Конспект НОД по "Речевому развитию" (развитие речи) в разновозрастной группе (5-6, 6-7) "Малинка" "Викторина "Знатоки сказок К. И. Чуковского"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме
Викторина состоит из ряда интересных заданий для детей на знание названий и содержания любимых детьми сказок К. И. Чуковского. В увлекательной для детей форме воспитатель проверит, закрепит и уточнит знание содержания сказок Чуковского. НОД включает в себя почти все виды детской деятельности. Исходя из количества детей в группе, их можно разделить на две команды (на усмотрение воспитателя). В течение подготовки и проведения викторины решается несколько речевых задач, главная из которых - развитие интереса к художественному слову. Желаю успехов!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по «Речевому развитию» (развитие речи) в разновозрастной группе (5-6, 6-7) «Викторина «Знатоки сказок К. И. Чуковского»
Цель: закрепление знаний детей по содержанию сказок детского писателя К. И. Чуковского.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Развивающие задачи:
- Развивать интерес к художественному слову, память, внимание, артистические способности детей.
Образовательные задачи:
- Вспомнить с детьми содержание любимых сказок К. И. Чуковского.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь; умение внимательно, не перебивая слушать высказывания товарища.
Речевые задачи:
- Совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении знакомых стихов и отрывков из произведений Чуковского.
- Закрепить умение отгадывать загадки по предложенному описанию предмета.
- Формировать умение отвечать на вопросы чётко и полно.
Словарная работа: произведение, детский писатель, К. Чуковский, иллюстрации, герои сказок.
Здоровьесбережение:
- Закрепить умение двигаться в соответствии с словами стихотворения.
- Формировать правильную осанку.
Планируемые результаты: ребёнок проявляет эмоциональную отзывчивость при чтении произведений К. И. Чуковского; с интересом рассматривает иллюстрации, может по словесному описанию отгадать произведение; отвечает полно на вопросы; проявляет активность при выполнении заданий в течение всей НОД.
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:
1. Подготовка воспитателя: подготовила презентацию для НОД, подобрала физминутку, подготовила план-конспект, подготовила материалы.
2. Предварительная работа с детьми: беседа «Творчество К. И. Чуковского»; д/игра «Из какой сказки герой?»; рассматривание иллюстраций к сказкам; обыгрывание этюдов по сюжетам сказок К. Чуковского.
3. Оборудование и материалы: презентация: слайды: 1) Знайка, 2) Книга, 3) слово «книга», 4) Знайка; «Чудо-дерево» с разными предметами (сито, мочалка, утюжок, перчатки, спички, шоколадка, воздушный шарик, телефон, салфеточка, свечка и др.); оборудование для инсценировки: денежка, столик, накрытый салфеткой, самовар, 2 стаканчика, 2 чашечки, сапожки с «золотой застежкой», баночка «Мёд», букетик цветов, фонарик, сабля, веревка, музыкальные инструменты; плоскостное Чудо-дерево,
Формы и методы совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | Игровая мотивация. Дидактические игры: «Назови персонажа сказки», «Кому принадлежат эти слова?», «Чудо – дерево», игровой сюжет НОД. Инсценировка отрывка из сказки «Муха – Цокотуха» |
Речевая | Художественное слово (загадка); наводящие вопросы; поощрения; пояснения; напоминания; индивидуальные ответы детей; сценка из сказки «Муха – Цокотуха» |
Двигательная | Динамическая пауза: «Чудо – дерево» |
Трудовая | Подготовка материалов к занятию, уборка материалов после занятия. |
Логика образовательной деятельности
Части НОД | Методы и приёмы | Содержание НОД |
Вводная часть | Словесно – наглядные Рассматривание Вопросы воспитателя Напоминание Похвала | - Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам, а по каким, вы сами угадаете. Слайд 1. - Посмотрите на эти иллюстрации. (На экране четыре иллюстрации из книг). Как называются сказки? (Ответы детей). - Кто написал эти сказки? (Корней Чуковский). Слайд 2. - На экране вы видите портреты разных писателей. Найдите портрет К. Чуковского. Слайд 3. - Взгляните на этот портрет. Что вы можете сказать об этом писателе? (Ответы детей). - Какой добрый, ласковый, улыбчивый у него взгляд. - А вы, ребята, знаете его сказки? Сейчас мы это проверим. Поиграем в игру - викторину «Угадай сказку». |
