КОНСПЕКТ Открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание сказки по сюжетным картинкам»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Романюк Людмила Владимировна

Программное содержание:

1.РРазвивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.

2.Уточнить и закрепить знания детей русских народных, авторских сказок и сказок народов мира.

3.Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие на картине, и последующие.

4.Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени множественного числа, побуждать детей использовать в сказке диалогическую речь.

5.Упражнять детей в умении заканчивать предложение, начатое  педагогом, в рифму. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx565.47 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                               141613, Московская область,                    

                                                                                               г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                         fediukina.nadejda2012@yandex.ru


КОНСПЕКТ

Открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему:

«Рассказывание сказки по сюжетным  картинкам»

 

 

 

 Воспитатель:

Романюк Людмила Владимировна

г.Клин

24.10.2017г.

Программное содержание:

1.Развивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.

2.Уточнить и закрепить знания детей русских народных, авторских сказок и сказок народов мира.

3.Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие на картине, и последующие.

4.Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени множественного числа, побуждать детей использовать в сказке диалогическую речь.

5.Упражнять детей в умении заканчивать предложение, начатое  педагогом, в рифму. 

Материал: Четыре сюжетных картинки для демонстрации, книги со сказками - авторские и русские народные.

Литература: О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду», 1998г, Москва.

Предварительная работа:

Рассказывание по картинкам,  составление описательных рассказов по игрушке или предметам, чтение и рассказывание детям русских народных сказок, сказок народов мира и авторских сказок, драматизация сказок в часы досуга.

Ход занятия.

 Дети сидят полукругом перед двумя мольбертами, на которых стоят 4 закрытых картинки. Я  говорю:

  Ребята, отгадайте, про что я сейчас загадаю  загадку:

 Их любят взрослые и дети,

В них происходит все на свете:

И чудеса и волшебство,

В них побеждает зло добро.

Их мамы читают детишкам  на ночь

После чего закрываются глазки

И снятся всю ночь ребятишкам…? (сказки)

  Правильно, сказки, и  сегодня мы поговорим о сказках. Как вы думаете, кто сочиняет сказки?

Ответы детей (народ, сказочники) уточняю.

   Если сказку сочинил народ, то, как мы ее называем? (Народная)

  А если сказку сочинил один человек? Как мы ее назовем? (Авторская сказка)

  Назовите, каких авторов-сказочников вы знаете?  Какие сказки они написали? Посмотрите на мольберт и скажите, где авторские сказки? Где русские народные?

Ответы детей уточняю и исправляю (К.Чуковский, А.С.Пушкин, Шарль Перро, братья Гримм и др.).

 Назовите русские народные сказки.

Дети перечисляют сказки.

 Какими словами начинаются русские народные сказки? («Жили - были», «в некотором царстве, в некотором государстве...»)

 Какими словами они заканчиваются? («Жили долго и счастливо», «стали жить-поживать и добра наживать», «и я там был, мед-пиво пил», «вот и сказке конец, а кто слушал - молодец»).

 Скажите,  чем отличается сказка от рассказа?

Ответы детей уточняю:

-В сказках звери разговаривают, думают, в сказках происходят чудеса, волшебство, в сказках есть выдуманные персонажи баба-яга, водяной, леший, кикимора и др.

Далее я открываю 1 сюжетную картинку на мольберте и говорю:

 Сегодня мы будем с вами сказочниками и придумаем свою сказку, но придумаем все вместе. Посмотрите на эту картинку и скажите, о ком мы будем сочинять сказку. Кого вы видите на картинке?

Дети перечисляют, кого они видят на картинке.

 Где живут звери? (В лесу)

 В каком лесу живут звери? (Густом,  зеленом, светлом, дремучем и

т.д.).

 Какое время года, время суток вы видите? (Лето, день).

 Какой день на картинке, как вы думаете? (Солнечный, летний, теплый, ясный).

