Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе Тема: пересказ сказки «Заяц-хваста»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Презентация сделана с иллюстрациями которые знакомы с детства каждому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_peresskaz_skazkki_zayats_hvastun.pptx | 1.76 МБ |
pereskaz.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План пересказ 1.Хвастун 2.Звери испугались 3.Храбрый заяц
Предварительный просмотр:
МОУ КСОШ №55 ДО №2 «Ёлочка»
д.п. Красково
2023 год
Конспект организованной образовательной деятельности
по образовательной области
"Речевое развитие" в старшей группе
Тема: пересказ сказки «Заяц-хваста»
Воспитатель: Федорова С.И.
Цель: формирование умения детей связно, последовательно, выразительно пересказывать небольшую сказку.
Задачи:
1. Образовательные:
Совершенствовать умение согласовывать в предложении прилагательное сусуществительным.Обогащать словарный запас детей (новые слова: гумно, снопы, Хваста, усищи, лапищи, зубищи, хвастать, трепать, мять).Продолжать формировать умение пересказывать сказку близко к тексту.
2. Развивающие:
Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь.Развивать память детей.
3. Воспитательные:
Воспитывать любовь к русским народным сказкам.Вызвать желание детей дружно и согласованно работать в небольшом коллективе.
Материал и оборудование: книга со сказкой «Заяц – хваста», волшебная коробка, маски зайца и вороны, атрибуты для д/и «Чей, чьи…».
Этапы образовательной деятельности:
1. Приветствие (Дети и воспитатель становятся в круг).
Воспитатель:
Становись скорее в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!
Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и гостям!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за загадочная коробка? Здесь что-то написано (читает: Очень трудно догадаться, что в коробочке внутри, если очень интересно, ты открой и посмотри). Как вы думаете, что в ней? (Предположения детей)
Ребята, посмотрите, да здесь есть отверстие, можно попробовать отгадать, что внутри коробки на ощупь. Есть смелые? (Пробуют на ощупь морковь, заячьи уши.) Откроем, посмотрим?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите, здесь морковь и заячьи уши. Как вы думаете, кому эти предметы могут принадлежать? (Зайцу). Ой, ребята, да я невнимательно посмотрела, здесь ещё какая-то карточка, а на ней загадка. Давайте попробуем её отгадать.
Всегда справляюсь очень ловко
С сочной свеженькой морковкой
А ещё люблю капусту
Зря меня считают трусом
Притаюсь я на опушке
Ушки вечно на макушке
Как зовусь я, угадаешь?
Ну, конечно, это….(заяц).
Воспитатель: Правильно, молодцы. Посмотрите, в коробке действительно спрятался заяц, да не один. С ним волк и лиса, и они хотят с вами поиграть.
2. Д/И «Чей, чьи…»
Цели: образование притяжательных прилагательных.
Воспитатель: Ребята, а чьи это уши точат из-за ёлки? (Слайд 1)
Дети: Из-за ёлки торчат волчьи уши.
Воспитатель: А чьи это лапы? (Слайд 2)
Дети: Из-за дерева торчат лисьи лапы.
Воспитатель: А чей это хвост? (Слайд 3)
Дети: Этот хвост заячий.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о зайце?
Дети: У него длинные уши и усы, короткий хвост, летом он серый, а зимой белый, питается корой деревьев. (Слайд 4)
Воспитатель: А знаете ли вы сказки, в которых встречается заяц?
Дети: «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Заяц и черепаха».
Воспитатель: А какой заяц по характеру? (Ответы детей) Да, обычно трусишка. Но, оказывается есть заяц храбрец. Давайте послушаем русскую народную сказку «Заяц-хваста».
3. Чтение русской народной сказки «Заяц- хваста».
(Воспитатель читает сказку по иллюстрациям художника Е. Рачева, текст в обр. О. Капицы).
Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо – приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать. (Слайд 5)
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать: (Слайд 6)
— У меня не усы, а усищи, не лапы – лaпищи, не зубы, а зyбищи – я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
— А как ты хвастал?
— А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
— Более не хвастай! (Слайд 7)
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел. (Слайд 8)
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
— Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец! (Слайд 9)
4. Словарная работа.
Воспитатель: Понравилась вам сказка? (Ответы детей) Ребята, какие новые незнакомые слова вы услышали в сказке? Давайте их разберем.
Крестьяне - сельские жители, занимающиеся земледелием. (Слайд 10)
Гумно - огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения и обработки зерна. (Слайд 11)
Кокорина - дерево, вывороченное с корнем; коряга. (Слайд 12) Хваста – хвастун.Мять – трепать, таскать.Овёс – растение, которое выращивают на полях, Из овсяного зерна изготавливают резаные и шлифованные крупы, овсяные хлопья, из которой готовят вашу любимую кашу, овсяное печенье.
5. Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель: Почему зайца назвали хваста?
- Когда ему было хорошо?