Основная часть | Художественное Слово Игровая мотивация Викторина | Слайд 4. Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор Айболит. ( "Айболит"). Слайд 5. Вдруг из подворотни – Страшный великан, Рыжий и усатый Таракан. ( "Тараканище") Слайд 6. Я – Великий Умывальник Знаменитый Мойдодыр Умывальников начальник И мочалок командир. ("Мойдодыр") Слайд 7. Свинки замяукали «Мяу-мяу» Кошечки захрюкали «Хрю-хрю». ("Путаница") Слайд 8. Веселится народ - Муха замуж идет За лихого, удалого Молодого Комара ("Муха-Цокотуха") Слайд 9. А посуда вперед и вперед По полям, по болотам идет И чайник сказал утюгу - Я больше идти (не могу). ("Федорино горе") Слайд 10. Что вам надо? Шоколада. Для кого? Для сына моего. А сколько прислать? А пудов этак пять или шесть. (Телефон) - Теперь вам предлагаю вспомнить, к каким персонажам принадлежат эти сказочные имена. Слайд 10. Игра «Назови персонажа сказки» На нижнем диске игрового барабана разложены полоски с именем героя сказки, которого нужно угадать. Дети подходят по очереди, приводят в движение верхний диск барабана, стрелка указывает на задание Айболит - …, Бармалей - …, Федора - …, Каракула - …, Мойдодыр - … , Тотоша и Кокоша - …, Цокотуха - … , Рыжий, усатый великан - …, |
Художественное слово Напоминание Похвала Рассказ | Барбос - … Слайд 11. - А сейчас, ребята, вам нужно вспомнить, кто в стихотворении К. Чуковского это сказал. Д/и «Кому принадлежат эти слова?» 1. Не кричи и не рычи, Мы и сами усачи, Можем мы и сами Шевелить усами! (раки) 2. Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать! (котята) 3. Если топну я ногою, Позову своих солдат, В эту комнату толпою Умывальники влетят (Мойдодыр) 4. Дорогие гости, помогите! Паука – злодея зарубите! И кормила я вас, И поила я вас, Не покиньте меня В мой последний час (Муха Цокотуха) 5. Ой, вы, бедные сиротки мои, Утюги и сковородки мои! Вы пойдите-ка, немытые, домой, Я водою вас умою ключевой. (Федора) 6. Расти, туфелька моя, Расти, маленькая! Уж как туфельку мою Я водичкою полью И вырастет дерево, Чудесное дерево! (Девочка Мура) 7. … Если только захочу, И Луну я проглочу! (Крокодил) 8. Милый, милый Бармалей, Смилуйся над нами, Отпусти нас поскорей К нашей милой маме! (Ванечка и Танечка) - Корней Чуковский, как ребёнок, любил наблюдать и рассматривать повадки, поведение насекомых, разных животных, поэтому в его сказках встречается много зверей, птиц, насекомых. Он рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости, веселья. Идешь по улице и радуешься всему, что ты видишь: трамваю, | |
Зак лю чи Тель Ная часть | Драматизация Игровая мотивация Подсказка Художественное слово Игровая мотивация Сюрприз Подсказка Динамическая пауза Игровая мотивация Показ образца действий | воробьям, которые купаются в луже, готов здороваться с каждым встречным и делиться радостью». Вот такой этот по-настоящему детский писатель. Слайд 12. - Сейчас наши ребята покажут сценку из сказки «Муха-Цокотуха». (Надеть маски, выставить оборудование). Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха» Действующие лица: автор, Муха-Цокотуха, паук, комарик, 2 таракана, 2 букашки, бабочка. Автор: Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купила самовар. М. -Ц.: Приходите, тараканы, я вас чаем угощу! (Входят 2 таракана, 2 букашки, бабочка). Тараканы: Тараканы прибегали, все стаканы выпивали. Букашки: А букашки по три чашки, с молоком и с крендельком. М. -Ц.: Бабочка-красавица, кушайте варенье! Или вам не нравится наше угощенье? Автор: Вдруг какой-то старичок-паучок Нашу Муху в уголок поволок- Хочет бедную убить, Цокотуху погубить. М. -Ц.: Дорогие гости, помогите! Паука-злодея загубите! И кормила я вас, И поила я вас, Не покиньте меня в мой последний час! (все разбегаются, прячутся) Автор: Вдруг откуда-то летит маленький комарик. И в руке его горит маленький фонарик. Комарик: Где убийца? Где злодей Не боюсь его когтей. (уводит паука) Я злодея загубил, Я тебя освободил. А теперь, душа-девица, На тебе хочу жениться! Все: Слава, слава