НОД по речевому развитию в разновозрастной группе на тему: «Сочиняем сказку по сюжетным картинкам»
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему

Новак Ирина Павловна
 
 
Развивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.
Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие на картине.
Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени множественного числа, побуждать детей использовать в сказке диалогическую речь.
Упражнять детей в умении заканчивать предложение, начатое  педагогом, в рифму.
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_rechevoe_razvitie.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

  1. Развивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.
  2. Уточнить и закрепить знания детей русских народных, авторских сказок и сказок народов мира.
  3. Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие на картине.
  4. Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени множественного числа, побуждать детей использовать в сказке диалогическую речь.

5.Упражнять детей в умении заканчивать предложение, начатое  педагогом, в рифму. 

Материал: Четыре сюжетных картинки для демонстрации, книги со сказками - авторские и русские народные.

.

Предварительная работа:

Рассказывание по картинкам,  составление описательных рассказов по игрушке или предметам, чтение и рассказывание детям русских народных сказок, сказок народов мира и авторских сказок, драматизация сказок в часы досуга.

Логика деятельности с детьми.

 Дети сидят полукругом.

Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю  загадку:

 Их любят взрослые и дети,

В них происходит все на свете:

И чудеса и волшебство,

В них побеждает зло, добро.

Их мамы читают детишкам  на ночь

После чего закрываются глазки

И снятся всю ночь ребятишкам…? (сказки)

-Правильно, сказки, и  сегодня мы поговорим о сказках. Как вы думаете, кто сочиняет сказки?

Ответы детей

-Если сказку сочинил народ, то, как мы ее называем? (Народная)

-А если сказку сочинил один человек? Как мы ее назовем? (Авторская сказка)

-Какие вы знаете народные сказки?

Дети перечисляют сказки.

- Какими словами начинаются русские народные сказки? («Жили - были», «в некотором царстве, в некотором государстве...»)

- Какими словами они заканчиваются? («Жили долго и счастливо», «стали жить-поживать и добра наживать», «и я там был, мед-пиво пил», «вот и сказке конец, а кто слушал - молодец»).

- Вы, умнички, на вопросы отвечали правильно!

Появляется картинка.

- Давайте мы с  вами станем сегодня  сказочниками и придумаем свою сказку, но придумаем все вместе. Посмотрите на эту картинку и скажите, о ком мы будем сочинять сказку. Кого вы видите на картинке?

Дети перечисляют, кого они видят на картинке.

- Это кто? (Дед Мороз)

- Что случилось с рукавичкой?(она потерялась)

-Какое время года, время суток вы видите? (зима, вечереет)

-  Какой вечер на картинке, как вы думаете? (  снежный, холодный)

- А если вы видите, что Дед Мороз по лесу едет, значит какой праздник приближается?(Новый год)

    -С каких слов мы начнем  сказку?( Было это давно …. Ехал как – то Дед Мороз по лесу перед Новым Годом, свои владения осматривать.

-Как вы думаете, что было до события, изображенного на картине? (Если дети затрудняются, я наводящими вопросами помогаю детям.)

-Что было дальше, как вы думаете?

(Ответы детей)

Появляется следующая картинка.

-А тройка лошадиная у него игривая,  да шустрая вот и потерял он рукавичку.

Очнулась рукавичка в огромном сугробе, а вокруг никого , только лес кругом.

Затем третья картинка, и уже другие дети продолжают сюжет сказки.

Если дети затрудняются во время рассказывания, я помогаю наводящими вопросами:

-Что делать рукавичке? (Делать нечего, отряхнулась, да пошла, ведь скоро праздник у детей, а без нее Дед Морозу никак нельзя. Идет она темным лесом, а вокруг тишина, вдруг что – то над головой прошуршало, глянула рукавичка, а это белочки -сестрички с ветки на ветку скок -  поскок, смотрят и спрашивают:

- Ты как сюда попала, и куда путь держишь?

- Ребята, как вы думаете, что ответила рукавичка белочкам?( Ехала я с дедом Морозом к празднику готовиться да и потерялась по дороге, отвечает рукавичка, а спешу я к деткам на праздник, Дед Морозу без меня никак нельзя, я ведь волшебная рукавичка.

-Белочки оставили  рукавичку в беде?( Не печалься, мы тебе дорогу до реки покажем, а еще гостинцев ребятишкам передадим!

