Выступление из опыта работы: «НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ - ЛЭПБУК»
учебно-методическое пособие по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Я хочу представить вашему вниманию лэпбук "мышкины пыхтелки, сопелки, кричалки, шумелки, ворчалки, надоедалки, тарахтелки". Данное пособие многофункционально, предназначено для детей дошкольного возраста ( 4- 7 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленые на развитие речи детей, фонематического слуха, словаря, связной речи, звуковой речи, зрительного восприятия, развития мелкой маторки, арктикуляционного апарата. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЗАТО г. Североморск «Детский сад «51» СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ "Использование эффективных приемов развития связной речи дошкольников - инновации в области речевого развития детей» Выступление из опыта работы: «НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ - ЛЭПБУК» Подготовила: Воспитатель Баскакова О.И.

Слайд 2

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.

Слайд 3

Лэпбук «Мишкины пыхтелки , сопелки, кричалки , шумелки , ворчалки , надоедалки , тарахтелки ». Данное пособие многофункционально, предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 -7 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие речи детей, фонематического слуха, словаря, связной речи, звуковой речи, зрительного восприятия, развитие мелкой моторики, арктикуляционного аппарата. Лэпбук прекрасный способ систематизировать собранный материал, интересно подать его ребенку, помочь ему закрепить полученные знания. В папке собраны игры и задания, которые ребенок может выполнять сначала вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Лэпбук может быть использован как в процессе образовательной деятельности « Развитие речи» и «Подготовка к обучению грамоте», так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей. Он удобен для проведения педагогической диагностики.

Слайд 4

Лэпбук представлен в виде функциональной коробки, из 6 разделов, которая включают в себя дидактические игры, загадки, упражнения, схемы, чистоговорки , фразеологизмы. К данному лэпбуку прилагается книжка- инструкция, в которой прописаны все игры, входящие в лэпбук , их правила и вариативность, цели и задачи их использования.

Слайд 5

В ПЕРВОМ РАЗДЕЛЕ НАХОДИТСЯ: 1. Нарисованная картина- схема «Земля Винни -пуха» , где изображены лес, дома Винни и его друзей, тропинки, мост, дуб. Рядом находится кармашек, где лежат картинки героев сказки Винни - пух и героев различных других сказок. В приложении 1 предлагается конспект занятия к данной игре.

Слайд 6

2. Дидактическая игра для закрепления падежей существительных « Винни-Пух и его друзья» 4. Пальчиковая гимнастика «Мишка и его друзья» 5. Загадки о Винни и его друзьях

Слайд 7

3. Д/и «Изучаем предлоги вместе с Винни и его друзьями

Слайд 8

ВО ВТОРОМ РАЗДЕЛЕ НАХОДИТСЯ: 1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика . 3. Картотека чистоговорок «Мишкины ворчалки » 2. Д/И Фразеологизмы в картинках

Слайд 9

В ТРЕТЬЕМ РАЗДЕЛЕ НАХОДИТСЯ: картотека опорных схем (алгоритмов) для составления описательных рассказов, такие как «расскажи о животном», «расскажи о птице», «расскажи об овощах и фруктах», «расскажи о игрушке», «расскажи об одежде».

Слайд 10

В ЧЕТВЕРТОМ РАЗДЕЛЕ НАХОДЯТСЯ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ: - «Мишкины сопелки» -«Мила мыла мылом…»

Слайд 11

ПЯТЫЙ РАЗДЕЛ Д/И: «Он», «она», «оно», «они». Д/И Кого лечит доктор? Д/И «Что нарисовал мальчик?» Д/И Думаю о ком? Вижу кого? С кем говорю? Кому звоню? Картотека дифференциация звуков« з »; « зь », «с», « р-л », « ц », « с-з », « сь-зь », « р-рь », « р »

Слайд 12

В ШЕСТОМ РАЗДЕЛЕ НАХОДЯТСЯ ИГРЫ: - «Что сначала, что потом» , - «Расскажи историю» , «овощи, фрукты»

Слайд 13

- Д/И «Помоги Пяточку расставить вагончики»

Слайд 14

Лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью; Конечно, работа по созданию лэпбука требует затрат времени и собственных усилий, но результат намного оправдывает эти затраты. Об этом Диана Алексеевна Гатовская в своей статье очень точно сказала « Лэпбук – это … полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача взрослого лишь придавать ребенку уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов» Такая необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, и он еще раз возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Слайд 15

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ЗАТО г. Североморск «Детский сад «51»

"Использование эффективных приемов развития связной речи дошкольников - инновации в области речевого развития детей»

Выступление из опыта работы:

«НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ - ЛЭПБУК»

Подготовила:

Воспитатель

Баскакова О.И.

