Как организовать работу по вопросам развития речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (средняя группа)
Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Составьте технологическую карту знакомства с художественным произведением (по выбору обучающегося), используя методику медленного (вдумчивого) чтения. Последовательность шагов совместного чтения произведения воспитателем и дошкольниками должна включать в себя четыре обязательных этапа:
1. Рассматривание книги с детьми. Обсуждение с ними названия текста, иллюстраций к нему. Беседа: Какие вопросы возникли? На что вы обратили внимание? О чем будет это произведение?
2. Чтение текста воспитателем в режиме медленного чтения. Продумайте, на каких этапах во время процесса чтения возможны остановки для комментирования: для вопросов, которые возникают к автору; фиксирование внимания детей на языковых средствах выразительности. Такие паузы призваны помочь маленьким читателям «войти» в текст. Главное – соблюдать меру, чтобы остановки не затягивались, «не забалтывались», не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Обычно на такие необходимые остановки указывает реакция самих детей на чтение воспитателя. Если остановка произошла в середине предложения, абзаца, после ответов детей его начало надо перечитать повторно.
3. Беседа по прочитанному произведению. При обсуждении литературных произведений необходимо помочь детям увидеть коммуникативные умения, значимые в той или иной ситуации общения. В процессе анализа могут противопоставляться два типа речевого поведения: позитивный и негативный. В некоторых ситуациях речевое поведение главного литературного героя претерпевает изменения от негативного к позитивному. Воспитатель с дошкольниками прослеживает и те изменения в речевом поведении героев, которые обуславливаются отношением к нему близких людей, сверстников и т. д.
4. Воспроизведение и осмысление прочитанного произведения. На данном этапе можно использовать различные приемы (по выбору обучающегося):
- инсценирование отрывка произведения;
- рисование (с помощью воспитателя дошкольники вспомнят и нарисуют, хотя бы схематично, основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробуют «озвучить» мультфильм);
- различные виды пересказывания и т. д.
Для выполнения задания ниже предложены произведения, которыми воспитатель может воспользоваться или самостоятельно выбрать свое произведение.
В. А. Осеева «Волшебное слово»
Краткое содержание: Павлик рассчитывал получить желаемое, не произнося «волшебного слова» – пожалуйста.
- За что обиделась бабушка?
- Как вы думаете, специально ли Павлик обидел бабушку?
- Какое коммуникативное правило он не знал?
- Какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными?
- Какое в них волшебство? (Люди прощают друг друга, желают здоровья, делаются добрее и радостнее.)
- Часто ли мы слышим эти слова? В каких случаях мы их употребляем? Как можно поздороваться по-разному? Кому мы можем сказать «Пока», а кому «До свидания»? Когда так говорят: «Не говори наобум, а бери на ум», «Слова не идут с языка», «Владеет словом»?
- Но, несмотря на «волшебные слова», всегда ли может быть положительный ответ, тот, который ты хочешь?
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Краткое содержание: Противопоставление двух характеров, двух типов речевого поведения. Развитие событий. Финал. Связь речевого поведения и финала.
- Какой была Дочка?
- Какой была Падчерица?
- Как вела себя Дочка? Почему она исполняла все просьбы Морозко?
- Как вела себя Падчерица и почему она не исполняла просьбы Морозко?
- Что получила каждая из девочек?
- Как ты думаешь, почему?
Т. Александрова «Кузька»
Краткое содержание: Как домовенок Кузька был в гостях у Наташи. Слова-«сорняки» в нашей речи. Правила поведения в гостях.
- Почему Наташа не понимала, о чем говорил Кузька?
- Правильно ли себя вел Кузька?
- Что он не так делал?
«Гуси-лебеди» (русская народная сказка)
Краткое содержание: Девочка грубо ответила печке, яблоньке, речке и ситуация общения не получилась, результат тоже. Развиваются умения учитывать собеседника, ситуацию общения. Связь коммуникативного общения и результативности общения.
- Как сначала вела себя девочка?
- Почему печка, яблонька и речка не помогли сначала девочке?
- Как потом вела себя девочка?
- Почему она изменилась?
- Почему потом печка, яблонька и печка стали помогать ей?