Комару – победителю! Слайд 13. - К нам пришли герои из сказок. Вы должны будете определить, какой герой здесь лишний? Почему? Д/и «Кто лишний» - Героев сказок нашли, но они оказались немного рассеянными и потеряли предметы из своих сказок. Но что это за чудо-дерево мы видим? (Обратить внимание на дерево) И что на нём растет? Точно как в стихотворении Чуковского: Как у наших у ворот Чудо-дерево растет Не листочки на нём, Не цветочки на нём А чулки да башмаки, Словно яблоки. Да здесь не только чулки да башмаки, а много разных предметов. Давайте найдем предметы из сказок нашего писателя и вернем их в свою сказку. Можно вспомнить строчку из сказки с предметом, который вы найдёте. Игровое задание «Чудо-дерево» •телефон – У меня зазвонил телефон… (“Телефон”) •воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде. А за ним комарики на воздушном шарике… (“Тараканище”) •мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”) •блюдце – А за ними блюдца… (“Федорино горе”) •калоша – Пришли мне дюжину новых калош… (“Телефон”) •термометр – И ставит и ставит им градусники… (“Айболит”) •перчатки - А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» (“Айболит”) •монета - Муха по полю пошла, муха денежку нашла («Муха-Цокотуха») •сито - Скачет сито по полям (“Федорино горе”) •шоколадка - И всем по порядку даёт шоколадку (“Айболит”) •мочалка - И мочалку словно галку, словно галку, проглотил “Мойдодыр”) - Ребята, вы немного устали, давайте отдохнем. (Предложить встать в круг). Физминутка (по сказке К. И. Чуковского) Мама по саду пойдёт, Идут по кругу Мама с дерева сорвёт Обеими руками словно срывают с дерева. Туфельки, сапожки. Шлёпают попеременно ладошками Новые калошки. Папа по саду пойдёт, Пальчиками идут по столу Папа с дерева сорвёт Обеими руками словно срывают с дерева. Маше — гамаши, Шлёпают попеременно ладошками по столу Зинке — ботинки, Нинке — чулки А для Мурочки такие Показывают кистями рук на себя Крохотные голубые Показывают какие маленькие Вязаные башмачки Имитируют движение вязания на спицах. И с помпончиками! Словно лепят комочек снежный ладошками. |
Сюрприз Похвала | Итог. - Ребята, вас порадовала встреча с героями сказок Корнея Чуковского? А вы порадовали всех нас хорошим знанием содержания сказок. - Я приготовила для вас раскраски по сказкам К. Чуковского, которые вы раскрасите в свободное время. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в разновозрастной группе старшего возраста Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»
Развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к произведениям К.И.Чуковского. Вызывать эстетические чувства к изображению иллюстраций по сказкам К.И.Чуковского. Вовлечение детей в драм...
Конспект Проведения занятия по развитию речи в разновозрастной группе в старшей подгруппе «Барбарики» по теме: «Подводный мир»
Тема: «Подводный мир»Направление образования и развития (образовательная область):Речевое развитие.Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на задан...
Конспект НОД на прогулке в разновозрастной группе (5-6, 6-7) "Малинка" "Зима белоснежная"
Данный конспект поможет воспитателю в проведении интересной прогулки в зимнее время. НОД включает в себя почти все виды деятельности детей на прогулке. Все этапы связаны между собой логической нитью. ...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по развитию речи в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности Тема: "Колючий недотрога"
Предлагаю занятие по развитию речи детей от 3 до 5 лет "Колючий недотрога"...
Конспект интегрированного НОД по аппликации в подготовительной группе «Муха-Цокотуха» Лексическая тема недели: «Неделя сказок К. И. Чуковского»
Сформировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказку.Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук...
Конспект занятия НОД по развитию речи в разновозрастной группе «Мы расскажем, о нашей любимой мамочке».
В помощь педагогам...
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе «По тропинкам любимых сказок»
Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.Задачи:– Закреплять знания детей о русских народных сказках.– Продолжать развивать связную речь, правильно с...