Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: « Сочинение сказки из жизненной истории с использованием приёма мнемотехники».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
В предложенной образовательной деятельности у старших дошкольников продолжаем развивать связную речь через сочинение сказок с использованием мнемотехники.
Дети вместе с воспитателем отправляются на волшебном поезде в чудесную сказку, которую придумают сами. Чтобы занять места в поезде, ребята должны назвать птицу или животное с заданным звуком ( птицы звук п, животные звук б). Путешествуя на поезде, закрепляют гласные звуки, пропевая их. Приехав на сказочную поляну, отгадывают кто в каких домиках живет, делят слова на слоги. Расшифровывают загадку о собаке, опираясь на мнемотаблицу.. Вместе с щенком играют в весёлую игру, изображая различные эмоции.
Далее ребята превращаются в сказочников и сочиняют сказку "Друг остался без крыши над головой", используя картинки подсказки.Сочиняя сказку, используют все составляющии сказку- зачин, волшебство, концовка.
НОД прошла очень интересно, все ребята принимали участие , вовлекала даже плохо говорящих детей. Сказка получилась калоритной, интересной.
Советую педагогам старших групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytaya_nod_po_rechevomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe_.docx | 28.87 КБ |
kartinki_na_zvki_p_i_b_.docx | 1.06 МБ |
mnemotablitsa_k_skazke.docx | 431.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 пгт Шахтерск
Углегорского городского округа Сахалинской области
ул Мира 18а, тел/факс 33-005, эл.адрес mbdou14shakhtersk@mail.ru
Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе.
Тема: « Сочинение сказки из жизненной истории с использованием приёма мнемотехники».
Воспитатель: Дубоносова Наталья Анатольевна.
Первая квалификационная категория
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.
Тема: «Сочиняем сказку из жизненной истории с использованием мнемотехники»
Цель: развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники.
Задачи:
Учить: сочинять сказку по заданному сюжету с опорой на схему; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения.
Закреплять знание согласных и гласных звуков.
Продолжать учить детей дифференцировать в словах звуки [б] и [п].
Развивать воображение, речевую активность, творческое мышление, фонематический слух.
Воспитывать: умение слушать других детей, взаимодействовать со сверстниками, работать в команде
Предварительная работа: чтение сказок, самостоятельное сочинение сказок,
Оборудование: картинки: поезд, павлин, попугай, пингвин, петух, пеликан, воробей, ворона, бегемот, барсук, белка, баран, зебра, лиса, волк.
Мнемотаблица к загадке «Собака», три домика, лошадь, кошка, собака.
Картинки к сказке «Друг остался без крыши над головой»: будка с щенком, огонь, лес, белка и мох, волк с косточкой, заяц в норе, щенок в норе.
Мультимедийная физминутка «Собачий вальс»
Интеграция образовательных областей: физическое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.
Ход НОД
Звучит волшебная музыка, дети входят в группу.
Воспитатель: Игра «Здравствуйте»
Воспитатель: Здравствуйте ножки!
Дети: Здрав-твуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)
Воспитатель: Здравствуйте ладошки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).
Воспитатель: Здравствуйте щёчки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)
Воспитатель: Здравствуйте губки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)
Воспитатель: Мы с вами поздоровались.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое чудеса? (ответы детей).
Правильно, чудеса это волшебство, загадочность.
Где можешь ты увидеть чудеса?
Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.
Природа дарит тайны нам свои.
Лишь внимательно вокруг ты посмотри.
А где животные, как люди, говорят?
И добрые волшебники там чудеса творят?
Ты ответишь без подсказки.
Ну, конечно, это … (Сказки)
Игра «Сказка, какая?»
Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то. (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то. (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
Воспитатель: Хотите вместе со мной отправиться в путешествие.
А путешествовать отправимся в чудесную сказку, которую мы вместе с вами сейчас и придумаем?
Собирайтесь в путь. Чтобы проверить вашу готовность отправиться в дорогу, давайте проведем небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли вы справляетесь с различными заданиями.
Приём «Мозговой штурм»
- Какими словами начинается сказка?
Дети: Жили - были.
В некотором царстве, в некотором государстве.
За горами, за лесами.
«Не далеко» (не близко)
«В далекие» (старые времена)
«Есть» (на свете…)
«На лесной» (опушке)
- Какими словами она заканчивается?
Дети: Был там пир на весь мир.
Я на том пиру был, мёд и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
3. Какие сказочные герои, которых на самом деле не бывает, встречаются в сказках? (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Русалочка, Кикимора, Леший).
4. Какие волшебные предметы бывают в сказках? (волшебная палочка, клубок, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы).
Воспитатель: Молодцы! Первое испытание прошли. Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса!
А с собой в дорогу мы возьмем хорошее настроение, улыбки и фантазию.
Вы знаете, что на обычном транспорте вы в сказку не попадете.
Предлагаю отправиться на волшебном поезде. Для этого нужно справиться с заданием.
Воспитатель: Перед вами картинки. Это билеты на поезд. Кто на них изображен?
Дети: Животные, птицы.
Воспитатель: В первом вагоне поедут те птицы в названии которых
слышится звук [п], во втором вагоне животные в названии которых
слышится звук [б].