«Двенадцать месяцев» (словацкая сказка)
Краткое содержание: Противопоставление двух форм ведения диалога: падчерицы и мачехиной дочери. В результате у одной получается разговор и ее просьба выполняется, а у другой не получается разговор и просьба не выполняется.
- Какой была падчерица? Как она разговаривала?
- Какой была мачехина дочка? Как она разговаривала?
- Почему двенадцать месяцев подарили одной девочке подарки, а другой ничего не дали?
- А в жизни такое бывает?
- Человеку достаточно просто научиться говорить: четко произносить звуки, слова, составлять правильно слова?
- Нужно еще научиться общаться. Что значит «люди общаются»?
- Чтобы про человека сказали, что он умеет общаться, он должен уметь слушать другого человека, вежливо разговаривать с ним, не перебивать.
«Морозко» (русская народная сказка)
Краткое содержание: Сопоставление двух ситуаций общения, анализ сюжета и сравнение в финале результатов общения.
- Какие были обе девочки?
- Почему отцовская дочка, хотя ей было холодно, ласково разговаривала с Морозко?
- Почему Морозко одарил подарками отцовскую дочку, а мачехину заморозил?
З. Мошковская «Обида»
- Почему мальчик на всех обиделся?
- Прав ли он был?
- В каких случаях вы обижались, но были не правы?
М. И. Михайлов «Лесные хоромы»
Краткое содержание: Беседа о том, как лесные звери не могли договориться, кому первому лезть из домика.
- Почему кувшин сломался?
- А среди людей такое бывает?
-А вы были в таких ситуациях?
- Почему очень важно иногда не упрямиться, а вовремя проявить уступку?
В. Бианки «Сова»
Краткое содержание: Беседа о том, как старик прогнал сову и она не стала ловить мышей. Вывод о том, как плохо человеку без друзей.
- Почему старик прогнал сову?
- Что в ответ сделала сова?
- Прав или не прав был старик? А сова?
- Когда вы обидите кого-нибудь, что вы чувствуете?
- А когда вы обижаетесь на друга, что вы чувствуете?
- Человеку важно научиться не копить обиду, а прощать, хотя это бывает иногда очень сложно.
«Заяц-хвастун» (русская народная сказка)
Краткое содержание: Хвались не словом, а делом. Человека узнают не по словам, а по его поступкам.
- Почему у сказки такое название?
- А когда человека так называют?
- Как вы понимаете такие выражения: «Хвались не словом, а делом», «Человека узнают не по словам, а по его поступкам».
«Заюшкина избушка»
Краткое содержание: Действенная реакция: помощь, активные действия. Как важно подбирать слова при общении. Не все герои сказки смогли подобрать слова, чтобы выгнать лису.
- Кто смог помочь зайцу?
- А почему остальные звери не смогли выгнать лисицу?
- Попробуйте подобрать нужные слова для того, чтобы уговорить младшего брата поесть кашу и т. д.
- Очень важно подбирать нужные слова при общении.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Краткое содержание: Соотношение словесной и действенной реакции. Взаимосвязь вербальных (просьба старика и ответы рыбки) и невербальных (описание моря) способов общения. Эмоциональная окрашенность реакции: сопереживание, сочувствие.
- Каким голосом каждый раз просил старик рыбку?
- Как отвечала рыбка старику? (словами и поступками)
- Кто еще каждый раз, не говоря ни слова, участвовал в разговоре, кроме старика и рыбки? (море)
- Как море каждый раз менялось? Почему?
- А при разговоре с собеседником как, кроме слов, может выражать чувства человек? (глаза, морщинки, руками, поворотами головы и т. д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
Опыт работы по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...
Опыт работы: "Фольклор - источник развития речи детей дошкольного возраста."
Цель моей работы - это создание благоприятных условий развития личности старших дошкольников через речевое воспитание. Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и разви...
Опыт работы на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"
С 2012 года я работаю над темой по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нар...
Опыт работы «Фольклор – источник развития речи детей дошкольного возраста»
Опыт работы «Фольклор – источник развития речи детей дошкольного возраста»...
Опыт работы на тему«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим»
Опыт работы на тему«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим»...
Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...
«Взаимодействие с родителями в вопросах развития речи детей дошкольного возраста»
В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. В Стандарте указывается, что он «является основой для оказания помощи родителям ...
- Мне нравится (1)