НОД по речевому развитию в разновозрастной группе на тему: «Сочиняем сказку по сюжетным картинкам»
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_rechevoe_razvitie.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
- Развивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.
- Уточнить и закрепить знания детей русских народных, авторских сказок и сказок народов мира.
- Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие на картине.
- Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени множественного числа, побуждать детей использовать в сказке диалогическую речь.
5.Упражнять детей в умении заканчивать предложение, начатое педагогом, в рифму.
Материал: Четыре сюжетных картинки для демонстрации, книги со сказками - авторские и русские народные.
.
Предварительная работа:
Рассказывание по картинкам, составление описательных рассказов по игрушке или предметам, чтение и рассказывание детям русских народных сказок, сказок народов мира и авторских сказок, драматизация сказок в часы досуга.
Логика деятельности с детьми.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю загадку:
Их любят взрослые и дети,
В них происходит все на свете:
И чудеса и волшебство,
В них побеждает зло, добро.
Их мамы читают детишкам на ночь
После чего закрываются глазки
И снятся всю ночь ребятишкам…? (сказки)
-Правильно, сказки, и сегодня мы поговорим о сказках. Как вы думаете, кто сочиняет сказки?
Ответы детей
-Если сказку сочинил народ, то, как мы ее называем? (Народная)
-А если сказку сочинил один человек? Как мы ее назовем? (Авторская сказка)
-Какие вы знаете народные сказки?
Дети перечисляют сказки.
- Какими словами начинаются русские народные сказки? («Жили - были», «в некотором царстве, в некотором государстве...»)
- Какими словами они заканчиваются? («Жили долго и счастливо», «стали жить-поживать и добра наживать», «и я там был, мед-пиво пил», «вот и сказке конец, а кто слушал - молодец»).
- Вы, умнички, на вопросы отвечали правильно!
Появляется картинка.
- Давайте мы с вами станем сегодня сказочниками и придумаем свою сказку, но придумаем все вместе. Посмотрите на эту картинку и скажите, о ком мы будем сочинять сказку. Кого вы видите на картинке?
Дети перечисляют, кого они видят на картинке.
- Это кто? (Дед Мороз)
- Что случилось с рукавичкой?(она потерялась)
-Какое время года, время суток вы видите? (зима, вечереет)
- Какой вечер на картинке, как вы думаете? ( снежный, холодный)
- А если вы видите, что Дед Мороз по лесу едет, значит какой праздник приближается?(Новый год)
-С каких слов мы начнем сказку?( Было это давно …. Ехал как – то Дед Мороз по лесу перед Новым Годом, свои владения осматривать.
-Как вы думаете, что было до события, изображенного на картине? (Если дети затрудняются, я наводящими вопросами помогаю детям.)
-Что было дальше, как вы думаете?
(Ответы детей)
Появляется следующая картинка.
-А тройка лошадиная у него игривая, да шустрая вот и потерял он рукавичку.
Очнулась рукавичка в огромном сугробе, а вокруг никого , только лес кругом.
Затем третья картинка, и уже другие дети продолжают сюжет сказки.
Если дети затрудняются во время рассказывания, я помогаю наводящими вопросами:
-Что делать рукавичке? (Делать нечего, отряхнулась, да пошла, ведь скоро праздник у детей, а без нее Дед Морозу никак нельзя. Идет она темным лесом, а вокруг тишина, вдруг что – то над головой прошуршало, глянула рукавичка, а это белочки -сестрички с ветки на ветку скок - поскок, смотрят и спрашивают:
- Ты как сюда попала, и куда путь держишь?
- Ребята, как вы думаете, что ответила рукавичка белочкам?( Ехала я с дедом Морозом к празднику готовиться да и потерялась по дороге, отвечает рукавичка, а спешу я к деткам на праздник, Дед Морозу без меня никак нельзя, я ведь волшебная рукавичка.
-Белочки оставили рукавичку в беде?( Не печалься, мы тебе дорогу до реки покажем, а еще гостинцев ребятишкам передадим!
Насыпали они рукавичке орехов, и показали дорогу до реки. . Остановилась рукавичка, а пройти не может, речка то не до конца застыла, тут выныривает царь – щука и говорит:
- Куда путь держишь рукавичка?
- Я помощница Деда Мороза ,потерялась, вот спешу к детишкам на праздник, а через реку не перебраться.