«Слово называйте,
Звук выделяйте,
Место в вагоне занимайте».
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Когда поезд едет по рельсам, что вы слышите?
Дети: Звуки
Воспитатель: Какие звуки бывают?
Дети: Гласные и согласные.
Воспитатель: Чем они отличаются?
Дети: Ответы
Воспитатель: «Наш поезд едет далеко
Ох, дети будет нелегко.
Друг другу не мешайте
Только гласные звуки за мной повторяйте».
Воспитатель: Прибыли мы с вами на сказочную поляну.
Воспитатель: Посмотрите, сколько, много домов. Сколько слогов в слове дом? (ответы детей).
Если из дома слышен лай собаки, чей это дом?
Дети: Собачий.
Воспитатель: Как назвать по - другому собачий дом?
Дети: Конура.
Воспитатель: Сколько слогов в слове конура? (ответы детей).
Воспитатель: Если из дома слышно, как мяукает кошка. Чей это дом?
Дети: Кошачий
Воспитатель: Если слышно ржание лошади. Чей это дом?
Дети: Лошадиный.
Воспитатель: Как можно его назвать по - другому?
Дети: Конюшня.
Воспитатель: Сколько слогов в слове конюшня?
Воспитатель: Назовите этих животных одним словом.
Дети: Домашние.
Воспитатель: Ребята перед вами таблица, в ней зашифрована загадка о животном. Вы должны вспомнить и рассказать загадку. которая подходит к этой таблице.
Дети рассматривают мнемотаблицу к загадке «Собака»
«С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком»
Воспитатель: Молодцы! Расшифровали таблицу. Это собака
Сейчас я предлагаю вам вспомнить стихотворение и поиграть.
Пёс весёлый лает громко (Дети произносят слова громко и весело, с радостным выражением лица).
«Гав, гав, гав» всем говорит. (Громко произносят слова).
Без хозяина скучает (Делают грустное выражение лица, произносят тихо, грустным голосом, опустив голову и плечи).
И тихонечко скулит:
«У-у-у, у-у-у, у-у-у, ууу!» (Произносят интонационно окрашенным голосом, поворачивая голову то в правую, то в левую сторону).
Вот хозяин пса вернулся - Поднимают голову и расправляют плечи.
Пес как будто улыбнулся. Улыбаются.
Он хвостом виляет,
Хозяина встречает! Показывают движением руки вправо-влево, как пес виляет хвостом.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно сказать, что собака - друг человека? Почему? (ответы детей)
Вы хотите быть сказочниками? Но чтобы стать сказочником и начать придумывать сказку надо одеть вам вот это колпак сказочника.
Чтобы вам было легче придумывать сказку на столах лежат герои из сказок, вот с их участием мы будем придумывать сказку.
Давайте я вам помогу придумать начало, для этого я надену колпак сказочника
Сейчас я предлагаю вам самим сочинить сказку. «Друг остался без крыши над головой». Не забывайте соблюдать структуру сказки: начало, волшебная вещь, или сказочные звери и конец.
Начало сказки (зачин) « Жил-был пёс. У него был большой, просторный, светлый дом. Но вот однажды……..» .
Что могло случиться с щенком? Кого он мог встретить? Кто ему поможет? Как он найдёт новый дом?
Вы можете немного подумать, пока играет музыка, выбрать героев и поделиться новой сказкой.
Дети рассказывают сказку по цепочке.
Интересная сказка получилась у нас. Чему учит ваша сказка? (наша сказка учит: всегда приходить на помощь друг к другу, помогать в беде, быть щедрыми).
Щенку очень понравилась ваша сказка, он столько много нашёл друзей. Приглашает вас на вальс.
Физминутка «Собачий вальс»
Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Как она называлась? .
И мы с вами как всегда говорим: «Вот и сказке конец. А кто слушал молодец».
- А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться?
Садимся на поезд и отправляемся.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» в старшей группе детского сада на тему: «Русская народная сказка «Сивка-бурка» (рассказывание). А.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (заучивание)».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада на тему: "Русская народная сказка "Сивка-бурка" (рассказывание ). А. Пушкин "У Лукоморья дуб з...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. Тема «Домашние животные»
Задачи:1) Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных; падежное согласование существительных; употребление творительного падежа имен существительных; ...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе тема : «Составление рассказа о собаках» с использованием ИКТ
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема. Составление описательного рассказа о собаке при помощи схемы.Задачи.1.Закреплять знания детей ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по Речевому развитию в старшей группе по теме: «Весенняя Сказка» с использованием СИНКВЕЙН- технологии
Использование методики составления синквейна при анализе литературного произведения....
Конспект организованно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Домашние животные» («Килти черчунсем») (ознакомление с чувашским языком)
Тема: «Домашние животные» («Килти черчунсем»)(ознакомление с чувашским языком)...
Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие на остров с использованием ИКТ»
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.Задачи:Воспитательные:- воспитывать чувство сопереживания и эмоциональную отзывчивость.- воспитывать умение добиваться поставленных цел...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке» с использованием технологии ТРИЗ.
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке» с использованием технологии ТРИЗ. Задачи:Воспитательные.- В...