конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Рассказывание сказки по сюжетным картинкам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
В конспекте рассказыванию детьми сказки предшествует беседа о сказках: русских народных и авторских. Закрепление у детей знаний имен авторов-сказочников. Уточнение, какие сказки называются народными и авторскими. Для привлечения внимания детей к теме занятия была использована загадка, придуманная автором конспекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_porazvitiyu_rechi.doc | 108.91 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
занятия по развитию речи
в старшей группе на тему:
«Рассказывание сказки по сюжетным
картинкам»
Программное содержание:
- Развивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.
- Уточнить и закрепить знания детей русских народных, авторских сказок и сказок народов мира.
- Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие на картине, и последующие.
- Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени множественного числа, побуждать детей использовать в сказке диалогическую речь.
5.Упражнять детей в умении заканчивать предложение, начатое педагогом, в рифму.
Материал: Четыре сюжетных картинки для демонстрации, книги со сказками - авторские и русские народные.
Литература: О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду», 1998г, Москва.
Предварительная работа:
Рассказывание по картинкам, составление описательных рассказов по игрушке или предметам, чтение и рассказывание детям русских народных сказок, сказок народов мира и авторских сказок, драматизация сказок в часы досуга.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом перед двумя мольбертами, на которых стоят 4 закрытых картинки. Я говорю:
- Ребята, отгадайте, про что я сейчас загадаю загадку:
Их любят взрослые и дети,
В них происходит все на свете:
И чудеса и волшебство,
В них побеждает зло добро.
Их мамы читают детишкам на ночь
После чего закрываются глазки
И снятся всю ночь ребятишкам…? (сказки)
- Правильно, сказки, и сегодня мы поговорим о сказках. Как вы думаете, кто сочиняет сказки?
Ответы детей (народ, сказочники) уточняю.
- Если сказку сочинил народ, то, как мы ее называем? (Народная)
- А если сказку сочинил один человек? Как мы ее назовем? (Авторская сказка)
- Назовите, каких авторов-сказочников вы знаете? Какие сказки они написали? Посмотрите на мольберт и скажите, где авторские сказки? Где русские народные?
Ответы детей уточняю и исправляю (К.Чуковский, А.С.Пушкин, Шарль Перро, братья Гримм и др.).
- Назовите русские народные сказки.
Дети перечисляют сказки.
- Какими словами начинаются русские народные сказки? («Жили - были», «в некотором царстве, в некотором государстве...»)
- Какими словами они заканчиваются? («Жили долго и счастливо», «стали жить-поживать и добра наживать», «и я там был, мед-пиво пил», «вот и сказке конец, а кто слушал - молодец»).
- Скажите, чем отличается сказка от рассказа?
Ответы детей уточняю:
-В сказках звери разговаривают, думают, в сказках происходят чудеса, волшебство, в сказках есть выдуманные персонажи баба-яга, водяной, леший, кикимора и др.
Далее я открываю 1 сюжетную картинку на мольберте и говорю:
- Сегодня мы будем с вами сказочниками и придумаем свою сказку, но придумаем все вместе. Посмотрите на эту картинку и скажите, о ком мы будем сочинять сказку. Кого вы видите на картинке?
Дети перечисляют, кого они видят на картинке.
- Где живут звери? (В лесу)
- В каком лесу живут звери? (Густом, зеленом, светлом, дремучем и
т.д.)
- Какое время года, время суток вы видите? (Лето, день)
- Какой день на картинке, как вы думаете? (Солнечный, летний, теплый, ясный)
- Как вы догадались, что это солнечный, ясный день? (Тень от деревьев, со стороны солнца деревья светлее, трава и листья светло- зеленые)
- Мы с вами выяснили, что на картине изображены разные звери. Какой еж? Заяц? Медвежонок? Белка? и др. (Описание внешности зверей).
- С каких слов мы начнем придумывать сказку?
- Как вы думаете, что было до события, изображенного на картине? (Если дети затрудняются, я наводящими вопросами помогаю детям.)
- В одном густом, зеленом лесу жили-были белка, еж, заяц, медвежонок. (Жили-были разные звери.) Жили они дружно.
- Однажды в летний, солнечный, теплый день собрались друзья вместе и ...
- Что было дальше, как вы думаете?
(Ответы детей)
Я открываю вторую картинку, и дети продолжают начатую сказку по сюжету второй картинки.
Затем я открываю третью картинку, и уже другие дети продолжают сюжет сказки.
Если дети затрудняются во время рассказывания, я помогаю наводящими вопросами:
- Что делает каждый из друзей?
- Что случилось с одним из героев сказки?
- Как помогла белка (заяц, медвежонок, мышка), попавшему в беду, ежику?
Далее я спрашиваю:
- Чем закончилась сказка? (Высказывания детей)
- Молодцы, вы придумали свой конец сказки, а вот как она закончилась у нас на картинах, узнаем после игры.
Физминутка.
Игра «Совушка - сова» или «День-ночь».
После физминутки открываю четвертую картину и предлагаю рассмотреть ее, затем по ней придумать завершение сказки.
- Чем закончилась сказка на наших картинках?
Ответы детей обобщаю.
- Что помогло всем зверям спасти ежика? (Дружба)
- Мы с вами придумали сказку, а как мы ее назовем?
- Ответы детей: «Звериная дружба», «Спасение ежика» и др.
Далее дети, которые не рассказывали, рассказывают всю сказку от начала до конца (3 человека).
Я оцениваю сказки вместе с детьми:
- Чья сказка понравилась больше всех? Почему?
Затем указываю на ошибки и хвалю всех детей, особенно тех, у кого были удачные речевые обороты, интересный эпизод, интересное начало сказки и ее концовка.
-Мы с вами еще не раз будем сочинять и сказки, и рассказы. А позже мы нарисуем сюжеты нашей сказки, которые вам больше всего понравились и сделаем альбом с иллюстрациями к сказке.
-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение в рифму».
Я буду читать предложения, а вы закончите его.
1.Заболела эта книжка,
Изорвал ее ... (мальчишка, парнишка)
2.Взяли мы разные маски,
Чтобы показывать ... (сказки)
3.Пышный хвост - ее краса,
Это - хитрая ... (лиса)
4.Песни поем веселые, хороводные,
А сказки любим ... (русские, народные)
5.А еще мы любим сказки поэтов.
Они в стихах, все знают ... (об этом)
6.Хоть зима, хоть весна,
Вся в иголках ... (сосна)
Молодцы! Хорошая у вас получилась рифма, мы еще потренируемся и будем сами сочинять стихи.
На этом занятие закончилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием опорных схем
Программное содержание: Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова. Формировать...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Рассказывание по картине "Ежи" с использованием опорных схем»
Цель данного учебного материала - помочь учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова.Формир...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием икт.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием икт.Программное содержание: Помочь ...
КОНСПЕКТ Открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание сказки по сюжетным картинкам»
Программное содержание:1.РРазвивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.2.Уточнить и закрепить знания детей русских народных, ав...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание по картинке «Кошка с котятами».
Формировать у детей умение составлять небольшой сюжетный рассказ по картине (подвести к рассказыванию событий, предшествующих нарисованному сюжету; рассказать события, изображенные на картинке; уметь ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»....
конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием опорных схем
Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения;четко проговаривать слова.Формировать умение связно, последовательно описыв...