- Не печалься, я тебе помогу.
Ударила щука хвостом по воде и вмиг вода застыла. Перебежала рукавичка, поблагодарила щуку, а та ей и говорит:
- Вот тебе ракушка, она не простая, а волшебная, как только достанешь ее, да слова волшебные скажешь, вмиг она твоим ребятам так елку и зал украсит, что глаз не отведешь!
Поблагодарила ее рукавичка и пошла дальше. Идет она, а навстречу ей ежик, колючая голова:
- Что за диво в нашем лесу?! Никак заблудилась ты рукавичка?!
- Да потерялась я, вот спешу к деткам на праздник, да видно не успеть!
-Не переживай ,вот тебе фонарик ,он путь осветит до самого Деда Мороза приведет, а как к ребятам попадешь он зажжет им праздничный зал разноцветными огнями.
Поблагодарила его рукавичка и поспешила дальше. Долго ли , коротко ли шла, да вдруг на встречу ей медведь косолапый.
-Ты откуда и куда путь держишь?
-Иду я из далека, а спешу я к Деду Морозу на подмогу.
-Ясно .Слышал я гомон ребятишек , уже не далеко, передай им подарок от дедушки косолапого. Вот тебе бочонок меда с секретом: кто в него руку опустит и сладость загадает, то достав ее, эту сладость получит. Поблагодарила рукавичка медведя и поспешила на голос ребятишек. А смех и голоса детишек все громче и громче становятся, вот - вот покажется заветный домик, как вдруг рукавичка услышала шорох в кустах, глядь , а там и зайка, и лисичка, и волчок, и мудрая сова и даже мышонок, все высыпали на поляну перед рукавичкой и говорят:
-Слышали мы, ты к ребятам на праздник спешишь, вот решили и мы подарочки передать, с пожеланиями самого лучшего. Поблагодарила их рукавичка и поспешила на праздник к детишкам.
-Молодцы, дети, вы придумали, а что же дальше произошло?
Игра «Музыкальная варежка»
Появляется следующая картинка и предлагаю рассмотреть ее, затем по ней придумать завершение сказки.
-Ребята, давайте придумаем счастливое окончание нашей сказки? (Вернулась наша рукавичка к Деду Морозу, и стой поры повелось , что рукавичка у Деда Мороза волшебная: кто хорошо себя ведет, да слушается, того она вместе с Дедом Морозом и одаривает, всем чем только пожелаешь, а кто проказничает да старших не слушает того и заморозить может, не зря ведь она помощница главного волшебника на земле!)
Обобщение ответов.
-Что помогло рукавичке найти своего хозяина? (Дружба)
-Мы с вами сочинили народную сказку, а как мы ее назовем?
Ответы детей: «Приключение варежки», «Спасение рукавички» и др.
Чтение сказки.
-- Дети, вам понравилось сочинять сказку?
- Вы все старались, молодцы!
-Мы с вами еще не раз будем сочинять и сказки, и рассказы. А позже мы нарисуем сюжеты нашей сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Рассказывание сказки по сюжетным картинкам"
В конспекте рассказыванию детьми сказки предшествует беседа о сказках: русских народных и авторских. Закрепление у детей знаний имен авторов-сказочников. Уточнение, какие сказки называются народ...
План-конспект занятия речевое развитие (старшая группа) на тему: Пересказ сказки «Хитрый козел»
Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей ло...
Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: « Сочинение сказки из жизненной истории с использованием приёма мнемотехники».
В предложенной образовательной деятельности у старших дошкольников продолжаем развивать связную речь через сочинение сказок с использованием мнемотехники.Дети вместе с воспитателем отправля...
КОНСПЕКТ Открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание сказки по сюжетным картинкам»
Программное содержание:1.РРазвивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.2.Уточнить и закрепить знания детей русских народных, ав...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»
Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация».Виды детской деятельности: комму...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Тема: «Чтение сказки «Три поросенка»
Цель: познакомить со сказкой «Три поросенка». Помочь понять её смысл.Задачи:Образовательные задачи:Продолжать учить слушать содержание сказки, отвечать на поставленные вопросы.Развива...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе Тема: пересказ сказки «Заяц-хваста»
Презентация сделана с иллюстрациями которые знакомы с детства каждому....