Насыпали они рукавичке орехов, и показали дорогу до реки. . Остановилась рукавичка, а пройти не может, речка то не до конца застыла, тут выныривает царь – щука и говорит:

- Куда путь держишь рукавичка?

- Я помощница Деда Мороза ,потерялась, вот спешу к детишкам на праздник, а через реку не перебраться.

- Не печалься, я тебе помогу.

Ударила щука хвостом по воде и вмиг вода застыла. Перебежала рукавичка, поблагодарила щуку, а та ей и говорит:

- Вот тебе ракушка,  она не простая, а волшебная, как только достанешь ее, да слова волшебные скажешь, вмиг она твоим ребятам так елку и зал украсит, что глаз не отведешь!

Поблагодарила ее рукавичка и пошла дальше. Идет она, а навстречу ей ежик, колючая голова:

- Что за диво в нашем лесу?! Никак заблудилась ты рукавичка?!

- Да потерялась я, вот спешу к деткам на праздник, да видно не успеть!

-Не переживай ,вот тебе фонарик ,он путь осветит до самого Деда Мороза приведет, а как к ребятам попадешь он зажжет им праздничный зал разноцветными огнями.

Поблагодарила его рукавичка и поспешила дальше. Долго ли , коротко ли шла, да вдруг на встречу ей медведь косолапый.

-Ты откуда  и куда путь держишь?

-Иду я из далека, а спешу я к Деду Морозу на подмогу.

-Ясно .Слышал я гомон ребятишек , уже не далеко, передай им подарок от дедушки косолапого. Вот тебе бочонок меда с секретом: кто в него руку опустит и сладость загадает, то достав ее, эту сладость получит. Поблагодарила рукавичка медведя и поспешила на голос ребятишек. А смех и голоса детишек все громче и громче становятся, вот - вот покажется заветный домик, как вдруг рукавичка услышала шорох в кустах, глядь , а там и зайка, и лисичка, и волчок, и мудрая сова и даже мышонок, все высыпали на поляну перед рукавичкой и говорят:

-Слышали мы, ты к ребятам на праздник спешишь, вот решили и мы подарочки передать, с пожеланиями самого лучшего. Поблагодарила их рукавичка и поспешила на праздник к детишкам.

-Молодцы, дети, вы придумали, а что же дальше произошло?

Игра «Музыкальная варежка»

Появляется следующая картинка и предлагаю рассмотреть ее, затем по ней придумать завершение сказки.

-Ребята, давайте придумаем счастливое окончание нашей сказки? (Вернулась наша рукавичка к Деду Морозу, и стой поры повелось , что рукавичка у Деда Мороза волшебная: кто хорошо себя ведет, да слушается, того она вместе с Дедом Морозом и одаривает, всем чем только пожелаешь, а кто проказничает да старших не слушает того и заморозить может, не зря ведь она помощница главного волшебника на земле!)

Обобщение ответов.

-Что помогло рукавичке найти своего хозяина? (Дружба)

-Мы с вами сочинили народную сказку, а как мы ее назовем?

Ответы детей: «Приключение варежки»,  «Спасение рукавички» и др.

Чтение сказки.

-- Дети, вам понравилось сочинять сказку?

- Вы все старались, молодцы!

-Мы с вами еще не раз будем сочинять и сказки, и рассказы. А позже мы нарисуем сюжеты нашей сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Рассказывание сказки по сюжетным картинкам"

В конспекте  рассказыванию детьми сказки предшествует беседа о сказках: русских народных и авторских. Закрепление у детей знаний имен авторов-сказочников. Уточнение, какие сказки называются народ...

План-конспект занятия речевое развитие (старшая группа) на тему: Пересказ сказки «Хитрый козел»

Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей ло...

Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: « Сочинение сказки из жизненной истории с использованием приёма мнемотехники».

В предложенной образовательной деятельности у старших дошкольников продолжаем развивать связную речь  через сочинение сказок с использованием мнемотехники.Дети вместе с воспитателем отправля...

КОНСПЕКТ Открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание сказки по сюжетным картинкам»

Программное содержание:1.РРазвивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.2.Уточнить и закрепить знания детей русских народных, ав...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация».Виды детской деятельности: комму...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Тема: «Чтение сказки «Три поросенка»

Цель: познакомить со сказкой «Три поросенка». Помочь понять её смысл.Задачи:Образовательные задачи:Продолжать учить слушать содержание сказки, отвечать на поставленные вопросы.Развива...