2 СЛАЙД.

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.

3 СЛАЙД

Я хочу представить вашему вниманию лэпбук «Мишкины пыхтелки, сопелки, кричалки, шумелки, ворчалки, надоедалки, тарахтелки». Данное пособие многофункционально, предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 -7 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие речи детей, фонематического слуха, словаря, связной речи, звуковой речи, зрительного восприятия, развитие мелкой моторики, арктикуляционного аппарата.

Лэпбук прекрасный способ систематизировать собранный материал, интересно подать его ребенку, помочь ему закрепить полученные знания. В папке собраны игры и задания, которые ребенок может выполнять сначала вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Лэпбук может быть использован как в процессе образовательной деятельности « Развитие речи» и «Подготовка к обучению грамоте», так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей. Он удобен для проведения педагогической диагностики.

4 СЛАЙД

Лэпбук представлен в виде функциональной коробки, из 6 разделов, которая включают в себя дидактические игры, загадки, упражнения, схемы, чистоговорки, фразеологизмы. Коробка изготовленна из картона, который является прочным и практичным материалом, обклеенный со всех сторон самоклеящейся пленкой. Все кармашки выполнены из пластика, имеют различную форму и застёжки. Это в добавок развивает мелкую моторику, усидчивость и аккуратность у детей. Все карточки, предназначенные для личного использования детьми ламинированы.

К данному лэпбуку прилагается книжка- инструкция, в которой прописаны все игры, входящие в лэпбук, их правила и вариативность, цели и задачи их использования.

5 СЛАЙД

В первом разделе находится:

Нарисованная картина- схема «Земля Винни -пуха», где изображены лес, дома Винни и его друзей, тропинки, мост, дуб. Рядом находится кармашек, где лежат картинки героев сказки Винни- пух и героев различных других сказок. В приложении 1 предлагается конспект занятия к данной игре.

Педагог, начиная сказку, определяет героев рассказа, его завязку, а дети продолжают и заканчивают. Задача - придумать разные события и непохожие окончания - направляет ребенка на поиск новых комбинаций и решений. Педагог предлагает ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например, как Винни- Пух нашел в лесу голодного котенка. Затем педагог обращается с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать наводящими вопросами: «А как котенок попал в лес? А где жил до этой встречи котенок? Живут ли домашние животные в лесу? Куда Винни – Пух и котенок решили отправиться, чтобы подкрепиться?».

6 СЛАЙД

Дидактическая игра для закрепления падежей существительных «Винни-Пух и его друзья»

Содержание игры: Педагог моделирует игровую ситуацию, в которой рассказывает ребенку, что медвежонок по имени Винни-Пух или просто Винни, обожает мёд, ходить в гости по утрам, сочинять различные песенки и считалки. Давай познакомимся с друзьями Винни-Пуха.

Педагог спрашивает ребенка: «Кто живет в домике?». Ребенок смотрит на картинку и отвечает: «В домике живет Мудрая Сова», «В домике живет ослик по имени Иа», «В домике живет Пятачок» и т. д.

Когда ребенок познакомился со всеми друзьями Винни-Пуха, педагог спрашивает: «К кому пойдет в гости Винни-Пух?», ребенок отвечает на вопрос: «Винни-Пух пойдет в гости к Чебурашке».Спрашиваем ребенка: «Где живет Чебурашка, справа или слева от Винни-Пуха?»

Пальчиковая гимнастика «Мишка и его друзья»

Загадки о Винни и его друзьях

7 СЛАЙД

Д/и «Изучаем предлоги вместе с Винни и его друзьями

8 СЛАЙД

Во втором разделе находится:

  1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика выполнена в виде круга на котором вращается стрелка. На круге нанесены картинки-символы с изображением различных предметов, которые со временем ассоциируются у детей с определенным артикуляционным упражнением. Здесь же находится картотека с описанием данных упражнений и зеркало.

  1. Д/И Фразеологизмы в картинках для детей старшего дошкольного возраста и «Подсказки умной совы» значение и примеры употребления фразеологизмов).

  1. Картотека чистоговорок «Мишкины ворчалки»

9 СЛАЙД

Третий раздел содержит картотеку опорных схем (алгоритмов) для составления описательных рассказов, такие как «расскажи о животном», «расскажи о птице», «расскажи об овощах и фруктах», «расскажи о игрушке», «расскажи об одежде».

