо один специалист не в состоянии справится со всеми задачами обучения.
«Нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном замков и запоров»
Борис Кригер
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели совместной деятельности 1. Повышение результативности коррекционно- логопедической работы; 2. Рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течении дня для исключения перегрузки детей; 3. Адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных на всю группу детей, так и на отдельного ребенка. .
Функции логопеда 1. Развитие фонематического компонента языковой системы (общих речевых навыков, звукопроизношения, восприятие и воспроизведение звуко - слоговой структуры слов, просодической организации речи (темп, ритм) 2. Формирование фонематических процессов 3. Совершенствование состояния лексического компонента 4. Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных и глаголов. 5. Формирование грамматического строя речи 6. Совершенствование связной речи 7. Совершенствование графомоторных навыков и знакомство детей с азами грамоты 8. Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения. ..
Функции воспитателя 1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении . 2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах. 3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними . 4 . Формирование связной речи 5. Закрепление графомоторных навыков 6. Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале
Совместная работа над звукопроизношением материале Деятельность учителя-логопеда Деятельность воспитателя Учитель-логопед исправляет нарушения речи Воспитатель под руководством учителя-логопеда активно участвует в коррекционной работе Подготовительный этап Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата. Этап появления звука Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя картинки - символы н звукоподражания. Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи) Логопед автоматизирует звук. последовательно вводя его в речь; слог, слово, предложение, связную речь. Воспитатель по заданию логопеда подбирает соответствующий материал для автоматизируемого звука, проводит контроль звука.
Формы работы логопеда с воспитателями
Организация и проведение занятий с детьми 1. Логопедические занятия проводятся по расписанию, составленному учителем – логопедом (расписание корректируется) 2 . Логопед имеет право брать детей со всех занятий. 3 . Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. 4 . Групповые комплектуются по 2-3 человека, учитывая возраст и уровень речевого развития. 5.Продолжительность занятий: Индивидуальных 15-20 мин Групповых 20-25 мин
Работа в тетрадях Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика Кинезиология
Игры и упражнения для мелкой моторики Счетные палочки Шишки Массаж рук Мозайка
Игры и упражнения для мелкой моторики Массажный мяч и экспандер Морское дно Листья
Пальчиковый и кукольный театры Игры с мелкими игрушками
Развитие диафрагмального дыхания. Сдуй листок
Чьи хвосты? Игры на автоматизацию звуков
Дидактические игры на обогащение словаря Речевое лото Чей домик Закончи предложение…
Спасибо за внимание. «Нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном замков и запоров» Борис Кригер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приёмы по экологическому воспитанию.
Описание опыта работы....
доклад на тему "Речевое развитие дошкольников посредством современных образовательных технологий"
доклад для воспитателей...
Инновационные подходы в работе по речевому развитию дошкольников посредством современных технологий
Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности и оказыва...
«СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ» (из опыта работы)
СИСТЕМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ(ОПЫТ РАБОТЫ) Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевог...
Доклад из опыта работы по речевому развитию дошкольников
Доклад из опыта работы по теме:«Особенности воспитания звуковой культуры речи в младшем дошкольном возрасте»...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников c нарушениями речи
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...