- Где он жил?
- Когда зайцу было плохо?
- Куда он ходил и зачем?
- Что такое гумно?
- Перед кем хвастался заяц?
- Как он хвастался перед другими зайцами?
- Кому рассказали о хвастунишке зайцы?
- Как ворона назвала зайца?
- Что случилось потом с вороной?
- Как получилось, что заяц всё-таки помог вороне?
- Как она его поблагодарила?
Физкультурная минутка: Воспитатель: А сейчас давайте поиграем. Превратимся все в зайцев
Встали зайцы на пеньки,Приподнялись на носки. (Руки на пояс, подняться на носки)
Спины чуть прогнули,Лопатки все сомкнули. (Прогнуться, сомкнув лопатки)
Посмотрите на зайчат,Как красиво все стоят. (Руки на пояс, повороты вправо, влево)
Руки в стороны подняли.И наклоны делать стали. (Руки в стороны, наклоны вперёд)
Посмотрели по сторонам- Волка нет – ни тут, ни там.
На пенёчке поплясали.И до дому поскакали.
Воспитатель: Давайте еще раз послушаем эту сказку. (Читает сказку еще раз, медленно)
Воспитатель: Ребята, мы ещё раз прослушали сказку, а теперь давайте попробуем пересказать её самостоятельно. О чём следует рассказать сначала?
Дети: О том, что заяц пришёл овес воровать.
Воспитатель: А потом?
Дети: О том, как заяц хвастался.
Воспитатель: А дальше?
Дети: Зайцы рассказали о хвастуне тетке вороне.
Воспитатель: И тетка ворона?
Дети: Не велела хвастаться.
Воспитатель: Чем сказка закончилась?
Дети: Заяц ворону от собак спас.
6. Пересказ сказки (целиком и по частям).
Воспитатель: А теперь, ребята, мы попробуем пересказать нашу сказку по частям. Кто хочет начать рассказывать? Кто будет продолжать? Кто расскажет конец сказки? А помогут тебе подробно, последовательно пересказать наши картинки-помощницы и план который я составила для вас..
Воспитатель: Ребята кто хочет пересказать сказку полностью, от начала и до конца?
Воспитатель: Молодцы, а сейчас я предлагаю разыграть пантомимический этюд «Хваставство». Необходимо изобразить радостного, хвастливого зайку. (Дети пробуют хвастать, задрав нос).
Воспитатель: Вы великолепные артисты! Есть у меня чудесные маски, кто их надевает, тот сразу превращается в героя сказки.
(Дети обыгрывают диалог зайца и вороны):
- Кар-кар… Здравствуй, заяц!
- Здравствуй, ворона.
- А ну, расскажи, как ты хвастался перед зайцами.
- А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь.
- Смотри, больше так не хвастай! (Ворона треплет зайца за уши).
- Не буду, ворона, никогда не буду!
Воспитатель: Спасибо нашим артистам! А сейчас я предлагаю разыграть пантомимический этюд «Храбрость». (Дети изображают храброго зайца)
Воспитатель: Ребята, а какими словами заканчивается сказка?
Дети: «Вот теперь ты молодец! Не хваста, а храбрец!» (Индивидуальное и хоровое проговаривание слов вороны).
7. Заключительная часть:Воспитатель:
С какой новой сказкой мы познакомились?
-Какие задания и упражнения выполняли?
- Что больше всего понравилось
- Что было трудно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в старшей группе. Тема: пересказ сказки « Заяц- хваста».
Цель: Формирование умения детей связно, последовательно, и выразительно передавать небольшие сказки.Задачи:-Совершенствовать умение согласовывать в предложении прилагательное с существительным.-Активи...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема : « Друзья для Мамонтенка»
Развитие умения составлять рассказы с опорой на модели....
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами триз в старшей группе Тема: «Путешествие в сказку»
Образовательная область: речевое развитие.Тема: «Путешествие по сказкам»Возраст: старшая группаЦель: обобщить представления детей о сказках.Задачи:углублять, расширят...
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами триз в старшей группе Тема: «Путешествие в сказку»
Образовательная область: речевое развитие.Тема: «Путешествие по сказкам»Возраст: старшая группаЦель: обобщить представления детей о сказках.Задачи:углублять, расширят...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему «По сказкам К.И.Чуковского» с детьми 4-5 лет
Цель: Воспитывать культуру речевого общения и интерес к художественной литературе. Задачи:Образовательные:• В игровой форме вспомнить, повторить и закрепить содержание сказок К. И. Чук...
Конспект организованно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Народные праздники на Руси»
Наши предки – русские люди,они жили на Руси – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как?...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для средней группы Тема: пересказ сказки Владимира Сутеева «Цыпленок и утенок».
Цель: учить детей пересказывать сказку.Образовательная область: речевое развитие.Задачи: Формировать у детей самостоятельно близко к тексту пересказывать сказку; Формировать навыки монологической речи...