10 СЛАЙД

Четвертый раздел содержит дидактические игры:

- «Мишкины сопелки» Представлена в виде ламинированной книжки –малышки в форме круга с пузырьками – картинками на определенный звук и маленькие кружки- смайлики 3 видов: улыбающиеся, спокойные, грустные. Перед ребенком ставится задача, сделать шарик как можно веселее. Для этого названия предметов, нарисованных на пузырьках, надо произносить только четко и громко.

Ребенок закрывает глаза и пальцем указывает на любой «Пузырек», открывает глаза и называет изображенный предмет. Взрослый оценивает ответ ребенка.

За правильное произнесение звука, на картинку накладывается улыбающийся смайлик- кружок. Если ребенок исправил свой ответ самостоятельно, на картинку выкладывается спокойный веселый смайлик. При произнесении звука с ошибкой, накладывается грустный смайлик.

-«Мила мыла мылом…»

Цель: автоматизация звука «Л» во фразе.

Данная игра представлена в виде ламинированных маленьких картинок, которые держатся на ленточках и липкой ленте.

Содержание игры: Ребенок проговаривает фразу «Мила мыла мылом и добавляет слово название предмета который изображен на картинке. Картинку прикрепляет с помощью липкой ленты.

Например, Мила мылом мыла шоколад. Так бывает? – спршиваем мы у ребенка. И он со смехом отвечает, что нет. Интерес и внимание к следующим фразам повышаются.

11 СЛАЙД

Пятый раздел лэпбука содержит дидактические игры целью которых является формирование грамматического строя речи. Представлены в виде магнитного поля со стрелкой и ламинированных круглых карточек на магните. Карточки крепятся по кругу на поле, ребенок крутит стрелку, и проговаривает ответ на вопрос.

  1. Д/И: «Он», «она», «оно», «они».
  2. Д/И Кого лечит доктор?
  3. Д/И «Что нарисовал мальчик?»
  4. Д/И Думаю о ком? Вижу кого? С кем говорю? Кому звоню?

- Картотека

Цель: дифференциация звуков«з»; «зь», «с», «р-л», «ц», «с-з», «сь-зь», «р-рь», «р»

Содержание игры: ребенку предлагается в игровой форме назвать все слова в лабиринте картинок, чтобы найти выход. Например: «Помоги королю найти карету» , «кого боится зебра» и т.д.

12 СЛАЙД

В шестом разделе находятся игры:

- «Что сначала, что потом» , - «Расскажи историю» , «овощи, фрукты»

Цель: Учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.

13 СЛАЙД

Д/И «Помоги Пяточку расставить вагончики»

Игра представлена в виде карманов, сделанных из листового пластика, куда дети самостоятельно размещают ламинированные картинки.

Цель: Учить детей дифференцировать звуки опираясь на громкое проговаривание.

На паровозиках указан звук, а на вагончиках размещены картинки. Детям нужно найти картинки, в которых есть заданные звуки, и разместить их к соответствующему паровозику (например, паровозик со звуком [с], соответственно и картинки на вагончике в названии которых есть звук [с]).

14 СЛАЙД

Лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью;

Конечно, работа по созданию лэпбука требует затрат времени и собственных усилий, но результат намного оправдывает эти затраты. Об этом Диана Алексеевна Гатовская в своей статье очень точно сказала «Лэпбук – это … полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача взрослого лишь придавать ребенку уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов»

Такая необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, и он еще раз возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

15 СЛАЙД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формы работы по речевому развитию детей в ДОУ в соответствии с ФГТ.

Раскрыты актуальность перестройки образовательного процесса. Речь как ведущее средство общения. Образовательная область"Коммуникация" . Основное внимание уделено основной форме педагогического воздейс...

Сообщение из опыта работы: "Роль детской книги в речевом развитии детей раннего возраста"

Сообщение из опыта работы: "Роль детской книги в речевом развитии детей раннего возраста"...

Выступление из опыта работы "Проектная деятельность в художественно -эстетическом развитии детей с ОВЗ"

Изучается эффект комплексного воздействия на дошкольника разных специалистов с применением элементов сказкотерапии...

Выступление из опыта работы использования ИКТ в познавательном-речевом развитии дошкольников.

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение Пушкинского муниципального района  детский сад №1 «Колокольчик».       Соо...

Нестандартные формы работы по речевому развитию «Лэпбук»

Нестандартные формы работы по речевому развитию. Книжка - раскладушка ....

Нестандартные формы работы по речевому развитию с детьми раннего возраста

В последнее время все чаще встречаются дети с проблемами в речевом развитии. Многие дети нуждаются в помощи специалистов. Поэтому вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость.В с...

Выступление на методическом совете: Из опыта работы «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи. Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формировани...