 Как вы догадались, что это солнечный, ясный день? (Тень от деревьев, со стороны солнца деревья светлее, трава и листья светло- зеленые).

 Мы с вами выяснили, что на картине изображены разные звери. Какой еж? Заяц? Медвежонок? Белка? и др. (Описание внешности зверей).

 С каких слов мы начнем придумывать сказку?

 Как вы думаете, что было до события, изображенного на картине? (Если дети затрудняются, я наводящими вопросами помогаю детям.).

 В одном густом, зеленом лесу жили-были белка, еж, заяц, медвежонок. (Жили-были разные звери.) Жили они дружно.

 Однажды в летний, солнечный, теплый день собрались друзья вместе и ...

 Что было дальше, как вы думаете?

(Ответы детей)

Я открываю вторую картинку, и дети продолжают начатую сказку по сюжету второй картинки.

Затем я открываю третью картинку, и уже другие дети продолжают сюжет сказки.

Если дети затрудняются во время рассказывания, я помогаю наводящими вопросами:

 Что делает каждый из друзей?

 Что случилось с одним из героев сказки?

 Как  помогла белка (заяц, медвежонок, мышка), попавшему в беду, ежику?

Далее я спрашиваю:

 Чем закончилась сказка? (Высказывания детей)

 Молодцы, вы придумали свой конец сказки, а вот как она закончилась у нас на картинах, узнаем после игры.

Физминутка.

Игра «Совушка - сова» или «День-ночь».

После физминутки открываю четвертую картину и предлагаю рассмотреть ее, затем по ней придумать завершение сказки.

 Чем закончилась сказка на наших картинках?

Ответы детей обобщаю.

 Что помогло всем зверям  спасти ежика? (Дружба).

 Мы с вами придумали сказку, а как мы ее назовем?

 Ответы детей: «Звериная дружба»,  «Спасение ежика» и др.

Далее дети, которые не рассказывали, рассказывают всю  сказку от начала до конца (3 человека).

Я оцениваю сказки вместе с детьми:

 Чья сказка понравилась больше всех? Почему?

Затем,  указываю на ошибки и хвалю всех детей, особенно тех, у кого были удачные речевые обороты, интересный эпизод, интересное начало сказки и ее концовка.

-Мы с вами еще не раз будем сочинять и сказки, и рассказы. А позже мы нарисуем сюжеты нашей сказки, которые вам больше всего понравились и сделаем альбом с иллюстрациями к сказке.

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение в рифму».

Я буду читать предложения, а вы закончите его.

        1.Заболела эта книжка,

            Изорвал ее ... (мальчишка, парнишка)

        2.Взяли мы разные маски,

           Чтобы показывать ... (сказки)

        3.Пышный хвост - ее краса,

Это - хитрая ... (лиса)

        4.Песни поем веселые, хороводные,

А сказки любим ... (русские, народные)

         5.А еще мы любим сказки поэтов.

Они в стихах, все знают ... (об этом)

         6.Хоть зима, хоть весна,

Вся в иголках ... (сосна)

Молодцы! Хорошая у вас получилась рифма, мы еще потренируемся и будем сами сочинять стихи.

На этом занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Рассказывание сказки по сюжетным картинкам"

В конспекте  рассказыванию детьми сказки предшествует беседа о сказках: русских народных и авторских. Закрепление у детей знаний имен авторов-сказочников. Уточнение, какие сказки называются народ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа»

Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, развивать мелкую маторику. Совершенствовать навыки изменять имена существительные по числам и родам, по падежам. Умение составлять предложения по серии ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Сказка в гости к нам приходит»  Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Сад, Фрукты"

Цели: Закрепление представлений о фруктах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Сад. Фрукты”. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, воспитание ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Волшебный самолёт».

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе. Занятие-путешествие по контитнентам нашей планеты....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая шкатулка».

Конспект открытого занятия по развитию речи "Звуковая шкатулка". Занятие направлено на формирование слухового восприятия звуков окружающего мира....